Мастер-класс «Реализация модели «1 ученик - 1 компьютер»
Оценка 4.7

Мастер-класс «Реализация модели «1 ученик - 1 компьютер»

Оценка 4.7
Семинары
docx
окружающий мир
Взрослым
24.04.2018
Мастер-класс «Реализация модели «1 ученик - 1 компьютер»
Эффективность системно-деятельностного подхода обеспечивается и позиция самого педагога, когда координация учебной деятельности со стороны учителя из состояния «над» переходит в состоянии «вместе», а значит, изменяется его роль, учитель становится фасилитатором учебного процесса, создавая оптимальные условия для обеспечения успешной коммуникации между субъектами деятельности.
Мастер-класс «Реализация модели «1 ученик - 1 компьютер».docx
Мастер­класс «Реализация модели «1 ученик ­ 1 компьютер» (Образовательная модель «1 ученик: 1 компьютер» в рамках курса «Мир моих интересов. Большое путешествие», 3 класс) Внедрение образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер» и создание среды электронного обучения   в   школе   позволяет   коренным   образом   изменить   образовательную   парадигму,   создавать условия для реализации принципов личностно ориентированного обучения, использовать  различные формы сотрудничества, предусматривающие комплексное применение информационных технологий. В   условиях   электронной   среды   обучения   у   учащихся   формируются   многие   важнейшие качества и умения, востребованные обществом XXI века и определяющие личностный и социальный статус  современного  человека:  информационная  активность  и  медиаграмотность, умение  мыслить глобально,   способность   к   непрерывному   образованию   и   решению   творческих   задач,   готовность работать   в   команде,   коммуникативность   и   профессиональная   мобильность,   воспитываются гражданское сознание и правовая этика. Модель   «1   ученик:   1   компьютер»   позволяет   использовать   широкий   спектр   современных информационных технологий, что требует   переосмысление учебного процесса в части   изменения практики его организации, где  одной из первоочередных становится задача выработки и реализации нового подхода к его планированию. Хороший план урока создает условия для мотивации учащихся, как в традиционном обучении, так и в обучении в модели «1 ученик: 1 компьютер». Основное внимание при работе над планом урока педагогу необходимо уделять действиям учащихся. При этом учитель должен четко формулировать свои ожидания, а также продумать, как использовать мобильные компьютеры, чтобы они помогали детям учиться, а не отвлекали их от учебного процесса. Правила и нормы  Необходимо выстроить систему деятельности и донести до учащихся ее цель и смысл, а для этого требуется: ­  объяснить учащимся правила работы с компьютерами; ­ составить правила поведения на уроке с использованием мобильного класса; ­   использовать   различные   средства   визуализации,   например,   плакаты,   содержащие   наиболее актуальные для учащихся вопросы (как попасть на нужную веб­страницу, как распечатать документ и т.п.); ­   соблюдать   санитарно­гигиенические   нормы   непрерывного   использования   технических   средств обучения   на   уроке.   Предлагая   учащимся   выполнить   задание   на   компьютере,   нужно   определить, сколько времени им на это отводится.   Организация учебного пространства В классе, в котором используется образовательная модель «1 ученик: 1 компьютер», должны быть   созданы   оптимальные   условия   для   организации   пространства.   Особое   внимание   необходимо уделить   перемещению   учителя   во   время   урока.   При   этом   рекомендуется   использовать   прием «прогулочного управления», когда, свободно перемещаясь по кабинету, учитель наблюдает за работой каждого учащегося, тем самым управляя учебным процессом. Необходимо обращать внимание на тех учащихся, которые слишком долго смотрят на экран или печатают что­то на клавиатуре, когда такого задания им не давалось.  Типы заданий Задания, которые даются учащимся, должны быть непосредственно соотнесены со стратегиями организации учебного процесса и возрастными особенностями детей. Предлагая то или иное учебное задание, учитель должен понимать, какова его цель, чего он ожидает от учащихся и действительно ли при выполнении данного задания оправдано использование информационных технологий. Основным компонентом  эффективного   управления   на   уроке  должна   стать  разнообразная,   мотивированная   и содержательная работа учащихся. Необходимо внимательно подходить и к выбору ресурсов, которые будут   предложены   ученикам   на   уроке,   ­   все   они   должны   быть   направлены   на   решение образовательных задач. Таким   образом,   при   конструировании   системы   учебных   заданий   необходимо   учитывать следующее:  требования ФГОС;  возрастные особенности учащихся;  специфику предмета;  степень сформированности действий учащихся;  время, отведенное на выполнение задания;  обоснованность использования информационных технологий. Оценивание Любая   активность   на   уроке   должна   быть   оценена,   поэтому   следует   продумать   критерии оценивания работы учащихся (индивидуальной и групповой). Необходимо использовать на уроке не только   итоговое,   но   и   формирующее   оценивание,   которое   позволяет   учителю   определить индивидуальные   достижения   каждого   ученика.   