Математические тренажеры как форма устного счёта
Оценка 4.9

Математические тренажеры как форма устного счёта

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
математика
5 кл—11 кл
15.09.2019
Математические тренажеры как форма устного счёта
В данном материале рассказывается о системе работы с математическими тренажерами на уроках математики с учащимися 5-11 классов. Цель данных устных упражнений - активизировать внимание детей, сделать процесс учения более интересным, повышать с помощью них познавательный интерес, а так же довести до автоматизма устный счёт.
Математические тренажеры как вид устного счета на уроках математики.doc
Математические тренажеры как форма устного счета. Егорова Елена Викторовна, учитель математики,  МБОУ СШ № 52 г. Архангельска. Одной   из   основных   задач   преподавания   курса   математики   в   школе   является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Вычислительная  культура формируется у учащихся на всех этапах изучения  курса математики, но основа её закладывается в первые 5–6 лет обучения. В этот период школьники обучаются   умению   осознанно   использовать   законы   математических   действий   (сложение, вычитание,   умножение,   деление,   возведение   в   степень).   В   последующие   годы   полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения математики, физики, химии и др. предметов. Вычислительные   умения   и   навыки   можно   считать   сформированными   только   в   том случае, если учащиеся умеют с достаточной беглостью выполнять математические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, рациональными числами, а также   производить   тождественные   преобразования   различных   числовых   выражений   и приближенные вычисления. О   наличии     у   учащихся   вычислительной   культуры   можно   судить   по   их   умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовать ход вычислений, убеждаться в правильности полученных результатов. В зависимости от сложности задания на практике используются три вида вычислений: письменное, устное и письменное с промежуточными устными вычислениями. Качество   вычислительных   умений   определяется   знанием   правил   и   алгоритмов вычислений.   Поэтому   степень   овладения   этими   умениями   зависит   от   четкости сформулированного   правила   и   от   понимания   принципа   его   использования.   Умение формируется в процессе выполнения целенаправленной системы упражнений. Очень важно владение некоторыми вычислительными умениями доводить до навыка. Вычислительные   навыки   отличаются   от   умений   тем,   что   выполняются   почти   Такая   степень   овладения   умениями   достигается   в   условиях бесконтрольно. целенаправленного их формирования. Образование вычислительных навыков ускоряется, если учащемуся понятен процесс вычислений и их особенности. Как в письменных, так и в устных вычислениях используются разнообразные правила и приемы.   Уровень   вычислительных   навыков   определяется   систематичностью   закрепления ранее   усвоенных   приемов   вычислений   и   приобретением   новых   в   связи   с   изучаемым материалом. Перечислю   важнейшие   вычислительные   умения   и   навыки   у   учащихся   по   каждой параллели. 5­й класс. У учащихся необходимо закреплять умение выполнять все арифметические действия   с   натуральными   числами.   В   результате   прохождения   программного   материала пятиклассники   должны   уметь   выполнять   основные   действия   с   десятичными   дробями; применять   законы   сложения   и   умножения   к   упрощению   выражений,   округлять   числа   до любого разряда, определять порядок действий при вычислении значения выражения.  6­й класс.  У учащихся  необходимо закрепить  умение находить  числовое  значение выражения с использованием всех действий с десятичными дробями, использовать признаки делимости на 10, 2, 5, 3, 9. В процессе изучения нового материала учащиеся должны уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями, умножение и   деление   дробей.   