Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Оценка 4.7

Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Оценка 4.7
Семинары
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
23.03.2017
Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС», проведен в рамках творческого отчета школы. Участники узнают что такое рефлексия (понятие, классификация, виды), увидят практическое использование на уроке. Закрепят полученные знания в ходе практической работы и составление синквейна.Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
МОЙ МАСТЕР КЛАСС.docx
МАСТЕР – КЛАСС «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС» Подготовила и провела учитель начальных классов МКОУ Таловской СОШ Калгина Л. А. 2016 год 1 Тема:  Рефлексия как этап современного урока в условиях реализации  ФГОС.   Цель:   повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи:   познакомить  с понятием рефлексия;   дать представление о классификации рефлексии;   показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;   создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер­класс и участников мастер­класса.   Ход мастер ­ класса 1.  ­      Поговорим? ­      О чём? ­      О разном и о прочем. ­      О том, что хорошо. ­      И хорошо не очень. ­      Чего ­ то знаешь ты. ­      А что ­ то мне известно. ­      Поговорим? ­      Поговорим. Вдруг будет интересно... ­      Добрый день, уважаемые коллеги и гости нашей школы! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор  2. Актуализация мастер ­ класса За окном осень, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают  вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время  расскажу одну легенду:  Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел  доказать обратное. Что он сделал?  Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая ­ я ее умертвлю, скажет мёртвая ­ выпущу”. 2 Мудрец, подумав, ответил: ­      Как вы считаете, что ответил мудрец? “Всё в твоих руках”. Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: Любимым  Нужным, а главное ­ Успешным. Действительно, все в наших руках. Перед     началом   нашей   работы   хотелось   бы   узнать   ваше   эмоциональное состояние, а поможет нам в этом Цветик ­ Семицветик.  (на доске цветок). Выберите   тот   лепесток,   цвет   которого   Вам   наиболее   импонирует   и прикрепите   его   к   цветку.   Какой   цвет   преобладает?   И   попробуем   оценить состояние всей аудитории. 3. Тема  нашего мастер­класса «Рефлексия как этап современного урока в условиях реализации  ФГОС. Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое Рефлексия? Знакомо ли вам значение этого понятия? Перед вами лежит таблица­фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме ...и отложите. Таблица для слушателей. Понятие Знаю Хочу знать Узнал Рефлексия   Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер класса? (ставим цели). Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся. Цели мастер класса: 1) Что такое рефлексия? Её значение в современном уроке. 2) Функции рефлексии. 3) Классификация рефлексии. 4) Приёмы организации рефлексии. 3 4. Работа по теме: 1) Беседа.  ­ Что же такое рефлексия? Слово   рефлексия   происходит   от   латинского   reflexio   ­   обращение   назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.     Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ. В   современной   педагогике   под   рефлексией   понимают   самоанализ деятельности и её результатов.  Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности,  готовой   к   самообразованию,  самовоспитанию   и   саморазвитию.  В связи   с   этим   одной   из   задач   начальной   школы   является   формирование   у ребенка   способности   к   рефлексивному   контролю   своей   деятельности   как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к   обучению   в   основном   звене.   Этап   современного   урока   ­   рефлексия   ­ позволяет   приучить   самооценке, саморегулированию   и   формированию   привычки   к   осмыслению   событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления,  осознанного   отношения  к   своей   деятельности. Психологи  особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.    ученика   к   самоконтролю, Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято   считать,   но   и   на   любом   его   этапе.   Рефлексия   может осуществляться   по   итогам   не   только   урока,   но   и   других   временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п. 2) Функции рефлексии. Работа   в   группах  (по   2   функции   каждой   группе     ­   объяснить   сущность функций)  4 К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:    диагностическую   функцию  –   выявление   уровня   взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;  проектировочную  –   предполагает   моделирование,   проектирование предстоящей   деятельности,   взаимодействия,   целеобразование   в деятельности;  организаторскую  –   выявление   способов   и   средств   организации продуктивной деятельности и взаимодействия;  коммуникативную  ­ рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;  смыслотворческую  –   формирование   в   сознании   участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;  мотивационную  – определение направленности и целевых установок деятельности;  коррекционную ­ побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия. ­ Развитию каких качеств человека способствует рефлексия?  Рефлексия способствует развитию  трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.     Самостоятельность. Не   учитель   отвечает   за   ученика,   а   ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой   собственный выбор,   определяет   меру   активности   и   ответственности   в   своей деятельности.  Предприимчивость. Ученик   осознаёт,   что   он   может   предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.  Конкурентоспособность. Умеет   делать   что­то   лучше   других, действует в любых ситуациях более эффективно. 3) Классификация рефлексии:                   5 Существует классификация учебной рефлексии, отражающая  четыре сферы человеческой сущности 1)   По   содержанию:   устная   (выражение   своих   мыслей   в   устной   форме)   и письменная (синквейн)  2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая  3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д. 4) По функциям:  физическая (успел ­ не успел, легко ­ тяжело),  сенсорная (интересно­скучно, комфортно­дискомфортно),  интеллектуальная (что понял ­ не понял, какие затруднения испытывал). 4) Приёмы организации рефлексии на уроке:     Исходя   из   функций   рефлексии,   предлагаются   следующие   приёмы организации рефлексии на уроке:         1 Рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2 Рефлексия деятельности; 3 Рефлексия содержания учебного материала. «Солнышко»   ­   мне   всё   удалось,   «солнышко   и   тучка»   ­   мне   не   всё Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого Рефлексия настроения и эмоционального состояния  Целесообразно   проводить   в   начале   урока   с   целью   установления эмоционального контакта с классом или в конце деятельности. Что можно применять? 1. пальца вверх или вниз. 2. удалось, «тучка» ­ у меня ничего не получилось. 3. Светофор. 4. «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листики красного   цвета, если нет,   зелёного. «Наряди ёлочку».   