Оно   нацелено   на   выявление   пробелов   в   освоении учащимися тех или иных элементов содержания учебного материала, с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Модель   обучения   «1   ученик:   1   компьютер   предоставляет   огромные   возможности   для использования технологий  как формирующего, так и итогового оценивания. Например,   учитель   может   использовать   возможности   системы   управления   классом   для выявления потребностей учащихся: оперативно провести анкетирование, входной опрос, попросить учеников написать короткие эссе, организовать «мозговой штурм» в форме чата, создать и  провести итоговый опрос. Использование разнообразных сервисов Веб 2.0 расширяет круг инструментов оценивания:  сервисы   On­line   анкетирования   позволяют   создавать   инструменты   для   оценки   знаний   и интересов   учеников,   готовности   к   освоению   темы,   самооценивания,   взаимооценки   и рефлексии;  сервисы графического анализа (кластеры, ментальные карты, списки приоритетов, причинно­ следственные карты) позволяют получить графическое представление о понимании учениками концепций и их мыслительных процессах;  on­line  доски и ментальные карты незаменимы при проведении мозгового штурма, генерации  идей по учебной теме;   документы совместного редактирования ­ для создания разнообразных   оценочных листов, в которых учащиеся сами могут отмечать свой прогресс. Продуманная   интеграция   различных   форм   оценивания   в  учебный   процесс,   использование разнообразных инструментов на разных этапах урока   позволяет учителю постоянно быть в курсе успехов   и   трудностей   учащихся   и   правильно   выстраивать   вектор   обучения,   а   учащимся   даёт возможность  своевременно получать информацию о своём прогрессе. Учебное сотрудничество Различные виды учебного взаимодействия связаны с разными стратегиями управления учебным процессом. Организация совместной работы учащихся ­ это принципиально иная задача по сравнению с проведением лекции или традиционной работой в классе. Работая один на один с компьютером, учащиеся должны чувствовать себя участниками единого учебного процесса, принимать участие в решении общей учебной проблемы, вносить посильный вклад в работу группы, класса. И здесь на помощь учителю могут прийти как программы управления классом, которые позволяют организовать взаимодействие учащихся в локальной сети класса, так и различные сетевые ресурсы, позволяющие создавать продукты совместной сетевой деятельности. На этом этапе важно научить ребят работать в команде, планировать совместную учебную деятельность, распределять обязанности в группе. Главная идея обучения в сотрудничестве ­ это возможность учиться вместе. Практика работы показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно,   что   эта   эффективность   касается   не   только   академических   успехов   учеников,   их интеллектуального   развития,   но   и   нравственного   аспекта.   Умение   эффективно   общаться   и взаимодействовать друг с другом ­ одна из ключевых компетенций современного человека.  Использование сетевых сервисов при организации сотрудничества в образовательной модели «1 ученик:   1   компьютер»     повышает   эффективность   процессов   обсуждения,   обмена   информацией, принятия   решений,   создания   продукта   и   представления   результатов   совместной   работы,   однако наличие Интернета является желательным, но не обязательным компонентом этой учебной модели.  Неотъемлемым   компонентом   организации   процесса   учебного   взаимодействия   является методически   оправданное   использование   различных   педагогических   технологий,   обеспечивающих совместную деятельность в урочной и внеурочной деятельности: ­  проектные технологии – организация групповой проектной деятельности с использованием сетевых сервисов,   облачных   технологий,   программ   управления   классом;   возможность   организовать образовательный процесс вне стен класса; ­   технологии   ученического   сотрудничества   –   организация   групповой   работы   с   использованием сетевых сервисов, поддерживающих совместную деятельность; организация группового обучения и групповых обсуждений с использованием программ управления классом; ­ технологии смешанного обучения – использование моделей зонального обучения (у каждой зоны своя задача, которую необходимо решить учащимся, в целом получаем рассмотрение одного вопроса с разных точек зрения), модели ротации (в течение урока учащиеся имеют возможность поработать в каждой зоне); модели перевернутого класса (изучение теории дома, отработка навыков на уроке); ­    STEM­обучение   –   организация   образовательного   процесса   с   использованием   Робототехники (изучение   программирования,   моделирования   в   различных   предметных   областях);   интеграция конструирования в образовательный процесс любого предмета. Соблюдение дисциплины   Ключевым   компонентом   организации   учебного   процесса   является   создание   рабочей обстановки   в   классе,   при   которой   не   возникают   нарушения   дисциплины.   