Мастер - класс "Составление рабочих программ по истории и обществознанию"
Оценка 4.9
Семинары
docx
история +1
Детсад—11 кл
10.01.2019
Мастер - класс "Составление рабочих программ по истории и обществознанию". в данной работе отражены основные требования к составлению рабочей программы. В работе указана НП база, в соответствии с которой должна быть разработана рабочая программа, а так же приведена и подробно рассмотрена структура рп.
Мастер класс Составление рабочих программ.docx
Мастер – класс: «Составление рабочих программ в соответствии с требованиями
ФГОС по истории и обществознанию»
Цели проведения мастеркласса:
1.
истории и обществознания,
Повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом учителей
2.
Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой
педагогической деятельности в процессе опытноэкспериментальной работы.
1.Организационномотивационный этап.
Выявление актуальности проблемы поэтапной подготовки составления рабочих программ
по истории и обществознанию.
Современное образование, соответствующее требованиям ФГОС влечет за собой такой
результат, как сдача ЕГЭ. ЕГЭ – единый государственный экзамен, нужен ученикам для
получения аттестата и поступления в ВУЗ. Но для качественной подготовки и усвоения
материала учебного курса учащимися, необходимо правильно организовать деятельность
учителя на уроке. Для этого, один из самых главных критериев, выступает правильное
составление рабочей программы.
В процессе обучения истории и обществознания учитель обязан выполнить существующий
образовательный стандарт, но при этом сталкивается с серьёзными проблемами в
преподавании истории и обществознания.
Одна из главных проблем проблема составления рабочей программы.
Неправильное составление рабочей программы, в первую очередь отражается на
организации учителем своей работы на уроках в течении всего курса истории и обществознания.
Основными ошибками учителя, при составлении рабочей программы, выступает то, что
учитель не учитывает требования ФГОС, не отражает в своей рабочей программе методы, формы
и технологии учебного процесса, не отражает формирование УУД на различных этапах изучения
материала.
2 Этап. Знакомство с понятием рабочая программа, ее структурой и нормативно
правовой базой, в соответствии с которой должна быть разработана данная рабочая
программа.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее –
Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и
направленности.
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном
образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными
программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным
учреждением самостоятельно.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в
соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих
выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством
Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного
учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.
Данные методические рекомендации предполагают рассмотрение технологии составления
учебной рабочей программы по дисциплине (курсу, факультативу) с учетом требований,
предъявляемых к такому роду учебнопрограммных материалов.
Виды учебных программ
В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» обеспечение
реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и
вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников призваны осуществить основные общеобразовательные программы начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Общеобразовательные программы включают в себя учебный план, рабочие программы
учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы.
Инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта
общего образования в образовательных учреждениях являются Примерные программы.
Примерная (типовая) учебная программа (далее – Примерная программа) – документ,
который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и
параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного
плана. Разработка примерных учебных программ относится к компетенции Российской
Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28
Закона РФ «Об образовании»). Носит рекомендательный характер.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских
учебных программ и учебников, рабочих программ учебного курса, предмета, дисциплины
(модуля). Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса,
предмета, дисциплины (модуля), за пределами которого остается возможность авторского
выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных
программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования
учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей
достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной
программы учащимися.
Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного
образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию
построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа
разрабатывается одним или группой авторов. Для авторской программы характерны
оригинальная концепция и построение содержания.
Включение авторской программы в образовательный процесс школы предполагает
проведение следующих процедур:
1. Рецензирование. Рецензии выдаются как научными или методическими учреждениями,
так и отдельными специалистами по профилю программы. В практике образовательных
учреждений иногда используются внутренние и внешние формы экспертизы. Обсуждение
авторской программы на заседании методического совета образовательного учреждения или на
заседании методического объединения является формой внутренней экспертизы.
Рецензирование научными или методическими учреждениями, специалистами, работающими в
данной предметной области, является формой внешней экспертизы. Возможно получение
нескольких рецензий, особенно в том случае, когда предлагаемый учебный курс носит
интегрированный характер.
2. Апробация. Включению авторской программы в образовательный процесс школы
должно предшествовать ее экспериментальное изучение, то есть апробация. В ходе апробации
могут вноситься рекомендации по совершенствованию программы. По итогам апробации
оценивается эффективность программы, определяется целесообразность ее дальнейшего
использования.
