Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"
Оценка 4.7
Мероприятия +1
docx
Междисциплинарный 5
Взрослым
26.03.2019
В данном материале предлагается конспект проведения мастер-класса с педагогами школы по теме "Активные методы обучения". В процессе проведения мастер-класса учителя вовлечены в реальную деятельность по изучению и применению активных методов обучения на разных этапах урока: на начало образовательного процесса, при постановке целей и задач урока, при изучении учебного материала и закреплении изученного, рефлексии, релаксации и др.
мастер-класс.docx
МБОУ «СОШ № 12 с углублённым изучением отдельных предметов»
Конспект проведения мастеркласса с педагогами школы
«Активные методы обучения»
Автор:
Ивлева Т. М.,
учитель начальных классов,
учительлогопед г. Бийск
2019
Мастеркласс с педагогами школы
Тема: Активные методы обучения
Цель:
узнать об использовании активных методов обучения на уроках (АМО)
Задачи:
Узнать, что такое АМО;
Познакомиться с видами АМО;
Учиться применять АМО на разных этапах урока.
Оборудование: вырезанные из цветной бумаги: солнышко средних размеров
и небольшие солнышки по количеству участников; фломастеры или
цветные ручки, кроме чёрного; сердечки из цветной односторонней бумаги,
таблицы для «Инфоугадайка; деформированное предложение
(определение АМО), листы для «Кластера».
Парты расставлены по количеству групп.
На доске солнечная поляна: солнышко жёлтое большое сверху и несколько
солнышек поменьше: оранжевые, розовые.
Тема мастеркласса на доске сверху не перевернута. Цель и задачи
перевёрнуты под темой. Включена презентация на 1 слайде (тема)
Участники мастеркласса при входе выбирают любое небольшое
солнышко с доски и занимают соответствующие места. Таким образом,
участники делятся на группы.
/1 группа: оранжевые солнышки, 2 группа – розовые солнышки/
Ход мастеркласса
Уважаемые, коллеги! Рада приветствовать вас в этой аудитории на мастер
классе по изучению и применению активных методов обучения на разных
этапах уроков.
2 слайд
Переход начального образования на обучение по Федеральным
государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов
абсолютно нового подхода к организации обучения. Работая многие годы в школе мы замечаем, что как бы мы ни старались –
обучаются успешно только 10%. Почему? На слайде мы видим процентное
соотношение уровня
запоминания учащихся в зависимости от вида
деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания.
Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то что
они читают.
И только, когда мы говорим и участвуем в реальной
деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.
Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные
формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он
перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями,
и становится активным участником образовательного процесса. Раньше
ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных
действий, мыслей, идей и сомнений.
И сегодня нам предстоит вместе поработать над темой «Активные методы
обучения».
/указать на тему на доске/
Мы все давно уже работаем по ФГОС, поэтому сейчас вы побываете в роли
учеников, когда они ставят цель и задачи урока.
Сейчас мы с вами определим цель и задачи нашего мероприятия.
Зная тему, думаю несложно определить цель.
Цель: узнать об активных методах обучения на уроках (АМО).
А теперь определим задачи.
Можете ли вы сразу сформулировать, что такое активные методы обучения,
дать определение этому понятию?
Значит, одна из задач будет:
Узнать, что такое АМО;
Существует множество видов активных методов обучения, и вы некоторые из
них уже знаете, а с несколькими мы сегодня познакомимся.
Значит следующая задача:
Познакомиться с видами АМО;
Ну и конечно мы должны учиться на уроках их…?
Учиться применять АМО на разных этапах урока.
Молодцы! Поставили цель и задачи нашего сегодняшнего мероприятия.
Всё наше сегодняшнее мероприятие будет построено на применении
активных методов обучения.
Метод «Разминка» Чтобы активизировать мыслительные процессы детей, мы часто начинаем
уроки с разминки. Разминка на уроке (особенно в самом его начале) является
одним из активных методов.
Проведём разминку! Отвечайте на мои вопросы быстро и активно!