Для   этого   педагогу рекомендуется предусмотреть чередование различных учебных активностей, поддержание интереса учащихся,   создание   группы   ребят   технических   экспертов,   которые   могут   прийти   на   помощь   и учителю,   и   ученикам   при   возникновении   проблем   с   использованием   ресурсов,   при   работе   с компьютером и сетью. При   организации   учебного   пространства   необходимо   обратить   внимание   на   следующие моменты:   полная   зарядка   аккумуляторов   нетбуков,   продуманный   подбор   заданий,   оправданное использование   технологий,   возможность   изменения   видов   деятельности   при   возникновении технических проблем, распределение обязанностей среди учащихся класса при проведении урока. Урок   в   образовательной   модели   «1   ученик:   1   компьютер»   ­   это   урок   в   соответствии   с требованиями   ФГОС,   следовательно,   системно­деятельностный   подход   является   ключевой составляющей его организационно­методической основы. Достижению   образовательного   результата   на   таком   уроке   способствуют   как   продуктивная самостоятельная деятельность учащихся (поисковая, проектно­исследовательская), так и реализация технологии   сетевого   сотрудничества,   способствующая   формированию   субъект­субъектных отношений   для   решения   компетентностно­ориентированных   задач.   Эффективность   системно­ деятельностного   подхода   обеспечивает   и   позиция   самого   педагога,   когда   координация   учебной деятельности со стороны учителя из состояния «над» переходит в состоянии «вместе», а значит, изменяется его роль, учитель становится  фасилитатором  учебного процесса, создавая оптимальные условия для обеспечения успешной коммуникации между субъектами деятельности. Эффективное   проектирование   урока   в   образовательной   модели   «1   ученик:   1   компьютер» обеспечивает результативность его проведения, для положительного достижения которого следует предусмотреть ряд ключевых аспектов:   1. На этапе целеполагания цель урока формируется в совместной деятельности с учащимися. 2. Планируемые результаты урока должны быть диагностичны и измеряемы. 3. Создание мотивационного  поля обеспечено не только на этапе целеполагания, но и на других этапах урока. 4. Содержание урока соответствует логике компетентностного подхода. 5. Использование   методов   и   приемов   предполагает   включению   учащихся   в   субъект­ субъектные отношения на всех этапах урока. 6. Для   обеспечения   сетевого   взаимодействия   эффективно   (целесообразно)   используется программное обеспечение управления классом, сетевые сервисы.  7. Сетевые сервисы используются учителем как при подготовке заданий и дидактических   учащихся   над   компетентностно­ материалов,   так   и   для   организации   на   уроке   работы   ориентированными заданиями с созданием продукта совместной деятельности. 8. Электронные и цифровые образовательные ресурсы, в том числе разработанные педагогом, используются для организации самостоятельной работы учащихся.  9. Использование процедур оценивания происходит на разных этапах урока. Предусмотрены разные виды оценивания (самооценивание, взаимооценивание, итоговое). Основные понятия Образовательная   модель   «1   ученик:   1   компьютер»   (модель   мобильного   обучения   «1 ученик: 1 компьютер») –   это образовательная среда, в которой основным инструментом обучения учащихся является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов.  Урок в образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер» ­ форма организации  обучения с применением технологий и сервисов сетевого взаимодействия. В   рамках   организации   обучения   в   образовательной   модели   «1   ученик:   1   компьютер»   под понятием   «Сетевое   взаимодействие»  следует   понимать   организацию   совместной   учебной деятельности  с   использованием   возможностей   локальной   сети   класса   и   (или)   сети   Интернет (обсуждения, обмен данными, создание продуктов совместной учебной деятельности и др.). Технология сетевого взаимодействия – это совокупность методов, средств и форм обучения совместного использования  информационных ресурсов. Сервисы   сетевого   взаимодействия  –   информационные   ресурсы,   обеспечивающие взаимодействие   между   участниками   совместной   деятельности   на   основе   информационно­ коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Педагогические   условия  –   это   совокупность   объективных   возможностей   содержания, методов,   форм   и   материально­пространственной   среды,   направленных   на   решение   поставленных педагогических задач. Программа «ММИ» способствует всестороннему интеллектуальному развитию учащихся 1­4 классов   и   формирует   понимание   целостной   картины   мира,   позволяет   сформировать   комплексное представление об окружающем мире, его устройстве, взаимосвязях и закономерностях, роли человека в его сохранении, процветании и развитии. Курс «Мир моих интересов» в нашей школе введён с 2015­2016 учебного года. Учащиеся моего класса посещают эти занятия 3­й год. В первом классе тема курса «Необычное в  обычном»,  во  втором  ­  «Другой   взгляд  ­  другой   мир»,  в  третьем   ­  «Большое  путешествие»,   в четвёртом общая тема «Мастерами становятся». В   марте   этого   года   принимала   участие   в   городском   фестивале   открытых   уроков   в образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер». (Приложение 1.