Математические диктанты
Оценка 4.9

Математические диктанты

Оценка 4.9
pdf
математика
22.01.2020
Математические диктанты
Матем диктанты.pdf

«Начальная школа» серия книжек — Поможет учить малышей и малышек!

М. А. Остапенко

НАТЕНАТИЧЕСКЯЕ

ДИКТАНТЫ

1-4 иксы

Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит.

М. В. Ломоносов

УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ!

Математические диктанты — одна из форм учебной работы. В школе на уроке учителя используют их с целью проверки усвоения детьми математических понятий, сформированности их вычислительных навыков.

Наш сборник диктантов составлен для индивидуальной работы взрослого с ребёнком. Главной целью этой работы является развитие мышления, внимания, памяти, речи.

В начале обучения взрослый своими вопросами помогает ребёнку концентрировать внимание на главном и отвлекаться от второстепенного. Чем выше уровень развития мышления, тем больше вопросов возникает у самого ученика. Тогда ему надо помочь найти ответы на его вопросы, а не давать готовых решений. Именно такой подход к изучению математики необходим сегодня. Поэтому в большинстве диктантов есть задания типа: сравни, сделай вывод, найди закономерность, продолжи последовательность. Подобные задания активизируют мьпшление.

Помочь ребёнку самому осмыслить выполненную им работу, проверить правильность решения, а иногда и оценить результат — значит воспитать в нём чувство самооценки, без которой трудно быть успешным человеком. Поэтому большинство диктантов заканчивается заданием: проверь себя. для того чтобы решение заданий доставляло радость хорошо выполненной работы, важно с первых уроков математики приучать ребёнка писать цифры красиво, аккуратно. Каждая цифра в своей клеточке! При записи в одну строку нескольких чисел после числа ставится запятая и пропускается 1—2 клетки.

Если в диктанте необходимо сравнить числа по их записи, а не по их значению, то есть указание писать число под числом. Такая запись готовит учеников к изучению алгоритмов письменных вычислений, к составлению различных таблиц в старших классах.

Умение чётко выполнять инструкции само собой не появляется. «Каждому делу учиться надо!» говорит Незнайка своим друзьям.

При выполнении математических диктантов важно точно соблюдать инструкцию по оформлению работы там, где она дана. Писать в строку или в столбик, с начала строки или с середины, записывать промежуточные вычисления или только ответ — часто зависит от следующих заданий, которые известны взрослому, но не известны ученику. Поэтому лучше сразу приучать ребёнка к порядку, к чёткости и аккуратности. Это помогает хорошо учиться.

Взрослый читает задание (диктует), а ребёнок сразу его выполняет. Такая работа необходима ребёнку, поскольку она развивает умение понимать математические термины при восприятии их на слух.

Все вычисления надо делать устно: это экономит время и формирует вычислительные навыки.

Время выполнения каждого диктанта — от 5 до 15 минут.

Наш сборник может быть использован не только родителями, но и учителями начальных классов на уроках математики.

1-й КЛАСС

ДИКТАНТ № 1 «ДОЧИСЛОВОЙ ПЕРИОД»

*               Нарисуй столько кружков, сколько лап у кошки.

*               Напиши столько палочек, сколько углов в треугольнике.

*               Нарисуй две стрелочки так, чтобы одна показывала налево, а другая — направо.

*               На одной строке нарисуй 5 треугольников, а на другой — столько же квадратов.

*               Нарисуй три цветных шарика в тетради так, чтобы красный шарик был выше зелёного, но ниже синего.

ДИКТАНТ № 2 «НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ от 1 до 5»

*               Запиши число, которое при счёте называют после числа 4, и число, которое при счёте называют перед числом 4.

*               Заплши число, которое на 1 больше, чем З.

*               Запиши число, которое на 1 меньше, чем З.


*               Реши примеры и запиши только ответы:

          4 - 1                     3 — 1

Проверь себя: сравни ответы примеров с преДЫДУИДИМИ числами.

*               Нарисуй две полоски — красную и синюю так, чтобы красная была длиннее синей, а синяя была шире красной.

ДИКТАНТ № З «НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ от 1 до 10»

*               Запиши число, следующее при счёте за числом 8.

*               Запиши число, идущее при счёте перед числом 7.

*               Запиши число, которое стоит между числами

*               Запиши «соседей» числа 9.

*               Заплши число, которое на 1 больше, чем 6.

*               Запиши число, которое на 1 меньше, чем 5.

*               Увеличь число 5 на 1; уменьши число 4 на 1.

*               Реији примеры и заплши только ответы:

5 - 3 -  

*      Нарисуй треугольник справа от круга, но слева от квадрата.

ДИКТАНТ № 4 «НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ от 1 до 10»

*      Запиши в первую строку числа из следующих предложений:

е Три медведя.

е Семеро одного не ждут.

е К девяти без десяти надо в школу нам идти. е Пять дней работаем, два отдыхаем.

У пчелы шесть лапок и четыре крылышка.

*      Запиши число, которого нет в первой записанной тобой строке.

*      Запиши в порядке убывания числа, которые меньше 8.

*      Запиши число, которое больше 8 на 1.

Запиши самое большое число из первой строки.

ДИКТАНТ № 5 «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ:

*      Запиши в первую строку числа, меньшие 6.

*      К каждому числу прибавь 2 и запиши результат во вторую строку.

*      К каждому числу второй строки прибавь З и запиши результат в третью строку.

*      Из каждого числа третьей строки вычти соответствующее число 1-й строки и запиши результат в четвёртую строку.

Проверь себя: если ты всё сделал правильно, то при вычитании из последнего числа каждой строки первого числа этой же строки получится 5.

ДИКТАНТ № 6 «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 1 О»

*      Запиши с помощью математических знаков следующие предложения:

1.   5 больше З.

2.   7 меньше 5. З. 10 без 1 равно 9.

4.             К З прибавить З, получится 6.

5.             Сумма 4 и 5 равна 8.

6.             Из 9 вычесть 2, останется 8.

7.             Первое слагаемое 7, второе слагаемое 2, сумма 9.

*                  Нарисуй кружок, если ты считаеијь предложение верным, или треугольник — если невер-

Проверь себя: кружок надо нарисовать в 1, З, 4,

7-й строках; треугольник — во 2, 5, 6-й строках.  Реши задачу:

На парте лежат 4 кружка и З треугольника.

Сколько всего геометрических фигур на парте?

ДИКТАНТ № 7 «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ:

*                  Запиши любое число, которое меньше 6.

*                  Прибавь к нему 2, запиши результат.

*                  Увеличь второе число на 2, запиши результат.  Вычти из третьего числа З, запиши результат.

*                  Уменьшил полученное число на 1, запиши ре-

зультат.

*                  Из последнего числа вычти первое число, получилось О. Почему?

Можно повторить все задания с другим числом.

ДИКТАНТ № 8 «СОСТАВ ЧИСЛА 10»

*                  Запиши в первую строку ответы на следующие вопросы:

 Сколько рук у человека?

 Сколько пальцев на одной руке?

 Сколько пальцев на двух руках?

 Сколько лап у насекомых?

 Сколько углов у треугольника?

 Сколько сторон у трёх треугольников?

*                  Во вторую строку под каждым числом первой строки запиши число, которое надо прибавить к числу первой строки, чтобы сумма была равна 10.

ДИКТАНТ № 9 «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 10»

*                  Запиши в первую строку «спрятанные» числа (примеры показываются по одному на карточках):

9-2=9

7-Ш=6

5-Ш=о

5-Ш= з

*                  Во вторую строку запиши эти числа в порядке возрастания.

*                  В третью строку запиши четыре числа, которые показывают, на сколько каждое число первой строки больше записанного под ним числа второй строки.

*                  В четвёртую строку запиши число, которого нет ни на одной из трёх строк. Проверь себя: это 8.

ДИКТАНТ № 10 «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 10: ЗАДАЧИ»

Запиији в строку только знак действия (+ или -), которым решаются следующие задачи:

1 . В саду росло 7 клёнов, а берёз на 2 больше. Сколько берёз росло в саду?

2. У Жени было 7 конфет. Он отдал сестре З конфеты. Сколько у него осталось конфет?

