Математическая викторина
В мире чисел
Маргарян Е.А.
Название внеурочной деятельности: «Занимательная математика»
Тип занятия: викторина
Тема занятия: «В мире чисел»
Цель занятия: привлечение внимания детей к изучению математики, содействие развитию математических способностей.
Задачи:
Образовательные:
- Показать вязь математики с другими предметами: музыкой, литературным чтением;
- Повышать интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
- Совершенствовать вычислительные навыки.
Развивающие:
- Развивать справедливость, ответственность, уважение к мнению товарищей;
- Развивать логическое мышление, внимание, память и воображение;
- Развивать познавательную деятельность учащихся.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию коллективизма, сотрудничества, воспитанию уверенности в своих силах;
- Воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;
- Воспитывать умение преодолевать учебные трудности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
- Развивать умение выполнять логические задачи;
- Развивать умение анализировать и рассуждать.
Метапредметные:
познавательные: способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно- следственные связи;
регулятивные: оценивают свои достижения на занятии; выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы;
коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог; умеют вступать в речевое общение.
Личностные:
-повысить интерес учащихся к математике;
- проявлять готовность и способность к саморазвитию;
- проявлять доброжелательность и отзывчивость.
Организация пространства: учащиеся разделены на 3 команды – 3 ряда
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Используемые ресурсы: ноутбук, проектор, экран, презентация, жетоны «Смайлики», медальки, карточки с ребусами, карточки с пословицами.
Этап занятия |
Содержание занятия Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный этап (3 мин) |
Слайд 1 -Здравствуйте, ребята. Слайд 2 (Учитель читает стихотворение) Запомните все, что без точного счета, Не сдвинется с места любая работа. Без счета не будет на улице света. Без счета не может подняться ракета. Без счета письмо не найдет адресата И в прятки сыграть не сумеют ребята. -Как видите, везде, в любой работе очень важна наука – математика. Оказывается, математика стала наукой только с появлением числа. Человек тоже живет в мире чисел. -Когда ребенок появляется на свет, и с ним появляется его дата рождения. Кто может назвать дату своего рождения? -У каждого есть свой дом. К нему тоже прикреплено число. Кто знает свой домашний адрес? -А порой жизнь наша зависит от чисел: -Что происходит с человеком в 7 лет…. -А в 14? -А в 18? -А в 55 или 60? Числа радуют или огорчают. От «2» или «5» зависит наше настроение, а если твоя любимая футбольная команда забила 7 голов в ворота противника - как тут не радоваться?! -Числа встречаются везде: в песнях, пословицах и поговорках, сказках и рассказах. Мы не можем обойтись без них. |
Приветствуют учителя
2-4 ученика называют дату своего рождения
2-4 ученика называют домашний адрес
(дети отвечают на вопросы)
- Дети идут в школу. - Пора получать паспорт. -Каждый гражданин, достигший этого возраста, имеет право голосовать на выборах. -В этом возрасте имеешь право уйти на заслуженный отдых, на пенсию
|
Основной этап (24 мин) |
Слайд 3 -Один из величайших греческих математиков древности Пифагор, также считал, что числа очень важны для жизни людей. Слайд 4 -Попробуйте сами прочитать по стрелочкам со слога МИ, что он говорил о числах.
Слайд 5 -Правильно! Молодцы! Сегодня мы вам предлагаем принять участие в математической викторине «В мире чисел». Для этого вы должны разделиться на 3 команды (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд). За каждое правильно выполненное задание вы будете получать смайлики. В конце викторины мы посмотрим, какая команда была самая умная, внимательная, активная и творческая. Слайд 6 1 задание «Логика» - Перед вами ребусы, которые содержат числа. Ваша задача их разгадать. У каждой команды по 2 ребуса. За правильный ответ вы получаете 1 балл. ( Каждая команда получает ребусы на карточках) 1)И100РИЯ - (история) По 2 л - (подвал) 2)Р 1 а - (родина) 100 г – (стог) 3)С 3 ж – (стриж) 100 л б – (столб) -Давайте проверим. Слайд 7 -Молодцы! Отлично справились с заданием. Продолжаем дальше. Слайд 8 2 задание: «Литературное» -Числа можно встретить и в литературных произведениях. Слайд 9 -Посмотрите на экран. Перед вами иллюстрации из произведений, в названиях которых есть числа. Вам нужно дать им названия. Первой отвечает та команда, которая раньше всех подняла руку. Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 -Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Получите, заработанные смайлики. Слайд 16 3 задание «Пословицы и поговорки» -Существует число «13», которое покрыто суеверием. - Американский миллионер Поль Гети говорил: «Где 13 человек - я за стол не сяду. Чёртова дюжина не нужна за ужином». -В итальянской лотерее нет №13. -Во Франции нет домов с номером 13. -В Женеве самолеты вылетают в 12 часов, а не в 13.В самолетах нет 13 места. -Мы все переживаем, когда наступает «пятница 13». -А вот число 7 тоже очень популярное. Я предлагаю выйти по одному человеку из команды и попытаться составить из разрезанных слов пословицу. Слайд 17 -А теперь давайте проверим. -Отлично справились с заданием. -Вы, ребята, все устали, Слайд 18 Игра «Да — нет».