3.
Утверждение.
Утверждение программ осуществляется после получения
положительных экспертных заключений (рецензий) и положительного результата апробации.
Учебная программа утверждается руководителем образовательного учреждения. Если рецензии
содержат замечания или при апробации программы выявлены недостатки, то она утверждается
после устранения замечаний.
Рабочая программа – нормативноуправленческий документ
образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия.
Примерная программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего
образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном
государственном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и
положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий, даются
общие рекомендации методического характера.
Разработка рабочей программы по учебным предметам проводится на основе материала
Государственного стандарта общего образования и примерных программ, рекомендованных
(допущенных) компетентными органами.
Составитель рабочей программы может самостоятельно: расширить перечень
изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем,
обозначенных в Государственном образовательном стандарте и Примерной программе;
конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного
материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное
на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя
из материальнотехнических ресурсов ОУ; конкретизировать требования к результатам освоения
основной образовательной программы обучающимися; включать материал регионального
компонента по предмету; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и
технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются:
o
o
o
закон «Об образовании»;
федеральный государственный образовательный стандарт;
примерные программы, созданные на основе федерального государственного
образовательного стандарта;
o
o
o
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;
Федеральный перечень учебников,
рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих программы общего образования;
утвержденных,
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с
содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного
образовательного стандарта.
Таким образом, рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем,
порядок, содержание изучения и преподавания какойлибо учебной дисциплины,
основывающийся на типовой программе по учебному предмету.
Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом
по определенной учебной дисциплине.
Задачи учебной рабочей программы – конкретное определение содержания, объема,
порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного
образовательного учреждения и контингента обучаемых.
Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно
методическую и организационнопланирующую.
Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном
объеме.
Информационнометодическая функция позволяет всем участникам образовательного
процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого
материала, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета. Организационнопланирующая функция предусматривает выделение этапов обучения,
структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных
характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения
промежуточной
учащихся.
Функции программы определяют следующие требования к ней:
аттестации
1.
2.
3.
4.
5.
Наличие признаков нормативного документа.
Учет основных положений образовательной программы школы.
Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.
Системность и целостность содержания образования.
Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;
определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство
содержания образования и процесса обучения в построении программы.
6.
7.
Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ.
Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.
Структура рабочей программы.
Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса)
как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебнометодического
материала, и включает в себя следующие элементы:
Титульный лист;
Пояснительная записка;
Общая характеристика учебного предмета;
Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане;
Требования к результатам освоения программы (курса);
Содержание учебного курса;
Тематическое планирование;
Описание учебно методического обеспечения;
Способы контроля и оценивания.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Следует заметить, что Законом не определены требования к рабочей программе. Каждый
учитель выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.
Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с Примерной
программой по предмету. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы
программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей
обучающихся конкретного класса. Например, определить новый порядок изучения материала,
изменить количество часов, внести изменения в содержание изучаемой темы (с учетом
федерального и школьного компонентов), дополнить требования к уровню подготовки учащихся.
Таким образом, рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий,
образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает
индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов.
Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем.
Примечание: во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует
разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив
Положением о рабочей программе.
Титульный лист
(наименование общеобразовательного учреждения; грифы
рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы; фамилию, имя, отчество
учителя, составителя рабочей программы; название учебного предмета (курса), для изучения
которого написана программа; указание класса, параллели, на которой изучается программа; год
составления программы.)
Пояснительная записка (описание нормативно – правовой базы, в соответствии с
которой разработана рабочая программа; место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования; описаны цели и задачи изучения учебного
предмета; описание форм и методов обучения; обозначение срока реализации рабочей
программы.)
Общая характеристика учебного предмета (Особенности содержания и методического
аппарата УМК; структура и специфика курса (на что направлена); формы организации
образовательного процесса; описание технологий, используемых в обучении; основные формы
контроля.)
Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане (класс, на который
направленна рабочая программа; количество часов, исходя из количества уроков и учебных
недель; распределение количества часов по разделу (учебнотематический план); по истории
обязательно должна быть соблюдена расчасовка по предметам Всеобщая история и История
России: 6 кл. ВИ – 28ч., ИР – 40 ч.; 7 кл. ВИ – 26 ч., ИР – 42 ч.; 8 кл. ВИ – 24 ч., ИР – 44 ч.; 9 кл.
