Мастер- класс
«Моделирование и конструирование в УссСВУ как важнейшее условие формирования ИКТ-компетенции суворовцев».
Дата проведения: 22 апреля
Время проведения: 16.00-17.00
Цель:
· Выявление возможности эффективного применения ИКТ в педагогической деятельности.
Этап |
Содержание деятельности |
|
Ответственный |
Организационный 1 мин |
Вступительное слово |
Объявляется тема мастер-класса, его цели. |
Туманова Н.И. |
Мотивационный 2 мин |
Так как круглый стол проводится после уроков, во второй половине дня, для активизации мыслительной деятельности педагогов и настройки их на работу проводим разминку |
Найди пару: понятие +определение (фронтальная работа) |
Туманова Н.И.
|
Теоретический 15 мин |
«Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий»; «Основы моделирования, как один из факторов формирования ИКТ-обучающихся». |
Проводится дискуссия.
|
Туманова Н.И.
|
Практический 40 мин |
«Использование ЦОР в преподавании предмета». «Математическое моделирование». «Моделирование в музыке». |
Проведение имитационных игр (групповая работа), моделирование фрагментов уроков с применением ИКТ –инструментарием УУД. |
Богатырева И.В. Копцев Н.Н. Сидоренко А.И. |
Рефлексия 2 мин |
|
Рефлексия. Приём «Продолжи фразу» - необходимо закончить высказывание.
|
Туманова Н.И. |
· Создание реальных информационных условий для развития творческой активности учащихся и педагогов.
Актуализация знаний.
Интеллектуальная разминка. Найди пару: понятие + определение (фронтальная работа):
Цель: актуализировать знания, подготовиться к восприятию материал
1. Выступление Туманова Н.И. – методист ЛИОТ
Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий.
Тема моего выступления достаточно актуальна, так как в последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в обучении детей.
Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем использования возможностей информационных технологий вызывает в жизни и новые формы обучения.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире компьютерных технологий.
Меняется и роль педагога в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, ему необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Кроме того профессиональный стандарт педагога включает в себя такое понятие как ИКТ-компетентность педагога, (т.е. «квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо»).
Несколько лет назад использование в учебном процессе информационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов не являлось обязательным условием в методике преподавания. Ситуация изменилась с принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), содержащим требования к:
- результатам освоения основной образовательной программы;
- условиям реализации основной образовательной программы;
- структуре основной образовательной программы.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Рассматривая каждый вид УУД, можно отметить, что при освоении личностных действий ИКТ способствует формированию:
• критического отношения к информации и избирательности её восприятия;
• уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
• основ правовой культуры в области использования информации.
При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:
• оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
• использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;
• создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.
При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:
• поиск информации;
• фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
• структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;
• создание простых гипермедиасообщений;
• построение простейших моделей объектов и процессов.
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:
• обмен гипермедиасообщениями;
• выступление с аудиовизуальной поддержкой;
• фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
• общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).
ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся. Использование средств ИКТ помогает перейти от стихийного к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий. Естественно, что ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий.
Особое внимание уделяется коммуникативным УУД: социальная компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
ИКТ - компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.
Способность обучающихся ориентироваться в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся.
Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может проходить в разных формах работы.
Далее остановимся на основных разделах по формированию ИКТ-компетентности, где и охарактеризовано их содержание.
Знакомство со средствами ИКТ. Использование эргономичных приемов работы со средствами ИКТ, которые безопасны для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Выполнение компенсирующих упражнений. Организация системы файлов и папок, запоминание изменений в файле, именование файлов и папок. Распечатка файла.
Запись, фиксация информации. Непосредственный ввод информации в компьютер с камеры (в том числе встроенной в цифровой микроскоп), микрофона, цифровых датчиков. Сканирование изображений и текстов. Запись (сохранение) вводимой информации. Распознавание текста, введенного как изображение. Получение оптимального по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результата записи (фото- и видео- изображений): выбор положения записывающего человека и воспринимающего устройства: настройка чувствительности, плана, учёт ограничений в объеме записываемой информации, использование сменных носителей (флэш-карт).
Создание текстов с помощью компьютера Составление текста целыми словами, вставкой пропущенных слов из предложенных, с использованием картинок, путем восстановления деформированного текста. Клавиатурное письмо. Основные правила оформления текста и основные инструменты его создания. Работа в простом текстовом редакторе: ввод и сохранение текста, выбор шрифта, начертания, размера, цвета текста; правила расстановки пробелов перед и после знаков препинания, использование абзацного отступа. Полуавтоматический орфографический контроль (подсказка возможных вариантов исправления неправильно написанного слова по запросу). Набор текста на родном и иностранном языке, экранный перевод отдельных слов.
Создание графических сообщений. Рисование на графическом планшете (срисовывание, дорисовывание, создание собственных рисунков). Создание планов территории. Создание диаграмм взаимодействия. Создание семейных деревьев.
Редактирование сообщений. Редактирование текста (удаление, замена и вставка буквы, слова, фрагмента текста; перенесение части текста; повторение части текста и пр.). Редактирование цепочек изображений (слайд-шоу). Редактирование видео- и аудио- записей (вставка, удаление, замена фрагмента и другие простые виды редактирования). Редактирование фотоизображений (вставка, удаление, замена фрагмента, изменение контрастности).
