Мастер - класс "Развитие личности и активного творческого потенциала учащихся методом «Кроссенс»

  • Семинары
  • docx
  • 23.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развивающий метод “кроссенс” способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся. Внедрение инновационных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни.КРОССЕНС КАК ПРИЕМ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ООО Аннотация: статья посвящена проблеме возможностей использования кроссенса в образовательном процессе. Авторы детально объясняют понятие «кроссенс» и отмечают целесообразность применения данного методического приема, позволяющего на практике воплотить в деятельности учителя смену прио-ритетов, продиктованных целями системы современного образования. Ключевые слова: кроссенс, личностные результаты, метапредметные ре- зультаты. Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать... Л.Н. Толстой Федеральный государственный образовательный стандарт основного об- щего образования диктует новые требования к процессу обучения школьников. В основе стандарта лежит системно‐деятельностный подход, который обеспечи- вает «активную учебно‐познавательную деятельность обучающихся»
Иконка файла материала Мастер класс.docx
­ Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в нашей гимназии. Наш   мастер ­ класс я хотела бы начать с рассказа одной притчи. "Поспорили как­то Логика с Интуицией о пользе каждого из них. Логика говорила: ­ Без меня никому не обойтись! Не было бы меня, человек не смог бы считать, сравнивать,  анализировать, делать выводы и умозаключения. ­ Подумаешь, дела великие! Это не так уж и важно! – возразила Интуиция. – Вот не было  бы меня, тогда с человеком случилась бы катастрофа. Человек не смог бы по­настоящему  радоваться и воспринимать творчески мир, во всех его красках. ­ Без тебя все могут легко обойтись. Творчество не является необходимостью. Оно никому не нужно. Да и радости у каждого свои. Без твоих радостей можно прожить. ­ Это без твоих циферок, аналитики и сравнений можно обойтись, уж точно! Их спор услышал Разум. ­ Что это вы всё спорите? ­ А ты кто такой? ­ Я ­ Разум. ­ Что ты скажешь по этому поводу? Ты же слышал наш спор. Кто полезнее для человека? ­ В вас обоих есть польза, ­ уверенно ответил Разум. ­ Без кого же из нас человек не может обойтись? ­ Давайте поразмышляем. Может ли художник обойтись без интуиции? ­Нет. ­ Может ли торговец обойтись без логики? ­ Эээ.. нет. – В один голос ответили Логика с Интуицией. ­ Но как же жить? Опираясь на  логику или на интуицию? ­ Опираясь на разум." ­ А как вы считаете логика нужна в повседневной жизни? ­ Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое  мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической  литературе, Однако, как это делать, учитель не всегда знает.Огромную роль в развитии логического мышления играет математика, но у меня возникает  вопрос, а разве другие предметы не развивают логику и разум, вовсе нет. ­ Я прошу помочь  мне моих коллег  и приглашаю их выступить в роли моих учеников. Посмотрите на слайд  Перед вами четыре картинки, что свызывает их? Каким одним словом их можно  объединить? ( начать называть картинки: ( Бэт Кроссворд, бегут кросс, пёс Барбос и  необыкновенный кросс, кроссовки)   (слайд 1) Каким словом они все объединены? (кросс) Наше слово кроссенс (слайд2) В XXI веке время диктует новые требования к процессу обучения школьников. Л.Н.  Толстой говорил: “Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он  всегда будет только подражать, копировать...”. Развивающий метод “кроссенс” способствует на основе деятельностного подхода  формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления  обучающихся. Внедрение инновационных педагогических технологий позволяет решать  проблемы развивающего, дифференцированного, личностно­ориентированного обучения.  Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это  помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей  жизни. Наш мастер класс на тему:  Развитие личности и активного творческого потенциала учащихся методом  «Кроссенс»  (слайд3) - Что же такое "Кроссенс"? Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое с английского означает "пересечение смыслов". Этот прием разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Кроссенс, впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". (слайд4) Кроссенс представляет собой стандартное поле из 9 квадратиков, в которых помещены  изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу.  Разгадывая кроссенс , нужно пользоваться нормами русского языка, т.е. читать слева  направо и сверху вниз. Картинки будут связаны следующим образом: 1 ­ 2, 2­3, 3­6, 6­9, 9­ 8, 8­7, 7­4, 4­5. Получается цепочка, завёрнутая «улиткой». Серединная картинка может  быть связана по смыслу с несколькими. Это один вид чтения кроссенса­ по периметру.  Другой вид чтения­ чтение крестом. Тогда картинки будут связаны таким образом: 2­5, 5­ 8, 6­5, 5­4. А можно найти узнаваемую для себя картинку и начать устанавливать  взаимосвязи понятные вам. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в  любом случае­ это отличное упражнение для развития логического и творческого  мышления.