Мастер-класс
«Проекты и исследования»
I.Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся имеют собственный смысл и особую ценность для образовательного процесса.
В рамках нового федерального государственного образовательного стандарта реализуется систем-но-деятельностный подход. То есть каждый урок и каждое внеурочное мероприятие по предмету создают условия для развития ученика . Основная цель этого подхода – воспитание личности, раз-витие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, в рамках этого подхода на уроках мы реализуем полюбившиеся нам методы обучения - метод проектов и исследовательский метод. Уже далеко не первый год мы работаем по новому стандарту. В процессе подготовки педагогов к работе по новым стандартам сложилась непростая ситуация. Информирование остается по-прежнему недостаточно: значительная часть учителей не особенно охотно воспринимает инновационный характер ФГОС нового поколения . Мы ищем, пробуем, ошибаемся, осмысляем ошибки, начинаем поиск снова и снова. И одной из таких ошибок является то, что часто мы начинаем путать эти 2 метода.Мастер-класс
«Проекты и исследования»
I.Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся имеют собственный смысл и особую ценность для образовательного процесса.
В рамках нового федерального государственного образовательного стандарта реализуется систем-но-деятельностный подход. То есть каждый урок и каждое внеурочное мероприятие по предмету создают условия для развития ученика . Основная цель этого подхода – воспитание личности, раз-витие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, в рамках этого подхода на уроках мы реализуем полюбившиеся нам методы обучения - метод проектов и исследовательский метод. Уже далеко не первый год мы работаем по новому стандарту. В процессе подготовки педагогов к работе по новым стандартам сложилась непростая ситуация. Информирование остается по-прежнему недостаточно: значительная часть учителей не особенно охотно воспринимает инновационный характер ФГОС нового поколения . Мы ищем, пробуем, ошибаемся, осмысляем ошибки, начинаем поиск снова и снова. И одной из таких ошибок является то, что часто мы начинаем путать эти 2 метода.
Мастер-класс Проекты и исследования .docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Азнакаево»
Азнакаевского муниципального района
Республики Татарстан
Мастеркласс
«Проекты и исследования»
Муниципальный конкурс
«Лучшая методическая служба»
Выступила:
Зиновьева Н.М.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 2 г. Азнакаево» Азнакаево РТ
Март 2016
Мастеркласс
«Проекты и исследования»
I.Учебноисследовательская и проектная деятельность учащихся имеют собственный смысл и
особую ценность для образовательного процесса.
В рамках нового федерального государственного образовательного стандарта реализуется системно
деятельностный подход. То есть каждый урок и каждое внеурочное мероприятие по предмету
создают условия для развития ученика . Основная цель этого подхода – воспитание личности,
развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, в
рамках этого подхода на уроках мы реализуем полюбившиеся нам методы обучения метод
проектов и исследовательский метод. Уже далеко не первый год мы работаем по новому стандарту.
В процессе подготовки педагогов к работе по новым стандартам сложилась непростая ситуация.
Информирование остается попрежнему недостаточно: значительная часть учителей не особенно
охотно воспринимает инновационный характер ФГОС нового поколения . Мы ищем, пробуем,
ошибаемся, осмысляем ошибки, начинаем поиск снова и снова. И одной из таких ошибок является
то, что часто мы начинаем путать эти 2 метода.
Побывав на курсах повышения квалификации в г. Набережные Челны в феврале месяце этого года, я
для себя сделала определённые выводы в отношении этих вопросов.
1. По определению
Проект это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми
комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда,
изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной
презентации".
Проект – это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какоголибо объекта, вида
деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает
путь к его получению.
Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов
познавательной деятельности человека.
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не
предполагает создания какогонибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или
прототипа. Исследование это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов
познавательной деятельности.
Исследование поиск истины или неизвестного, а проектирование решение определенной, ясно
осознаваемой задачи.
2. По цели
Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.
Цель исследовательской деятельности уяснения сущности явления, истины, открытие новых
закономерностей и т.п.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в
случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае
проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
3. По наличию гипотезы
Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую
проверку.
Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
4. По этапам исследования
Основные этапы проектной деятельности:
• Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия
проекта;
• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор
способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту,
составление плана работы, распределение обязанностей;
• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
• Подготовка и защита презентации;
• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Этапы исследования:
1. Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы. Выдвижение гипотезы.
2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
3. Определение объекта и предмета исследования. Выбор методов и методики проведения
исследования.
4. Описание процесса исследования.
5. Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных
результатов.
1.Выбор образовательной области и тематики детского исследования
2.Постановка целей и задач исследования
3.Подбор и освоение методики исследования
4.Сбор и обработка материала
5.Анализ и выводы
6.Презентация результатов
5. По продукту
Проект – это замысел, план, творчество по плану.
Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко
определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата.
Проектная деятельность всегда предполагает составление четкого плана проводимых изысканий,
требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их
проверку в соответствии с четким планом и т.п.
Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Исследование это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда
знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие.
Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не регламентированной
какимилибо внешними установками, она более гибкая, в ней значительно больше места для
импровизации.
При организации любой деятельности необходимо учитывать возрастные особенности школьников,
создавать условия для их развития.
II.Основные типы творческих работ учащихся, организуемых проектным методом .
Реферативные
Экспериментальные (лабораторно практические).
Описательнонатуралистические
Проектные
Исследовательские
III.Тема БЕЛКА. Сбор и представление информации по избранной теме.
