Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"
Оценка 4.7

Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"

Оценка 4.7
Мероприятия +1
docx
Междисциплинарный 5
Взрослым
26.03.2019
Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"
В данном материале предлагается конспект проведения мастер-класса с педагогами школы по теме "Активные методы обучения". В процессе проведения мастер-класса учителя вовлечены в реальную деятельность по изучению и применению активных методов обучения на разных этапах урока: на начало образовательного процесса, при постановке целей и задач урока, при изучении учебного материала и закреплении изученного, рефлексии, релаксации и др.
мастер-класс.docx
МБОУ «СОШ № 12 с углублённым изучением отдельных предметов» Конспект проведения мастер­класса с педагогами школы «Активные методы обучения» Автор:  Ивлева Т. М., учитель начальных классов,  учитель­логопед г. Бийск 2019 Мастер­класс с педагогами школы Тема: Активные методы обучения Цель:  узнать об использовании активных методов обучения на уроках (АМО) Задачи:  ­ Узнать, что такое АМО; ­ Познакомиться с видами АМО; ­ Учиться применять АМО на разных этапах урока. Оборудование: вырезанные из цветной бумаги: солнышко средних размеров  и небольшие солнышки по количеству участников; фломастеры или  цветные ручки, кроме чёрного; сердечки из цветной односторонней бумаги,  таблицы для «Инфо­угадай­ка; деформированное предложение  (определение АМО), листы для «Кластера».  Парты расставлены по количеству групп. На доске солнечная поляна: солнышко жёлтое большое сверху и несколько солнышек поменьше: оранжевые, розовые.   Тема мастер­класса на доске сверху не перевернута. Цель и задачи  перевёрнуты под темой. Включена презентация на 1 слайде (тема) Участники мастер­класса при входе выбирают любое небольшое  солнышко с доски и занимают соответствующие места. Таким образом,  участники делятся на группы.  /1 группа: оранжевые солнышки, 2 группа – розовые солнышки/  Ход мастер­класса  Уважаемые, коллеги! Рада приветствовать вас в этой аудитории на мастер­ классе по изучению и применению активных методов обучения на разных  этапах уроков. 2 слайд                 Переход   начального   образования   на   обучение   по   Федеральным государственным   Стандартам   второго   поколения   требует   от   педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Работая многие годы в школе мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?  На слайде мы видим процентное соотношение   уровня     запоминания   учащихся   в   зависимости   от   вида деятельности,   с   помощью   которой   они   вовлечены   в   процесс   познания. Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то что они   читают.  И   только,   когда   мы   говорим   и   участвуем   в   реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.          Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.  ­ Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он  перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями,  и становится активным участником образовательного процесса. Раньше  ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных  действий, мыслей, идей и сомнений. ­ И сегодня нам предстоит вместе поработать над темой «Активные методы обучения». /указать на тему на доске/ ­ Мы все давно уже работаем по ФГОС, поэтому сейчас вы побываете в роли  учеников, когда они ставят цель и задачи урока. Сейчас мы с вами определим цель и задачи нашего мероприятия. Зная тему, думаю несложно определить цель. Цель: узнать об активных методах обучения на уроках (АМО). А теперь определим задачи. ­ Можете ли вы сразу сформулировать, что такое активные методы обучения,  дать определение этому понятию? Значит, одна из задач будет: ­ Узнать, что такое АМО; Существует множество видов активных методов обучения, и вы некоторые из  них уже знаете, а с несколькими мы сегодня познакомимся. Значит следующая задача: ­ Познакомиться с видами АМО; Ну и конечно мы должны учиться на уроках их…? ­ Учиться применять АМО на разных этапах урока. ­ Молодцы! Поставили цель и задачи нашего сегодняшнего мероприятия. Всё наше сегодняшнее мероприятие будет построено на применении  активных методов обучения. Метод «Разминка» ­ Чтобы активизировать мыслительные процессы детей, мы часто начинаем  уроки с разминки. Разминка на уроке (особенно в самом его начале) является  одним из активных методов. ­ Проведём разминку! Отвечайте на мои вопросы быстро и активно!  ­Какое сегодня число? А день недели? ­Как кричит осел? ­Вытянутый круг. Фигура? ­На чем путешествовал Емеля? ­Как называется рот у птицы? ­Кто сидит на троне и управляет царством? ­Наименьшее двузначное число. ­Ее наклеивают на конверт. ­Сколько гласных звуков в русском языке? ­ Молодцы! Вот вы и приободрились и готовы сотрудничать. Пример АМ начала образовательного мероприятия      3 слайд ­ Примеров активных методов начала уроков вы знаете много – это  различного рода организационные моменты. Существует целый ряд  упражнений начала образовательного процесса, названия некоторых из них  представлены на слайде.  ­ Можно начинать уроки необычно, предлагая различные приёмы, например,  поздороваться глазами, установить контакт между учениками. При этом  постараться глазами показать, какое у вас сегодня настроение. ­ Мы с вами проведем упражнение «Подари другу хорошее настроение». Когда вы пришли, вы выбрали себе солнышко. Возьмите их в руки. У вас у всех разное настроение, у некоторых из вас не очень хорошее, и мы  сейчас хоть немного, но поднимем себе настроение. Нарисуйте на ваших  солнышках радостное выражение лица (рисуют радость фломастерами или  цветными ручками). ­ Вот теперь мы все почти в хорошем настроении. А теперь давайте поделимся хорошим настроением – подарим своё солнышко соседу и таким образом  поделимся с ним своей радостью. ­ Ну как, настроение хоть немного поднялось? ­ А что же вы рисовали на солнышках, когда хотели передать чувство  радости? (улыбку) ­ Улыбка является одним из психологических приемов расположения людей к себе. Человек с улыбкой на лице хорошо воспринимается людьми. Улыбка  ничего не стоит, но многое дает. Улыбка – лучшее из природных средств против неприятностей. Улыбка способна формировать притяжение. Главное,  уметь улыбаться и делать это чаще. Улыбнитесь друг другу и вы увидите, какие вы все красивые! Вообще улыбка  – это самое универсальное средство для внутреннего настроя на общение. ­ А мы продолжаем нашу работу. АМ выяснения целей, ожиданий и опасений (Постановка цели) 4 слайд ­ Для выяснения образовательных целей учеников, озвучивания своих  ожиданий и опасений с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в  образовательном процессе, можно использовать различные активные методы,  которые представлены на слайде. 5 слайд Один из них метод «Фруктовый сад».  Для проведения данного метода заранее готовятся два больших плаката с  нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня»,  второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее  вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Ученикам предлагается на  яблоках записать свои ожидания от урока, а опасения на лимонах. Ожидания  и опасения озвучиваются детьми по желанию. В процессе озвучивания  ожиданий (и опасений) часто формулируется цель или задачи урока, что очень актуально, так как дети сами должны ставить цели. В конце урока надо  обязательно вернуться к яблокам и лимонам и определить оправдались ли  ожидания, развеялись ли опасения. И если ожидание или опасение являлись  целью урока, то конечно же ожидание оправдывается по мере достижения  цели.  ­ С этой же целью можно воспользоваться подобными активными методами,  например, солнышками и тучками, на солнышках – ожидания, на тучках –  опасения. Или методом «Ладошки», когда дети записывают на пальчиках,  чего они ждут от урока и чего опасаются. А в конце урока достигнутые  ожидания­нарисованные пальчики загибаются. И наглядно видно, чьи  ожидания оправдались, а чьи – нет. ­ Вам я предлагаю на данном этапе метод «Что у меня на сердце». Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня  легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело,  человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что­то  лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. У вас на столах сердечки. На  цветной стороне сердечка напишите кратко своё ожидание от нашего  мероприятия, а на обратной не цветной стороне – опасение, если оно есть. Озвучивать пока не будем. В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и  узнаем, подтвердились ли ваши ожидания. АМ презентации учебного материала  ­ Итак, переходим к изучению учебного материала, представлению или  презентации этого материала. Мы будем работать в группах по нашей теме «Активные методы обучения». Для этого применим один из методов – метод «Инфо­угадай­ка». 6 слайд ­ Я вам раздам такие же таблицы, как и таблица на слайде. Работать будете в  группах. Таблица состоит из 4 секторов, которые надо заполнить. Чтобы  работа шла быстрее, каждая группа будет заполнять по 2 сектора. 1 группа –  1, 3 секторы, 2 группа – 2, 4 секторы. Работать будем по теме нашего занятия. Я вам буду помогать. 1 группа ­ Определимся с сектором 1, с понятием «активные методы обучения».  