Дата проведения: 04.02.2022
Мастерская площадка для родителей воспитанников
«Использование логических блоков Дьенеша и цветных счетных палочек Кюизнера
для развития детей дошкольного возраста» (в формате видеозаписи ЭСО)
Подготовили:
Зырянова О. С., воспитатель
первой квалификационной категории
Шихова Т. В., воспитатель
первой квалификационной категории
Цель: привлечь родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе детского сада через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей; повышение уровня компетентности родителей воспитанников; передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.
1 Ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители! Продолжаем цикл мастер-классов.
2 Ведущий. Тема сегодняшнего мастер-класса «Использование логических блоков Дьенеша и цветных счетных палочек Кюизенера для развития детей дошкольного возраста».
2 Ведущий (на фоне голоса – фото игр). Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.
1 Ведущий (на фоне голоса – фото). Мы познакомим Вас с системой по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанной на использовании игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша и цветными счетными палочками Кюизенера. Золтан Пал Дьенеш – венгерский математик, психолог и педагог. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.
1 Ведущий (на фоне голоса – фото). Он создал игру «Логические блоки Дьенеша». Главная задача и цель – сформировать у ребенка умение выполнять простейшие логические операции. А ведь именно это умение и является базовым для дальнейшего изучения математических дисциплин. В состав игрового набора входит 48 элементов разных цветов (синие, желтые, красные), форм (прямоугольные, круглые, квадратные и треугольные детали), размеров (большие и маленькие) и толщины (тонкие и толстые).
1 Ведущий. Сейчас я продемонстрирую несколько вариантов игр.
Сортируем блоки с использованием логических карточек
Данное задание развивает у ребенка умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов, устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением. Например, предложите ребенку рассортировать фигуры на две группы. Для каждой группы поставьте одну или две логических карточки. К примеру, рядом с одной группой поставьте красную карточку и треугольник (значит сюда нужно подобрать все красные треугольные фигуры), рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком (подбираем маленькие круглые фигуры). Постепенно задание можно усложнять, добавляя карточки.
Альбом заданий «Лепим нелепицы»
Этот альбом учит ребенка подбирать фигуры с учетом трех условий одновременно. Подобрав все блоки и поставив их в нужные места, ребенок получит картинку, которая является ответом на загадку. Это загадки обманки – по рифме просится один ответ, а на самом деле – другой. Играя с логическими блоками, ребенок постепенно научится делить объекты на группы в зависимости от их свойств, сравнивать, находить различия и обобщать, строить простейшие классификации. При помощи блоков ребенку будет проще познакомиться с различными признаками предметов (размером, цветом, формой). Игра способствует развитию пространственного воображения и логического мышления, речи, дает навыки моделирования и конструирования, вырабатывает у детей самостоятельность и способность действовать произвольно.
2 Ведущий. «Цветные счетные палочки Кюизенера» – это дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Джорджем Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада. Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.
С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию – соотношений «больше-меньше», «больше на… - меньше на…», научить делить целое на части, измерять объекты, упражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания.
Набор состоит из 116 палочек десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину – от 1 до 10 см. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах.
На первом этапе работы идет выкладывание по образцу и самостоятельно простейших изображений: стул, домик, цветочек. Сравниваем палочки по длине, по высоте. Выкладываем квадраты, прямоугольники, строим мостики через речку, заборчики.
На втором этапе работы выкладывание из палочек объектов, сюжетных картин, например, схема сказки «Красная шапочка и Серый волк».
Дальше ребенок может использовать палочки для выкладывания рисунка, ориентируясь на цвет и длину палочек, а в более сложном варианте на числовое значение (схемы) или инструкцию со слуха.
Палочки Кюизенера – один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.
1 Ведущий. «Блоки Дьенеша» и «Цветные счетные палочки Кюизенера» отлично дополняют друг друга и могут использоваться вместе, создавая дополнительные возможности для развития творческого воображения у детей.
2 Ведущий. Таким образом, использование развивающих и дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста, способствуют развитию логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.