Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"
Оценка 5

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
география
Взрослым
07.11.2017
Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"
мастер класс.docx
Известно, что единственный путь к познанию – это деятельность” Бернард Шоу. География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями,  позволяющими развивать такие качества личности, как искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи, склонность к самореализации. Но как  сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый  из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися  знаниями и опытом? Решение этой проблемы вызвало необходимость  применения новых подходов и технологий в общеобразовательной школе. Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного  мастер­класса: познакомить с элементами, методами и приемами развития  исследовательской деятельности обучающихся в процессе изучения  географии, а также познакомить с приемами вовлечения обучающихся в  исследовательскую деятельность. ­  Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться  глазами.  Упражнение «Поздоровайся глазами» ­ это один из активных приемов. Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между  учениками. ­ Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер­класс с этого  упражнения. ­ Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а  молча ­ глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас  сегодня настроение. ­ Спасибо! Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер­класса ­Для выяснения  ожиданий и опасений учащихся от урока можно  использовать следующий метод: Метод «Фруктовый сад» Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на  каждом из них деревом.   ­ Одно дерево у нас «Яблоня», оно будет выражать ваши ожидания, второе –  «Лимонное дерево» ­ выражает ваши опасения по теме мастер­класса. (Обучающимся раздаются  заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и  лимоны).(Слайд 3) ­ Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от  мастер­класса, а опасения на лимонах. ­ Учителю этот  метод позволит лучше понять класс и каждого ученика,  полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении  уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно­ ориентированного подхода.  Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими  образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы  педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.   ­ Готовы наши участники. Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).   ­ Итак, определимся с понятием «исследовательская деятельность». ­ Для этого применим метод  «Инфо­угадай­ка». Цели метода: представление нового материала, структурирование материала,  оживление внимания обучающихся. (Слайд 4) .Он  применяется при работе в  парах, группах. ­ У вас на столах лежат рабочие листы, на которых должна быть обозначена  проблема, которую мы сегодня решаем. Итак, вспомним, какая проблема  решается сегодня в нашей Мастерской? (Ответы) ­Проблема «Развитие исследовательской деятельности обучающихся на  уроках». Рабочий лист  разделён на сектора. Сектор 1 – «понятие». ­  Подумайте в паре и попробуйте назвать  ключевое понятие.(Ответы  педагогов – развитие исследовательская деятельность). ­ А что же такое? (Ответы) ­ Это система приемов и методов, которая обеспечивает активность и  разнообразие мыслительной и исследовательской деятельности учащихся.   ­Запишите.(система приемов и методов, которая обеспечивает активность и  разнообразие мыслительной и исследовательской деятельности учащихся)   Сектор 2 – этапы урока РИД. ­На каких этапах урока можно применять данные приемы и методы? (Ответы  педагогов) ­ Развитие исследовательской деятельности обучения применяются на всех  этапах урока.