Чтобы правильно сформулировать понятие, соберите деформированное  предложение. Запишите его. /Активные методы обучения – система методов, которая обеспечивает  активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности  учащихся)   2 группа ­ 2 сектор. Этапы урока. Напишите, как вы считаете, на каких этапах урока  можно использовать АМО. Активные методы обучения применяются на всех этапах урока:  организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и  задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний,  организация самостоятельной работы, подведение итогов урока,  релаксация.    Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие  эффективно решать конкретные задачи этапа урока.  1 группа Сектор 3 – виды АМО. ­ Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, запишите их  названия. К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер­класса и  заполним его до конца. («Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад», «Мозговой штурм», «Инфо­ угадайка»). 2 группа Сектор 4. Цели применения АМО. Чтобы написать цели АМО, подумайте и запишите, что развивается и  формируется у детей при применении АМО. (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков,  учебно­информационных и учебно­организационных умений). ­ А теперь мы будем отвечать по каждому сектору и проверять по слайду.  /Слайд 7/ ­ сравнение со слайдом. ­ Обратите внимание, мы выполнили всего один активный метод «Инфо­ угадай­ка» на этапе вхождения в новую тему, и почти решили задачи нашего  занятия: узнали, что такое АМО, узнали некоторые виды АМО (далеко не  все), сами учились их применять, и как оказалось активные методы обучения  можно применять на всех этапах урока. Мы, с помощью этого метода,  открыли знания поверхностно, а вот более углубленно систематизировать  имеющиеся знания по проблеме и главное дополнять их новыми знаниями, нам поможет отличный метод «Кластер».  ­ При составлении «Кластера» вы будете использовать данные «Инфо­угадай­ ка» (можно смотреть на свою таблицу «Инфо­угадай­ка»). ­ При составлении кластера, который вы сейчас будете составлять на ваших  листочках, нужно соблюдать последовательность действий. ­ В начале, посредине классной доски (или посередине листа, если дети ещё  работают в группах) написать ключевое слово или предложение, которое  является сердцем идеи (это может быть тема).  ­ В нашем случае – это активные методы обучения. /открываю карточки  по ходу/, на листах оно уже напечатано. ­ Затем в виде грозди, с помощью стрелок­лучей соединяем ключевое слово с  другими словами и предложениями, выражающими факты, подходящие для  данной темы.  ­ В нашем случае – это цели, виды, этапы и ещё формы проведения АМО. ­ Дальше грозди распространяются, у каждого спутника появляются свои  спутники, устанавливаются логические связи. ­ Здесь у вас «окошки» пустые, вам следует их заполнить. Напишите в пустых  окошках, пользуясь предыдущим методом, какие именно виды, цели, этапы и  формы проведения АМО (на ваш взгляд). ­ А теперь выскажите свои ответы, что вы написали. Сравним со слайдом. ­ В итоге получается структура, которая графически отображает наши  размышления, определяет информационное поле данной темы. 8 слайд «Составление кластера» может быть использовано на разных этапах урока. ­ В образовательном процессе метод кластера можно использовать, исходя из  темы урока. Например, тема по русскому языку: Имя существительное  (показать слайд  9) ­ Метод  кластеров универсален. Он может применяться на этапе вхождения  или погружения в тему для систематизации имеющейся информации и  выявления областей недостаточного знания.  В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:  o Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю  воображению и интуиции. o Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. o Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по  заранее определенному плану.  АМО «Четыре стихии» ­ релаксация (в форме физминутки) ­ К активным методам обучения на этапе изучения нового материала  относятся разные методы, отдельные из них нам хорошо знакомы – это  «Мозговой штурм», «Написание синквейна», который мы все с вами часто  используем на уроках чтения. Эти методы позволяют вам сориентировать  обучающихся в теме, представить им основные направления движения для  дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.  Синквейн ­ прием технологии развития критического мышления,  позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на  определенную тему. «Синквейн» от французского слова «пять». Синквейн ­  это специфическое стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых  обобщена информация по изученной теме. ­ Вспомните правила составления синквейна (слайд 10) 1 строка ­ тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно  существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет,  о котором пойдет речь.  2 строка ­ два слова (прилагательные  или причастия), они дают описание  признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.  