Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"
Оценка 4.7

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
искусство +1
Взрослым
18.03.2018
Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"
Данное занятие было посвящено графическим техникам "дудлинг" и "зентангл" и применению их в творческой работе. На занятии обучающиеся обобщали знания по выразительным средствам графики. Затем им было предложено побывать в роли дизайнеров, и придумать принт в технике "зентангл" для коллекции одежды .Представляю вашему вниманию разработку занятия по рисунку для детей 3 года обучения по программе "Мастерская художника"
Зентанглы в искусстве графики.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА  «НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РИСУНКА «ЗЕНТАНГЛЫ В ИСКУССТВЕ ГРАФИКИ» Автор: Иванович Татьяна Александровна,  педагог дополнительного образования р.п. Чунский 2017 г. Содержание Пояснительная записка………………………………………………………………………………… 3 Технологическая карта  занятия…………………………………….................................................. Информационные источники……………………………………….................................................... 4 11 Приложение……………………………………………………………………………………………… 12 1 . 2 . 3 . 4 . 2 1.Пояснительная записка Рисунок – сложный  для освоения предмет и в теоретическом, и  в практическом плане. Для работы  над различными видами штрихов от обучающихся  требуется   тонкая   зрительно­моторная координация. Чтобы добиться более высоких результатов в практической деятельности, детям  необходимы  постоянные упражнения на мелкую моторику. Этот процесс можно сделать  более интересным. Рисование в технике «дудлинг» и  «зентангл» ­ прекрасная возможность и потренировать руку и заняться интересным делом! Кроме того, недавние исследования в области нейробиологии и психологии показали, что рисование простых повторяющихся элементов   помогает   человеку     не   только   повышать  концентрацию   внимания,   но  и   быстрее   воспринимать  и   запоминать   новую информацию.  Урок  «Зентанглы в искусстве графики» разработан по предмету «рисунок» для детей третьего года обучения.  Особое  внимание на занятии уделялось решению творческих задач с применением средств художественной выразительности и выявлением особенностей образного языка графики. Дети знакомились с  профессией дизайнера и пробовали себя в дизайне принта для различных видов одежды, выполняя его в   технике «зентангл».     Учитывая индивидуальный темп усвоения программы по рисунку, учащимся предоставлялась возможность выбрать уровень сложности практического задания. Деятельностная   цель     занятия   –   формировать   способность   творчески   применять   изученную   графическую   технику   в практической деятельности. Для достижения цели, на занятии применялся   метод проблемного диалога, элементы   технологии критического мышления (кластеры), чередовались  формы работы  с детьми (фронтальная, групповая и индивидуальная). Главный принцип занятия: творческий потенциал каждого ребенка реализуется через обращение к личному опыту учащегося и практическую направленность занятия. В результате учащиеся получили представление о работе дизайнера, расширился культурный и практический  опыт детей, они смогли осознать, как взаимосвязаны все сферы творчества. Данная разработка может быть интересна учителям изобразительного искусства и педагогам дополнительного образования. 3 Предмет. Класс  Тема  Тип урока Форма учебной деятельности,  основные методы обучения Цель  Основные понятия: Предметный результат Технологическая карта занятия Рисунок, 3а Зентанглы в искусстве графики комбинированный Фронтальная, групповая и индивидуальная  Методы:   проблемный   диалог,   наглядный,  само   и   взаимоконтроль   (работа индивидуальная с обсуждением и проверкой).   «виды   графики»,   актуализировать   понятия   «графика»,   «средства художественной выразительности графики», самостоятельно сформулировать понятие «дизайн»;   познакомить   с   новыми   графическими   техниками   «дудлинг»,   «зентангл», формировать   способность   творчески   применять   изученную   графическую   технику   в практической деятельности;  выполнить дизайн одежды, используя в качестве принта рисунки в технике «зентангл»; развивать умения работать с различными графическими материалами;   воспитывать   эстетическое   восприятие,   формировать   чувство прекрасного. дизайн, зентангл, дудлинг,  принт. Метапредметный результат Обучающиеся научатся:  обучающиеся  научатся:  определять особенности   графических техник «дудлинг» и  «зентангл»; обобщать информацию по  искусству графики и представлять ее в  виде кластера; выполнять творческую  Познавательные:  уметь   формулировать   творческую   задачу   при   помощи педагога, делать умозаключения и выводы в словесной форме о графических техниках «дудлинг»   и   «зентангл»,   анализировать   особенности     техник,   сравнивать     делать обобщения,   выводы,   уметь   творчески   интерпретировать   технику     «зентангл»,   для работы над дизайном одежды.  