(Организация класса, проверка домашнего задания, постановка  целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока,  релаксация). ­ Для каждого этапа урока используются свои приемы и методы,  позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока. Сектор 3 – приемы и методы РИД. ­ Мы уже познакомились с  некоторыми  видами методов, перечислите их и  запишите. К этому сектору мы вернёмся в течении нашего мастер­класса и  заполним его до конца. («Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад», «Мозговой штурм», «Инфо­ угадай­ка») Сектор ­4. Цели  РИД. ­Запишите. (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных  навыков, учебно­информационных и учебно­организационных умений, умение  получать новую информацию , подготовка и защита научно­исследовательских работ) ­Мы видим, что приемы и методы РИД ставят ученика в новую позицию, когда  он перестаёт быть пассивным и  становится активным участником  образовательного процесса. ­ Задача современного учителя – подготовить ученика, умеющего  ориентироваться в любой ситуации. Речь идет о способности учащихся  к  творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений,  инициативности. ­ Попробуем воплотить это практически. ­ Я предлагаю вам, уважаемые участники, посетить турагенство   ____________ и в рамках реальной ситуации попробовать решить данную  проблему. ­ Итак, добро пожаловать. Сегодня у нас для вас есть несколько уникальных  предложений, ведь в каждой стране есть что­то свое, своя изюминка. ­ Представьте себя жителями, например ЮАР, которые выбирая маршрут  для туристической поездки, увидели клип о стране с незнакомым названием  Россия (Клип «У моей России»). ­ Что могло  удивить вас – жителей Южной Африки, ­  в  клипе о нашей  стране? Мнения… ­ Образ России  для иностранца – это что? Что вы видите? (Ответы: матрешка, березка, медведь, нефть) ­ Замечательно! А какими ещё  природными особенностями, рекордами и   чудесами  мы – россияне  можем  заинтересовать  иностранных туристов? Мнения …. ­ У вас есть сейчас прекрасная возможность  блеснуть эрудицией! Предлагаю прием «Самое, самое» 1. Самое глубокое озеро России? (Байкал) 2. Самая большая по площади природная зона? (Тайга) 3. Самые высокие горы России? (Кавказ) 4 Самые крупный остров у восточных берегов России? (Сахалин) ­ Один древний философ не уставал твердить: «Все, что приходит на ум,  обдумывай дважды и трижды...» Только я боюсь, что выбирать ответы вам  сегодня придется очень быстро. ­ Внимание на экран: о какой стране идет речь? (на слайдах музыка и образ  страны) 1. Франция. 2. США. 3. Германия. 4. Турция. 5. Египет. 6. Англия. ­ А как вы создаете эмоциональный настрой на ваших уроках? ­ Этот прием называется «Лови подсказку» ­Уважаемые участники, запишите в третий сектор еще новые приемы и  методы, которые могут быть применимы также для  РИД. ­ Мы с вами прошли такой этап как индукция. Это важная составляющая часть в саморазвитии личности. ­Что может выступать в роли индуктора? (слова, предмет, звук) ­ Индуктор должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его  интересов и через период незнания прийти к открытию; присоединить к  имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. ­Вернемся в наше агентство. ­Внимание на слайд: сегодня наше агентство готово представить несколько  туров. (на слайде названия стран) ­На экране будут представлены города, которые вы сможете посетить, а вы  соответственно назовете страну. 1. Лион, Ницца, Руан – Франция. 2. Чикаго, Нью­Йорк, Майами – США 3. Гамбург, Бремен, Берлин – Германия ­ Уважаемые коллеги, мы с вами успешно справились с этапом  самоконструкции, который был организован при помощи приема «Помню  все». Этот прием способствует формированию универсальных учебных  действий и водворению необходимой информации из долговременной памяти. ­Я на уроках географии могу использовать этот прием следующим образом:  слово­объект. ­ А как вы можете его использовать на своих предметах? (анг. яз.: слово­ перевод). ­ На пике мотивации мы переходим к этапу социоконструкции. ­ Вы, наверное, слышали, что «риск — благородное дело»? Наше агентство готово предложить три варианта путешествия – три тура в те  страны, которые вы видите на экране. Вам выпал шанс совершить  путешествие в одну из этих стран. Выберите карточку с названием той  страны, в которую вы отправитесь. Пожалуйста! (Участники вытаскивают карточки, таким образом, формируется три группы) 1 группа – Франция 2 группа – США 3 группа – Германия ­ Такой прием «Выбор» используется при делении класса на  исследовательские группы. ­Запишите название приема в третий сектор. ­ Задача каждой группы выбрать название города, куда они отправятся и  те  объекты, которые они вместе посетят в течении тура. (Участники работают в группах с помощью р.