Какое сегодня число? А день недели?
Как кричит осел?
Вытянутый круг. Фигура?
На чем путешествовал Емеля?
Как называется рот у птицы?
Кто сидит на троне и управляет царством?
Наименьшее двузначное число.
Ее наклеивают на конверт.
Сколько гласных звуков в русском языке?
Молодцы! Вот вы и приободрились и готовы сотрудничать.
Пример АМ начала образовательного мероприятия
3 слайд
Примеров активных методов начала уроков вы знаете много – это
различного рода организационные моменты. Существует целый ряд
упражнений начала образовательного процесса, названия некоторых из них
представлены на слайде.
Можно начинать уроки необычно, предлагая различные приёмы, например,
поздороваться глазами, установить контакт между учениками. При этом
постараться глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Мы с вами проведем упражнение «Подари другу хорошее настроение».
Когда вы пришли, вы выбрали себе солнышко. Возьмите их в руки.
У вас у всех разное настроение, у некоторых из вас не очень хорошее, и мы
сейчас хоть немного, но поднимем себе настроение. Нарисуйте на ваших
солнышках радостное выражение лица (рисуют радость фломастерами или
цветными ручками).
Вот теперь мы все почти в хорошем настроении. А теперь давайте поделимся
хорошим настроением – подарим своё солнышко соседу и таким образом
поделимся с ним своей радостью.
Ну как, настроение хоть немного поднялось?
А что же вы рисовали на солнышках, когда хотели передать чувство
радости? (улыбку)
Улыбка является одним из психологических приемов расположения людей к
себе. Человек с улыбкой на лице хорошо воспринимается людьми. Улыбка
ничего не стоит, но многое дает. Улыбка – лучшее из природных средств против неприятностей. Улыбка способна формировать притяжение. Главное,
уметь улыбаться и делать это чаще.
Улыбнитесь друг другу и вы увидите, какие вы все красивые! Вообще улыбка
– это самое универсальное средство для внутреннего настроя на общение.
А мы продолжаем нашу работу.
АМ выяснения целей, ожиданий и опасений (Постановка цели)
4 слайд
Для выяснения образовательных целей учеников, озвучивания своих
ожиданий и опасений с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в
образовательном процессе, можно использовать различные активные методы,
которые представлены на слайде.
5 слайд
Один из них метод «Фруктовый сад».
Для проведения данного метода заранее готовятся два больших плаката с
нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня»,
второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее
вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Ученикам предлагается на
яблоках записать свои ожидания от урока, а опасения на лимонах. Ожидания
и опасения озвучиваются детьми по желанию. В процессе озвучивания
ожиданий (и опасений) часто формулируется цель или задачи урока, что очень
актуально, так как дети сами должны ставить цели. В конце урока надо
обязательно вернуться к яблокам и лимонам и определить оправдались ли
ожидания, развеялись ли опасения. И если ожидание или опасение являлись
целью урока, то конечно же ожидание оправдывается по мере достижения
цели.
С этой же целью можно воспользоваться подобными активными методами,
например, солнышками и тучками, на солнышках – ожидания, на тучках –
опасения. Или методом «Ладошки», когда дети записывают на пальчиках,
чего они ждут от урока и чего опасаются. А в конце урока достигнутые
ожиданиянарисованные пальчики загибаются. И наглядно видно, чьи
ожидания оправдались, а чьи – нет.
Вам я предлагаю на данном этапе метод «Что у меня на сердце».
Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня
легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело,
человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам чтото
лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. У вас на столах сердечки. На
цветной стороне сердечка напишите кратко своё ожидание от нашего
мероприятия, а на обратной не цветной стороне – опасение, если оно есть. Озвучивать пока не будем. В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и
узнаем, подтвердились ли ваши ожидания.
АМ презентации учебного материала
Итак, переходим к изучению учебного материала, представлению или
презентации этого материала.
Мы будем работать в группах по нашей теме «Активные методы обучения».