З. В домашнем задании было 9 словарных слов. Настя ошиблась в 2 словах. Сколько словарных слов Настя написала правильно?

4.  Юля потратила 10 рублей, а Маша 5 рублей. На сколько рублей больше потратила Юля, чем

Маша?

5.  Костя прочитал за каникулы З книги, а Миша 5 книг. Сколько всего книг прочитали Костя и МИИја?

6.  В классе было 8 девочек и 9 мальчиков. На сколько меньше было девочек, чем мальчиков?

     Запиши вопросы к условию задачи: «На строке записано 2 знака „плюс“ и 4 знака „минус”».

Проверь себя: 1-я и 5-я задачи решаются сложением, остальные — вычитанием.

ДИКТАНТ № 11 «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 10: ЗАДАЧИ»

     Запиши в строку только ответы следующих задач :

1. В предложении было 6 слов. 2 слова Настя написала с большой буквы. Сколько слов Настя написала с маленькой буквы?

2. Костя истратил 8 рублей. Вася истратил 2 рубля. На сколько рублей меньше истратил Вася, чем Костя?

З. В библиотеке Миша взял З книги, а Саша взял 4 книги. Сколько всего книг взяли Миша и Саша?

4. В инсценировке сказки участвовало 7 девочек, а мальчиков участвовало на 1 больше. Сколько мальчиков участвовало в инсценировке сказки? 5, В коробке было 10 конфет. 8 конфет съели. Сколько конфет осталось в коробке?

ДИКТАНТ № 12 «НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ от 1 до 20»

     Запиши в первую строку числа, состоящие из 1 дес. 2 ед., 1 дес. 5 ед., 1 дес. 8 ед.

     Запиши во вторую строку числа, предијествутцие при счёте числам первой строки.

     Запиши в третью строку числа, следующие при счёте за числами первой строки.

     Запиши в четвёртую строку числа, состоящие из 1 дес., из 2 дес.

     Запиши в пятую строку все записанные в четырёх строках числа в порядке убывания.

Проверь себя: в пятой строке все числа от 20 до 10.

ДИКТАНТ № 13 «НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ от 1 до 20»

     Запиши в первую строку «соседей» следующих чисел: 11, 14, 17 (само число записывать не надо).

     Увеличь каждое число первой строки на 1 и результат запиши во вторую строку.

     Запиши в третью строку числа, которых нет во второй строке, но которые есть на числовом отрезке от 10 до 20.

     Запиши в четвёртую строку числа 1 1, 14, 17 в виде суммы, в которой первое слагаемое равно 10.

     Запиш•и в пятую строку несколько равенств вида: +2 = 10.

ДИКТАНТ № 14 «НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ от 1 до 20»

     Запиши в первую строку числа: 10, 12, 14, 20.

     Запиши во вторую строку числа, которые на 1 меньше.

     Запиш•и с помощью математических знаков предложения.

1.     15 больше 13.

2.     17 меньше 15.

З. К 10 прибавить 2 равно 12.

4.               Сумма 4 и 10 равна 15.

5.               Из 19 вычесть 9, останется 10.

6.               Уменьшаемое 20, вычитаемое 1, разность 19.

7.               Первое слагаемое 7, второе слагаемое 10, сумма 17.

     Нарисуй кружок, если ты считаешь предложение верным, или треугольник — если неверным.

Проверь себя: в первых двух строках все числа от 9 до 20. Треугольник надо нарисовать во второй и четвёртой строках, в остальных строках надо нарисовать кружок.

ДИКТАНТ № 15 «НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ от 1 до 20: ЗАДАЧИ»

Запиши в строку только ответы следующих задач:

     Маше 10 месяцев. Сколько ей будет через месяц?

     Саше 10 лет. Вова на 2 года старше. Сколько лет Вове?

     Длина карандаша 1 дм 4 см, а кисточка на 1 см короче. Какой длины кисточка?

     В одном бидоне 10 л воды, в другом — 5 л воды. Сколько литров воды в двух бидонах?

     Дима начертил отрезок длиной 15 см, а надо было начертить на 1 см короче. Какой длины надо было начертить отрезок?

Проверь себя: если все задачи решены правильно, то, переставив местами ответы двух последних задач, ты получишь числовой отрезок от 11 до 15.

ДИКТАНТ № 16 «СЛОЖЕНИЕ

С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК»

Результаты вычислений запиши в строку:

     К 9 прибавить 2 равно .  Сумма 5 и 8 равна ...

     Первое слагаемое 7, второе слагаемое 8, сумма равна .

     9 увеличить на 8, получится .

     Запиши ещё одно число, соблюдая получивијуюся закономерность.

Проверь себя: это число 19.

     Запиши в виде суммы двух равных слагаемых числа: 12, 14, 16, 18.

ДИКТАНТ № 17 «ВЫЧИТАНИЕ

С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК»

Результаты вычислений запиши в строку:

     Из 18 вычесть 9, останется .

     16 уменьшить на 8, получится .

     Уменьшаемое 15, вычитаемое 6, разность рав-

     Сумма равна 12, первое слагаемое 5, второе слагаемое равно .

     11 на 2 больше ..

     14 уменьшить на 8, получится .

     К какому числу надо прибавить 4, чтобы получить 13?

     На сколько 13 больше 8?

     На сколько 8 меньше 17?

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то число 9 записано пять раз, а числа 8, 7, 6, 5 — по одному разу между числом 9.


ДИКТАНТ № 18 «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК»

Запиши с помощью математических знаков предложения в два столбика, поместив в первый столбик верные выражения, во второй — невер—

     Из 15 вычесть 7, останется 8.

     17 уменьшить на 9, получится 6.

     К 6 прибавить 9 равно 15.

     Сумма 4 и 8 равна 12.

     Уменьшаемое 12, вычитаемое 5, разность 8.

     Первое слагаемое З, второе слагаемое 9, сумма 1 1.

     Разность 11 и 9 равна 2.

     8 увеличить на 7, получится 14.

Используя выражения первого столбика, исправь ошибки во втором столбике.

2-й КЛАСС

ДИКТАНТ № 1 «НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ от 1 до 100»

Запиши в первую строку все однозначные числа.  Запиши во вторую строку числа на 10 больше.  Переставь в каждом числе второй строки цифры и запиши полученные числа в третью строку.

     Под каждым числом третьей строки запиши предшествующее ему при счёте число в четвёртую строку.

     Вычисли сумму первого и последнего чисел четвёртой строки, второго и предпоследнего, найди соответствующую пару для третьего числа, для четвёртого числа, для пятого числа.

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то все пять сумм равны 100.

ДИКТАНТ № 2 «НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ от 1 до 100»

Запиши в строку:

     Самое маленькое однозначное число.

     Самое большое однозначное число.

     Самое маленькое двузначное число.

     Самое большое двузначное число.

     На сколько самое маленькое однозначное число меньше самого маленького двузначного числа?

     На сколько самое большое двузначное число больше самого большого однозначного числа?

     Из чисел записанной тобой строки составь два равенства вида [3+2 = 100 и одно равенство вида = О.

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то все ИјеСТЬ чисел использованы для составления равенств.

ДИКТАНТ № З «НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ от 1 до 100»

     Запиши в первый столбик:

 Число, в котором 1 дес. и 8 ед.

 Число, в котором 2 дес. и 7 ед.

 Число, в котором З дес. и 6 ед.  Число, в котором 4 дес. и 5 ед.

     Поменяй местами цифры в записи чисел первого столбика и запиши числа во второй столбик (между столбиками пропусти три клетки).

     Между числами каждой пары поставь знак < или

     Запиши каждое число второго столбика в виде суммы разрядных слагаемых.

     Запиши, чему равна сумма цифр каждого числа первого и второго столбиков.

Проверь себя: сумма цифр каждого числа должна быть равна 9.

ДИКТАНТ № 4 «НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ от 1 до 100»

     Запиши в первую строку последовательность чисел: 19, 28, 37, Подчеркни в каждом числе одной чертой число единиц, двумя чертами — число десятков.

     Под каждым числом первой строки запиши предшествующее ему при счёте число во вторую строку.

