Методическое пособие для завучей по методической работе.Стандарты второго поколения задают новый вектор развития начального общего образования. Перед начальной школой стоит задача формировать у младших школьников умения учить себя самостоятельно. В настоящее время школьный учитель должен освоить технологии, обеспечивающие достижение новых результатов образования. Достижения этих результатов, а также необходимого развивающего эффекта обучения возможно на базе реализации деятельностного подхода, способствующего интенсификации (*усиленный, дающий высокую производительность)учебного процесса. Этот подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению этих знаний.Тема мастер-класса: Системно-деятельностный подход как вектор развития проблемного обучения в начальном образовании.
Цель: показать использование деятельностного подхода в обучении через методические приёмы.
МОУ лицей «Экос»
Мастеркласс: «Системнодеятельностный подход как вектор развития
проблемного обучения в начальном образовании»
Подготовила: Каграманян Елена Владимировна
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категорииг.Новоалександровск, 2017
1.Организационный момент.
Деление на группы по геометрическим фигурам.
2.Вступительное слово.
Стандарты второго поколения задают новый вектор развития начального общего
образования. Перед начальной школой стоит задача формировать у младших школьников
умения учить себя самостоятельно. В настоящее время школьный учитель должен освоить
технологии, обеспечивающие достижение новых результатов образования. Достижения
этих результатов, а также необходимого развивающего эффекта обучения возможно на
базе реализации деятельностного подхода, способствующего интенсификации
(*усиленный, дающий высокую производительность)учебного процесса. Этот подход
предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению
этих знаний.
Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне
действовать самому, и я научусь».
Именно эти слова лежат в основе моей педагогической деятельности.
Я предлагаю вашему вниманию мастеркласс.
Тема мастеркласса: Системнодеятельностный подход как вектор развития проблемного
обучения в начальном образовании.
Цель: показать использование деятельностного подхода в обучении через методические
приёмы.
Познание начинается с удивления!
1.Приём «Удивляй». Задание «Дом»
Инструкция: каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый участник
должен выбрать, кем он будет в этом доме: дверью, предметом мебели, цветком или
телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что вы должны быть полноценным и
функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой»
Защита «дома»( показ на доске)
Психологический смысл упражнения: учащиеся задумываются какую функцию они
выполняют в коллективе, осознают, что все они нужны в своём «доме», что способствует
развитию коммуникативных, регулятивных и личностных УУД.
2. Приём «Удивляй». Фрагмент урока математики. «ОС «2100»
2 класс, тема «Порядок действий».
Оборудование: «карточка программа» 2 варианта, ручка.
К доске два ученика, остальные работают по вариантам, карточки на партах.
Предлагаю 2 карточки с различными программами.
Карточка – «Программа» № 1
Карточка «Программа»№ 2
Запиши выражение :
Запиши выражение:1. Из 8 вычесть 3.
2. К полученному выражению
прибавить 4.
3. Найдите значение выражения.
1. Запиши сумму чисел 3 и 4.
2. Вычти сумму чисел 3 и 4 из 8.
3. Найди значение суммы.
4. Найди значение разности.
83+4=9
83+4=1
У. Посмотрите на получившиеся выражения.
У. Проверьте!( тем кто сидит на месте, выполнял задание по вариантам)
У. Возможно ошибку допустили учащиеся у доски?
У. Что вас удивляет?
Какие факты показывают удивление?(результаты)
. У.По «программе» действия выполнены правильно, результаты разные. Возникает
проблема. Попробуйте сформулировать.
Проблема: Почему в одинаковых примерах разные ответы?
Вывод: приём «Удивляй»это один из приёмов технологии проблемного обучения :
столкновение противоречевых фактов или мнений.
3. Приём «Удивляй». 2 фрагмент урока математики. «ОС «2100»
2 класс, тема «Порядок действий». (продолжение)
У. Что общего в примерах и чем они отличаются? (одинаковые числа, одинаковые
действия)
У. Можно ли выполнить сначала сложение, а потом вычитание?
У. Нет, по правилам сложения, действия в выражениях выполняются по порядку, слева
направо.
У.В каком примере действовали по правилам?(1)
У.А во втором мы нарушили правило?
Как же нам догадаться, что здесь сначала выполняется ?
У: Что в примере надо дописать?
Нужен какойто знак, чтобы не было путаницы.