Коммуникативные:   отвечать   на     вопросы   педагога,   уметь   формулировать 4 работу по дизайну одежды с  применением техники «зентангл». Педагогические технологии ИКТ, элементы технологии  критического мышления (кластеры) вопросы,   вступать   в   учебный   диалог,   допускать   существование   различных   точек зрения, стремиться к координации различных мнений.  Регулятивные:  самостоятельно   организовывать   свое   рабочее   место   в соответствии с целью выполнения заданий, принимать и сохранять   учебную задачу; планировать   алгоритм   действий   по   выполнению   творческой   работы,   осуществлять контроль действий, принимать роль в учебном сотрудничестве; Личностные:  воспринимать   и   выражать   в   творческой   работе   свое   видение окружающего   мира   и   отношение   к   нему;   ориентироваться   на   эмоционально­ эстетическое   восприятие   окружающего     мира,   запечатленного   в   произведениях графики. Ресурсы: м/м презентация (Приложение 1), линейные рисунки для задания (простой   вариант:модели с готовыми предметами одежды, сложный вариант: модели для  которых одежду нужно придумать) (Приложение 2), карточки – «зентанглы»  двух  цветов  для этапа рефлексии (Приложение 3). Оборудование для учащихся: листы  формата А4 для создания кластера «графика»,  фломастеры, цветные карандаши, гелевые ручки. ХОД ЗАНЯТИЯ Этап  Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД  1. Организац ионный Мотивация к  учебной  деятельности Приветствую учеников. Проверяю   готовность учащихся к уроку,  создаю эмоциональный настрой на  работу. 1 слайд. Прошу прочитать тему занятия и  высказать мнения, почему она так  звучит. Взаимодействуют учителем.    с Высказывают гипотезы, основываясь   на   личном   Регулятивные: адекватно  оценивают свою готовность к уроку. Осознают конечный  результат достижения цели  урока.  Оценивание/фо рмы контроля, текущая рефлексия 5 опыте. Высказывают   свою   точку Слушают зрения.   высказывания других учеников.   Подвожу итог высказываниям  учащихся. ­ Что означает термин «Зен»? Дзен – одно из ключевых понятий в буддизме, суть которого  заключается в мистическом  «созерцании» внутреннего и  внешнего миров созерцающего.  Созерцании, целью которого  является достижение  просветления.  Коммуникативные: Осознанно строят речевые  высказывания.   Воспринимают ответы  одноклассников. Познавательные: формулируют цель занятия   и творческую задачу при  помощи педагога.     людям 2   слайд.   Графические   образы нравятся своей лаконичностью. Они прочно вошли в   нашу   жизнь,   и   украшают   нашу одежду,     предметы   интерьера   и многое другое.  ­Посмотрите   на   эти   фотографии. Что в них необычного?  ­Кому   ­то   из   вас   известна   эта техника? Прошу предположить какова цель  урока. Формулируют цель занятия: выполнить дизайн одежды,  используя рисунки в  технике «зентангл». 6 2.Актуализ ация  учебного  материала 3 слайд.  Предлагаю  вспомнить, что такое  графика. ­   Какие   вы   знаете   средства художественной   выразительности графики? Обобщаю ответы учащихся.   4 слайд.    Предлагаю    вспомнить графические материалы. 5   слайд.   Прошу   вспомнить   виды графики. Предлагаю   учащимся   разделиться на   группы   по   три   человека   и составить   кластер   «графика», включив   в   него   элементы нескольких   порядков (вид графики,   чем   представлен, материалы, техники и т. д.) Прошу вспомнить правила работы в группе.   Оказываю   при   необходимости помощь.  Обсуждаю   с   учащимися   итоги групповой работы. 6   слайд.   Обсуждение       примера кластера на слайде.   Вступают в учебный  диалог.  (Предполагаемые  ответы): ­Графика – вид  изобразительного  искусства.  Выразительные средства  графики: линия, тон, пятно. Называют материалы  графики.     РАБОТА   В   ГРУППАХ. Распределяют работу участниками между     Формулируют группы. мнение, собственное мнения обсуждают участников группы, задание. выполняют Составляют кластер «Графика». Представляют итоги  групповой работы.           Познавательные: обобщают и систематизируют   учебный материал. Регулятивные:  Используют речь для регуляции  своего действия. Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем и учениками во время  проблемного  диалога.  Осознанно строят речевые  высказывания.  