     Переставь в каждом числе второй строки цифры и запиши полученные числа в третью строку.

     Первые четыре числа третьей строки представь в виде суммы разрядных слагаемых.

     Используя оставшиеся числа третьей строки, составь четыре разности по образцу: 54 - 50 = 4.

ДИКТАНТ № 5 «СЛОЖЕНИЕ ОДНОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СЛУЧАИ ВЫЧИТАНИЯ»

     Результаты вычислений запиши в строку:  Увеличь 8 на 4.

 Запиши число, которое больше 9 на 5.

 Уменыии 16 на 8.

 Запиши число, которое меньше 18 на 9.

 Сумма чисел 8 и 7 равна .

 Разность чисел 15 и 9 равна .

Уменьшаемое 12, вычитаемое 5, вычисли разность.

 Первое слагаемое 7, второе слагаемое 6, вычисли сумму.

     Заплши в столбик все двузначные числа первой строки в порядке возрастания.

     Запиши, пропустив три клетки в тетради, во второй столбик все однозначные числа первой строки в порядке убывания.

     Составь равенство: чему равна разность между числами первого и второго столбиков.

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то каждая следующая разность на 2 больше предыдущей.

ДИКТАНТ № 6 «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

ДВУЗНАЧНЫХ РАЗРЯДНЫХ ЧИСЕЛ»

     Запиши в первую строку самое маленькое двузначное число, увеличивай его на 20 и результаты записывай в этой строке. Операцию повтори четыре раза.

     Уменьши каждое число первой строки на 10 и результат заплии во второй строке.

     Из чисел этих двух строк составь пять сумм, равных 100, и пять разностей, равных 50. Равенства запиши в два столбика.

ДИКТАНТ № 7 «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ БЕЗ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК»

     Запиши в первую строку все двузначные числа, оканчивающиеся цифрой 5.

     Результаты вычислений запиши во вторую строку:

Увеличь число 85 на 15.

 Найди сумму двух чисел, если каждое слагаемое равно 45.

 На сколько число 95 меньше числа 35?

 Найди разность чисел 65 и 25. Уменьши число 75 на 55.

     Во второй строке одно число «лишнее»: если заменить его другим числом, то получится числовая последовательность. Запиши в третью строку два выражения из чисел первой строки, результатом которых будет недостающее число.

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то число 90 — «лишнее». Его надо заменить числом 80.

ДИКТАНТ № 8 «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

ДВУЗНАЧНЫХ И ОДНОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ»

     Результаты вычислений запиши в первую строку:

Увеличь число 28 на 4.

 Запиши число, которое больше 49 на 7. Уменыии число 36 на 9.

 Запиши число, которое меньше 72 на 8.

 Сумма чисел 28 и 7 равна .

 Разность чисел 45 и 9 равна .

Уменьшаемое 42, вычитаемое 6, вычисли разность.

 Первое слагаемое 7, второе слагаемое 56, вычисли сумму.

     Во вторую строку запиши все числа первой строки в порядке возрастания.

     Под каждым числом второй строки запиши число, которое на 9 меньше. Сравни число единиц и число десятков в каждой паре чисел второй и третьей строк. Сделай вывод.

     Подчеркни одной чертой числа, записанные одинаковыми цифрами во второй и третьей строках. Подчеркни двумя чертами равные числа в этих двух строках.

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то число десятков в третьей строке уменьшилось на 1, а число единиц увеличилось на 1.

ДИКТАНТ № 9 «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ И ОДНОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ»

Запиши выражения и вычисли их значения:  Из суммы чисел 38 и 42 вычесть 8.

 Разность чисел 72 и 36 увеличить на 12.

 К сумме чисел 42 и 6 прибавить их разность.

 Из разности 90 и 9 вычесть сумму 48 и 6.

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то значения первого и четвёртого выражений, второго и третьего выражений записаны одинаковыми цифрами.

ДИКТАНТ № 10 «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ: ЗАДАЧИ»

*       Выражения для решения всех пяти приведённых ниже задач составлены неверно.

52 + зо = 82

15 + 15 + 15 + 15 = 60

9 + 24 + 36 = 69

100 - 18 - 22 60

20 + 20 + 20 - зо = зо

*       Составь правильные выражения для решения задач и Реији их.

1 . Пенал и набор фломастеров стоят вместе 52 рубля, причём набор фломастеров стоит 30 рублей. Сколько стоит пенал?

2. Длина всех сторон треугольника равна 15 см. Вычисли периметр треугольника.

З. Длина ломаной равна 9 см. Первое звено ломаной имеет длину 2 см 4 мм, второе звено — З см 6 мм. Вычисли длину третьего звена этой

ломаной.

4.  Миша выполнял домашнее задание 1 ч: 18 мин он читал, 22 мин писал упражнение, а в ОСТаВИјееся время занимался математикой. Сколько минут Миша занимался математикой?

5.  Женщина продала 20 яиц каждой из З покупательниц, и у неё осталось ещё 30 яиц. Сколько яиц принесла на продажу женщина?

     Найди ошибки в записях и исправь их.

Проверь себя: в 1-й и 5-й задачах ошибка в выборе действия (в 1-й задаче вместо сложения надо использовать вычитание, в 5-й задаче наоборот). Во 2-й задаче ли•шнее слагаемое. В 3-й задаче надо перевести сантиметры в миллиметры и из 90 мм вычесть сумму 24 мм и 36 мм. В 4-й задаче надо вычитать из 60 мин, а не из 100 мин,

т. к. 1 ч = 60 мин.

ДИКТАНТ № 1 1 «КОНКРЕТНЫЙ СМЫСЛ УМНОЖЕНИЯ»

     Запиши выражения и вычисли их значения:

 Сумма двух слагаемых, каждое из которых равно 10.

 Сумма трёх слагаемых, каждое из которых равно 9.

 Сумма четырёх слагаемых, каждое из которых равно 8.

 Сумма пяти слагаемых, каждое из которых равно 7.

     Замени каждую сумму произведением и запиши соответствующие выражения.

     В каждом выражении переставь множители местами и запиши получившиеся равенства.

     Подчеркни самое маленькое из четырёх получившихся чисел.

     Вычисли устно и запиши в одну строку разности между тремя другими числами и подчёркнутым числом.

     Вычисли сумму этих разностей. Можно ли её заменить произведением?

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то в последней сумме три слагаемых: 7 + 12 + 15 = 34; все они различные, поэтому заменить сумму произведением нельзя.

ДИКТАНТ № 12 «КОНКРЕТНЫЙ СМЫСЛ ДЕЛЕНИЯ»

     Обведи в тетради 16 клеточек. Раскрась их двумя карандашами (жёлтым и синим) так, чтобы было равное количество жёлтых и синих клеточек. Запиши равенство, используя знак деления.

     Обведи в тетради 8 клеточек. Раскрась их двумя карандашами (зелёным и красным) так, чтобы было равное количество зелёных и красных клеточек. Запи•ши равенство, используя знак деления.

     Обведи в тетради 4 клеточки. Раскрась их двумя карандашами (жёлтым и синим) так, чтобы было равное количество жёлтых и синих клеточек. Запиши равенство, используя знак деления.

     Запиши равенство, используя знак деления, показывающее, сколько раз по 4 клеточки надо нарисовать, чтобы получилось 16 клеточек.

ДИКТАНТ № 13 «ВЗАИМОСВЯЗЬ

МЕЖДУ УМНОЖЕНИЕМ И ДЕЛЕНИЕМ»

ооооо

1 . Сосчитай двумя способами, сколько солныШеК на рисунке. Запиши с помощью знака умножения.

2. Раздели произведение на первый множитель и ЗаПИИЈИ равенство.

З. Раздели произведение на второй множитель и запиши равенство.

4. Составь такие же столбики равенств из чисел 20, З, 60 и 12, 4, 48. Проверь себя:

4) 20 . 3=60

3 - 20 = 60

       2) 20 : 4 —-5                

                        60 : 20 -3

ДИКТАНТ № 14 «КОНКРЕТНЫЙ СМЫСЛ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ»

 Запиши равенства в два столбика: в первый столбик — верные равенства, во второй — невер-

1 . Первый множитель 7, второй множитель З, произведение равно 21 .

