Мастер - класс "Учить не подражанию, а творчеству"
Оценка 4.6

Мастер - класс "Учить не подражанию, а творчеству"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
технология +1
Взрослым
04.06.2019
Мастер - класс "Учить не подражанию, а творчеству"
Публикация является частью публикации:
Садовская ГА, мастер- класс для педагогов .docx
Мастер – класс Учить не подражанию, а творчеству! І. Выделение проблемы.     Дорогие  коллеги!         Мастер   –   класс   посвящён   актуальной   на   сегодняшний   день   теме «Развитие творческих способностей обучающихся на основе коллективного способа обучения».         Жизнь   в   эпоху   научно   –   технического   прогресса   становится   всё разнообразнее   и   сложнее.  Она   требует   от   человека   гибкости   мышления, быстрой ориентации и адаптации к условиям в решении больших и малых проблем.      На сегодняшнем мастер – классе хотелось бы ответить на некоторые, как  мне  кажется  очень важные для  сегодняшнего  обучения  вопросы  ­  что кроется   за   термином   «Развитие»,   ЧТО,   КАК   и   ЗАЧЕМ   надо   развивать   и вообще надо ли это делать? (Высказывают свою точку зрения о проблеме). Большинство участников сошлось на мнении ­ заниматься развитием школьников   просто   необходимо   и   делать   это   надо   систематически   и целенаправленно .    ­ А каков уровень развития наших способностей?  Проверим свои творческие способности по тесту Х.Зиверта. Задание на находчивость.     Вам будут предложены некоторые задачи, решая которые Вы сможете проверить, может ли Вас «осенить». Старайтесь выполнять задания как можно быстрей. В каждую из пустых строчек Вы должны записать одно слово. У всех слов должны совпадать две начальные буквы. Сколько вы найдете слов, начинающихся с «НО..»? У   Вас   одна   минута. «НОТАРИУС» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Проделайте   то   же самое   с   сочетанием «БО..»  У   Вас   одна   минута. «БОКАЛ» 1 Проделайте   то   же самое   с   сочетанием «НЕ..».   У   Вас   одна   минута. «НЕЖНОСТЬ» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Оценка шкалы; посчитайте строки, в которых записаны заданные слова. Сложите результаты трех заданий.  0­30 слов. Результаты тестирования значительно ниже среднего уровня и при оценке   Вашей   пригодности   к   работе,   Вас   отнесли   бы   к   категории   очень слабых.  31­60 слов. У Вас средние результаты. Вы, несомненно, без усилий добьетесь лучших результатов.  61­90 баллов. Несомненно, вы самый востребованный работник.             Вы поняли, что при решении этого задания, кроме находчивости, важна скорость письма. Ведь на одно слово можно потратить не более двух секунд. Это   чрезвычайно   трудно.   Кроме   того,  делая   запись,  Вы   должны   думать   о других словах, то есть, практически, думать и писать параллельно.  Вывод: заниматься своим развитием необходимо систематически    II. Теоретическая часть.             У КАЖДОГО ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли   проявить   свои   дарования,   —   это   умное   руководство   со   стороны взрослых.             Школа является основным звеном в системе образования, где должны воспитываться   люди   с   творческим   мышлением.   Но   традиционный   учебный процесс  выстроен так,  что реализовать     эту особенность детской  природы очень сложно. Дополнительное образование выступает как более свободная, не   накладывающая   ограничений   область   учебной   деятельности.   Именно   в сфере   дополнительного   образования   с   характерным   для   неё индивидуализированным   подходом,   гибкостью   программ,   разнообразием форм возможна трактовка «талант пробьётся».                        Необходимо помнить, что развитие – направленное, закономерное изменение. Под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям,   умениям,   навыкам,   но   объясняет   (обеспечивает)   их   быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.            Анализ психолого­педагогической литературы по проблеме позволил выявить   следующие   основные   показатели   сформированности   творческих способностей младших подростков: 1.  Определенный фонд знаний и умений, их качество. 2. Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания, памяти, воображения.  