1. В алфавите 36 букв. (Нет, 33.) 2. В математике 9 цифр. (Нет, 10.) 3.Чертова дюжина — это 13. (Да) 5. В шахматах 32 фигуры. (Да) 6. Полтинник — это 50. (Да) 7. В сутках 48 часов. (Нет, 24.) 8.Согласно пословице, надо 3 раза примерить, потом отрезать. (Нет, 7раз.) 9. Минимальное количество голов у Змея Горыныча — 3. (Да) 10. У снежинки 8 лучей. (Нет, 6.) 11. У паука 6 ног. (Нет, 8) 12. Мы живем в 20 веке. (Нет, в 21.) Слайд 19 4 задание «Смешные задачки» Слайд 20 -У современного писателя детских рассказов Григория Остера есть книга «Задачник по математике». Давайте попробуем решить несколько задач из этой книги. Слайд 21 1)В кухне 39 мух. Из них: 6 пьют чай из лужи на столе, 12 летают вокруг лампочки, остальные идут пешком по потолку. Сколько мух идёт пешком по потолку? Слайд 22 2)Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Тогда Ряба снесла еще три яичка. Мышка эти тоже разбила. Ряба поднатужилась и снесла еще пять, но бессовестная мышка расколотила и эти. Из скольких яиц могли бы приготовить себе яичницу дед и баба, если бы не разбаловали свою мышку? Слайд 23 3) Если на одну чашу весов посадить Дашу, которая весит 40 кг, и Наташу, которая весит 30 кг., а на другую насыпать 89 кг разных конфет, то сколько килограммов конфет придется съесть несчастным девочкам, чтобы чаши весов оказались в равновесии? Слайд 24 4) Если младенца Кузю взвесить вместе с бабушкой — получится 59 кг. Если взвесить бабушку без Кузи — получится 54 кг. Сколько весит Кузя без бабушки? Слайд 25 5) Коля закопал пакет с конфетами на глубину 5 метров, а Толя закопал на глубину 12 метров. На сколько метров глубже закопал свой пакет с конфетами Толя? Слайд 26 6) Когда Коля и Толя были маленькими, они часто пугались, и от страха у них по спинам мурашки бегали. У Коли по спине бегало 27 мурашек, а у Толи на 3 мурашки больше. Сколько мурашек бегало у Коли и Толи по спинам, когда они были маленькими и часто пугались? Слайд 27 5 задание «Музыкальное» - Умнички! Но числа можно встретить и в песнях. Я буду включать вам мелодию песни, а кто знает – подпеваете. 1.Дважды два четыре, это всем известно в целом мире; 2.Жили у бабуси два весёлых гуся; 3.К четырем прибавить два, по слогам читать слова учат в школе… |
Знакомятся с портретом Пифагора
Расшифровывают высказывание
- Миром управляют числа
Дети делятся на три команды
Команды выбирают по два ребуса, которые записаны на карточках. Разгадывают их.
-История -Подвал -Родина -Стог -Стриж -Столб
Дети проверяют свои ответы с правильными ответами на экране.
-«Три медведя» (русская народная сказка);
-«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (А. С. Пушкин); -«Цветик –семицветик» Валентин Катаев;
-«Трое из Простоквашино» Эдуард Успенский;
-«Белоснежка и семь гномов» Братья Гримм;
-«Волк и семеро козлят» (русская народная сказка) -«Али Баба и сорок разбойников» (восточно-арабская сказка).
( Выходят по 1 человеку из каждой команды, получают карточки с разрезанными пословицами и составляют их) -Семеро одного не ждут. -Семь бед – один ответ. - Лук – от семи недуг.
(Дети встают из-за парт. Если согласны с утверждением – поднимают руки вверх, если нет – приседают)
Дети знакомятся с портретом и книгой Григория Остера «Задачник по математике»
Дети решают задачи в черновиках. Кто первый справится с заданием, поднимает руку. 39 - (6 + 12) = 21(м)
1 + 3 + 5 = 9 (яиц)
89 - 30 - 40 = 19 (кг)
59 – 54 = 5 (кг)
12 – 5 = 7 (м.)
1) 27 + 3 = 30 (м.) – у Толи. 2) 27 + 30 = 57 (м.)
Дети отгадывают и хором подпевают песни, в которых встречаются числа. |
Заключительный этап (3 мин) |
-Вот закончилась игра Результат узнать пора. Кто же лучше всех трудился И в викторине отличился? -Давайте посчитаем, какая команда больше всех набрала смайликов. -Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите математику и хорошо её знаете. Вы показали, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто – молодцы! И поэтому: -Самая умная команда- это команда №…., -Самая внимательная команда №…. -Самая активная команда №… -Поздравляем! ( Раздаем «медальки») -Ребята, а что нового вы сегодня узнали? -Что вам больше всего понравилось на занятии? - Хорошо! Теперь мы точно знаем, что человек живет в мире чисел и не может без них обойтись. Слайд 28
|
Каждая команда подсчитывает смайлики
(ответы детей) - Мы узнали, что числа встречаются в повседневной жизни человека, в песнях, загадках, рассказах и т.д. -Я запомнил высказывание великого учёного – математика «Миром управляют числа» -Я запомнила, что во Франции нет домов номером 13 -В Женеве самолёты вылетают в 12 часов, а не в 13. В самолётах нет 13 места. -Мне понравилось разгадывать ребусы, решать смешные задачи Григория Остера, отгадывать и петь песни. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.