л. №2) ­ А пока вы думаете, я вас оставлю на минутку, чтобы пообщаться с другими  нашими потенциальными клиентами. ­ В настоящее время наши участники находятся на этапе развития. Этот этап  характеризуется резким превращением знаний: получение информации,  противоречие, т.к нужно прийти к единому мнению: мое – и  другое. Я ­ группа Я – информация Группа­ группа. ­ Однажды у Аристотеля спросили: Как преуспеть ученикам? «Догонять тех,  кто впереди, и не ждать тех, кто позади», — быстро ответил тот. И был,  конечно же, прав! Поэтому мы двигаемся вперед и только вперед! ­ Как же удалось участникам договориться. (Ответы групп) ­Вы успешно справились с этапом социализация и афиширование. ­Работа в нашей Мастерской подходит к концу, и мы подошли к очень  важному этапу – рефлексии. ­Уважаемые участники, проведите самооценку своей работы в группе:  выберите тот цвет авиабилета, который соответствует вашей оценке. Прием  «Могу больше» Красный – мы легко нашли общее решение; Зеленый – мы с трудом нашли общее решение; Синий – мы не пришли к общему мнению. ­Этот  прием называется «Могу больше», применяемый в организации  рефлексионной деятельности . Это богатейший материал для рефлексии  самого учителя, для усовершенствования им конструкции урока, для  дальнейшей работы. ­Уважаемые участники! Спасибо за работу, а нам пора подвести итог нашей  мастерской. ­ Вернёмся к  «Фруктовому саду». Вспомните, какие ожидания и опасения  были у вас в начале мастер­класса.  Определите для себя, оправдались ли  они. (Ответы участников) ­Спасибо!   ­Вы согласитесь, что участники сами принимали решение, сами оценивали  свою деятельность, сами выбирали маршрут т.е. они самосовершенствовались с помощью приемов и методов, применяемых для РИД. Таким образом, мы видим насколько широки возможности самой интересной,  познавательной, увлекательной, поучительной науки ГЕОГРАФИИ. Я очень счастлива, что преподаю в школе именно этот предмет. Закончить наш урок  я хочу словами Р. Рождественского Я жалею о том, что не видел лица всей Земли, Всех её океанов, вершин ледяных и закатов. Только парус мечты вёл по свету мои корабли, Только в стёклах витрин видел я альбатросов и скатов. Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг­Бен, Я не видел, как звёзды  сползают к фьёрдам всё ниже, Как кипит за кормой горький снег атлантических пен, И в начале весны голубеют фиалки в Париже. ­ Но это станет все возможно, если мы будем познавать, исследовать,  путешествовать. На память участникам о работе в нашей Мастерской я дарю выбранные  авиабилеты и заполненные вами рабочие листы №1. Жанна д'Арк – символ города Франции ­ Руана   Северо­западнее Парижа, на берегу р. Сены, расположен Руан ­ столица  Верхней Нормандии. Руан – это настоящий музей шедевров готической  архитектуры, в нем развита сфера туризма и представлены все  разновидности туризма. Руанский кафедральный собор Нотр­Дам – один из  величественных памятников средневековья. Известность городу принесла Жанна д'Арк, которую в 1431 году во время  Столетней войны англичане сожгли на костре. В наши дни на пл. Старого  рынка, где казнили Жанну д'Арк, стоит церковь, изображение Жанны д’Арк  часто можно увидеть на фото городов Франции. Еще одной гордостью этого города Франции является церковь Сент­Уэн с  изящной деревянной резьбой XIV в. В этом городе родился Гюстав Флобер,  здесь же он написал свой знаменитый роман «Госпожа Бовари». Туризм в этом городе оставит незабываемые впечатления: дома в старой  части города как кукольные, их фасады с ажурными балконами с геранью, с  деревянными балками и мансардами никого не оставят равнодушным. Развитие туризма привело к тому, что в последние все больше туристов  приезжают сюда, чтобы посмотреть на город 100 башен, 100 колоколов и 100  музеев. «Жемчужные» города Франции ­ Ницца Город Ницца расположен на средиземноморском побережье Франции. Это  один из важных городов страны и крупный город французской Ривьеры.  