Воспринимают ответы  одноклассников,  отвечают  на  вопросы педагога,  вступают  в учебный диалог.  Планируют учебное  сотрудничество с  одноклассниками,  определяют функции  участников группы.  Фронтальный  опрос. Обучающиеся  знают  (помният и  воспроизводят) термины,  называют  графические  материалы.  Учащиеся  владеют  материалом,  могут составить  кластер по  теме  «графика». Умеют  осуществлять  взаимоконтрол ь в группе.   3.Первичное  усвоение  новых  знаний 7  слайд  Дудлинг   ­ Введение   понятий. рисование    с   помощью   простых элементов,     в   прямом   переводе это   слово   означает   «каракули, Вступают в беседу по  новому материалу,  отвечают на вопросы,  анализируют особенности  техник, сравнивают их,  Познавательные: делают  умозаключения и выводы в  словесной форме о  графических техниках  Вступают в  проблемный  диалог.  7 делают выводы. «дудлинг» и «зентангл»,  анализируют особенности   техник, сравнивают,  делают обобщения, выводы. Регулятивные:. принимают  и сохраняют учебную цель и  задачу. Используют речь для регуляции  своего действия. Коммуникативные: Осознанно строят речевые  высказывания.   Воспринимают ответы  одноклассников. Проводят   сравнительный анализ   двух   техник, выявляют различия. закорючки». Эта техника позволяет расслабиться, отключить ненужные мысли,   очень   сильно   развивает творческие   способности,   та   как рисунок   выполняется   интуитивно, без определенной схемы. ­   Зентангл     новая,   ­   это   развивающаяся  техника  искусства графики,     которая     сочетает       в себе     творчество,   медитацию     и удовольствие.  Придумали зентангл  американцы Рик Робертс и Мария  Томас.  Для рисования в этой технике  используются квадраты размером  9х9 см, этот квадрат делят на  сегменты и каждый сегмент  заполняют разнообразными  элементами (фигурками, линиями,  точками и пр.)   Предлагаю   найти   отличие   в техниках дудлинга и зентангла.   Предположить,   к   какой   технике выполнен   рисунок   на   слайде, пояснить свое мнение. Вывод:   отличие     этих   стилей     в том, что  между  ними  существует очень  тонкая, но  весьма  уловимая грань ­ это  атмосфера,   в  которой создавался     рисунок.   Дудлинг   – это   бессознательный   рисунок, сделанный   во   время   какого­то занятия,   часто   мы   непроизвольно Коррекции  выявленных  затруднений Умеют  сравнивать  особенности  техник и  делать  выводы. 8 вот     Владея     этих     техник,       графики   рисуем, когда слушаем. А     зентангл   требует сосредоточенности, вовлекает   вас полностью     создание   в   уникального     узора.   Все   эти техники относят к медитативному   способами рисунку. выполнения     новых своеобразных     можно научиться: ­     создавать     шаг     за     шагом красивые абстрактные произведения     с помощью  простых узоров;    ­   развивать умение фокусировать внимание. 8 ассоциативного ряда.   узоры, Предлагаю   рассмотреть   применяемые рисунках­ зентанглах.  Какие ассоциации они у вас вызывают? Предлагаю придумать свои  варианты узоров для зентанглов. 9слайд.  Рисуем в воздухе фигуры для  зентанглов. Выстраивание   в       слайд.   4.Динамичес кая пауза Дети рассказывают о свих  ассоциациях, рассматривая  узоры зентангла. Повторяют движения за  педагогом. 5.Формирован ие  уменийсамос тоятельная   10 слайд.  ­   Посмотрите   на   слайд.   Как   вы думаете, какое творческое задание мы будем выполнять? ­ Дополните цель занятия задачами Формулируют задачи   практической  творческой  работы.  (Творчески применить  изученную графическую  Умеют выстраивать ассоциативный ряд. Регулятивные:  принимают и сохраняют  учебную задачу, соотносят  свои  движения с увиденным узором зентангла. Познавательные:  формулируют творческую  задачу при помощи педагога. Регулятивные: принимают Устный опрос,  фронтальная  беседа.  Актуальный  контроль на  9 работа с  самопроверк ой      понятий   «дизайн», понятия практической работы.  Повторение   формулирование «дизайнер» Дизайн   –   деятельность   по проектированию   эстетических свойств промышленных изделий, а также результат деятельности(например,   в   таких словосочетаниях,   как   «дизайн интерьера»). Предлагаю   детям   самостоятельно сформулировать понятие «дизайнер».  Обобщаю их высказывания. ­ конструктор, художественно­конструкторской деятельностью   в   разных   областях (в   том   числе   архитектор, проектировщик, иллюстратор, дизайнер рекламной графики, веб­ дизайнер,   дизайнер   интерьеров, ландшафтный   дизайнер,   дизайнер одежды и аксессуаров).   Дизайнер   –   художник­ занимающийся             Директор 11 слайд.  ­   Мы   открываем   дизайн­ студию! студии приготовил   для   вас   задание   на сегодня.   