Мастер-класс "Технология написания программы для лагеря с дневным пребыванием"
Оценка 4.9
Семинары
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
27.01.2019
Программа для лагеря с дневным пребыванием - основной документ образовательного учреждения в летний период. В программе особое место занимает механизм реализации программы. Чтобы программа заработала, необходимо создать такие условия, чтобы каждый участник образовательного процесса нашел свое место. В основе нашей программы - сюжетно-ролевая игра. И главное в игровой модели - это замысел. Мастер-класс поможет написать легенду лагеря, продумать проблему и решение проблемы и сделать жизнь в лагере увлекательной.
мастер-класс.docx
Мастеркласс
«Технология написания программ лагеря с дневным пребыванием»
Добрый день, коллеги. Подошел к концу очередной учебный год, и на нас
ложится ответственность по организации летнего отдыха детей и подростков.
Летний лагерь является формой организации свободного времени детей
разного возраста, пола и уровня развития, пространством, созданным для
оздоровления и развития творчества ребенка.
Задача летнего лагеря помочь детям разного уровня воспитания и развития
обрести более глубокое понимание самого себя и своих взаимоотношений с
окружающими.
Для того чтобы начать работу в этом направлении, необходимо чётко
представлять, каким образом будет организована в учебном учреждении
данная работа.
Эффективным средством борьбы против стихийности и формализма
является «Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости
детей и подростков в образовательном учреждении».
Программа – это один из основных документов деятельности учреждения в
летний период.
Мы не будем рассматривать структуру программы, она вам всем хороша
знакома. Приведу лишь основной перечень того, что должно быть в
программе:
1. Информационная карта.
2. Пояснительная записка, где обосновывается отбор содержания программы,
раскрывается цель и задачи, характеризуются формы работы с детьми и
условия реализации программы.
3. Концептуальные основы, где прописываются основные принципы и подходы
к организации деятельности.
4. Нормативноправовое обеспечение программы.
5. Содержание программы. В этом разделе прописываются основные формы и
методы, с помощью которых предполагается реализовать цель и задачи
предстоящей деятельности.
6. Механизм реализации или условия реализации программы (кадровое,
материально – техническое, методическое обеспечение).
7. Ожидаемые результаты. По сути, главным результатом деятельности
учреждения в летний период является развитие ребенка – укрепление
физических и психических сил, приобретение новых знаний и умений,
приобретение нового положительного жизненного опыта. Мониторинг реализации программы (список литературы или
8.
информационные источники, приложение)
Вариантов подобных программ много и каждое образовательное учреждение
вправе выбрать для себя тот вариант, который вы считаете приемлемым.
А для того, чтобы программа заработала, нужно создать такие условия,
чтобы каждый участник процесса (педагоги, родители, дети) нашёл свое
место.
Основополагающий принцип деятельности воспитание через вовлечение
детей в программу, через погружение в мир творчества и знаний. Исходя из
этого, выбирается стиль работы педагогического коллектива. Особенность
летнего лагеря в том, что на первый план выходят сотрудничество,
сотворчество, соуправление.
Педагогической основой нашей программы является игра.
Игра становится фактором социального развития личности. В качестве
игровой модели избрана сюжетноролевая игра.
Сюжет определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности,
нормы поведения, которые могут корректироваться в процессе игры.
взаимопонимания.
С первых дней пребывания в лагере ребенок вводится в игру, модель
которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей
смены.
Самое главное в игровой модели это замысел задуманный интересный
план действий или деятельности, намерение. Дети погружаются в игровую
легенду.
Сегодня мы хотим не только поделиться своим опытом рождения легенды
смены, но приглашаем вас к этому активному творческому процессу.
Игра это действие, творчество ребят и взрослых, общая радость
Рождение легенды
Ещё, будучи студенткой, я услышала легенду об истине. Позвольте, я вас с
ней познакомлю.
По одной восточной легенде, однажды боги решили создать мир. Они
создали солнце, луну, землю, небо, цветы... И, наконец, они создали истину.
Задумались боги: куда спрятать истину, чтобы человек ее не сразу нашел.
Им хотелось, чтобы он искал ее дольше.
Давайте спрячем ее на самой высокой горе! сказал один.
Давайте спрячем ее в самой глубокой яме! предложил другой.
Лучше спрячем ее во мраке морских глубин! ответил третий. Нет! Давайте скроем ее на обратной стороне луны!
Наконец самый мудрый бог сказал: «Нет! Мы спрячем ее в сердце человека.
