Биокерамика (тестопластика) – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Дополнительная общеразвивающая программа по биокерамике предназначена для детей младшего школьного возраста. В материале описываются цели и задачи по реализации программы в учреждениях дополнительного образования детей.Биокерамика (тестопластика) – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Дополнительная общеразвивающая программа по биокерамике предназначена для детей младшего школьного возраста. В материале описываются цели и задачи по реализации программы в учреждениях дополнительного образования детей.
МАСТЕРА-ВОЛШЕБНИКИ.docx
МАСТЕРАВОЛШЕБНИКИ
Комочек соленого теста –
Лепить из него интересно!
Комочек из теста мягкий,
На ощупь приятный и гладкий.
Лежит у меня на ладошке,
Слепить из него могу кошку,
Слоненка слепить или мишку,
Картинку, что видела в книжке.
Смотрю на него и гадаю,
Слепить из него что не знаю.
Комочек помяла немножко,
Слеплю ему ручки и ножки,
Слеплю ему ушки и глазки,
И вместе отправимся в сказку!
Биокерамика (тестопластика) – один из народных промыслов. Поделки
из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится все,
что сделано своими руками. Соленое тесто – очень популярный в последнее
время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия
из него долговечны.
Направленность образовательной программы. Программа «Мастера
волшебники» имеет художественную направленность. Занятия творческой
деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоциональноволевую
сферу обучающихся. Процесс овладения определенными навыками
исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и в
большей мере формирует мировосприятие и систему жизненных
ориентировок, ценностей и целей.
Новизна программы заключается в том, что творчество – это тот
процесс, в котором автор – сам ребенок, не только рождает идею, но и сам ее
воплощает в жизнь, что возможно только в том случае, если он уже точно
знает, как именно воплотить свои идеи в реальность, какими средствами
воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями
руководствоваться. Все это становится реально, если он прошел курс
определенной учебы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей,
и воспитательной одновременно.
Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребенку
лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного
творчества, в котором из пластичных материалов создаются объемные (иногда
рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и
разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия дают
уникальную возможность моделировать мир и свое представление о нем в
пространственнопластичных образах. У каждого ребенка появляется
возможность создать свой удивительный, особенный мир.
Целесообразность. Биокерамика – осязаемый вид творчества. Потому
что ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по
мере необходимости видоизменяет. Основным инструментом в лепке
является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения
собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с
тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и
наиболее доступную для самостоятельного освоения. Занятия лепкой
комплексно воздействуют на развитие ребенка:
Повышают сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому
восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
Синхронизируют работу обеих рук;
Развивают воображение, пространственное мышление, мелкую
моторику рук;
Формируют умение планировать работу по реализации замысла,
предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить
коррективы в первоначальный замысел.
А также занятия лепкой способствуют формированию умственных
способностей детей, расширяют их художественный кругозор, способствуют
формированию художественноэстетического вкуса. По своему содержанию
занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание
организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модельноспецифические факторы развития, концентрации внимания и
усидчивости, развития произвольной регуляции.
Цель:
воспитание интереса и любви к народному творчеству;
формирование и развитие общетрудовых и специальных умений и навыков
путём обучения технологическим приёмам работы с солёным тестом;
вовлечение детей в активную творческую деятельность.
Задачи:
Личностные
приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих
богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной,
формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их
дальнейшем обогащении;
побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами
гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в
созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям,
культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к
объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного
достоинства, самоуважения;
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в
совместной творческой деятельности;
развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать
трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание
школьников;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному
народному искусству;
добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.
Метапредметные
развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка:
фантазию, наблюдательность; развивать аналитические способности, образное и пространственное
мышление; память, воображение, внимание;
развивать положительные эмоции и волевые качества;
развивать общую умелость, моторику рук, глазомер;
пробуждать любознательность в области народного, декоративно
прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к
творчеству художника, дизайнера;
формировать творческие способности, духовность культуры;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому
восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
формировать умение планировать работу по реализации замысла,
предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы
в первоначальный замысел;
расширять словарный запас и кругозор посредством тематических
бесед.