2. Произведение чисел 5 и 4 равно 1. З. Делимое 18, делитель З, частное равно 6.

4.     Частное чисел 16 и 4 равно 4.

5.     8 умножили на 2 и получили 10.

6.     Частное чисел 27 и З равно 30.

7.     56 — это произведение чисел 7 и 8.

8.     60 разделили на 10 и получили 50.


• Вычисли значения выражений второго столбика и запиши верные равенства в третий столбик.

 Замени в выражениях второго столбика знак действия так, чтобы равенства стали верными. Проверь себя:

 1

27 + 3 зо

60 - 10 - 50

3-й КЛАСС

ДИКТАНТ № 1 «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ»

 Результаты вычислений запиш•и в строку:

1.    Вычисли сумму чисел 20 и 16.

2.    Увеличь число 18 на З.

З. Первое слагаемое 42, второе слагаемое 20, вычисли сумму.

4.       Неизвестное число больше числа 64 на 8, вычисли его.

5.       Какое число надо уменьшить на 12, чтобы получить число 48?

6.       Вычисли разность чисел 24 и 18.

7.       На сколько число 47 больше числа 20?

8.       Уменьши число 30 на 4.

9.       Вычитаемое 36, уменьшаемое 48. Чему равна разность?

10. Какое число на 7 меньше числа 70?

*       Во вторую строку запиши суммы чисел: 1-го и 10-го, 2-го и 9-го, 3-го и 8-го, 4-го и 7-го, 5-го и 6-го заданий.

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то все числа второй строки записаны зо

одинаковыми цифрами: 99, 33, 88, 66. Объясни, почему так получилось. Какое из этих чисел записано дважды во второй строке?

ДИКТАНТ № 2 «КОНКРЕТНЫЙ СМЫСЛ

УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ»

*       Запиши выражения и вычисли их значения:

Сумма двух слагаемых, каждое из КОТОРЫХ равно 12. Сумма трёх слагаемых, каждое из которых равно 13.

Сумма четырёх слагаемых, каждое из которых равно 14.

Сумма пяти слагаемых, каждое из которых рав-

*       Замени каждую сумму произведением и запиши соответствующие равенства.

*       В каждом произведении переставь множители местами и запиши ПОЛУЧИВШИЕСЯ равенства.

, по образцу: 16 • 6 96; 6 . 16 = 96; 96 : 6 = 16; 96 : 16 = 6 составь такие же равенства к полученным произведениям.

ДИКТАНТ № З «ТАБЛИЧНЫЕ СЛУЧАИ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ»

*       Результаты вычислений запиши в строку:

1 . Множители 6 и 7. Вычисли произведение.

2. 9 умножили на 8 и получили .


З. Произведение чисел 4 и 10 увеличить на 5, получится

4.                    Какое число в З раза больше числа 7?

5.                    Оба множителя равны 6. Чему равно произведение?

     Во вторую строку запиши все числа, которые получаются при перестановке цифр в числах первой строки.

     Под каждым числом второй строки в третью строку запиши результат следующих вычислений: 1, Делимое 24, делитель З, вычисли частное.

2. На какое число надо умножить З, чтобы получить 27?

З. Число 54 уменьши в 9 раз.

4. Сколько раз надо взять по З, чтобы получить 12? 5. Во сколько раз число 63 больше числа 9?

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то, расположив числа третьей строки в порядке возрастания, можно обнаружить пропущенное число в последовательности чисел от 4 до 9. Это число соответствует отметке за выполненную работу.

ДИКТАНТ № 4 «ТАБЛИЧНЫЕ СЛУЧАИ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ»

     Запиши в первую строку все шифры: 1, 2, .

     Объедини их в пары, нарисовав овал вокруг двузначного числа.

     Используя знак деления, запиши равенство, отвечающее на вопрос: сколько двузначных чисел получилось?

     Подчеркни те числа, которые являются произведениями однозначных чисел или произведением однозначного числа и числа 10.

     Представь каждое подчёркнутое число в виде произведения однозначных чисел или произведения однозначного числа и числа 10.

     Используя знак деления, заплши по два равенства, в которых делимое равно подчёркнутому числу.

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то  надо было написать не меньше 12 (первое двузначное число в овале) равенств;  значение следующего выражения соответствует отметке за работу:

(78 - 34 - 34) : 2 = 5;  числа 34 и 78 должны быть неподчёркнутыми,

ДИКТАНТ № 5 «ТАБЛИЧНЫЕ СЛУЧАИ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ: ЗАДАЧИ»

*       В первую строку запиши длины сторон четырёх квадратов: 2 м, 4 дм, 6 см, 8 мм.

*       Во вторую строку запиши (под каждым числом первой строки) площадь каждого квадрата.

*       В третью строку запиши (под каждым числом второй строки) периметр каждого квадрата.

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то в третьей строке записаны единицы длины, а во второй — единицы площади. Каждое числовое значение в третьей строке на 8 больше предыдущего.

ДИКТАНТ № 6 «ТАБЛИЧНЫЕ СЛУЧАИ

УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ: ЗАДАЧИ»

*       Запиши ответ к каждой задаче и обведи число в кружок, если ты считаешь ответ верным, или в треугольник — если неверным.

1. Когда из бидона налили 5 кувшинов молока, по 2 л в каждый кувшин, то в бидоне осталось 9 л молока. Сколько литров молока было в бидоне?

Ответ: в бидоне было 19 л молока.

2. Хозяйка надоила от коровы 19 л молока. Она разлила его в З бидона, по 6 л в каждый. Сколько литров молока у неё осталось?

Ответ: у неё осталось 2 л молока.

З. 1 л молока стоит 9 руб. Сколько рублей надо заплатить за 4 л молока?

Ответ: за 4 л молока надо заплатить 35 руб.

4. К 36 руб. добавили 4 руб. и купили 5 шоколадок. Сколько стоит 1 шоколадка?

Ответ: 1 шоколадка стоит 8 руб.

Проверь себя: ответы 1-й и 4-й задач верные, а ответы 2-й и 3-й задач неверные.

                     Прочитав задачи ещё раз, запиши решения 2-й и 3-й задач.

ДИКТАНТ № 7 «ВНЕТАБЛИЧНЫЕ СЛУЧАИ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ»

                     Результаты вычислений запиши в строку:

1.   Произведение чисел 16 и 5 равно

2.   Частное чисел 96 и 6 равно

З. Во сколько раз число 14 меньше числа 84?

4.              Увеличь число 27 в З раза.

5.              Уменьши число 85 в 5 раз.

6.              Во сколько раз число 77 больше числа 1 1?

7.              Какое число в 2 раза больше 41?

8.              На сколько произведение чисел 20 и З болььие произведения чисел 21 и 2?

9.              На какое число надо умножить 12, чтобы получить 96?

     Подчеркни все чётные числа. Сравни неподчёркнутые числа с подчёркнутыми числами.

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то у каждого неподчёркнутого числа слева есть подчёркнутое предыдущее число, а справа — подчёркнутое следующее число.

ДИКТАНТ № 8 «ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ»

     Запиши в первую строку в порядке возрастания все двузначные числа, оканчивающиеся цифрой 9. Подчеркни число десятков в каждом числе.

     Запиши во вторую строку под КТкДЬПМ числом первой строки число, которое на 1 больше подчёркнутого числа.

     В первой строке записано делимое, во второй строке — делитель; в третьей строке запиши частное, а под ним в четвёртой строке — остаток.

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то в третьей строке все частные равны 9, а в четвёртой — остатки, которые на 1 меньше делителя.

ДИКТАНТ № 9 «НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ от 1 до 1 ООО»

     Запиши в первую строку в порядке возрастания все трёхзначные разрядные числа.

     Запиши во вторую строку под каждым числом первой строки в порядке убывания двузначные разрядные числа.

     Запиши в третью строку сумму чисел, записанных друг под другом на первой и второй строках.

     Запиши в четвёртую строку число, которое на 9 больше каждого числа третьей строки.

     Запиши в пятую строку следующее при счёте число для каждого числа четвёртой строки.

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то в пятой строке первое число 200, а каждое последующее число на 90 больше предыдущего.


