Методические рекомендации к занятиям кружка.
Материал располагается в порядке нарастания его трудности. Первая тема «Различные системы счисления» интересна сама по себе, а также важна для ознакомления учащихся с электронными носителями информации. На втором занятии рассматривается график линейной функции и графическое решение систем линейных уравнений. Этот материал также достаточно прост и постоянно используется в дальнейшем. Целесообразно познакомить участников кружка с доказательством того, что графиком линейной функции является прямая линия.
Кружок..doc
Муниципальная общеобразовательная средняя школа №25.
Тематическое планирование математического
кружка «Исследователь»
(9 класс).
Руководитель кружка:
Елисеева Маргарита Юрьевна,
Учитель математики МОСШ №25. г. Нижневартовск, 2007г.
Пояснительная записка.
Частота проведения одно занятие в две недели.
Всего – 17 занятий в год (с сентября по апрель).
Продолжительность занятия – не более 1,5 часа.
Работа кружка освещается в математической газете (один раз в месяц):
план работы;
задачи заочного конкурса;
научные данные со страниц СМИ;
заметки.
Итогом работы являются математические олимпиады или конкурсы по
решению задач.
Цель работы кружка: привить навыки самостоятельной работы и повысить
качество математической подготовки учащихся.
Задачи: 1) вызвать интерес учащихся к предмету;
2) способствовать развитию математического кругозора, творческих
способностей учащихся.
Мероприятия: математические вечера, викторины, школьные олимпиады
(заочные и очные), КВН, соревнования, «Брейнринг», интеллектуальные
игры, марафоны, «Фестиваль наук», участие в городских, окружных и
международных конкурсах.
1. Доклад одного из участников на 510 минут по истории математики;
План занятия кружка:
сообщение руководителя или участника по теме занятия.
2. Решение задач, в том числе повышенной трудности.
3. Решение задач занимательного характера и задач на смекалку.
4. Ознакомление участников кружка с задачами, предлагавшимися на
приемных экзаменах в вузы.
5. Ответы на разные вопросы учащихся. Тематическое планирование.
№
1
Тема занятия
Разные системы
счисления.
Форма
Беседа
практикум.
2
Линейная функция.
Лекция,
практикум
(доклады).
3
4
5
6,7
8,9
График квадратичной
функции.
Лекция,
практикум.
Графическое решение
систем уравнений и
квадратных уравнений.
Практикум
Определители.
Лекция с
презентацией.
Решение
алгебраических задач.
Практикум;
соревнование.
Решение
геометрических задач.
Практикум,
презентации
Содержание
Системы: позитивная,
двоичная. Действия над
числами. Переводы чисел.
Запись чисел. Примеры,
задачи и упражнения.
Практическая деятельность
линейной функции.
Доказательство того, что
графиком является прямая
линия. Решение систем
линейных уравнений. Задачи
и упражнения.
Схематическое построение
параболы. Исследование
квадратичной функции.
Наибольшее и наименьшее
значение квадратного
трехчлена. Задачи и
упражнения.
Решение графическим
способом. Задачи на
смекалку и занимательного
характера.
Система линейных уравнений
с двумя переменными.
Количество корней системы.
Понятие определителя.
Задачи занимательного
характера и на смекалку.
Разбор задач вузов.
Задачи на построение,
нахождение площади 10
Ф.Виет и Р.Декарт.
решений
задач.
Рассказ;
практикум.
11
Формула расстояния
между точками.
Лекция,
практикум.
12
Модуль числа.
Беседа
практикум.
13,14 График функций,
Практикум.
содержащих выражения
под знаком модуля.
Графики квадратичной
функции, содержащих
знаки модуля.
Женщиныматематики.
15
Рассказ.
16,17 Решение
Практикум.
алгебраических и
геометрических задач.
многоугольника, свойства
четырехугольников,
описанная и вписанная
окружность, доказательство.
Исторические материалы о
жизни и научной
деятельности французских
ученых.
Получение формулы
расстояния между точками.
Задачи и упражнения на
выведение уравнения
окружности и эллипса.
Определение,
геометрический смысл
модуля. Уравнения,
содержащие знак модуля.
Задачи и упражнения.
Построение графиков.
Нахождение корней
выражений, стоящих под
знаком модуля.
Исторические сведения о
жизни и заслугах женщин в
области математики с
первого по двадцатый век.
Задачи на доказательство,
смекалку, построение.
Разбор задач вузов. Методические рекомендации к занятиям кружка.
Материал располагается в порядке нарастания его трудности. Первая тема
«Различные системы счисления» интересна сама по себе, а также важна для
ознакомления учащихся с электронными носителями информации. На втором
занятии рассматривается график линейной функции и графическое решение
систем линейных уравнений. Этот материал также достаточно прост и
постоянно используется в дальнейшем. Целесообразно познакомить
участников кружка с доказательством того, что графиком линейной функции
является прямая линия. Это покажет им, что кружок не является
повторением урока, и даст возможность получить первое знакомство с
требованиями к поступающим в вузы на примере рассмотрения наиболее
простого вопроса курса математики средней школы. Третье занятие
отводится графику квадратичной функции и графическому решению
квадратных уравнений, четвертое – графическому решению систем уравнений,
пятое – знакомству с решением систем линейных уравнений методом
определителей. На следующих занятиях решаются алгебраические и
геометрические задачи. На десятом занятии участники кружка знакомятся с
жизнью и деятельностью известных математиков Ф. Виета и Р.Декарта. Весь
рассмотренный перед этим материал является необходимой базой для темы
указанного занятия. Следующее занятие – «Формула расстояния между двумя
точками» по существу посвящено вопросам приложения открытий Ф.Виета и
Р.Декарта. На следующих трех занятиях изучается материал, связанный с
понятием модуля числа, строятся графики и решаются уравнения,
содержащие знаки модуля. Далее учащиеся знакомятся с жизнью и
деятельностью женщинматематиков как прошлого, так и настоящего
времени. Это дает возможность сопоставить условия жизни и деятельности
женщинученых в разные исторические эпохи. Занятие целесообразно провести накануне Международного женского дня. На последних занятиях
решаются алгебраические и геометрические задачи.
При решении задач обращается внимание учащихся на отыскание наиболее
рациональных, оригинальных способов их решения. Так же как и при
выполнении учащимися экзаменационных работ в школе и на вступительных
экзаменах в вузы или техникумы, выбор способа решения – право учащегося.
Оформление решения задачи и используемая символика также могут быть
различными, лишь бы они были математически правильными.
Творческое начало должно преобладать и при решении геометрических
задач на построение. Здесь желательно проводить анализ, который помогает
наметить план решения. Если условие задачи допускает разное число
решений, то учащийся должен уметь проанализировать возможное число
решений, а иногда и обосновать, сколько и конкретно каких решений будет,
если он изменит данные в задаче величины.
В ряде случаев нахождение допустимых значений буквенных параметров
или переменных облегчает решение задачи. В таких наиболее простых случаях
полезно указать допустимые значения. Отсутствие шаблона в подобных
вопросах способствует развитию самостоятельности, творческого подхода
при решении задач, развитию математического мышления учащихся.
Математический кружок «Исследователь»
Математический кружок «Исследователь»
Математический кружок «Исследователь»
Математический кружок «Исследователь»
Математический кружок «Исследователь»
Математический кружок «Исследователь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.