3 строка ­ образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими   характерные действия объекта.  4 строка ­ фраза из четырех слов,  выражающая личное отношение  автора  синквейна  к описываемому предмету или объекту (афоризм).  5 строка ­ одно слово­резюме, характеризующее суть вопроса  или объекта.  Это может быть синоним темы. ­ Наглядно посмотрите на слайд. Готовый синквейн на словарное слово  «дорога», на героя Илью Муромца. Слайды 11, 12. /Раздать карточки­шпаргалки и пустой синквейн/ ­ А теперь вы в группах напишите синквейн к слову «метод». Смотрите на  шпаргалку, если забыли правила написания синквейна. И заполните пустые  окошки при написании синквейна к слову «Метод». А потом выслушаем ваши  синквейны и сравним, как получилось у вас, а как на слайде. Все синквейны  могут быть разными, а может что­то будет повторяться. Слайд 13 ­ На слайде метод сравнивается с успехом. Но ведь успех, как птица. Может  коснуться одним крылом и окрылить, дать силы для преодоления трудностей,  а может пролететь мимо.  ­ Успех нашей работы зависит от применения методов и приёмов, которые  позволяют раскрыться духовным силам ребенка, а процесс обучения делают  доступным. ­ А еще слово «метод» в переводе с греческого означает «путь к чему­либо».  То есть через использование активных методов на уроках мы можем достичь  поставленных целей и задач урока. Так что стремиться есть к чему…  Рефлексия – выбор фразеологизмов (метод АМО) ­ А сейчас я предлагаю подвести итоги нашего мероприятия. И тоже с  помощью активных методов.  Вы все знаете множество фразеологизмов и  пословиц, некоторые из них я покажу на слайде.  ­ Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию сегодняшнего  занятия, оцените себя выражением. Например, слышал краем уха, хлопал  ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д. Можете подобрать свою  пословицу или фразеологизм, либо «крылатое выражение»  Слайд 14 ­ Оцените себя выражением, выскажите его. ­ А теперь вернёмся к видам АМО в таблице. Какими мы упражнениями их  еще дополнили? Слайд 15 ­ Вернёмся к нашим сердечкам, вашим ожиданиям и опасениям (слайд 16).  Определите для себя, оправдались ли они. Если ваши ожидания оправдались,  сверните пополам сердечко цветной стороной вверх, а если ваши опасения не  ушли, не развеялись, сверните сердечко не цветной стороной вверх. И  покажите их, пожалуйста. ­ Может быть кто­то озвучит свои ожидания и опасения, чтобы была обратная связь. По желанию. ­ Вернемся к нашей цели и задачам. Как вы считаете, достигли ли мы  поставленных цели и задач мероприятия?   ­ А закончить наш мастер­класс я хотела бы небольшим видеороликом­ притчей «Всё в твоих руках». Думаю, многие из вас уже видели его. ­ Слова в притче адресованы ученику, но думаю, что все будут согласны с тем, что учитель в становлении ребёнка, как личности, играет ведущую роль. Ведь  действительно в наших руках то, чтобы каждый ребёнок в классе, независимо  от его уровня интеллектуального развития, чувствовал себя нужным,  значимым, а главное – успешным.  ­ Я хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить нам всем и себе в первую очередь, что больше всего дети на уроке утомляются в бездействии,  то есть когда они не участвуют в реальной деятельности. В этой связи, надеюсь, что наше сегодняшнее мероприятие, по применению  активных методов обучения на уроках, будет кому­то из вас полезным.

Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"

Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"

Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"

Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"

Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"

Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"

Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"

Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"

Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"

Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"

Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"

Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"

Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"

Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"

Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"

Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"

Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"

Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"

Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"

Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2019