Для этого применим один из методов – метод «Инфоугадайка».
6 слайд
Я вам раздам такие же таблицы, как и таблица на слайде. Работать будете в
группах. Таблица состоит из 4 секторов, которые надо заполнить. Чтобы
работа шла быстрее, каждая группа будет заполнять по 2 сектора. 1 группа –
1, 3 секторы, 2 группа – 2, 4 секторы. Работать будем по теме нашего занятия.
Я вам буду помогать.
1 группа
Определимся с сектором 1, с понятием «активные методы обучения».
Чтобы правильно сформулировать понятие, соберите деформированное
предложение. Запишите его.
/Активные методы обучения – система методов, которая обеспечивает
активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности
учащихся)
2 группа
2 сектор. Этапы урока. Напишите, как вы считаете, на каких этапах урока
можно использовать АМО.
Активные методы обучения применяются на всех этапах урока:
организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и
задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний,
организация самостоятельной работы, подведение итогов урока,
релаксация.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие
эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
1 группа
Сектор 3 – виды АМО.
Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, запишите их
названия. К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастеркласса и
заполним его до конца.
(«Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад», «Мозговой штурм», «Инфо
угадайка»).
2 группа
Сектор 4. Цели применения АМО. Чтобы написать цели АМО, подумайте и запишите, что развивается и
формируется у детей при применении АМО.
(Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков,
учебноинформационных и учебноорганизационных умений).
А теперь мы будем отвечать по каждому сектору и проверять по слайду.
/Слайд 7/ сравнение со слайдом.
Обратите внимание, мы выполнили всего один активный метод «Инфо
угадайка» на этапе вхождения в новую тему, и почти решили задачи нашего
занятия: узнали, что такое АМО, узнали некоторые виды АМО (далеко не
все), сами учились их применять, и как оказалось активные методы обучения
можно применять на всех этапах урока. Мы, с помощью этого метода,
открыли знания поверхностно, а вот более углубленно систематизировать
имеющиеся знания по проблеме и главное дополнять их новыми знаниями, нам
поможет отличный метод «Кластер».
При составлении «Кластера» вы будете использовать данные «Инфоугадай
ка» (можно смотреть на свою таблицу «Инфоугадайка»).
При составлении кластера, который вы сейчас будете составлять на ваших
листочках, нужно соблюдать последовательность действий.
В начале, посредине классной доски (или посередине листа, если дети ещё
работают в группах) написать ключевое слово или предложение, которое
является сердцем идеи (это может быть тема).
В нашем случае – это активные методы обучения. /открываю карточки
по ходу/, на листах оно уже напечатано.
Затем в виде грозди, с помощью стрелоклучей соединяем ключевое слово с
другими словами и предложениями, выражающими факты, подходящие для
данной темы.
В нашем случае – это цели, виды, этапы и ещё формы проведения АМО.
Дальше грозди распространяются, у каждого спутника появляются свои
спутники, устанавливаются логические связи.
Здесь у вас «окошки» пустые, вам следует их заполнить. Напишите в пустых
окошках, пользуясь предыдущим методом, какие именно виды, цели, этапы и
формы проведения АМО (на ваш взгляд).
А теперь выскажите свои ответы, что вы написали. Сравним со слайдом.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши
размышления, определяет информационное поле данной темы.
8 слайд
«Составление кластера» может быть использовано на разных этапах урока. В образовательном процессе метод кластера можно использовать, исходя из
темы урока. Например, тема по русскому языку: Имя существительное
(показать слайд 9)
Метод кластеров универсален. Он может применяться на этапе вхождения
или погружения в тему для систематизации имеющейся информации и
выявления областей недостаточного знания.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
o Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю
воображению и интуиции.
o Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
o Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по
заранее определенному плану.