Предметные
знакомить учащихся с историей и современными направлениями
развития декоративноприкладного творчества;
научить детей владеть различными техниками работы с соленым
тестом, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии,
изобразительного
искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их
систематизации;
знакомить с основами знаний в области композиции,
формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить
свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными
инструментами и приспособлениями при обработке соленого теста; приобретение навыков учебноисследовательской работы.
Формы и режим занятий. Для более успешного усвоения программы
предусмотрены следующие формы занятий: беседы, выставки, практические
работы. Предлагается работать в группе, в паре, индивидуально.
Адресат программы: учащихся 711 лет без специальных навыков и
знаний.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на два года
обучения. Программа предполагает обучение, как детей одного возраста, так
и на разновозрастные группы. Такой подход способствует сотрудничеству
учащихся, взаимопомощи, организации наставничества. Данной программой
предусмотрено обучение 1й год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа 144
часа, 21 год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа.
Образовательный процесс, включает различные методы обучения:
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией учебных
образцов, иллюстраций из книг и журналов);
репродуктивный (воспроизводящий);
проблемно – исследовательский;
проектный.
Для обучающих, проявивших особые способности, высокий уровень
успеваемости,
успешное освоение программы
предусматривается составление индивидуально – ориентированных
сообразительности,
образовательных маршрутов. Проверка теоретических знаний осуществляется
путем устного опроса. Проверка практических умений и навыков
осуществляется путем оценки выполненной практической работы. В конце
каждого года обучения выполняется итоговая работа. Обучающиеся
самостоятельно выбирают тему для итоговой работы, делают зарисовки
эскизов, составляют композицию будущей работы в цвете, разрабатывают
технологическую карту.
Планируемые результаты:
Овладение умениями и навыками,
имеющими значение для учебной деятельности. Учащиеся применяют полученные знания и умения для самостоятельного решения поставленной
задачи.
Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести
обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и
уметь). У обучающихся идет развитие элементарной грамотности,
посредством усвоения, заложенного в программе объема знаний. Воспринимая
новую информацию и повторяя образец, предлагаемый педагогом учащиеся,
перенимая опыт, приобретают начальные умения.
Личностные:
формирование начальной общекультурной компетентности;
умение организовать собственную деятельность;
умение строить отношения со сверстниками, вести себя в коллективе,
на занятиях;
развитие творческой индивидуальности, способности к импровизации,
умения применять полученные знания на практике самостоятельно, творчески
подходить к выполнению заданий.
метапредметные:
– знание истории возникновения, традиций изготовления предметов из
соленого теста;
– владение инструментами и приспособлениями для работы с
пластическими материалами;
– знание правил техники безопасности при работе с инструментами и
красками;
– знание правил оборудования рабочего места;
– владение технологией сушки, окрашивания, хранения изделий из
соленого теста;
– владение понятием теплого и холодного цвета, пропорции
предметные:
умение делать зарисовки на бумаге и выполнять технический рисунок;
умение составлять композицию изделия в цвете;
умение разрабатывать технологические карты;
умение приготовить соленое тесто различными способами;
владеть технологией изготовления изделий из соленого теста;
выполнять декоративную отделку готового изделия;
анализировать свою работу (находить ошибки, давать оценку) выполнять зачетную работу: самостоятельно выбрать тему работы,
создать рисунок, составить композицию, разработать технологическую карту
отделять от большого куска теста небольшие кусочки;
скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики,
колбаски;
раскатывать пласты из соленого теста при помощи раскаточного
ролика;
последовательно и правильно соединять элементы при окончательной
сборке законченной работы;
пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при
изготовлении изделий из соленого теста;
соблюдать технику безопасности;
оценивать свою работу и работы своих товарищей;
работать в коллективе.
Для успешного освоения программы используются следующие
учебнодидактические материалы:
1. Подборка иллюстративного материала по истории тестопластики
(фотографии, слайды, иллюстрации).
2. Наглядные пособия.
3. Альбомы репродукций.
4. Лучшие работы обучающихся разных лет.
Мастера-Волшебники
Мастера-Волшебники
Мастера-Волшебники
Мастера-Волшебники
Мастера-Волшебники
Мастера-Волшебники
Мастера-Волшебники
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.