И он будет искать истину по всей вселенной, не подозревая, что носит ее в
себе».
И вот, совершая различные путешествия с детьми, из года в год мы ищем
истину, познаем себя, открываем все самое лучшее, что есть в человеке –
учимся дружить, помогать друг другу, сопереживать, заботиться и любить,
радоваться за успехи других и получать от этого удовольствие.
Поиск истины лежит в основе каждой легенды.
Легенда – это мостик от проблемы, тайны, загадки, вопроса, с которым
столкнулись ребята к успешному разрешению. И вот этот мостик – это и есть
наше путешествие в течение всей летней смены.
Например, в 2013 году наша смена называлась «Тайны золотого ключика».
Проблема:
Ключом золотым открывают
Заветную дверцу в стене,
Но где отыскать эту дверцу
Никто не рассказывал мне.
Найди, Буратино, дверцу, которую открывает этот ключик и раскрой его
тайну. Только тогда ты сможешь стать настоящим мальчиком.
Решение проблемы:
Дверей очень разных
Здесь в школе не счесть –
Обычных, прекрасных,
Волшебные есть!
Но вот в результате я понял одно,
То, что вы, дети, узнали давно,
Есть та заветная дверца
Это горячее доброе сердце!
Легенда:
В сказочной стране из полена появился Буратино. Папа Карло отправил
своего сынишку в школу за знаниями, так как мечтал увидеть его настоящим
человеком. Но Буратино выбрал свой путь – опасный и злой. И тогда на
помощь приходит черепаха Тортилла, которая вручает Буратино золотой
ключик, тайны которого деревянному человечку предстоит раскрыть. В конце смены дети помогут Буратино стать настоящим мальчиком, и они поймут, что
в руках у каждого ключик от чистого сердца.
В легенде сразу продумывается главный персонаж и сюжетная линия.
Каждая смена начинается с праздника «Здравствуй, Лето!» или «Дети – это
Мы!», где знакомимся с жителями лагеря «Здоровячок». И вроде бы никуда
не собираемся путешествовать, но вдруг… (это и есть заход на легенду
смены):
В лагерь приходит письмо от Хранителя времени, в виде журавлика
символа мира и счастья…
Получили приглашение в сказочное государство, но сбились с курса
(столкнулись с айсбергом, вредный герой запутал тропинки, на камне
стерли направление, потеряли компас и т.д.)
Ктото неожиданный пожаловал в лагерь
Вплетение сказки в реальность. (Например, во время праздника
«Здравствуй, Лето!» вдруг пошел снег; или выбежала избушка на
курьих ножках с Бабой Ягой, которые сбились с курса…)
Основная идея в легенде – это помочь, восстановить, вернуть, найти,
спасти, научить, собрать, построить и т. д.
Практическая часть
Что нужно сделать, чтобы родилась идея? Как написать легенду? Откуда
взять тему? Предлагаю провести групповую работу:
1. Из предложенных направлений каждая группа убирает одно, в котором не
хочет работать. Направления могут быть любые: космос, интернет, книги,
мультфильмы, подводный мир, сказка, детектив и т.д.
2. Остается 5 направлений по количеству творческих групп. Групп может
быть и меньше, и больше.
3. Каждая творческая группа получает свой лист, на котором им нужно к теме
подобрать проблему, предложить решение проблемы.
4. Затем после определенного времени работы, группы меняются темами и
аналогичную работу продумывают с другой темой.
5. Когда первоначальный лист вернется группе, у них будет копилка идей, по
которым они выберут уже свою и постараются придумать легенду.
6. Не забыть, что в основе легенды – помощь и т.д., присутствует главный
герой смены и прослеживается сюжетная линия.
7. Презентация творческих групп. Заключение
После того, как продумана сюжетная линия смены, мы приступаем к не
менее интересной и творческой деятельности, как планирование мероприятий
и выбора форм работы по следующим направлениям: гражданско
патриотическое,
духовнонравственное
эстетическое, спортивнооздоровительное, интеллектуальное.
экологическое,
трудовое
Мастер-класс "Технология написания программы для лагеря с дневным пребыванием"
Мастер-класс "Технология написания программы для лагеря с дневным пребыванием"
Мастер-класс "Технология написания программы для лагеря с дневным пребыванием"
Мастер-класс "Технология написания программы для лагеря с дневным пребыванием"
Мастер-класс "Технология написания программы для лагеря с дневным пребыванием"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.