ВИ – 23 ч., ИР 45 ч.; 10, 11 кл. ВИ – 20 ч., ИР – 48 ч.)
Требования к результатам освоения программы (курса) (требования к уровню усвоения
учебного материала должны быть не ниже требований, сформулированных в государственных
стандартах образования; основные идеи и система ценностей, формируемые учебным
предметом; конечная система или комплекс знаний; перечень личностных, метапредметных и
предметных результатов; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать,
творчески изучая данный предмет.)
Содержание учебного курса (краткое описание разделов, глав. Раздел включает перечень
лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий.
В описания отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно
включить перечень обсуждаемых на них вопросов.)
Тематическое планирование (представлено в виде таблицы, содержащей следующие
столбцы обязательно: название раздела, темы урока, количество часов, формирование УУД,
дата, примечание. Столбцы такие как: домашнее задание, вид урока, вид деятельности учащихся
– выделены по желанию учителя. Необходимо помнить, что заполнение журналов (порядновый
номер темы урока) должно соответствовать теме рабочей программы!)
описание УМК (указываются учебная и методическая литература, нормативные и
инструктивнометодические материалы, перечень необходимых для реализации программы
учебнометодических пособий, лабораторного оборудования, а также дидактических
материалов, которые будет использовать учитель для реализации целей, указанных в программе.
Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную.)
Способы контроля и оценивания (в данном пункте программы можно перечислить
формы контроля (диктанты, тесты, творческие задания, контрольные работы), критерии оценки,
а в приложении к рабочей программе можно представить сами контрольно измерительные
материалы. Средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного
материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.)
Требования к оформлению рабочей программы
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, 12–14 пт,
межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине,
абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются
при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Номера страниц ставятся в правом нижнем углу без точки. Титульный лист включается в
общую нумерацию страниц – номер страницы не указывается. Заголовки печатаются заглавными
буквами в середине строки без точки в конце, выделяются жирным шрифтом, не
подчеркиваются. 3. Рефлексия.
Дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и
слушателей.
Литература
1. Государственный образовательный стандарт общего образования // Официальные
документы в образовании. – 2004. – № 24–25.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования».
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. – М., 2009.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ № 0104/26 от 30 апреля 2010 года «О
направлении проекта федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования».
5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
(основное общее образование). Проект. – М., 2010.
6. Приказ Министерства образования и науки РТ № 1763/10 от 29 апреля 2010 года «Об
утверждении примерного порядка разработки рабочих программ учебных курсов, предметов,
дисциплин (модулей) образовательными учреждениями Республики Татарстан».
7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 593 от 14.08.2009
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования»)».
8. Закон Российской Федерации «Об образовании». – Новосибирск: Сиб. унив. издво,
2009. – 62 с. – (Кодексы и законы России).
9. Солянкина Н.Л. Как составить рабочую программу учебного курса? / Н.Л. Солянкина.
– Красноярск: Издво КК ИПКиПП РО, 2009. – 27 с.
10. Структура рабочей программы/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://kratovo28.edusite.ru/DswMedia/strukturarabocheyprogrammyipedagoga.doc
11. Губанова Е.В. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих
программ педагогов: Методическое пособие / Е.В. Губанова. – Министерство образования
Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2008. – 84 с. ([Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://volsksh3.edusite.ru/DswMedia/rabochayaprogramma.doc).
12. Методические рекомендации по разработке рабочих программ / [Электронный ресурс].
доступа:
–
http://mmc.suz.edu54.ru/DswMedia/metodicheskierekomendaciiporabochimprogrammam.htm
Режим
13. Технология разработки учебных программ / [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.edu.murmansk.ru/www/to_teacher/edition/tehnol_rp.doc
Мастер - класс "Составление рабочих программ по истории и обществознанию"
Мастер - класс "Составление рабочих программ по истории и обществознанию"
Мастер - класс "Составление рабочих программ по истории и обществознанию"
Мастер - класс "Составление рабочих программ по истории и обществознанию"
Мастер - класс "Составление рабочих программ по истории и обществознанию"
Мастер - класс "Составление рабочих программ по истории и обществознанию"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.