Создание новых сообщений путем комбинирования имеющихся. Создание сообщения в виде цепочки экранов. Добавление на экран изображения, звука, текста. Презентация как письменное и устное сообщение. Использование ссылок из текста для организации информации: перехода к другому сообщению, обеспечения возможности выбора дальнейшего хода изложения, пояснения. Пометка фрагмента изображения ссылкой. Добавление объектов и ссылок в географические карты и ленты времени. Составление нового изображения из готовых фрагментов (аппликация)
Создание структурированных сообщений с линейной и ветвящейся структурой. Создание письменного сообщения: создание плана текста, добавление ссылок, графических объектов. Описание объекта или процесса по определенному алгоритму, запись аудио-визуальной и числовой информации о нем, с использованием инструментов ИКТ: видео- фото- камеры, цифрового микроскопа, цифровых датчиков, компьютера. Подготовка устного сообщения: создание плана, выбор аудио-визуальной поддержки, написание пояснений и тезисов. Проведение устного сообщения с аудио-видео поддержкой. Создание игрового видеофильма. Натурная мультипликация (с куклами). Компьютерная анимация. Создание музыкального произведения (с использованием готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель»).
Представление и обработка данных. Сбор числовых и аудио-визуальных данных в естественно-научных наблюдениях и экспериментах с использованием фото- или видео- камеры, цифрового микроскопа, цифровых датчиков. Разметка видеозаписи и получение числовых данных по разметке. Сбор числовых данных в ходе опроса людей. Графическое представление числовых данных: в виде графика (непрерывная кривая) и в виде диаграмм (столбчатых и круговых).
Поиск информации. Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых (компьютерных) словарях и справочниках, в том числе в Интернет-изданиях. Поиск информации в контролируемом Интернете, формулирование запроса, интерпретация результатов поиска. Сохранение найденного объекта. Составление списка используемых информационных источников. Использование ссылок для указания использованных информационных источников. Поиск информации в компьютере. Использование систем поиска внутри компьютера. Организация поиска по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова. Поиск в базах данных. Заполнение адресной и телефонной книги, а также других баз данных небольшого объема.
Коммуникация, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности. Передача собеседнику/партнеру сообщения, участие в диалоге, с использованием средств ИКТ – электронной почты, чата, форума, аудио- и видео- конференции и пр. Выступление перед небольшой аудиторией с устным сообщением с ИКТ-поддержкой. Размещение письменного сообщения в информационной образовательной среде. Коллективная коммуникативная деятельность в информационной образовательной среде. Непосредственная: фиксация хода и результатов обсуждения на экране и в файлах. Ведение дневников, социальное взаимодействие. Компьютерно-управляемые движущиеся модели. Управление моделями. Управление в виртуальном микромире. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции (простого алгоритма) в несколько действий. Планирование и проведение исследований, объектов и процессов внешнего мира с использованием средств ИКТ. Проектирование объектов и процессов реального мира, свое собственной деятельности и деятельности группы. Моделирование объектов и процессов реального мира и управления ими с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора.
Таким образом, подводя итог выше сказанному, пришли к выводу, что ФГОС фактически обязывают педагога использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в училище способствует развитию информационного мышления суворовцев, формированию информационно – коммуникационной компетенции. Для того чтобы информационные коммуникационные технологии стали средством формирования универсальных учебных действий, необходимо освоение этих технологий педагогами в аспекте учебной деятельности суворовцев.
Труд, затраченный на формирование УУД с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
-повышает качество знаний;
-продвигает ребёнка в общем развитии;
-помогает преодолеть трудности
-вносит радость в жизнь ребёнка;
-позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
-создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и обучающихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Приложение № 1
1. ИКТ |
А. Радикально повышает: уровень наглядности в работе педагога, возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу.
|
2. Компьютер |
Б. Является как двигателем, так и координатором растущей глобализации среды образования. |
3. Проектор |
В. Позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся.
|
4. Принтер |
Г. Универсальное устройство обработки информации.
|
5. Интерактивная доска |
Д. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации
|
6.Сканер, фотоаппарат, видеокамера |
Е. Сенсорный экран, который подключается к специальному проектору, передающему изображение на поверхность. |
Правильные ответы: 1-Б, 2-Г, 3-А, 4-В, 5-Е, 6-Д
Приложение № 2
Приём «Продолжи фразу» - необходимо закончить высказывание. Данные афоризмы можно использовать в качестве эпиграфов к урокам, классным часам.
· Учитесь сами, не ждите_________________________________________
· Если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо, ____________ (английская пословица).
· Спрашивай и найдешь, старайся _____________ (монгольская посл.)
· Как мы мыслим, ___________________________________(А. Эллис)
· Уважение к людям есть уважение __________________(Д. Голсуорси)
· Для того чтобы усовершенствовать ум, надо ______________________________________________(Р.Декарт)
· Не унывай! _______________________________________________
· Не бойся! ___________________________________________________
· Трудись! _________________________________________________
· Поступай с ближними так,___________________________
· Если у двух человек имеется по одному яблоку, и они ими обменяются, то у каждого из них окажется опять по одному яблоку. Если у каждого человека есть по одной идее, и они обменяются ими, _____________________ _____________________________(Б.Шоу).
Сравнить полученные фразы с эталоном:
Эталон приёма «Продолжи фразу» - необходимо закончить высказывание.
· Учитесь сами, не ждите, когда жизнь вас научит.
· Если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо, делай его сам (английская пословица).
· Спрашивай и найдешь, старайся и узнаешь (монгольская пословица).
· Как мы мыслим, так мы себя и чувствуем (А. Эллис).
· Уважение к людям есть уважение к самому себе (Д. Голсуорси).
· Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать (Р.Декарт).
· Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.
· Не бойся! Трус обречен на поражение.
· Трудись! Другого пути к спеху нет.
· Поступай с ближними так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой.
· Если у двух человек имеется по одному яблоку, и они ими обменяются, то у каждого из них окажется опять по одному яблоку. Если у каждого человека есть по одной идее, и они обменяются ими, то у каждого будет уже по две идеи (Б.Шоу).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.