Математические посиделки

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 09.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игра «Математические посиделки» - внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5 классов, выполненная в виде презентации MS PowerPoint. Игру можно проводить как во время предметной недели между классами параллели, так и в конце четверти на последнем уроке между учащимися одного класса. Для эффекта случайного выбора задания (игра в рулетку) выполнена навигация презентации, позволяющая вернуться с любого слайда к слайду «Математическая рулетка» (слайд №3). На слайде №3 вокруг рулетки расположены управляющие кнопки, с помощью которых игроки выбирают следующий вопрос. Когда разыграны все задания, кнопка «финиш» направляет к слайду №18, где происходит символическое награждение победителей и фейерверк в их честь.
Иконка файла материала matematicheskie-posidelki.docx
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ       ПОСИДЕЛКИ ЦЕЛЬ: ­ развивать творческие способности учащихся, стремление к                    самореализации и самоусовершенствованию, умение четко высказывать свои  мысли;                ­ развивать логическое мышление учащихся, внимание, память, быстроту реакции, сообразительность, упорство, умение находить выход из непростых ситуаций, нестандартно подходить к решению проблем;                ­ повышать интерес к математике;                              ­  воспитывать самостоятельность, активность и культуру поведения, чувство   коллективизма,   взаимоуважения   и   взаимопомощи,   чувство ответственности, сплоченности ученического коллектива; ОБОРУДОВАНИЕ:  ­ карточки с заданиями, жетоны, призы. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Для   всех   математиков   характерна дерзость   ума.   Математик   не   любит, когда   ему   о   чем­нибудь   рассказывают, он стремится познать все сам.                              У. Сойер Учитель:  Дорогие     друзья,   любители   математики.   Сегодня     у   нас   с   вами математические   посиделки.   Вас   ждут   интересные   конкурсы,   математические фокусы, вы узнаете новые для вас математические тайны. Я приветствую учащихся 5, 8, 11 классов и предлагаю из вас организовать две разновозрастные     команды. На правах     гостеприимной   хозяйки   капитанов   команд       предлагаю   я.   Ими   будут участники  ІІ   тура   ученических   олимпиад     по   математике     Танчик   Виктория   и Алябьев Александр. Из числа зрителей капитанам команд не обходимо выбрать (поочереди   )   по   три   человека   из   каждого   класса   и   назвать   свою   команду. (Формирование команд, знакомство с членами команд) Итак, команды готовы, зрители готовы. Начинаем отдыхать с пользой.                 Первый конкурс называется  «Сочинение». Я буду читать текст, а командам и зрителям нужно найти ошибки. Каждая ошибка – 1 балл. Указавшая правильное количество   ошибок   команда,   получает   баллы,   а   зрители   –   жетон.   Для   этого   им необходимо написать ошибки на листочках с указанием фамилии и сдать их жюри. А членами нашего жюри сегодня будут: (представление членов жюри). Слушайте внимательно. Рассказ о походе.          Один раз летом мы с друзьями собрались в поход. Не зря говорят, что для того чтобы проверить дружбу, с друзьями надо пуд соли съесть. Обсудив, что мы возьмем с собой в путь, мы отправились собирать рюкзаки. Я взял футов 5 чаю, вершков 7 сахара, веревку длиной в аршин, чтобы подняться на гору, как настоящий альпинист, и еще много всяких полезных вещей. Взвесив свой рюкзак, я понял, что эти 10 пудов будет нести не так уж и просто.         И вот мы вышли в путь. Пройдя с милю, мы сделали привал. Милуясь окружающей   природой,   я   удивился,   что   никогда   раньше   не   обращал внимание, какими высокими могут быть сосны, дюймов 20 в высоту.               Поход   продолжался.   Друзья   не   подвели,   помогали   друг   другу переправляться   через   реку   шириной   в  500   саженей,   подниматься   на   гору высотой в 3 аршина, перепрыгивать через рвы глубиною в сажень.       Воодушевленные, полные впечатлений, мы вернулись домой.                 Прошу   сдать   листочки   жюри.   