Технологическая карта занятия) Тема занятия. Гренландия. Большое путешествие.  Это   второе   занятие   по   теме.   На   первом   занятии   учащиеся   по   электронному   учебнику познакомились с новым мастером Системычем.  Ребятам Хранитель помог найти данные локатора, с помощью которого ребята смогли попасть на портал «Омурия». Во время вертуального путешествия по основным городам Гренландии учащиеся познакомились с разными видами айсбергов, с помощью видеоролика узнали об основных занятиях жителей Гренландии, Хранитель познакомил с профессией  «ледовый патруль», учащиеся узнали о национальном цветке, о коренных жителях и их жилищах. Цель   занятия.  Воспитание   интереса   к   окружающему   миру   во   всём   его   многообразии,   к отличительным особенностям жизни людей в суровых климатических условиях на примере страны Гренландии. Задачи занятия: 1. 2. 3.  Обобщение знаний о Гренландии как о стране с суровыми климатическими условиями, влияющими на жизнь людей; о флоре и фауне, о достопримечательностях, местах, где можно путешествовать и об интересных фактах острова; о некоторых особенностях жителей Гренландии.  Формирование интереса к особенностям страны Гренландии, чувства взаимопомощи и поддержки, развитие познавательной, исследовательской активности через вовлечение в игровой процесс.    Формирование мотивации к исследовательской деятельности как основы для самостоятельного социального действия. Занятие   построено   в   соответствии   с   требованиями   ФГОС   на   основе   системно­ деятельностного подхода. Достижению образовательного результата на этом занятии способствовала как продуктивная самостоятельная   деятельность   учащихся   (поисковая),   так   и   реализация   технологии   сетевого сотрудничества, которая способствовала формированию субъект­субъектных отношений для решения компетентностно­ориентированных   задач.     Мною   были   созданы   оптимальные   условия   для обеспечения успешной коммуникации между учащимися. На этапе актуализации знаний учащимся был предоставлен сервис  Google  (таблица), ссылка была передана в документе с помощью программы Classroom management.  Учащиеся, работая в группах, с увлечением отвечали на вопросы и оформляли ответы.  Опрос  «Правда   или   ложь»   в   программе  Classroom  management  позволяет   показать     успех каждого ребенка. На   этапе  «Постановка   проблемного   вопроса.   Создание   проблемной   ситуации»   учащиеся самостоятельно назвали тему и цель занятия, поставили задачи, определили продукт, который можно создать, как результат своей деятельности. Для того чтобы перейти к основной работе с целью мотивации была предложена игра «Поход на   рыбалку»,   ребята   поработали   в   сервисе   «Планета   игр»,   создали   пазлы,   с   той   целью,   чтобы определить   каких   морских   обитателей   чаще   всего   добывают   местные   жители,   после   чего   была проведена игра «Поход на рыбалку». На   этапе  «Открытие   новых   знаний»  была   проведена  групповая   работа   с   использованием сетевых сервисов Сервис Google: https  ://   docs      .  google    .  com   / ­ презентация,  сервис  http://wikiwall.ru/ ­ стенгазета,  также для получения информации учащиеся пользовались интернет­ресурсами http   .  ru   / «Страны и народы мира»,  http://potomy.ru/  (сайт, на котором можно найти множество ответов на разные детские вопросы),   .  geoman    ://   nation дополнительной   литературой,   что   позволило   создать   продукт  совместной   учебной   деятельности быстро   и   с   увлечением,   затем   защитить   его.   Во   время   работы   в   группах   с   помощью   программы Classroom  management  можно проследить работу на экранах каждого учащегося, а также отдельно показать любой экран на доске. На этапе «Рефлексия» учащиеся в группах сформулировали вопросы, в программе Classroom management в «чате» их задали другим группам.  Далее индивидуально в «чате» ребята написали свои впечатления от проведённого занятия, где поделились тем, что понравилось, что удивило. Могу сделать вывод, что занятие удалось, цель достигнута.  Использование сетевых сервисов при   организации   сотрудничества   в   образовательной   модели   «1   ученик:   1   компьютер»     повышает эффективность процессов обсуждения, обмена информацией, принятия решений, создания продукта и представления результатов совместной работы, способствует возможности «идти в ногу со временем» и   с   современными   детьми,   однако   иногда    скорость   Интернета   не   позволяет   в   поной   мере воспользоваться продуманным материалом и приходится делать замену во время занятия.