АМО «Четыре стихии» релаксация (в форме физминутки)
К активным методам обучения на этапе изучения нового материала
относятся разные методы, отдельные из них нам хорошо знакомы – это
«Мозговой штурм», «Написание синквейна», который мы все с вами часто
используем на уроках чтения. Эти методы позволяют вам сориентировать
обучающихся в теме, представить им основные направления движения для
дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Синквейн прием технологии развития критического мышления,
позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на
определенную тему. «Синквейн» от французского слова «пять». Синквейн
это специфическое стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых
обобщена информация по изученной теме.
Вспомните правила составления синквейна (слайд 10)
1 строка тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно
существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет,
о котором пойдет речь.
2 строка два слова (прилагательные или причастия), они дают описание
признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3 строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими
характерные действия объекта.
4 строка фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора
синквейна к описываемому предмету или объекту (афоризм).
5 строка одно словорезюме, характеризующее суть вопроса или объекта.
Это может быть синоним темы.
Наглядно посмотрите на слайд. Готовый синквейн на словарное слово
«дорога», на героя Илью Муромца.
Слайды 11, 12. /Раздать карточкишпаргалки и пустой синквейн/
А теперь вы в группах напишите синквейн к слову «метод». Смотрите на
шпаргалку, если забыли правила написания синквейна. И заполните пустые
окошки при написании синквейна к слову «Метод». А потом выслушаем ваши
синквейны и сравним, как получилось у вас, а как на слайде. Все синквейны
могут быть разными, а может чтото будет повторяться.
Слайд 13
На слайде метод сравнивается с успехом. Но ведь успех, как птица. Может
коснуться одним крылом и окрылить, дать силы для преодоления трудностей,
а может пролететь мимо.
Успех нашей работы зависит от применения методов и приёмов, которые
позволяют раскрыться духовным силам ребенка, а процесс обучения делают
доступным.
А еще слово «метод» в переводе с греческого означает «путь к чемулибо».
То есть через использование активных методов на уроках мы можем достичь
поставленных целей и задач урока. Так что стремиться есть к чему…
Рефлексия – выбор фразеологизмов (метод АМО)
А сейчас я предлагаю подвести итоги нашего мероприятия. И тоже с
помощью активных методов. Вы все знаете множество фразеологизмов и
пословиц, некоторые из них я покажу на слайде.
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию сегодняшнего
занятия, оцените себя выражением. Например, слышал краем уха, хлопал
ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д. Можете подобрать свою
пословицу или фразеологизм, либо «крылатое выражение»
Слайд 14
Оцените себя выражением, выскажите его.
А теперь вернёмся к видам АМО в таблице. Какими мы упражнениями их
еще дополнили?
Слайд 15
Вернёмся к нашим сердечкам, вашим ожиданиям и опасениям (слайд 16).
Определите для себя, оправдались ли они. Если ваши ожидания оправдались,
сверните пополам сердечко цветной стороной вверх, а если ваши опасения не
ушли, не развеялись, сверните сердечко не цветной стороной вверх. И
покажите их, пожалуйста.
Может быть ктото озвучит свои ожидания и опасения, чтобы была обратная
связь. По желанию. Вернемся к нашей цели и задачам. Как вы считаете, достигли ли мы
поставленных цели и задач мероприятия?
А закончить наш мастеркласс я хотела бы небольшим видеороликом
притчей «Всё в твоих руках». Думаю, многие из вас уже видели его.
Слова в притче адресованы ученику, но думаю, что все будут согласны с тем,
что учитель в становлении ребёнка, как личности, играет ведущую роль. Ведь
действительно в наших руках то, чтобы каждый ребёнок в классе, независимо
от его уровня интеллектуального развития, чувствовал себя нужным,
значимым, а главное – успешным.
Я хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить нам всем и себе в
первую очередь, что больше всего дети на уроке утомляются в бездействии,
то есть когда они не участвуют в реальной деятельности.
В этой связи, надеюсь, что наше сегодняшнее мероприятие, по применению
активных методов обучения на уроках, будет комуто из вас полезным.
Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"
Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"
Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"
Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"
Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"
Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"
Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"
Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"
Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"
Мастер-класс с педагогами школы на тему "Активные методы обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.