ДИКТАНТ № 10 «НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ от 1 до 1 ООО»

     Запиши в первую строку из цифр 1, 2, З все трёхзначные числа (цифры в записи числа не повторяй).

     Запиши во вторую строку для каждого числа первой строки предыдущее и последующее при счёте ч исП.

     Запиши в третью строку из цифр 0, 2, 4 все трёхзначные числа (цифры в записи числа не повторяй).

     Запиши в четвёртую строку для каждого числа третьей строки предыдущее и последующее при счёте числа.

     Из чисел, записанных во всех строках, выбери самое маленькое и самое болыиое числа и запиши их в виде суммы разрядных слагаемых.

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то последние записи должны быть такими:

        122 100 + 20 + 2              421 = 400 + 20 + 1.

ДИКТАНТ № 11 «НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ от 1 до 1 ООО»

• Результаты вычислений записывай в строку:

1 . Запиши число, которое при счёте ПРеДШествует числу 600.

2, Запиши число, которое при счёте следует за числом 499.

З. Запиши самое большое двузначное разряд-

ное чИСЛО.

4. Запиши разность между самым маленьким двузначным числом и 1.

     Используя знаки -Е, — и эти четыре числа, составь несколько равенств и запиши их.

Проверь себя: сумма трёх слагаемых выглядит так: 500 + 90 + 9 = 599. Если из суммы трёх слагаемых вычесть одно из слагаемых, то останется сумма двух других слагаемых (три равенства). Если из суммы трёх слагаемых вычесть сумму двух слагаемых, то останется третье слагаемое (три равенства).

ДИКТАНТ № 12 «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ТРЁХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ»

     Запиши в первую строку наименьшее трёхзначное число. Запиши ещё четыре числа, каждое из которых на 200 больше предыдущего.

     Запиши во вторую строку под числом 100 число, равное ему, и уменьши его 4 раза на 20. Записывай результат под каждым числом первой строки.

     В третью строку запиши сумму чисел, записанных друг под другом в первой и второй строках.

     В четвёртую строку запиши разность чисел, записанных друг под другом в первой и второй строках.

     В пятую строку запиши, на сколько числа третьей строки больше записанных под ними чисел четвёртой строки.

     Вычисли сумму всех чисел пятой строки.

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то получится такая сумма всех чисел пятой строки: 200 + 160 + 120 + 80 + 40 = 600.

ДИКТАНТ № 13 «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ТРЁХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ»

     Нарисуй на строке кружок, если ты считаешь высказывание верным, и треугольник — если не-

1.   Число 180 больше числа 90 на 90.

2.   Сумма чисел 540 и 500 равна 40. З. Число 600 меньше числа 906 на ЗОО.

4.                   Число 740 больше числа 739 на 1.

5.                   Число 987 меньше числа 1 ООО на 13.

6.                   Если к числу 654 прибавить число 456, то получится число, большее 1 ООО.

7.                   Разность чисел 789 и 300 равна 89.

8.                   Число 720 можно представить в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых равно 360.

9.                   Разность двух трёхзначных чисел больше их суммы.

     Вместо кружка напиши цифру 1, а вместо треугольника — цифру 2. Обведи три СТОЯШ№е рядом цифры овалом. Получилось три трёхзначных числа. Вычисли их сумму. Последняя цифра соответствует отметке за работу.

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то сумма всех чисел равна 122 + 111 + + 212 445.

ДИКТАНТ № 14 «ДЕЙСТВИЯ

С ТРЁХЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ»

     Запиши в первую строку ответы на вопросы: сколько сантиметров в 1 м? 2 м? 4 м? 6 дм? 8 дм? 10 мм? Запиши сумму всех этих чисел.

     Запиши во вторую строку ответы следующих задач:

1, Периметр равностороннего треугольника равен 240 дм. Чему равна длина каждой стороны треугольника?

2. Периметр квадрата равен 40 мм. Чему равна длина каждой стороны квадрата?

З. Периметр шестиугольника с равными сторонами равен 240 см. Чему равна длина каждой стороны шестиугольника?

4. Запиши сумму всех чисел этой строки.

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то сумма всех чисел первой строки равна сумме всех чисел второй строки.


ДИКТАНТ № 15 «ДЕЙСТВИЯ с трехзндчными ЧИСЛАМИ»

Запиши равенства в два столбика и вставь про-

пущенные числа:

     10 лет     мес, 20 летмес

     120 ч         сут,   240 ч -сут

     120 мин — 240 мин

     Четвёртая часть года равна ... месяцам, двенадцатая часть года равна ... месяцу.

     Самый короткий месяц равен ... суткам, это недели.

     Седьмая часть недели равна ... суткам, в сутках часа.

     Третья часть суток равна ... часам, двенадцатая часть суток равна ... часам.

     Шестая часть часа равна минутам, пятая часть часа равна ... минутам.


     8 ч 10 мин          мин

     132 ч   СУТ Ч

Проверь себя: сравни

строки с предыдущими, и работу.

2 ч 12 мин мин 490 ч — СУТ

равенства следующей это поможет проверить


                                    4-й КЛАСС           

ДИКТАНТ № 1 «ДЕЙСТВИЯ

С ТРЁХЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ»

• Результаты вычислений запиши в первую строку:

1.  Запиши любое однозначное число, большее 1.

2.  Запиши число, которое в 10 раз больше первого числа.

З. Запиши число, которое в 100 раз больше первого числа.

41 Запиши, на сколько третье число больше первого числа.

5. Запиши число, которое в 9 раз меньше четвёртого числа.

6. Запиши, чему равна одиннадцатая часть пятого числа.

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то шестое число равно первому.

• Результаты вычислений запиши во вторую строку:

1.                   Запиши любое двузначное чётное число.

2.                   Запиши число, которое в 10 раз больше первого числа.

З. Запиши, чему равна половина первого числа.

4. Запиши сумму второго и третьего чисел.

5. Запиши число, которое в З раза меньше четвёртого числа.

6. Запиши число, которое в 5 раз больше третьего числа.

7. Запиши разность между пятым и шестым числами.

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то седьмое число равно первому.

• Результаты вычислений запиши в третью строку:

1 . Запиши любое двузначное число, оканчиваЮИДееСЯ цифрой 5.

2. Запиши число, которое в 4 раза больше первого числа.

З. Запиши сумму первого и второго чисел.

4.                    Запиши сумму второго и третьего чисел.

5.                    Запиши число, которое в 9 раз меньше четвёртого числа.

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то пятое число равно первому.

ДИКТАНТ № 2 «НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ, БОЛЬШИХ 1 000»

• От начала строки отступи в тетради 10 клеток и с 11-й начинай писать в каждой клетке цифру 1

или О. Пиши 1, если ты считаешь высказывание верным, и О — если неверным:

1 . Каждое следующее при счёте число на 1 больше предыдущего.

2. Чтобы умножить число на 10, достаточно к его записи справа приписать один нуль.

          З. Наименьшее пятизначное число          100 000.

4.  Наибольшее пятизначное число — 90 000.

5.  В каждом классе по три разряда: единицы, десятки и сотни.

6.  Первый класс — класс единиц, второй класс— класс десятков, третий класс — класс сотен.

Проверь себя: должно получиться шестизначное число — 110010.

     В первую строку слева от этого числа запиши число, предшествующее ему при счёте, а справа — следующее за ним.

     Из трёх записанных тобой чисел только в одном можно записать цифры в обратном порядке и получить новое шестизначное число. Подчеркни это число.

     Запиши во вторую строку это шестизначное число, число, которое на 1 меньше, и число, которое в 10 раз меньше предыдущего числа. Подчеркни в последнем числе одной чертой единицы первого класса, двумя чертами — единицы второго класса.

Проверь себя: должно получиться пятизначное число — 90 001. Вычисли сумму цифр этого числа и раздели её на 2. Это отметка за работу.

ДИКТАНТ № З «ВЕЛИЧИНЫ:

ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ»

Измеренная длина равна 6 П 72•

     Запиши несколько чисел. Вставь в «окошки» различные единицы длины (слева большая, справа меньшая единица).

     Запиши в первую строку эти значения длины в порядке убывания.