Ниццу считают жемчужиной Лазурного побережья Франции. Благодаря  мягкому климату, близости гор, великолепному природному ландшафту здесь  давно развивается сфера туризма. Ницца – один из популярнейших мировых курортов, туризм является основной частью доходов жителей этого города Франции. Сюда приезжают туристы со всего мира в любое время года. И хоть Ницца ­ это, в первую очередь,  прекрасный морской курорт с оборудованными галечными пляжами, здесь  проходит знаменитый на весь мир Карнавал цветов, а также  костюмированное шествие с "цветочными боями" и шумными красочными  фейерверками. Разновидности туризма в городе представлены экскурсионным туризмом с  посещением множества музеев и галерей, располагающихся в старинных  особняках и дворцах, которые представляют собой архитектурные шедевры. Туристам стоит непременно посетить исторический центр на Замковой горе,  православный Свято­Николаевский собор и музей изящных искусств. Старый город ­ Вей­Виль ­ сердце Ниццы. Здесь расположены узенькие  улицы, фасады домов утопают в цветах, а знаменитый цветочный рынок  предлагает выбор цветов на любой вкус. Вдоль пляжа протянулся Английский променад – любимое место встреч  отдыхающих. С римских времен сохранились остатки амфитеатра и терм.  Любители современного искусства могут выбирать между Национальным  музеем библейских посланий Марка Шагала, музеем Матисса и музеем  Массена с картинами импрессионистов. Изображение картин часто  встречается на фото городов Франции. Центральные курорты Франции ­ Лион   Лион — третий по количеству жителей город Франции, порт, который  представляет центральные курорты Франции. Красивая местность,  изобилующая садами и виноградниками, стала поводом для того, чтобы здесь началось развитие туризма. Лион основан свыше 2000 лет римлянами. Старый Лион внесен ЮНЕСКО в список городов с ценным культурным наследием. Туризм здесь начал развиваться благодаря различным  достопримечательностям. Стоит посетить аббатство Сен­Мартен д’Энай,  собор св. Иоанна, церковь Сен­Низье, римский театр Одеон. В городе  разновидности туризма представлены экскурсионным туризмом с  возможностью посещения зоосада, ботанического сада, прогулками на лодке, игрой мини­гольф, катанием на пони. Сфера туризма представлена большим  количеством музеев: музеем изобразительных искусств, музеем св. Петра,  музеем Ткани, музеем галло­римской цивилизации. Также отличает такие  курорты Франции, как Лион Национальная Опера, Национальный Оркестр,  Институт Люмьер. Над городом возвышаются холмы Фувьер и Круа Русс. На  Фувьер можно подняться на канатной дороге. На верху холма расположен  храм Нотр­Дам, выполненный в стиле рококо. Круа Русс был присоединен к  Лиону в 1852 г., в нем расположены ткацкие фабрики, выпускающие  несравненные ткани. Нью­Йорк (New York)   Нью­Йорк (New York City или City of New York) ­ мегаполис мирового значения  и крупнейший город в США с населением свыше 8,3 миллиона человек.  Является экономическим и финансовым центром Соединенных Штатов  Америки, а так же одним из самых известных городов в мире. Расположенный на северо­востоке США на берегу Атлантического Океана  Нью­Йорк Сити является столицей одноименного штата. Раскинувшись на  площади в 790 квадратных километров, Нью­Йорк является самым  густонаселенным из больших американских городов. На квадратный километр в среднем в Нью­Йорке приходится более 10600 жителей. Нью­Йорк ­ это  образец мощи, гигантизма и размаха, сплетение культур и стилей,  разнообразие языков. Это лучшие в мире образцы искусства, архитектуры,  музыки, и моды. Неудивительно, что каждый год Нью­Йорк посещают свыше  47 миллионов только иностранных туристов.   Чикаго   Многие достопримечательности центра Чикаго находятся прямо под  открытым небом. Просторные площади (plazas), необычные скульптуры Миро,  Пикассо, Шагала, а так же фантастические здания. Центр Чикаго, носящий название "Петля" (The Loop) ­ это захватывающее пособие по архитектуре.  Это концентрация технических и эстетических достижений лучших  инженеров и художников всего мира. Участок Мичиган Авеню в самом центре  Чикаго. Сосредоточение небоскребов, роскошных магазинов, лучших отелей и  достопримечательностей.  