МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИКУМЕ
Аннотация
Преподавание математики в учреждениях системы СПО отличается от школьного, так как в первом случае необходимо дать студентам не только общие знания по предмету, но и передать назначение и важность дисциплины для будущей профессии. И для того, чтобы сделать это наиболее эффективно необходимо интегрировать содержание математических дисциплин в программы по предметам профессионального цикла. Для преподавателя математики в системе СПО усложняются образовательные и воспитательные задачи. Во-первых, необходимо установить межпредметную связь с элементами интеграции с другими дисциплинами; во-вторых, качество и объем материала должны остаться прежними; в-третьих, обеспечение самостоятельной и внеаудиторной работы студентов и выпускников с обязательной профессиональной направленностью.
Ключевые слова: Математическое подготовка, образование
Способность решать задачи широкого спектра и разного уровня сложности определяют современного специалиста.
Многие считают, что требования к профессиональному образованию ограничиваются тем, что человек запоминает некоторое количество необходимых им в будущей профессии фактов из области деятельности по полученной специальности и простые связи между ними [1].
Полноправной и важной составляющей среднего профессионального образования является математическая подготовка. Алгоритмы решения задач в математике так же применимы и к практическим задачам, с которыми сталкиваются студенты в своей жизни или дальнейшей профессии. Решение межпредметных задач хорошо помогают в этом. Чем быстрее обучающиеся поймут необходимость и в своем роде универсальность решения подобных задач, тем скорее они достигнут значительных результатов [2].Успех в профессиональной деятельности обусловлен наличием следующих факторов и умений: высоким уровнем логического мышления; определенными навыками нестандартного мышления; умением быстро найти нужный материал в справочной литературе; умением быстро и качественно разобраться в незнакомом материале; критическим подходом ко всему «очевидному»; высокой мотивацией в приобретении новых современных знаний в избранной области; высоким уровнем интеллекта.
Математика учит мыслить стройно, логично, нестандартно, творчески. Именно она развивает умение работать с объектами познания и умело применять математические понятия и символику для выражения количественных и качественных отношений [5].
Изучение математики не является главной целью для большинства студентов техникума. Известно, что обучающиеся среднего профессионального образования в большей степени ориентированы на получение профессии (специальности) и в значительно меньшей – на изучение общеобразовательных предметов, но математика необходима для качественного овладения студентами будущей профессией [6]. Трудно представить какую роль сыграют математические знания в дальнейшей работе и жизни. Чтобы научиться конкретным применениям математики, которые встречаются в профессиональной жизни нужно:
· ознакомиться с прикладными возможностями основных математических понятий;
· овладеть навыками работы в «стандартных» прикладных ситуациях;
· приобрести опыт по построению и использованию математических моделей [3].
Студенты порою сомневаются в пользе математики для своей будущей профессии. Они не воспринимают важность начального математического цикла, объясняя тем, что имеют иные интересы и способности для усвоения математического материала. Мотивация изучения математики в учреждениях СПО должна опираться на потребности в ее применении в будущей профессиональной деятельности [4].
Профессиональная направленность курса математики невозможна без прикладной значимости знаний в практической деятельности. Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях. Осуществление реализации профессиональной подготовки является основным исходным положением, затрагивающим прикладную направленность математических знаний. В процессе обучения выделяются следующие основные направления:
• взаимосвязь математики и других смежных дисциплин в аспекте прикладной ориентации;
• сближение методов решения учебных задач с методами, применяемыми на практике;
• раскрытие своеобразия отражения математикой законов действительности;
• умение строить математические модели;
• обобщение результатов и наблюдения трудового процесса обучающихся
• повышение эффективности уроков математики посредством материалов наблюдения; • систематическое использование на уроках математики материалов, связанных с элементами производительного процесса и специальностью в целом;
• ознакомление студентов средствами математики с особенностями выбранной ими специальности.
В данном случае знания, полученные студентами после посещения научно-математических дисциплин, уже становятся определённым требованием к квалифицированным специалистам большого количества профессий. Этому способствует трансформация науки в прямую производственную силу [5].
Для техникума профессионально значимыми являются знания основных понятий и средств математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики; основы интегрального и дифференциального исчисления.
Список использованной литературы:
1. Выплов Ю. Развитие мыслительной деятельности учащихся / Ю. Выплов // Математика. – 2003. - №24. – 2 с.
2. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В.А. Гусев. – М.: Вербум-М: Академия, 2003. – 428 с.
3. Двуличанская Н.Н. Компетентностно- ориентированное естественно-научное образование как основа нового качества подготовки профессиональных кадров / Н.Н. Двуличанская // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. –2010. – № 11. – 8 с.
4. Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание / Л.Д. Кудрявцев. - М.: Наука, 2000. – 144 с.
5. Крутецкий В.А. Психология математических способностей студентов / В.А. Крутецкий. - М.: Наука, 2008. – 432 с.
6. Слепкань З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике: метод. пособие / З.И. Слепкань. – К.: Рад. школа, 1983. – 192 с.
©, Верстова Н.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.