     Под каждым значением с двумя единицами длины запиши равное ему значение с одной едиНИЦеЙ длины. (Под каждым составным именованным числом запиши простое именованное число.)

Проверь себя: возможен такой вариант реше-

ния задачи.

6 м 7 дм = 67 дм

6 дм 7 см = 67 см

6 см 7 мм = 67 мм

6 дм 7 мм = 607 мм

6 км 7 м = 6 007 м

6 м 7 мм = 6 007 мм

6 м 7 см = 607 см

Подумай, чем удобна такая форма записи заданий.

ДИКТАНТ № 4 «ВЕЛИЧИНЫ:

ЕДИНИЦЫ ПЛОЩАДИ»

     Результаты вычислений запиши в первую строку:

вырази в гектарах: 5 км 2 , 50 км 2 , 500 км 2 500 а, 5000 а, 50 000 а.

     Результаты вычислений запиши во вторую строку:

вырази в квадратных метрах: 4 а, 40 а, 400 а, 400 дм 2 , 4000 дм 2 , 40 000 дм 2 .

     Сравни записи чисел этих двух строк.

     В третью строку запиши (без указания единиц площади) сумму всех чисел первой строки и сумму всех чисел второй строки.

Проверь себя: 500 + 5 000 + 50 000 + 5 + 50 + + 500, 400 + 4000 + 40 000 + 4 + 40 + 400.

     Вычисли и запиши сумму и разность этих чисел.

Проверь себя: 56 055 + 44 844 = 100 899; 56 055 - 44 844 = 11 211.

ДИКТАНТ № 5 «ВЕЛИЧИНЫ:

ЕДИНИЦЫ МАССЫ»

     Запиши равенства в два столбика: в первый столбик — верные равенства, во второй НеВ¶Э-

2 007 г = 2 кг 7 г; 2070 кг 2 ц 70 кг; 2700 кг27 т; 27 000 г = 27 кг; 7 кг 2 г = 7 200 г; 7 ц 20 кг 720 кг; 72 т 72 000 кг; 72 кг = 7200 г.

      Зачеркни знак равенства во втором столбике.

      Исправь ОШ!ИбКИ во втором столбике и запиши верные равенства в третий столбик.


Проверь себя:

2 007 г = 2 кг 7 г

27 000 г = 27 кг

2 070 кг 2 ц 70 кг

2 700 кг * 27 т

7 кг 2 г * 7 200 г

72 кг 7 200 г

7 Ц 20 кг = 720 кг

72 т = 72 000 кг

2 070 кг = 20 ц 70 кг

2 700 кг = 27 ц

7 кг 2 г = 7 002 г

72 кг 72 000 г


ДИКТАНТ № 6 «ВЕЛИЧИНЫ:

ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ»

Ответы на вопросы записывай равенством или неравенством, преобразуя единицы времени.

1                     . Сколько суток в летних месяцах? Сколько это недель и суток?

2                     Сколько часов в сентябре?

З. Магазин работает с 8 ч утра до 8 ч вечера. Сколько минут работает магазин?

4. Спектакль в театре длится 100 мин. Представление в цирке длится 2 ч. Сравни продолжительность спектакля в театре и представления в цирке и запиши неравенство.

5. Одну и ту же дистанцию Миша пробежал за 200 с, а Саша за З мин. Кто из них затратил меньше времени? Запиши неравенство.

Проверь себя: 92 сут 13 нед 1 сут. Числовые значения величин во 2-й и 3-й задачах равны 720, а единицы времени различны. Возможны неравенства: 100 мин < 2 ч, 200 с > З мин, 100 мин < 120 мин, 180 с < 200 с.


ДИКТАНТ № 7 «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ»

*                        Результаты вычислений запиши в строку:

1 . Шестизначное число содержит 642 единицы первого класса, а единицы второго класса в этом числе записаны теми же цифрами, но в обратном порядке. ЗаПИШМ это число.

2. В пятизначном числе — 53 единицы второго класса, единиц третьего разряда столько же, сколько единиц четвёртого разряда, единиц второго разряда столько же, сколько единиц пятого разряда, количество единиц первого разряда равно сумме чисел З и 5. Запиши это число.

З. Запиши сумму чисел 246 642 и 53 358.

4.                    Запиши, на сколько число 246 642 меньше числа 250 000.

5.                    Запиш•и, на сколько число 53 358 больше числа 50 000.

6.                    Вычисли сумму двух последних чисел (четвёртого и пятого).

7.                    Вычисли разность этих же чисел (четвёртого и пятого).

8.                    Первое слагаемое равно третьему числу, второе слагаемое равно седьмому числу. ЗаПЛШИ сумму этих чисел.

9.                    Уменьшаемое равно восьмому числу, вычитаемое равно шестому числу. Вычисли разность.

10.             Из цифр получившегося шестизначного числа составь двузначные числа, которые делятся на 7.

48

Проверь себя: 294 284, 28, 42, 49, 84, 98.

ДИКТАНТ № 8 «УМНОЖЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО»

*                        Запиши сумму трёх слагаемых, каждое из которых равно 123.

*                        Замени сумму произведением и вычисли его

З Н а..чеНЬ.ае.

*                        В новую строку запиши число, которое в 2 раза больше полученного произведения,  Полученное число умножь на 5.

*                        Запиши число, которое в 10 раз больше произведения чисел 123 и З.

*                        Сравни последнее число с предыдущим. Сделай вывод, вспомнив, на какие два числа умножалось число 369.

*                        Проверь свой вывод на следующих числах: 123 умножь на 5, полученное произведение умножь на 2.

Проверь себя: если число последовательно умножить на 2 и 5 (или на 5 и 2), то получится в 10 раз большее число. Применяя это свойство и переместительное свойство умножения, вычисли следующие произведения:


1     234 • 2 - 5

2     . 9876 • 5

5 34 567 • 2

2 - 2 . • 5 - 5

34 567 • 25 • 4


Проверь себя: в первом столбике к многозначному числу приписали один нуль, во втором столбике приписали два нуля к многозначному числу.

ДИКТАНТ № 9 «ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО»

     В первую строку запиши все трёхзначные числа, составленные из цифр 4, 5, 6 (цифры в записи чисел не повторяй). Подчеркни нечётные числа.

     Во вторую строку запиши частные от деления чётных трёхзначных чисел первой строки на 2. Выбери самое большое частное и раздели его на З, Запиши полученное число в этой же строке.

     В третью строку запиши частные от деления чисел 456 и 564 на 4, а также чисел 465 и 645 на 5. Выбери самое большое частное и раздели его на З. Запиши полученное число в этой же строке.

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то во второй и третьей строках есть пары чисел, записанные одними и теми же цифрами: 228 и 282, 273 и 327, 1 14 и 141 . В этих строках есть ещё четыре числа: 109, 93, 129, 47.

ДИКТАНТ № 10 «ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ»

     Алёша пробежал 100 м за 28 с, Боря гробежал 100 м за 27 с, а Витя пробежал 100 м за 29 с.

Не выполняя никаких вычислений, определи, в какой последовательности мальчики прибежали на финиш, если стартовали они одновременно.

     Расстояние от школы до стадиона равно 1 км. Кто из мальчиков сможет пробежать это расстояние за 5 мин, если они будут бежать с той же скоростью, что и в предыдущей задаче?

     Галя пробежала на роликах 100 м за 20 с, а Даша за 25 с. На сколько метров в секунду скорость Гали бОЛЬИје скорости Даши?

     Расстояние между Галей и Дашей равно 50 м. Они бежали по дорожке в одном направлении, Даша перед Галей. Какое расстояние будет между ними через 1 мин, если их скорость такая же, как в предыдущей задаче?

     Какое расстояние будет между ними через 1 мин, если их скорость такая же, как в предыдуидей задаче, но бежать они будут в противоположном направлении?

Проверь себя: первым прибежал Боря, за ним Алёша, за ним Витя. Если скорости мальчиков не изменятся, то Боря пробежит 1 км за 270 с, Алёша— за 280 с, Витя — за 290 с. 5 мин = ЗОО с. Следовательно, все они смогут пробежать 1 км за 5 мин.