Мастер-класс «Реализация модели «1 ученик - 1 компьютер»

Мастер-класс «Реализация модели «1 ученик - 1 компьютер»

Мастер-класс «Реализация модели «1 ученик - 1 компьютер»

Мастер-класс «Реализация модели «1 ученик - 1 компьютер»

Мастер-класс «Реализация модели «1 ученик - 1 компьютер»

Мастер-класс «Реализация модели «1 ученик - 1 компьютер»

Мастер-класс «Реализация модели «1 ученик - 1 компьютер»

Мастер-класс «Реализация модели «1 ученик - 1 компьютер»

Мастер-класс «Реализация модели «1 ученик - 1 компьютер»

Мастер-класс «Реализация модели «1 ученик - 1 компьютер»

Мастер-класс «Реализация модели «1 ученик - 1 компьютер»

Мастер-класс «Реализация модели «1 ученик - 1 компьютер»

Мастер-класс «Реализация модели «1 ученик - 1 компьютер»

Мастер-класс «Реализация модели «1 ученик - 1 компьютер»

Мастер-класс «Реализация модели «1 ученик - 1 компьютер»

Мастер-класс «Реализация модели «1 ученик - 1 компьютер»

Мастер-класс «Реализация модели «1 ученик - 1 компьютер»

Мастер-класс «Реализация модели «1 ученик - 1 компьютер»

Мастер-класс «Реализация модели «1 ученик - 1 компьютер»

Мастер-класс «Реализация модели «1 ученик - 1 компьютер»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018