Мы   создаем   новую коллекцию   к   весеннему   сезону. Девиз     коллекции   «Принт   из зентанглов».  ­ Как вы понимаете слово «принт»? Принт – узор на ткани. технику; выполнить работу  аккуратно;  применить знание законов  композиции в работе над  заданием.) Самостоятельно формулируют «дизайнер».   понятие С помощью педагога  планируют  работу. и сохраняют учебную цель и  задачу. Самостоятельно  организуют свое рабочее  место в соответствии с  целью выполнения заданий,  принимать учебную задачу;  планируют с помощью  педагога алгоритм действий  по выполнению творческой  работы. Коммуникативные: Осознанно строят речевые  высказывания.  Воспринимают ответы  одноклассников. Личностные: воспринимают и выражают в творческой  работе свое видение  окружающего мира и  отношение к нему;  ориентируются на  эмоционально­эстетическое  восприятие окружающего   мира, запечатленного в  произведениях графики. уровне  произвольного  внимания. Интерпретиру ют учебный  материал для  выполнения  творческой  работы. Умеют  применять  знания  в  конкретных  практических  ситуациях. Осуществляют  самоконтроль,  выполняя  творческую  работу. Выбирают задание сложности.     по творческое уровню   10 более Есть два варианта задания. Первый вариант простой: разработать     дизайн   принта   для представленных предметов одежды,   используя   технику «зентангл».   Второй   вариант   более сложный:   разработать   коллекцию моделей для отдыха, выдержав ее в одной гамме. Использовать   в   качестве   принта «зентанглы».   Можно   дополнить образы     аксессуарами.   Работу выполнить   любым   графическим материалом. цветовой         Фронтальная осанкой     и индивидуальная   работа с детьми. учащихся, Слежу   проверяю правильную организацию рабочего места. ­ Давайте вспомним, какова   была цель нашего урока?  ­ Достигли ли мы ее? С какими графическими техниками мы сегодня познакомились? ­ В чем особенности этих техник? ­ Где применяют  зентанглы? ­   В   чем   отличие   дудлинга   и зентангла? Анализ   и   оценка   успешности достижения цели. 12   слайд.   Дефиле.   Предлагаю учащимся организовать импровизированное дефиле,   пройдясь  вдоль   столов   со  своими работами.   6. Итог  занятия Творческая деятельность.  Дети работают на формате  А4 в технике «зентангл»,  используя различные  графические материалы. Дети подводят итог  занятия совместно с  педагогом. Высказывают  личное  мнение о качестве работ и  достижении учебной цели  занятия. Умеют  обобщать  материал  занятия.  Умеют  высказывать  свое мнение. Регулятивные: сверить  свои действия с целью и, при необходимости, исправить  ошибки самостоятельно.  Осознать конечный  результат занятия. Коммуникативные: выражают вербально свои  мысли в соответствии с  задачами и условиями  коммуникации,  воспринимают ответы  одноклассников. 11 7. Рефлексия ­ Какие открытия для себя сделали на занятии? 13 слайд.  ­ У вас на столах лежат карточки­ зентанглы двух цветов. Если у вас  грустное настоение, потому что  не все  сегодня получилось, выберите  голубую карточку. Если  настроение хорошее, и сегодня вы  хорошо поработали, выберете  розовую. Прикрепите карточки  магнитами к доске. Благодарю за занятие!  Высказывают мнение о  настроении  и  психологическом  состоянии в течение  занятия. Прикрепляют  зентангл, соответствующий настроению на доску. Регулятивные: выделение и  осознание того, что уже  усвоено и что еще нужно  усвоить. Осуществляют  рефлексию  своей  деятельности  на занятии. 1. Сокольникова  Н.М.  Изобразительное  искусство   и методика  его   преподавания  в начальной школе. Учеб. Пособие для студентов высших пед. учеб.заведений. ­  М.: «Академия», 2006. 3.Информационные источники 2. http://risujte.ru/ 3. http://home­and­work.com/ 4. http://www.art­katalog.com/russian/ 5. https://yandex.ru/images/ 6. http://www.web­paint.ru/zentangl/ 7. . http://doodling.ru/ 12 8. http://raskras­ka.com/ Простой вариант Приложение 2 Задание:   разработай     дизайн   принта   для   представленных   предметов   одежды,   используя   технику «зентангл». Используй в работе любые графические материалы.  ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ 13 Усложненный вариант ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ  Задание:   разработай   коллекцию     одежды   для   отдыха,   выдержав   ее   в   одной   цветовой   гамме. Используй в качестве принта «зентанглы». Можешь дополнить образы   аксессуарами. Работу можно выполнить любым графическим материалом. 14 Карточки для этапа рефлексии Приложение 3 15 16

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"

Методическая разработка урока "Зентанглы в искусстве графики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018