Скорость Гали на 1 м/с больше скорости Даши (5 м/с — 4 м/с). Это скорость сближения девочек, если они бегут в одном направлении. Тогда через 50 с Галя догонит Дашу, а ещё через 10 с перегонит её на 10 м. Если они будут бежать в противоположном направлении, то Галя за 1 мин пробежит ЗОО м, а Даша 240 м; так как первоначальное расстояние между ними 50 м, то через 1 мин оно будет равно 590 м.

ДИКТАНТ № 1 1 «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ

НА ЧИСЛА, ОКАНЧИВАЮЩИЕСЯ НУЛЯМИ»

Запиши числовыми равенствами ответы на вопросы .

 В первый столбик:

1        1       1       1       19 сколько метров в — км, — км,     км,

                                         4        20          50' 50

 Во второй столбик:

1       1 сколько аров в     га,    га? Сколько квадратных

2       4


                               1            1             19

сантиметров в        ма,       м2,

                         20        50          50

В третий столбик:

1 сколько минут и секунд вч,

2

1

секунд в        мин? Сколько часов

М2'7

1

в  ч? сколько 4

и минут в — сут


20

5

6

Проверь себя:

1                                                                                                                         1

— км = 500 м200 см 2

2                                                                                                                         50

1     19 км = 250 м= з 800 см 2 4  50

1                                        1

50 мч — 30 мин - 1 800 с

202

1                                        1

— 20 м— 15 мин - 900 с

504

19  1 км = 380 ммин = З с

50                                      20

1  1 га = 50 а

2

1

4

1

м 2 - 500 см 2


       СУТ —                — 240 мин

6

5 сут - 20 ч - 1 200 мин

6


20

ДИКТАНТ № 12 «УМНОЖЕНИЕ

НА ДВУЗНАЧНОЕ И ТРЁХЗНАЧНОЕ ЧИСЛО»

На некоторые числа легче умножать устно, чем письменно. Надо только знать особые приёмы умножения. Запомнить их легче, если сравнить друг с другом:

Х . 101 = Х • 100 + Х

х . 99 — х . 100 — х

*      Запиши в первый столбик следующие числа: 12, 23, 34, 45, 56, 67, 78, 89.

*      Умножь устно каждое число на 1 1 и запиши результаты во второй столбик.

*      Умножь устно каждое число на 9 и запиш•и результаты в третий столбик.

*      Умножь устно каждое число на 101 и запиши результаты в четвёртый столбик.

*      Умножь устно каждое число на 99 и запиши результаты в пятый столбик. Проверь себя:

х

х . 11

Х . 99

12

132

108

 

 

23

253

207

2 323

2 277

 

374

306

з 434

з 366

45

495

405

4 545

4 455

56

616

504

5 656

5 544

67

737

603

6 767

6 633

78

858

702

7 878

7 722

89

979

801

8 989

 

Сравни сумму цифр в записи числа в первом столбике с цифрой, записанной на втором месте во втором столбике.

Проверь увиденные тобой закономерности в третьем, четвёртом и пятом столбиках на других двузначных числах.


13 «ДЕЛЕНИЕ

НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО»

Устно разделить делимое на двузначный делитель бывает легко в том случае, если можно заменить делитель произведением, после чего делимое разделить последовательно на каждый множитель. Например:

240 : 16 =

Запиији равенства в два столбика и вычисли частное.

 Первый столбик:

делимое 330, делитель 15; делимое 465, делитель 15. Какое число в 15 раз меньше числа

 Второй столбик: 1   1  от 496; от 990.

     16               45

Какое число надо умножить на 25, чтобы полунить 325?

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то в каждом столбике есть частные, равные 13, 31 и 22.

14 «ДЕЙСТВИЯ

С МНОГОЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ»

*                      В первую строку запиши:

 Число, которое содержит 125 ед. класса тысяч;

Число, которое содержит 75 ед. класса тысяч;  Числа, которые содержат 12 дес.; 8 дес.; 2 дес. 5 ед.

*                      Во вторую строку запиш•и ответы семи гривеДёННЫХ ниже заданий. Если трудно запомнить промежуточные результаты, то их можно записываты Тогда окончательный результат лучше подчеркнуть, так как с ним в дальнейшем надо будет производить действия.

1. Сумму чисел 125 ООО и 75 ООО сложить с их разностью.

2. Из произведения чисел 120 и 25 вычесть произведение чисел 80 и 25.

З. Разность чисел 120 и 80 увеличить в 25 раз. 4. во сколько раз 250 000 больше 1 000?

5.  На какое число надо умножить 125 ООО, чтобы получить 250 ООО?

6.  Вычисли сумму чисел, полученных в ответах этих пяти заданий.

7.  Раздели её на 252.

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то частное равно 1 001.

15 «ЗАДАЧИ»

Первый раз текст читается полностью.

Расстояние от города до туристической базы равно 12 км. Четверо друзей — Алёша, Боря, Вася и Гриша — договорились встретиться на турбазе в 10 ч. От города до турбазы можно доехать на автобусе со средней скоростью 36 км/ч, на автомобиле со средней скоростью 60 км/ч, на велосипеде со средней скоростью 12 км/ч, дойти пешком со средней скоростью 6 км/ч.

Алёша ВЫИјеЛ из дома в 8 ч, Боря вышел из дома в 8 ч 30 мин, Вася вышел из дома в 9 ч 30 мин, Гриша вышел из дома в 9 ч 45 мин. В какой последовательности друзья прибыли на турбазу, если каждый рассчитал время движения правильно и никто не опоздал.

При повторном чтении выполняются ВЫЧИСЛения или сразу записываются числовые равенства.

     Расстояние от города до турбазы равно 12 км. Сколько метров содержится в 12 км?

     За сколько минут можно доехать до турбазы на автобусе, который едет со средней скоростью 36 км/ч? (Два способа вычислений.)

     За сколько минут можно доехать до турбазы на автомобиле, который едет со средней скоростью 60 км/ч? (Два способа вычислений.)

     За сколько минут можно доехать до турбазы на велосипеде, который движется со средней скоростью 12 км/ч?


     За сколько часов можно дойти до турбазы Пец-КОМ, со средней скоростью 6 км/ч?

     Друзья договорились встретиться на турбазе в 10 ч. Алёша вышел из дома в 8 ч. Сколько часов у него до встречи? Как он решил добираться до турбазы?

     Боря вышел из дома в 8 ч 30 мин. Сколько часов у него до встречи? Как он решил добираться до турбазы?

     Вася вышел из дома в 9 ч 30 мин. Сколько минут у него до встречи? Как он Ре1ШИЈ1 добираться до турбазы?

     Гриша вышел из дома в 9 ч 45 мин. Сколько минут у него до встречи? Как он решил добираться до турбазы?

Проверь себя: Боря, Вася, Гриша, Алёша — в такой последовательности друзья прибыли на турбазу.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Часто при индивидуальных занятиях с детьми родители пользуются математической терминологией без учёта её изучения в начальной школе. Ребёнок, не поняв значения только одного слова, теряется и отвечает неправильно. Наш список математических терминов поможет вам сориентироваться в требованиях к знаниям по математике для учеников 1—4-х классов. Он составлен в соответствии с последовательностью введения данных понятий в начальной школе.

1-й класс

Счёт, число и цифра; чтение, запись, образование и состав чисел первого десятка.

Столько же, больше, меньше, равно. На сколько больше? На сколько меньше? Плюс, минус, прибавить, убавить, сложить, вычесть, увеличить, УМеНЫИИТЬ. Слагаемое, сумма.

Точка, кривая линия, прямая линия, отрезок, ломаная линия, звено ломаной, вершина ломаной. Многоугольник, треугольник, четырёхугольник, углы, стороны, вершины. Длина, единица длины — сантиметр.

Равенство, неравенство.

Задача, условие, вопрос, решение, ответ.

Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Масса, единица массы — килограмм. Объём, единица объёма — литр.

Чтение, запись, образование и состав чисел второго десятка. Единица длины — дециметр.

2-й класс

Чтение, запись, образование и состав чисел от 1 до 100. Единицы, десятки. Однозначные числа, двузначные числа.

Единицы длины — миллиметр, метр. Единицы стоимости — рубль, копейка. Единицы времени — час, минута.