(слайд 5) Актуальность использования метода: (слайд 6) Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или же постоянно   обращаться   к   помощи   взрослых.   С   кроссенсами   –  другое   дело.Поняв   смысл   и   суть,   дети   могут   разгадывать   кроссенсы   сами,   и   даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки. Картинки, то есть изображения – это образы. В педагогике понятие «образ» чаще всего незаслуженно   играет   второстепенную   роль,   а   если   задуматься   ­   куда   нас приведёт   слово   «образование»?   По   сути,   школа   занимается   созданием   у ребёнка  образа   мира   и  себя   самого  в  нём.  В  последующей  жизни   человек активно пользуется накопленными в детской практике образами для принятия решений и выбора пути. Так что не будем недооценивать их педагогическую значимость. Конечно, образы, в отличие от понятий, которые мы даем детям,   то   и   другое   со менее   конкретны   и   надёжны.   Если   сравнивать   ­   и   строительными материалами, получается, что понятия – это сваи и блоки, которые   составляют   фундамент;   слова   (предположения,   мнения)   –   это кирпичи,   а   образы   –   это   окна.   Образы   дают   свет,   воздух,   свежесть, прозрачность,   простор   воображению.   Без   них   любое   здание   (или   знание) кажется   унылой   коробочкой.   Изобилие   образов   тоже   приветствуется   не всеми.   Но   оптимальное   сочетание   того   и   другого   всегда   даёт   хороший результат и гармоничное восприятие. Например (слайд 7) Ассоциативная цепочка: корень растения —> у моркови один корень —> один корень у  слова —>  однокоренные слова Ассоциативная цепочка: молотком забивают гвозди, ударяют по ним —> не дает ударить  —> кричит от испуга, гласная “а” —> корень есть у растения —> корень есть у слова — >  безударная гласная в корне слова    (слайд 8)   Кроссенс основывается на ассоциациях понятий, событий, явлений и процессов с образами. Этот метод позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами, географическими картами, диаграммами.(слайд 9) Кроссенс позволяет создать разноуровневые обучающие задачи и дает возможность продвигаться   от   одного   уровня   к   другому.   Например,   на   первой   ступени   учащиеся определяют заданную тему, на второй – решают кроссенс,   находя   ассоциации между соседними изображениями, на третьем уровне  ­ находят не только соседние ассоциации, нои перекрестные, на четвертом – определяют объединяющую все образы ассоциацию, на пятом ­ создают свой кроссенс. Работа с кроссенсом отражает глубину понимания обучающимися изучаемой темы. Его применение на уроках  способствует: (слайд10) ­ развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения;  ­ проявлению нестандартного мышления и креативности;  ­ развитию коммуникативных и регулятивных умений; ­ формированию навыков работы с информацией;  ­ повышению любознательности и мотивации к изучаемому предмету.  Таким   образом,   кроссенс   –   методический   прием,   позволяющий   на   практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного   образования   –   не   научить,   а   создать   условия   для   самостоятельного творческого поиска ученика.   На каких этапах урока можно использовать приём «Кроссес»? (Создать проблемную ситуацию   или   обобщить   добытые   учащимися   знания,   оригинально   подвести   итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием).(слайд 11)  Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал «Кроссенсов». Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела. ­ проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого  урока, функция опорной образной схемы); ­ формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями  и определите тему урока; определите, что мы будем делать); ­ раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты,  последствия чего­либо в образах и символах); ­ обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые  появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают  вывод); ­ организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из  предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп); ­ творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде  на заданную тему, на произвольную тему, по исторической личности, литературным  персонажам); ­ построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе  последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине). Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал «Кроссенсов». Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела.! (слайды 12, 13)   Работа с кроссенсами. Рефлексия (слайд 14) В   заключении   я   хочу   коллеги,   чтобы   вы   охарактеризовали   кроссенс   как методический приём, но все слова должны быть одной и той же части речи, попробуем, какие три сущ. ( ассоциации, логика, картинки) Нар. ( интересно, креативно,познавательно) Прил. (интересный, познавательный, сложный) Глаг. ( сравниваешь, находишь, рассказываешь) Итог  Таким   образом   цель   кроссенса,   не   научить,   а   создать   условия   для самостоятельного творческого поиска и потенциала ученика.(слайд 15), наш мастер класс хочу закончить словами Карамзина «не мешайте другим мыслить иначе» (слайд 16)