Совместные   действия   над   обыкновенными   и   десятичными   дробями, применять переместительный и сочетательный законы сложения к упрощению вычислений с дробями,   использовать   распределительный   закон   умножения,   выполнять   действия   с положительными и отрицательными числами. У   учащихся   7–9­х   классов   развивается   и   закрепляется   умение   находить   числовое значение выражения на все действия с обыкновенными и десятичными дробями. Эта работа проводится   как   при   изучении   нового   материала,   так   и   при   выполнении   заданий вычислительного характера. 7­й класс.  Вычислительная  техника  школьников совершенствуется  при  выполнении тождественных преобразований над степенями с натуральным показателем, с одночленами и многочленами, при использовании формул сокращенного умножения. 8­й   класс.  При   изучении   различных   тем   широко   используются   умения   учащихся выполнять   действия   с   дробными   числами   в   процессе   нахождения   числовых   значений рациональных   выражений,   преобразования   выражений,   содержащих   степени   с   целыми показателями, решения неравенств, вычисления квадратных корней. 9­й   класс.  Девятиклассники   должны   свободно   владеть   навыками   действий   с рациональными числами. Учитель должен иметь представление об уровне вычислительных умений и навыков учащихся, сформированных ранее. Этому могут помочь проведение самостоятельных работ и наблюдения   учителя   за   работой   учащихся   в   классе.   Анализ   письменных   и   устных   работ учащихся дает возможность установить, как усвоен данный материал, какие общие и наиболее характерные ошибки допущены при проведении вычислений, кто из учащихся и что именно не усвоил и как ликвидировать выявленные пробелы. Успех   в   вычислениях   во   многом   определяется   степенью   отработки   у   учащихся навыков   устного   счета.   Не   секрет,   что   у   детей   с   прочными   вычислительными   навыками гораздо меньше проблем с математикой. Организация   устных   вычислений   в   методическом   отношении   представляет   собой большую   ценность.   Устные   упражнения   используются   как   подготовительная   ступень   при объяснении   нового   материала,   как   иллюстрация   изучаемых   правил,   законов,   а   также   для закрепления   и   повторения   изученного.   В   устном   счете   развивается   память   учащихся, быстрота   реакции,   воспитывается   умение   сосредоточиться,   наблюдать,   проявляется инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений. Поэтому в 5­м классе на одном из первых уроков я предлагаю учащимся тренажеры для устного счета. Сначала предлагаю учащимся считать примеры по столбцам. Ученик вслух прочитывает пример, затем называет его ответ. Это помогает учащемуся быстро привыкнуть к такому виду устного счета. Если у кого­нибудь из учащихся возникают трудности, тогда даю классу задание: “Найдите более простой способ вычисления.” После   того   как   учащиеся   приходят   к   правильному   ответу,   продолжаем   решать примеры дальше, обязательно с пояснениями. И если учащиеся все еще затрудняются при решении, прошу их еще раз вычислить эти же примеры с подробными объяснениями. Итак, основные правила, алгоритмы устного счета  по данной теме повторены. Теперь начинаем считать по строкам, столбцам снизу вверх, строкам справа налево.  Вскоре   учащиеся     начинают   называть   только   ответы   примеров.   С   этого   момента наступает как бы перелом в работе учащихся. Стараясь не отставать от одноклассников, каждый   из   учащихся   напрягает   свое   внимание,   развивает   смекалку,   вычислительную сноровку!   Причем   этот   процесс   длительный.   В   любое   время   я   могу   прервать   ученика   и предложить   дальше   считать   другому.   Установка   тренажера   на   длительное   внимание   дает возможность   максимально   загрузить   учащихся,   поверить   их   работоспособность.   Дух соревнования – игры еще больше увлекает ребят. Следующий этап работы с тренажерами – счет на время (одна минута). Первый раз записываем результаты, через 2­3 урока снова повторяем счет на время. По результатам весь класс можно будет разбить на несколько групп по темпу устного счета. С теми, кто считает неверно и медленно, необходимо заниматься дополнительно не только в школе, но и дома. Особенно хорошо, когда к занятиям подключаются родители, контролируя устную работу дома при подготовке домашнего задания.  