Обратные задачи.

Порядок действий. Числовое выражение. Значение выражения.

Периметр многоугольника.

Буквенные выражения. Уравнения.

Прямой угол. Прямоугольник. Квадрат.

Умножение, множитель, произведение. Деление, делимое, делитель, частное.

3-й класс

Обозначение фигур буквами.

Чётные и  ЧИсла.

В несколько раз больше (меньше).

Площадь, единицы площади — квадратный сантиметр, квадратный дециметр.

Круг, окружность, центр, радиус, диаметр.

ДОЛИ: Уа, 1,4, 1/4...

Деление с остатком.

Чтение, запись, образование и состав чисел от 1 до 1 ООО. Единицы, десятки, сотни — разряды числа. Трёхзначные числа. Сумма разрядных слагаемых.

виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.

Единица массы — грамм.

4-й класс

Диагональ, свойства диагоналей прямоугольника и квадрата. Чтение, запись, образование и состав чисел от 1 до 1 ООО ООО ООО. Класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и класс миллиардов. Многозначные числа. Числовой луч.

Виды углов: прямой, острый, тупой.

Единица длины — километр. Единицы площади — квадратный миллиметр, квадратный метр, квадратный километр, ар и гектар. Единицы массы — центнер и тонна. Единицы времени — секунда, век.

Скорость, время, расстояние. Скорость сближения, скорость удаления. Дроби.

Начальная школа» серия книжек —

Начальная школа» серия книжек —

Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит

Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит

УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ, БАБУШКИ

УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ, БАБУШКИ

Помочь ребёнку самому осмыслить выполненную им работу, проверить правильность решения, а иногда и оценить результат — значит воспитать в нём чувство самооценки, без которой трудно…

Помочь ребёнку самому осмыслить выполненную им работу, проверить правильность решения, а иногда и оценить результат — значит воспитать в нём чувство самооценки, без которой трудно…

Писать в строку или в столбик, с начала строки или с середины, записывать промежуточные вычисления или только ответ — часто зависит от следующих заданий, которые…

Писать в строку или в столбик, с начала строки или с середины, записывать промежуточные вычисления или только ответ — часто зависит от следующих заданий, которые…

КЛАСС ДИКТАНТ № 1 «ДОЧИСЛОВОЙ

КЛАСС ДИКТАНТ № 1 «ДОЧИСЛОВОЙ

Реши примеры и запиши только ответы: 4 - 1 3 — 1

Реши примеры и запиши только ответы: 4 - 1 3 — 1

Увеличь число 5 на 1; уменьши число 4 на 1

Увеличь число 5 на 1; уменьши число 4 на 1

Запиши самое большое число из первой строки

Запиши самое большое число из первой строки

З. 10 без 1 равно 9. 4.

З. 10 без 1 равно 9. 4.

Увеличь второе число на 2, запиши результат

Увеличь второе число на 2, запиши результат

ДИКТАНТ № 9 «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

ДИКТАНТ № 9 «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

ДИКТАНТ № 10 «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

ДИКТАНТ № 10 «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

ДИКТАНТ № 11 «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

ДИКТАНТ № 11 «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Запиши во вторую строку числа, предијествутцие при счёте числам первой строки

Запиши во вторую строку числа, предијествутцие при счёте числам первой строки

Запиш•и в пятую строку несколько равенств вида: +2 = 10

Запиш•и в пятую строку несколько равенств вида: +2 = 10

Проверь себя: в первых двух строках все числа от 9 до 20

Проверь себя: в первых двух строках все числа от 9 до 20

С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК» Результаты вычислений запиши в строку: •

С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК» Результаты вычислений запиши в строку: •

К какому числу надо прибавить 4, чтобы получить 13? •

К какому числу надо прибавить 4, чтобы получить 13? •

ДИКТАНТ № 18 «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

ДИКТАНТ № 18 «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Запиши в первую строку все однозначные числа

Запиши в первую строку все однозначные числа

На сколько самое маленькое однозначное число меньше самого маленького двузначного числа? •

На сколько самое маленькое однозначное число меньше самого маленького двузначного числа? •

Между числами каждой пары поставь знак < или •

Между числами каждой пары поставь знак < или •

Используя оставшиеся числа третьей строки, составь четыре разности по образцу: 54 - 50 = 4

Используя оставшиеся числа третьей строки, составь четыре разности по образцу: 54 - 50 = 4

Составь равенство: чему равна разность между числами первого и второго столбиков

Составь равенство: чему равна разность между числами первого и второго столбиков

Запиши в первую строку все двузначные числа, оканчивающиеся цифрой 5

Запиши в первую строку все двузначные числа, оканчивающиеся цифрой 5

Результаты вычислений запиши в первую строку:

Результаты вычислений запиши в первую строку:

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то число десятков в третьей строке уменьшилось на 1, а число единиц увеличилось на 1

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то число десятков в третьей строке уменьшилось на 1, а число единиц увеличилось на 1

Составь правильные выражения для решения задач и

Составь правильные выражения для решения задач и

Проверь себя: в 1-й и 5-й задачах ошибка в выборе действия (в 1-й задаче вместо сложения надо использовать вычитание, в 5-й задаче наоборот)

Проверь себя: в 1-й и 5-й задачах ошибка в выборе действия (в 1-й задаче вместо сложения надо использовать вычитание, в 5-й задаче наоборот)

В каждом выражении переставь множители местами и запиши получившиеся равенства

В каждом выражении переставь множители местами и запиши получившиеся равенства

Запи•ши равенство, используя знак деления

Запи•ши равенство, используя знак деления

Сосчитай двумя способами, сколько солныШеК на рисунке

Сосчитай двумя способами, сколько солныШеК на рисунке

Первый множитель 7, второй множитель

Первый множитель 7, второй множитель

Вычисли значения выражений второго столбика и запиши верные равенства в третий столбик

Вычисли значения выражений второго столбика и запиши верные равенства в третий столбик

КЛАСС ДИКТАНТ № 1 «СЛОЖЕНИЕ И

КЛАСС ДИКТАНТ № 1 «СЛОЖЕНИЕ И

Во вторую строку запиши суммы чисел: 1-го и 10-го, 2-го и 9-го, 3-го и 8-го, 4-го и 7-го, 5-го и 6-го заданий

Во вторую строку запиши суммы чисел: 1-го и 10-го, 2-го и 9-го, 3-го и 8-го, 4-го и 7-го, 5-го и 6-го заданий

В каждом произведении переставь множители местами и запиши

В каждом произведении переставь множители местами и запиши

З. Произведение чисел 4 и 10 увеличить на 5, получится 4

З. Произведение чисел 4 и 10 увеличить на 5, получится 4

ДИКТАНТ № 4 «ТАБЛИЧНЫЕ СЛУЧАИ

ДИКТАНТ № 4 «ТАБЛИЧНЫЕ СЛУЧАИ

ДИКТАНТ № 5 «ТАБЛИЧНЫЕ СЛУЧАИ

ДИКТАНТ № 5 «ТАБЛИЧНЫЕ СЛУЧАИ

Хозяйка надоила от коровы 19 л молока

Хозяйка надоила от коровы 19 л молока

Во сколько раз число 77 больше числа 1 1? 5

Во сколько раз число 77 больше числа 1 1? 5

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то в третьей строке все частные равны 9, а в четвёртой — остатки, которые на 1 меньше…

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то в третьей строке все частные равны 9, а в четвёртой — остатки, которые на 1 меньше…

ДИКТАНТ № 10 «НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ от 1 до 1

ДИКТАНТ № 10 «НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ от 1 до 1

Результаты вычислений записывай в строку: 1

Результаты вычислений записывай в строку: 1

Запиши во вторую строку под числом 100 число, равное ему, и уменьши его 4 раза на 20

Запиши во вторую строку под числом 100 число, равное ему, и уменьши его 4 раза на 20

Число 180 больше числа 90 на 90

Число 180 больше числа 90 на 90

С ТРЁХЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ» •

С ТРЁХЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ» •

ДИКТАНТ № 15 «ДЕЙСТВИЯ с трехзндчными

ДИКТАНТ № 15 «ДЕЙСТВИЯ с трехзндчными
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020