У. Что бы вы предложили? ( можно сложение пометить *, можно\, волнистая линия)
У. Молодцы! Вы правильно догадались, что нужен знак! …Но в математике такой знак
уже есть (дописывает скобки во второй пример). Это скобки.Что обозначают скобки?
Ученик: Скобки обозначают действие, которое выполняется в первую очередь.
(открытие нового знания)
Вывод: «Открытие новых знаний» через подводящий диалог, который является
одним из приёмов проблемного обучения.
4. Фрагмент урока окружающий мир, 2 кл, ОС «2100»
Тема «Экологические системы»
Оборудование: текст на листах или учебник, карточка «Инсерт»
Вам необходимо прочитать текст в учебнике с.5(карточка).
Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки в виде знаков:
(4 Слайд) «V» – уже знал; «+» – новое ; «?» – не понял, есть вопросы. ,
Текст: В природеV организмы+ одного вида служат пищей V для организмов другого
вида. Различные животныеV и растенияV объединены пищевыми связями+. Поэтому их
не надо кормить. Они живут там, где находят достаточно пищи.
После прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф
таблицы:
Пример:
«V» – уже знал
«+» – новое
«–» – думал иначе
«?» – не понял, есть
вопросы
Пищевая связь
организм
природа
животные
растения
Далее можно организовать работу в парах, где дети могут обменяться мнениями,
сделать выводы.
Вывод: на стадии этапа урока осмысление , применяется приём из технологии
критического мышления«Инсерт», таблица «Инсерт», которые формирует
коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД. (* осознанно читать, ставить
цель, выделять в тексте понятное, непонятное, выделять главную мысль текста, частей
текста, извлекать информацию, формулировать выводы, умения слушать)
5.Фрагмент урока окружающий мир, 2кл, ОС «2100».Тема «Экосистемы».
Задание: учитель диктует определение, а учащиеся определяют понятия и записывают их
в тетрадь( в данном случае лист) Например:Совместно обитающие организмы и участок земли, где они чувствуют себя как дома……..
( Экосистема*)
1. Участники экосистемы, которые снабжают органическими веществами, иначе
говоря кормят всех обитателей экосистемы, им принадлежит главная роль
……… «кормильцы»
2. Участники экосистемы, которые питаются растениями, дышат, поглощая из
воздуха кислород….. «едоки»
3. Все они перерабатывают природный мусор и снова превращают его в
минеральные вещества, нужные растениям……. «мусорщики»
Вывод: это приём экстраактивного обучения направлен на то, чтобы новое знание не
стало для учащегося проходящим, случайным явлением, оно должно перейти в его
сознание и сохраниться там!
6.Приём экстраактивного обучения для аудитории учителей.
«Диктант значений».
1) Вербальное фиксирование построенного алгоритма, следует за этапом «открытия
новых знаний»……(первичное закрепление).
2) Положительная эмоциональная направленность на включение в учебную
деятельность в начале урока……(организационный момент)
3)Этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. (Постановка
проблемы)
4)Ученик демонстрирует новое знание в типовой ситуации, в небольшом
объёме…..(самостоятельная работа)
5)Этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний, умений
и навыков, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания……
( актуализация знаний
6)Проблемное введение знаний на уроках…..(открытие новых знаний)
7) Включить новое знание в системуэто значить….(повторение)
Перед вами названия этапов урока какой технологии? (технология
проблемного обучения)
Что вы сейчас делали? (выполняли диктант, сотрудничали)
Вывесить на доску диктанты.
Вывод: технология проблемного обучения, экстраактивного обучения, критического
мышления , приёмы которые я вам продемонстрировала является составляющей
деятельностного подхода. НО!
Все ли этапы урока присутствуют? Какого не хватает? (рефлексия)
7.Закончить мастеркласс мне хочется адаптивным приёмом рефлексия.
Заполните «Листок обратной связи»«___» ____________2015г.
Ф.И.О._____________________________________________________
Район, школа _______________________________________________
1. Я извлёк для себя много пользы 3 2 1
2. Я удовлетворён своей работой: полностью, частично, не удовлетворён.
(нужное подчеркнуть)
3.Что на мастерклассе было для меня:
Самым полезным (приёмы, технологии)__________________________
Самым приятным_____________________________________________
8. Итоги мастеркласса: инструментальное применение понятий теории
деятельностного подхода позволяет уточнить, на каком этапе деятельности ученика
и за счёт чего происходит развитие его предметных и метапредметных УУД,
направленных на получение нового знания ситуацией успеха!
Рекомендации «Создание ситуации успеха на уроке» –брошюра.