3. Уровень развития мышления ученика, который определяется главным образом степенью сложности умственных действий. 4.  Владение приёмами поисковой и творческой деятельности.            Исходя из вышесказанного я предлагаю следующую структуру занятия, направленного на развитие творческих способностей: 1. Этап.   Разминка.   Включает   в себя   ребусы,   кроссворды,   графические диктанты, игры и т.д. (памяти,   Например,   внимания, 2. Этап.   Развитие   психологических   механизмов   как   основы   развития творческих   способностей     воображения, наблюдательности).  3. Этап. Решение частично­поисковых задач разного уровня.             Задания, решение которых дети находят самостоятельно без участия педагога   или   при   его   незначительной   помощи,   открывают   новые   для   себя знания   и способы   их добывания.   задания   на выявление закономерностей. 4. Этап. Решение творческих задач.              Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Примером таких заданий могут быть   разнообразные   игры   на составление   фигур­силуэтов   по своему замыслу:   «Монгольская   игра»,   «Танграм»   (из квадрата),   «Вьетнамская игра» и т.д.             Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств .             На протяжении столетий основной структурой общения между людьми всегда   были   «диалогические   сочетания»   или   «общение   в   парах   сменного состава». Но именно этого общения друг с другом лишены обучающиеся на занятиях.   Это   утверждение   побудило   меня   изучить   технологию коллективного   способа   обучения.   Коллективный   способ   обучения   ­   это обучение,   при   котором   коллектив   обучает   всех   своих   членов   и, следовательно,   каждый   член   этого   коллектива   участвует   в   обучении   всех своих товарищей по общей работе.             Одновременно в классе изучается несколько разных тем. Практически каждый ученик имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочередно то в роли слушателя (ученика), то в роли рассказчика (учителя). Если в группе 12 обучающихся, то, следовательно, 3одновременно «ведут», «специализируются» по одной и той же теме.             На изучение темы «Танграм» отводится 7 занятий: 1 занятие  – ввод в тему – лекция. 2, 3, 4 занятия – работа в блоках на основе пар сменного состава. 5 занятие – контроль знаний по теме. 6,7 занятий – углубление материала. Вся тема разбивается на подтемы,   структуирование материала должно быть не линейным, а параллельным, чтобы начать можно было с любой карточки. Карточка – единица структуры блока.                          Сегодня мы рассмотрим основные этапы занятие по развитию творческих   способностей   обучающих   с   применением   технологии коллективного способа обучения (работы в парах сменного состава).               Мы с вами теоретически прощли  все этапы развития творческих способностей, а теперь попробуем закрепить их на практике. III.  Практическая работа.                                                   1. Разминка  Цифровой диктант.  348 делится на 8 без остатка.   Бумага и фарфор были изобретены в Индии.   Золото – цветной метал .   В Южной Америке есть страна, которая называется Серебряная.   Кораллы – это растения.   888 можно разделить пополам так, чтобы ничего не осталось.   Следующее   словосочетание   звучит   правильно   в   следующем написании – «Нет носков и чулок».   Вторая мировая война началась 22 июня 1941 года.   Мы жители третьей планеты.               Ответ для самопроверки:  0, 0,0, 1,0,1,1,0,1. Вывод:   Выполнение   разминки   подготавливает   к   решению   оригинальных творческих задач. 2. Развитие психологических механизмов. Мнемонический приём.                      В течении всего лишь трёх секунд посмотрите на нарисованный ниже рисунок и попытайтесь воспроизвести всё это у себя в листках в таком же порядке. Трудно?               ­ А нельзя ли изобрести какие – либо особые, волшебные приёмы запоминания?                  Да, можно. Для более лёгкого запоминания можно применить, в частности,   разного   рода   мнемонические   приёмы:   обозначим   рисунки начальными буквами их названий. В итоге получим: КОНФЕТА. Запомним это слово, и, когда фигуры будут закрыты, по этому кодовому слову вы легко сможете воспроизвести этот ряд без ошибок. Потренируемся:  В   течении   всего   лишь   трёх   секунд   посмотрите   на нарисованные ниже геометрические фигуры и попытайтесь воспроизвести всё это у себя в тетрадях в таком же порядке.    