При   работе   с   тренажерами   так   же   можно   осуществлять   дифференцированный   и индивидуальный подход к учащимся:   наиболее слабых учащихся спрашивать примеры попроще; при   выставлении   оценок   сравнивать   результаты   только   с   собственными предыдущими; некоторым учащимся заниматься отдельно с консультантом.  После отработки навыков счета арифметических действий с натуральными числами перехожу к решению простейших уравнений. Система работы повторяется. Затем, в ходе изучения темы «Десятичные дроби», подключаем ещё четыре таблицы, помогающие отрабатывать основные четыре действия с десятичными дробями. В 6­ом классе опять пользуюсь этими же тренажерами, добавляя задания на сложение, вычитание, умножение и деление положительных и отрицательных чисел, перевод смешанного числа в обыкновенную дробь. Ещё я разработала и применяю тренажеры на раскрытие скобок. В   7­ом   классе   мне   понадобились   тренажеры   по   темам:   «Свойства   степеней   с одинаковым основанием и степеней с одинаковым показателем», «Формулы сокращенного умножения» и «Формулы сокращенного умножения – разложение на множители». Например: a2 – b2 b2 – y2 c2 – d2 1 – x2 4a2 – 9 49 – y2 x3 – y3 a3 + b3 1 – x3 8 + a3 27 – b3 y3 – 64  a2 + 2ab + b2 x2 – 2xy + y2 c2 + 2cd + d2 p2 – 2pk + k2 1 + 2b + b2 a2 – 2a + 1 x2 – 8x + 16 36 + 12y + y2 49 + 14b + b2 a2 – 16a + 64 4a2 + 4ab + b2 x2 – 6xy + 9y2 4a2 + 12ab + 9b2 9x2 – 24xy + 16y2 16c2 + 40cd + 25d2 25p2 – 60pk + 36k2 100c2 + 60cd + 9d2 4a2 + 44ab + 121b2          В 11­ом – «Определение логарифма». Работу с тренажерами можно проводить в различных формах:      устные ответы по «цепочке» один ученик – один пример; устные ответы – один ученик – несколько примеров; работа на время с записью ответов; работа в парах устно или с записью ответов; работа с консультантами. Естественно, тренажеры – не единственный вид устного счета, который используется на   уроках,   но,   попробовав   один   раз,   я   увидела   его   преимущества.   Есть   книги   – «Математический тренажер 5 класс» и «Математический тренажер 6 класс», авторы –  Жохов В.И., Погодин В.Н.. Для 7 класса и старше я таких книг не встречала, поэтому составляю тренажеры сама по тем темам, которые требуют практически автоматической устной работы. Считаю,   что   тренажеры   можно   усовершенствовать   и   приспосабливать   к   своей методике другим учителям.  Уже   появились   компьютерные   варианты   тренажеров,   оформленные   и   составленные программистами. И если бы в каждой школе было достаточное количество ПК, то и рядовой учитель   справился   с   составлением   тренажера   (в   программе  Excel  я   пробовала), приспособленного именно для его методики, для каждого соответствующего класса.  Современный   уровень   развития   науки   и   техники   требует   глубоких   и   прочных математических знаний. Математические расчеты, основанные на использовании алгоритмов основных   математических   действий,   являются   составной   частью   трудовой   деятельности многих профессий,  а так же имеют широкое применение в повседневной жизни. Поэтому одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков, и каждый учитель математики должен использовать в своей работе различные методические приемы для выполнения этой задачи. Список использованных источников: 1. Жохов В.И., Погодин В.Н. Математический тренажёр. 5 класс : пособие для учителей и учащихся. 3­е изд., стер. Москва : Мнемозина, 2007. 48с. 2. Жохов В.И., Погодин В.Н. Математический тренажёр. 6 класс : пособие для учителей и учащихся. Москва : Мнемозина, 2002. 48с. 3. Саврасова С.М.,  Ястрибенецкий Г.А. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах : пособие для учителя. Москва : Просвещение, 1987. 112с.

Математические тренажеры как форма устного счёта

Математические тренажеры как форма устного счёта

Математические тренажеры как форма устного счёта

Математические тренажеры как форма устного счёта

Математические тренажеры как форма устного счёта

Математические тренажеры как форма устного счёта

Математические тренажеры как форма устного счёта

Математические тренажеры как форма устного счёта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2019