А   вам   я   предлагаю   вспомнить   некоторые именованные числа , которые редко встречаются в наше время. Вершок – длина фаланги указательного пальца – 4, 45см, Фут – длина ступни средне статистического человека – 30 см,Аршин – 71 см, Пуд – 16,4 кг, Дюйм – длина фаланги большого пальца ­2,45 см, Сажень – расстояние между кончиками пальцев вытянутых рук – 1,76 м  И так , ошибки.  ­ Фут, вершок ­ меры длины, а не веса. ­ Длина веревки – 71 см. ­ Вес рюкзак – 164 кг. ­ Высота сосны – около 50 см. ­ Ширина реки – около 1 км. ­ Высота горы – 2,13 м.  Слово жюри.(Подведение итогов конкурса «Сочинение») Учитель:  Следующий конкурс «Глазомер». Каждая команда получает таблицу, в которой  нужно  написать  правильный  ответ. Выигрывает   та  команда,  которая  как можно   точнее   укажет   данные   на   вопрос.  При   подведении   итогов   зрители   смогут принять участие, назвав свой вариант ответа. Время для ответа – 2 минуты. КОНКУРС «ГЛАЗОМЕР» Заполните таблицу. Правильный ответ – 1 бал. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. ВОПРОС ОТВЕТ Чему равна высота четырехэтажного дома? Какая средняя скорость пешехода? Сколько весит воробей? Какая длина железнодорожного вагона? Какова численность жителей нашего поселка? Сколько грамм сахара в литровой банке? Сколько ударов в минуту делает сердце человека? Сколько весит один кирпич? Время вышло, подведем итог.№ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. ВОПРОС Чему равна высота четырехэтажного дома? Какая средняя скорость пешехода? Сколько весит воробей? Какая длина железнодорожного вагона? Какова численность жителей нашего поселка? Сколько грамм сахара в литровой банке? Сколько   ударов   в   минуту   делает   сердце человека? Сколько весит один кирпич? ОТВЕ Т 16м 5км/ч 60 г 23 м 3857 800 г 70­80 Допуст . ответ 12­20 3­6 30­100 18­30 3­4 тыс 600­1кг 50­100 4 кг 2­5 Слово жюри. (Подведение итогов конкурса) Учитель: А теперь немного отдохнем. Я предлагаю вам математический фокус. «Волшебное число». Вооружитесь карандашами и посчитайте.            Какое ваше любимое число (1 – 10)? 4?Тогда помножьте 36 на 12345679. А кому по нраву число 7? Тогда помножьте 63 на 12345679. Есть ли такие, кому нравится число 5? Тогда помножьте 45 на 12345679. Покажите мне ваши результаты. Я вижу, что вы получили числа, образованные вашими любимыми числами. Какое замечательное число 12345679! Учитель: А следующий конкурс «Найди отличия» Вам предлагаются 2 картинки, которые на первый взгляд ничем не отличаются друг от друга. Но отличие в них, все ­ таки, есть. За 1 мин вам нужно найти как можно больше этих отличий. Пока команды работают, я предлагаю зрителям несколько вопросов на внимание. Время вышло, подведем итог конкурса. Слово жюри. Учитель: Следующий конкурс «Исторический».            Каждая наука гордится своей историей. А знаете ли вы создателей истории математики?   Вам   необходимо   установить   соответствие   имени   и   фамилиивыдающихся   математиков.   Каждая   правильно   составленная   пара   принесет   вам   1 очко. ФРАНСУА                                                                                                  ДЕКАРТ КАРЛ   ФРИДРИХ                                                 ФЕРМА       РЕНЕ                                                                                               ПАСКАЛЬ ПЬЕР                                                                                              ВИЕТ                                                          БЛЕЗ                                                                                                 ГАУСС НИКОЛАЙ                                                                           ХАЙЯМ ИСААК                                                                                       ЛОБАЧЕВСКИЙ ОМАР                                                                                                        НЬЮТОН В конкурсе могут принять участие и зрители. Время – 1 минута. Время вышло . Посмотрим, знаете ли вы историю математики. Правильный ответ. Франсуа Виет – адвокатская деятельность, астрономия. Карл Фридрих Гаусс – языкознание, астрономия. Рене   Декарт   –   философия,   правоведение,   физика,   физиология,   поэзия, природоведение. Пьер Ферма – поэзия, правоведение. Блез Паскаль – физика, философия. Николай Лобачевский. Исаак Ньютон – физика, философия. Омар Хайям – поэзия, астрономия, география, философия. Слово жюри.  