Вывод:  тренирующие внимание, необходимо постоянно включать в занятия.  задания,   формирующие   приёмы   рационального   запоминания, 3. Решение частично­поисковых задач разного уровня. Задание.  Определите   по   какому  признаку  объединены   следующие   слова   в одну группу: СЕНЬ, БЕДА, КОРЬ. 4. Решение творческих задач.            Танграм»— одна из несложных игр. Называют ее и «Головоломкой из карона»,  «Геометрическим  конструктором» и др.              На предыдущих занятиях мы познакомились с набором фигур к игре Танграм»,  упражнялись в умении составлять новые геометрические фигуры по образцу и замыслу.              А сейчас  потренируемся над составлением фигур к игре в «Танграм» по   методике   А.Г.Ривина   –   в   парах   сменного   состава   (каждый   с   каждым общается по очереди в паре). Составление фигур из наборов к игре «Танграм». (В парах сменного состава). 1 ГРУППА.  Составление новых геометрических фигур. 2 ГРУППА Составление фигуры­силуэта  зайца по расчленённым образцам   Условно   пронумеруем   (запомним   номера)   фигуры   так:   маленькие,   тре­ угольники   —1,   квадраты   —2,  четырехугольники   —3,  средние   по   размеру треугольники —4, большие треугольники —5. 3 ГРУППА Составление фигуры­силуэта  по расчленённым образцам. . 4 ГРУППА Составление фигуры­силуэта  гуся по контурному изображению.                                         Іv. Итог             При проведении своих занятий вы должны чётко знать: чего вы хотите добиться и какие цели вы ставите на каждом этапе. ­ Что даёт нам разминка?             Она позволит быстрее включаться в нужный темп работы. ­ Что даёт нам развитие психических механизмов?                        Именно эти качества по данным психологов, являются основой репродуктивного   мышления.   Специальные   задания,   формирующие   приёмы рационального запоминания, тренирующие внимание необходимо постоянно включать на занятия. ­ Что даёт нам этап решения частично – поисковых задач7 Когда одного из великих французских математиков спросили, почему он такой гениальный, ответ был следующим: «Потому что я знаю три тысячи алгоритмов!».   По   мнению   П.Я.Гальперина   «инсайд»,  «озарение»,   присущие открытиям   –   это   свёрнутый   алгоритм   и   интеллектуальное   творчество проявляется в умении человека, в нужный момент «достать»из своей памяти тот   или   иной   алгоритм   рассуждения.Задача   данного   этапа   и   является выражением   именно   такого   подхода   к   проблеме   развития   творческих способностей. ­ Что даёт нам решение творческих задач?              Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения   к   творческому   мышлению,   интуитивно   ощущают   красоту   и величие   науки.   Любое   детское   открытие,   пусть   самое   маленькое,   сродни открытию маститого учёного. В том и другом случае открыватель испытывает огромное удовольствие. Свой мастер – класс закончу словами   Иоганнес Бехера: и мышление надо упражнять, надо ежедневно снова и снова размышлять, чтобы сохранить жизнь мысли.                                                                                   .

Мастер - класс "Учить не подражанию, а творчеству"

Мастер - класс "Учить не подражанию, а творчеству"

Мастер - класс "Учить не подражанию, а творчеству"

Мастер - класс "Учить не подражанию, а творчеству"

Мастер - класс "Учить не подражанию, а творчеству"

Мастер - класс "Учить не подражанию, а творчеству"

Мастер - класс "Учить не подражанию, а творчеству"

Мастер - класс "Учить не подражанию, а творчеству"

Мастер - класс "Учить не подражанию, а творчеству"

Мастер - класс "Учить не подражанию, а творчеству"

Мастер - класс "Учить не подражанию, а творчеству"

Мастер - класс "Учить не подражанию, а творчеству"

Мастер - класс "Учить не подражанию, а творчеству"

Мастер - класс "Учить не подражанию, а творчеству"

Мастер - класс "Учить не подражанию, а творчеству"

Мастер - класс "Учить не подражанию, а творчеству"

Мастер - класс "Учить не подражанию, а творчеству"

Мастер - класс "Учить не подражанию, а творчеству"
Скачать файл