Музей науки и промышленности (Museum of Science and Industry) Один из самых больших научных музеев в мире. Технологичный,  современный музей с самыми разнообразными экспозициями. Нэви Пиер (Navy Pier) Пирс, расположенный в самом центре города. Одно из  главных мест отдыха и развлечений в Чикаго. Уиллис Тауэр (Willis Tower) и Скайдек Чикаго (Skydeck Chicago) Самый  высокий небоскреб в США. На 103 этаже находится обзорная площадка ­  Skydeck Chicago. Аквариум Шедда (Shedd Aquarium) Популярный аквариум, который ежегодно  посещают около 2 миллионов посетителей.   Майами основан 28 июля 1896 года.   Название "Майами" происходит от слова "Mayaimi", которое на языке  исчезнувшего племени Текеста означало "сладкая вода". Майами ­ один из  немногих крупных городов США, который был спланирован женщиной.  Джулия Татл (Julia Tuttle) владела большими участками земли, на которых  сегодня расположен Майами, и часто упоминается как "Мама Майами" (Mother of Miami). В Майами впервые был установлен банкомат, предназначенный для  катающихся на роликовых коньках. В Майами Бич запрещена продажа пищи под открытым небом. Например,  каждый, кто продает апельсины на тротуаре может попасть в тюрьму на 1  месяц. В Майами частично или полностью снимались фильмы: Джеймс Бонд: Голдфингер (Goldfinger, 1964) Джеймс Бонд: Шаровая молния (Thunderball, 1965) Лицо со шрамом ( Scarface, 1983) Полиция Майами: Отдел нравов (Miami Vice, сериал 1984­1990, кино 2006) Полицейская академия 5: Место назначения ­ Майами Бич (Police Academy 5:  Assignment: Miami Beach, 1988) Майами Блюз (Miami Blues, 1989) Телохранитель (The Bodyguard, 1992) Гамбург   В Гамбурге проживает 2,1% жителей Германии. Экономический центр  Гамбурга ­ его порт. Здесь находится самый большой морской и четвертый по  величине речной порт Германии. Гамбург еще называют "Северной  Венецией", в нем насчитывается более 2400 мостов. Гамбург является резиденцией множества торговых фирм, экономических  учереждений, банков и страховых организаций. К тому же Гамбург считается и важнейшим городом прессы в Германии.     Известными на весь мир является ботанический сад и зверинец Хаденбеккс (Hadenbecks). Символом города считается Гамбургский "Michel", 132­метровая башня церкви святого Михаеля (St. Michaelkirche). Портовый город Гамбург является вторым по величине и одним из самых  посещаемых в Германии. Порт города считается одним из самых занятых в  Европе. Это дом для многих крупных издательских компаний, СМИ и  рекламных агентств. Подсчитано, что в городе проживает самый высокий  процент миллионеров в Германии. Бремен   Бремен известен во всем мире благодаря знаменитой сказке братьев Гримм, а в России стал очень популярным  после выхода в прокат великолепного  мультфильма "Бременские музыканты"  (1969)  с чудесной музыкой  композитора Г.И. Гладкова. Бремен  расположен на обеих берегах реки Везер, примерно в 60 км от ее  впадения в Северное море. Географическое положение города безусловно  способствовало бурному развитию торговли и судоходства. Бремен богател и  застраивался прекрасными зданиями, многие из которых сохранились до  наших дней. На фотографии Рыночная площадь (Marktplatz) с Городской Ратушей и  Статуей Роланда ­ символом свободы, дарованной городу. Статуя Роланда и Ратуша Бремена в 2004 г. внесены ЮНЕСКО  в список  всемирного культурного наследия человечества.   Берлин Берлин ­ столица Германии ­ огромный многомиллионный мегаполис,  многоликий и не похожий на другие города и столицы ни своей историей, ни  своей архитектурой. Берлин город относительно молодой. Он образовался в 1237г. из двух  поселений на реке Шпреее. В XX веке немецкая столица тяжело пережила последствия двух мировых  войн. Первая привела к экономическому краху и голоду, после второй город  был основательно разрушен, а затем разделен на две части. Печально  знаменитая Берлинская стена  стала самой большой в мире  картинной  галерей под открытым небом.

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"

Мастер-класс "Развитие исследовательской деятельности на уроках географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2017