Реферат
Проект
Эксперимент
Описательно натуралистическая Исследование
IV.Реферат «Белка»
Читаем источники и составляем рассказ:
а) Облик белки
б) Местообитания
в) Питание
г) Жизненный цикл
д) Роль в биоценозе и экосистеме
V.Проект: «Защитим белку от браконьеров!»
Методы решения:
1. Изучение поголовья белок.
2. Выяснение оптимальной численности в данном природном комплексе.
3. Знакомство с мерами борьбы с браконьерами.
4. Создание плана действий по защите белки.
VI.Эксперимент. «Наилучшее питание для белки в неволе»
Контроль – только орехи, семена хвойных, грибы.
Эксперимент: две группы с разной долей мясной пищи
VII.Описательнонатуралистическая. «Внегнездовое поведение белки»
Метод: непрерывное наблюдение и запись.
VIII.Исследовательская работа
Причины резких колебаний численности белки.
Версии:
болезни
урожайность хвойных
поголовье хищников
климатические колебания
IX.Учебноисследовательская деятельность:
творческий процесс взаимодействия учителя и учащихся по поиску решения (или понимания)
неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей,
результатом которой является развитие исследовательской позиции к миру, другим и самому себе, а
также или расширение мировоззрения
Проектная деятельность
специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс
действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта
X.Этапы работы
Исследование
1.Выбор образовательной области и тематики детского исследования
2.Постановка целей и задач исследования
3.Подбор и освоение методики исследования
4.Сбор и обработка материала
5.Анализ и выводы
6.Презентация результатов
Проект
1.Поисковый этап
2.Аналитический этап
3.Практический этап 4.Презентационный этап
5.Контрольный этап
XI.Формы организации исследовательской деятельности
1.Элементы исследования в рамках базовых учебных курсов
2.Элементы исследования в пространстве урока
3.Специальные курсы, направленные на развитие исследовательских способностей
4.Исследовательские специализации
5.Индивидуальные исследовательские работы
6.Выездные исследовательские школы
7.Проблемные семинары и круглые столы
8.Конференции исследовательских работ учащихся
9.Конкурсы исследовательских работ учащихся
10.Школьное научное общество
11.Экспедиции и выезды
:// edugalaxy
. intel
. ru. Образовательная галактика
XII. А здесь я даю вам ссылку на сайт https
ИНТЕЛ. На этом сайте можно пройти Онлайн курсы программы Intel® «Обучение для будущего» из
серии «Элементы» будут полезны учителям, работающим по новым образовательным стандартам
(ФГОС). Содержание курсов позволяет учителям приобрести необходимые компетенции для
формирования у учащихся универсальных учебных действий.
Построение курсов позволяют слушателям самостоятельно планировать график занятий без каких
либо особых условий (обучение происходит самостоятельно или при поддержке фасилитатора). В
процессе обучения виртуальные учителя помогают участникам курсов освоить изучаемую
программу.
После прохождения обучения Вам будет предложено пройти тестирование и получить сертификат
об окончании курса.
XIII. Какой не должна быть тема исследования?
Информационной:
«Где на земном шаре самое снежное место?»
«Почему у кактуса нет листьев?»
Тривиальной: «Почему карандаш пишет, а палка нет?»
Слишком широкой:
«Предпочтения в еде», «Составление букета»
«Почему человек болеет?»
Неясной, неконкретной: «Сколько родственников у земли?»
Слишком дидактичной, «урочной» «Окончания множественного числа существительных»
Слишком сложной для этого возраста
«Почему у людей разный цвет кожи?»
XIV.ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП: продукт
видеофильм, альбом, барометр, компьютерная газета, бюллетень, зимний сад, альманах, сварочный
аппарат, сайт, костюм, исковое заявление, письмо главе местной администрации, макет, словарь,
электромагнит, атлас, воздушный змей, передвижная выставка, экспозиция музея, генеалогическое
древо, электродвигатель, сбор лекарственных трав, действующая фирма, карта, коллекция, игра,
модель, справочник, сценарий, экскурсия, музыкальное произведение, дневник путешествия,
путеводитель, праздник, прогноз…
XV.ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП: форма
выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожурнал, демонстрация видеофильма, дегустация,
рекламная акция (реклама), демонстрация моделей, деловая игра, игра с залом, прессконференция,
ролевая игра, соревнования, телепередача, экскурсия, отчет
Вывод. Исследовательский метод предполагает сбор информации, их анализ научными методами, в процессе
чего у учащихся формируется углубленное понимание предмета. Метод включает в себя поиск
подходящих решений проблемных вопросов с использованием навыков проведения исследования.
Исследовательский метод обучения не всегда предполагает применение метода проектов, хотя
навык исследования часто используют в работе над проектами.
Метод проектов – это конструктивистский подход к обучению. Ученики работают над открытыми
проектами и задачами. Обучение ориентировано на учащегося, учитель выступает как помощник. В
течение длительного периода ученики работают в группах, ищут источники информации и работают
над собственными проектами.
Разработка проекта может требовать решения задач, но сам проект не всегда сфокусирован на
проблеме. Проекты могут основываться на исследовании, но они не всегда предполагают
формирование навыка исследования.
В заключение хочу предложить вашему вниманию проектную работу ребят моего класса по теме
«Наши родные – участники Великой Отечественной войны» и исследовательскую работу ребят
нашей школы по теме «Экология почвы. Влияние состава лесной и городской почвы на рост
растений»
Мастер-класс «Проекты и исследования»
Мастер-класс «Проекты и исследования»
Мастер-класс «Проекты и исследования»
Мастер-класс «Проекты и исследования»
Мастер-класс «Проекты и исследования»
Мастер-класс «Проекты и исследования»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.