На доске изображена ёлочка или стоит на столе искусственная. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что­то новое, то повесьте на ёлочку красный шарик, если не понравилось, ­ жёлтый». 4. «   Радостный   гномик»   —   всё   хорошо,   «грустный   гномик»   ­   грустно. Стихи для эмоционального настроя. 6 Чтобы   определить   настроение   по   цвету   можно   применить 5. характеристику цветов Макса Люшера. Швейцарский психолог, представил положения   цветовой   диагностики,   которая   помогает   определить субъективные предпочтения человека. Рефлексия  содержания  учебного  материала  используется   для   выявления уровня   осознания   содержания   пройденного.   Обычно   в   конце   урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали ­ т.е. каждый   оценивает   свой   вклад   в   достижение   поставленных   в   начале   урока целей,   свою   активность,   эффективность   работы   класса,   увлекательность   и полезность выбранных форм работы. Методика «Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится   перед   глазами   детей.   Они   по   желанию   выбирают   себе   фразу   и заканчивают ее самостоятельно. Сегодня я узнал…                     Было интересно… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Расскажу дома, что … Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Можно   предложить   школьникам   как  вариант   небольшую   анкету, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие этапы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ. 1. На уроке я работал                        2. Своей работой на уроке я              3. Урок для меня показался                 активно/пассивно     доволен/не доволен коротким/длинным 7 4. За урок я                                              не устал/ устал 5. Мое настроение                                  6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется        стало лучше/стало хуже понятен/не понятен   полезен/бесполезен интересен/скучен лёгким/трудным интересным/неинтересным                             Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. Урок 1. Интересно 2. Скучно 3.Безразлично Я на уроке 1. Работал 2. Отдыхал   3.Помогал другим Итог 1. Понял материал 2. Узнал больше, чем знал 3.Не понял    «Плюс ­ минус ­ интересно»,  (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления) Цель:   подведение   итогов   урока.   (Это   упражнение   позволяет   учителю взглянуть на урок Глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика). + (плюс) ­ (минус) (интересно) Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости  от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить  таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке,  информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо,  по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких­то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке,  показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или  информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной,  бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о  которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме,  вопросы к учителю. Рефлексия деятельности  8 Следующий   вид   ­   рефлексия   деятельности.   Современные   технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания,   защите   проектных   работ.   Применение   данной   рефлексии   в   конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? Вот   некоторые   приёмы,   используемые   в   практике   для   реализации   данного вида рефлексии. «Лесенка успеха» ­  нижняя ступенька ­ у меня ничего не получилось; средняя ступенька ­ у меня были проблемы;  верхняя ступенька­ мне всё удалось. «Дерево успеха» ­  зелёный лист ­ нет ошибок;  жёлтый лист ­ 1 ошибка; красный лист – 2 ­ 3 ошибки; «Поезд»  На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям   предлагают   опустить   «веселое   личико»   в   тот   вагончик,   который указывает   на   то   задание,   которое   было   интересно   выполнять,   а   «грустное личико»   в   тот,   который   символизирует   задание,   которое   показалось неинтересным.   Можно   использовать   только   один   жетон   по   усмотрению ученика. Самооценка активности на каждом этапе урока. 4 Рефлексия мастер­класса. Творческая работа в группах. Подводя итог работы мастер ­ класса, предлагаю Вам еще одну рефлексивную технику «синквейн» К слову Рефлексия Слово   «синквейн»   (франц.)   обозначает   «пять   строк».   При   его   написании существуют определенные правила: 1.    Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. 2.     Во второй строке ­ два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. 3.   Третья   строчка   образована   тремя   глаголами   или   деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. 4.     Четвертая строка ­ фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. 9 При   внешней   простоте   формы   синквейн   –   быстрый,   но   мощный 5.    В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.   инструмент для рефлексии.  Отчёты групп.  Зачитывание синквейнов  ­ Вот что получилось у меня.  РЕФЛЕКСИЯ НУЖНАЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРИУЧАЕТ, ПОЗВОЛЯЕТ, ВЫСТРАИВАЕТ ПОМОГАЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ. ОСМЫСЛЕНИЕ Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка  проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.  Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся  и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на  личность каждого ученика.  Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я  получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе  ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.  Пока учитель задаёт не только детям, но и себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный   рост.   Безусловно,   рефлексия   является   обязательным условием саморазвития не  только ученика, но и учителя. Возьмите в руки таблицу и заполните последнюю графу  УЗНАЛ «Рефлексивный экран» ­ использовать!!! Не зря мы сказали ­ все в наших руках (беру бабочку). Предлагаю ваших бабочек поместить на доску в центр круга. ­У вас две   полоски: зелёная и жёлтая. Если вам понравился   мастер­класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите полоску желтого цвета.   Ну а если это всё вас совсем не тронуло  –  покажите   зеленую   полоску.     Прикрепить   на   доску.  Получилось солнце.   Осенний   день   у   нас   с   вами   превратился   в   весёлый   солнечный   денёк. Оказывается ­ мы можем многое!!! Все в наших руках!!! 10 А в ваших руках анкета «Моя оценка мероприятия», которую я предлагаю заполнить. + (плюс) ­ (минус) (интересно) В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы  работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть  ему полезны для достижения каких­то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось  скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению  ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных  ситуаций. В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но  от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!              Спасибо за внимание! 11

Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Мастер - класс «РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017