Учитель: следующий конкурс «ЗАГАДКА МЮНХГАУЗЕНА».           Вы все, наверное, знаете, как Мюнхгаузен летал на пушечном ядре. Во время таких перелетов он заметил два поля, засаженные подсолнечником. Одно в форме прямоугольника, а другое – квадрата. Ему стало интересно, одинаковая ли у них площадь? Он сел за геометрические подсчеты, так рассуждая: над квадратным полем я летел 8 секунд, то пусть, его длина равна 8 единицам. Этот квадрат я разрезал на 4части, как показано на рисунке. Из этих частей сложил прямоугольник. Основание прямоугольника   равно   13   единиц,   высота   –   5   единиц.   Площадь   первого   поля, квадрата   со   стороной   8   единиц,   равна   64   квадратным   единицам,   а   второго   ­ составленного прямоугольника, 65 квадратным единицам. Значит, 64=65. В чем здесь дело?                 Команды получают на листочках план полей, над которыми летел барон Мюнхгаузен. Внимательно их изучите и попытайтесь найти ошибку. Зрители могут увидеть планы полей на плакате и тоже найти ошибку в вычислениях. ( Музыкальное сопровождение . Время – 3 минуты ) Учитель: Я вижу, друзья, вам трудно найти ошибку. Однако она есть.  Для этого я разрежу   план   первого   поля,   имеющего   форму   квадрата,  и  сложу   второе   поле   на цветной   бумаге.   Вы   видите,   что   есть   зеленые   просветы,   которые   и   дают   65­ю квадратную единицу. Учитель:  следующий   конкурс   «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ».   На   несколько   секунд   я покажу вам рисунки, составленные из геометрических фигур. Командам необходимо за   две   минуты   возобновить   рисунок.   (Рисунки   составлены   из   геометрических фигур). Время вышло, подведем итог. Слово жюри.   Учитель:    Последний   конкурс   наших   посиделок   ­   «Логическая   цепочка».   Для участия в конкурсе я приглашаю капитанов команд. Время на обдумывание ответа – 5 мин. 5коп = √ 25 коп  = √ ¼ грн  =  ½ грн  =50 коп Пока капитаны работают, я предлагаю для зрителей конкурс «Сказочный». Старик Хоттабыч. Возраст старика Хоттабыча записывается числом с разными цифрами. Известно, что, если зачеркнуть первую и последнюю цифры, то получим наибольшее двузначное число, сумма цифр которого равна 13. Первая цифра больше последней в четыре раза. Сколько лет старику Хоттабычу?А сейчас правильный ответ. Наибольшее двузначное число с суммой цифр 13 есть число 94. Пусть последняя цифра 1, тогда первая будет 1*4=4 – не подходит, т.к. в этом числе цифры будут повторяться ­4941. Пусть последняя цифра 2, тогда 2*4=8. Значит, данное число 8942. Учитель:   Капитанов команд прошу выйти за дверь и по одному пройти в класс и объяснить ошибку в цепочке. Слово жюри. Подведение итогов . Учитель: Математики – «сухарики», в народе говорят. Никакой поэзии! Но то – на первый взгляд. В жизни математик – лирик и поэт, Скульптор и художник – границ фантазий нет. У меня на столе задание. Команде нужно инсценировать стихотворение. Я прошу пройти в соседний класс для репетиции. Мы их пригласим через пять минут. А пока, задание для зрителей. Помогите ребятам справиться с заданием для устного счета. Эта картина так и называется «Устный счет».Конкурс «Театральный». Треугольник и квадрат Жили­были два брата: Треугольник с квадратом. Старший – квадратный,  Добродушный, приятный. Младший – треугольный, Вечно недовольный. Стал расспрашивать квадрат: ­ Почему ты злишься, брат? Тот кричит ему: ­ Смотри, Ты полней меня и шире,  У меня углов лишь три, У тебя же их четыре! Но квадрат ответил: ­ Брат! Я же старше, я – квадрат.  И сказал еще нежней: ­ Неизвестно, кто нужней! Но настала ночь, и к брату, Натыкаясь на столы, Младший лезет воровато Срезать старшему углы. Уходя, сказал:­ Приятных я тебе желаю снов! Спать ложился ты квадратным,  А проснешься без углов! Но наутро младший брат Поглядел он – нет квадрата,  Онемел, стоял без слов… Вот так месть!  Теперь у брата Восемь новеньких углов! Страшной мести был не рад. Учитель: Ребята! Вам понравилось выступление команд? Правда ­ они молодцы?!  Вот и пришло время заканчивать нашу встречу. Я думаю, что вы с пользой для себя  провели время. Сейчас я прошу членов жюри подвести итог мероприятия и наградить команды и наиболее активных зрителей.  Благодарю всех за участие.  До новых встреч!