Математика 1 класс. Ломаная линия. Звено ломаной линии
Оценка 5

Математика 1 класс. Ломаная линия. Звено ломаной линии

Оценка 5
docx
математика
23.04.2020
Математика 1 класс. Ломаная линия. Звено ломаной линии
матем 1кл. 01.10.19.docx

Учитель: ЗАХАРОВА О. Н.                            Дата проведения: 21. 10. 2019 г.

Класс: 1 -"Г"                                                                                  Предмет: математика

Урок: 18                                      Раздел: Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация.

Тема: лОМАНАЯ ЛИНИЯ. ЗВЕНО ЛОМАНОЙ.

Т и п: Урок-исследование объекта и понятия.

П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы :

Предметные:

- усвоить понятия «ломаная», «звено ломаной», «вершина ломаной»,

 - формировать умение строить ломаные линии,

 - совершенствовать вычислительные умения и навыки.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: работать с источниками информации, анализировать, делать выводы; ориентироваться в учебнике, тетради; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение;   моделировать информацию.

Коммуникативные УУД: слушать учителя и одноклассников, высказывать и обосновывать своё мнение; 

формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные УУД:

формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать  усваиваемое

содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью

деятельности и ее результатом.

Метапредметные связи: окружающий мир.

Ресурсы урока: презентация на доске, компьютер, учебник, карандаши, линейки, счетные палочки,

звездочка для рефлексии, таблички со словами (незамкнутая, замкнутая, звено, ломаная), таблички с

примерами, таблички с отрезками, лучами, прямыми, ломаной.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные,

практические.

Х о д    у р о к а

I. Мотивация к учебной деятельности. 
 Будем вместе развивать

 Качество – внимательность.

 А поможет всё узнать

 Наша любознательность.

II. Актуализация знаний
1.- Сегодня к нам пришла в гости Точка (Рисунок Точки). Она приглашает нас в путешествие. А в какую страну вы узнаете, переставив карточки в порядке убывания чисел
(Дети на ИКТ-доске расставляют числа, а вместе с ними перемещаются и буквы. Получилось слово Геометрия.)

т о Г я р м е и е
4 7 9 1 3 6 8 2 5

Геометрия – наука очень интересная,
Треугольник, круг, квадрат уже известны вам.
Много нового она в себе таит,
Языком углов и линий говорит.
Что нам встретится в пути - вовсе неизвестно
И поэтому идти очень интересно.

- А чтобы веселее было идти, давайте решим задачи в стихах:
- В лесную школу на урок

Бежал, запыхавшись, щенок.

За ним две белки и трое котят –

Они учиться все хотят.

Я прошу вас, не ленитесь,

Сосчитать их потрудитесь. (6)

Шла овчарка по дорожке,

У неё четыре ножки.

Ей навстречу – чёрный дог.

Сколько всех собачьих ног? (8)

Сёстры – белочки сидели

Вшестером в дупле на ели.

К ним ещё одна примчалась –

От дождя она спасалась.

Все теперь сидят в тепле.

Сколько белочек в дупле? (7)

2. - Но, чтобы запомнить все, что мы там увидим, надо быть очень внимательным и наблюдательным. Поэтому сначала потренируем внимание и зрительную память. Запомните, что увидите (рисунок закрывается)

- Что объединяет все рисунки? (- Это геометрические фигуры)
- Какая фигура отличается от других? ( Круг, пятиугольник)
- Каким по счету был 5-угольник? (пятый )
- Назовите 1 фигуру, 3-ю (Треугольник, круг)
- Назовите весь ряд
Открывается изображение на доске.
- Какая фигура лишняя? Почему?
- Точка очень любопытна, она интересуется, правда ли, что:
- Некоторые фигуры - треугольники (покажи)
- Все фигуры-треугольники (докажи)
- Каждая фигура является квадратом (докажи)
- Некоторые фигуры-прямоугольники (покажи)
- Есть фигуры, у которых углов больше 3 (докажи)

III. Создание проблемной ситуации
1. На Икт-доске появляется рисунок города:
- Мы узнаем, в какой город мы попали, решив примеры и расколдовав буквы.
- Прочитайте выражения и найдите их значение
4+4 (Л)                  5+2 (и)                      3+2 (и)                    8-3 (я)                             7-4 (н)
(По мере решения, выражения переворачиваются, и на доске появляется слово ЛИНИЯ)
- Как же называется город? (Город Линий)

2.Работа в группах.
- Нам надо узнать, как называются улицы в этом городе.
- Точка предлагает нам поработать в группах.
- Давайте вспомним правила работы в группе.
Работать дружно, не ссориться, помогать друг другу.
Не смеяться над неправильным ответом.
Говорить негромко, вежливо.

У командиров групп на столе лежат конверты с заданием, на каждом листочке линии

- Повернитесь к командирам, рассмотрите карточки.
- Подумайте и скажите - какое задание можно предложить всем для работы?
( Разделить линии на группы.)
- Разделите. (Дети выполняют группировку с обсуждением в группе)
Проверка.
- Какие варианты у вас получились? (По одному ученику от каждой группы приглашаю к интеракт. доске для демонстрации группировок.)
- У какой группы так же? По-другому?
- На какой группировке остановимся? Почему?
( Отрезки, лучи и прямые. Нам важен не цвет и толщина линий, а их название)
- Как называются улицы в городе Линий? (Назовите известные вам линии.)
( Отрезок, луч, прямая)
- Что вы знаете о прямой линии? (Линия, у которой нет начала и конца. Она бесконечна, не имеет границ, т.е. её можно продолжить в любую сторону)
- Что такое отрезок? (Отрезок - это часть прямой линии, ограниченная с двух сторон)
- Что такое луч? ( Луч - это часть прямой линии, ограниченная с одной стороны)

3.Формулирование темы урока
-Закройте глазки и представьте себе город Линий. Как вы думаете все ли улицы в этом городе мы назвали? (- Нет, не все. Есть и другие линии.)
(Меняется изображение прямой линии на ломаную)
- Откройте глаза.
- Что изменилось? (Прямая линия превратилась в непрямую)

- Что вы знаете про эту линию?
- А что бы вы хотели узнать про эту линию?
•Как называется?
•Как сконструировать?
•Из чего состоит?
•Как начертить?
•Где можно увидеть?
•Какие виды?

-Сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями, займёмся исследованием, совершим маленькие «открытия» и, надеюсь, ответим на многие ваши вопросы.
Про эту линию точка хочет рассказать нам интересную историю.

Однажды со мной произошла невероятная  история. Я отправилась в гости к своим друзьям – геометрическим фигурам. Я несла много подарков. И вдруг неудача: дорогу мне преградила большая река. Что же мне делать? Неужели придётся возвращаться назад? И тут на помощь мне пришли мои друзья – отрезки. Соединились они вместе, и получился отличный мостикк. (На доске рисунок). Посмотрела я на этот мостик и сказала «Вот какая интересная линия получилась».

- Как можно назвать эту линию? (Ломаная, незамкнутая)
- Определите тему нашего урока .(Ломаная линия)
- Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с.4 учебника.
- На какой вопрос ответили? (Как называется эта линия.)

IV. Открытие новых знаний

1. Исследование ломаной линии путём практической работы.
- Попробуем сконструировать ломаную линию
– Возьмите в руки столько палочек, сколько раз я хлопну в ладоши (6 раз).
- Девочки убавьте одну палочку.
- Сколько палочек у мальчиков?(6) У девочек?(5)
- Постройте свою ломаную линию.
- Проверьте работу в парах друг у друга и помогите, если у кого-то не получилось.
- Хотите посмотреть, какие линии получились? Встаньте, походите по классу и посмотрите, какие составлены линии.

- Кому понравились работы? Действительно, много интересных и разных ломаных!
- Сколько палочек использовали мальчики?
- Сколько палочек использовали девочки?

- Что интересного заметили, моделируя линию:
- Из чего состоит ломаная линия? (Из отрезков.)
- Как соединяются отрезки? (Концами)
- Как следуют? (Последовательно друг за другом.)

- Подведу итог тому, что вы сказали:
Вывод: точное название линии «ломаная линия» Ломаная линия состоит из отрезков, которые последовательно идут друг за другом.

Физкультминутка
- Точка предлагает нам немного отдохнуть.
 Кустик гнётся на ветру,

 И роняет он листву.

 Ветерок его качает,

 Ветки до земли сгибает.

Лишь затихнет ветерок,

Кустик ветками взмахнёт.

2. - Когда отрезки становятся частью ломаной, у них появляется другое название. Хотите его узнать?

- Где можно узнать название?
- Можно спросить у учителя.
- Спросить у мамы.
- Посмотреть в энциклопедии.
- Посмотреть в Интернете.
- В учебнике.

- Давайте посмотрим в учебнике. Откройте учебник. Как называются части ломаной?
(В учебнике нет названия.)

- Сумеем найти информацию в интернете? (Нет)  Почему не сможем  найти ответ на вопрос?
(-Еще плохо умеем пользоваться компьютером, не умеем работать в Интернете, не хватает знаний).
- На каком занятии будем получать эти знания? (На занятии по информатике)

- Кто же узнать название частей ломаной? (Спросить у учителя)
- (Части ломаной называются звеньям ломаной)
- Скажем слово вслух: «звено», много «звеньев».
- Показываю табличку «Звено».
- Прикрепите слово к ломаной.( Ребенок прикрепляет табличку к звену ломаной, начерченной на доске)
- Сколько звеньев у нашей ломаной? (4 звена)
- На что похожа наша ломаная? (На гору)
- Как бы вы назвали эту точку? (Учитель показывает на вершину ломаной и уточняет, что это вершина, как у горы. Ученик прикрепляет табличку «Вершина»)
- Вершины – это точки, где соединяются звенья.
- Сколько вершин у ломаной? (3)

3. Работа по учебнику стр.4
- Каждая вершина имеет свое название.
- Рассмотрите ломаную в №1.
- Какой буквой обозначено начало ломаной? (А)
вершины ломаной? (БВГД)
конец ломаной? (Е)
- Получилось название нашей линии. Прочитайте его. (Ломаная АБВГДЕ)
- Как надо называть вершины ломаной? (По порядку)

Вывод:
-На какие вопросы дали ответ?
• Как называется линия?                • Как сконструировать?               • Из чего состоит?

4. - Название линии знаем, конструировать умеем, из каких частей состоит тоже знаем. А какое важное умение нам предстоит освоить?
(Научиться чертить ломаную линию).
- С чего можно начать построение ломаной линии?(Поставить точки.)
- Точки у вас в учебнике уже есть. Назовите их.
- Что надо делать дальше? (Соединить их.)
- Как соединить? (Конец соединить с началом.)
- Какой инструмент нам понадобится? Чем будем чертить?(Линейка, карандаш.)
- Начертите. (Дети чертят ломаную в учебнике.)
- Прочитайте название ломаной линии. (ИКЛМН)

- Расскажите план построения ломаной.
•Поставить точки – вершины
•Последовательно их соединить
•Дать вершинам название

- На какие вопросы предстоит ответить?
- Где можно увидеть ломаную линию? (Дети рассматривают рисунки и изображения, макеты домов. крыш:
- Вершины гор, крыши домов и др.)

5. Виды ломаных
- Рассмотрите ломаные в учебнике № 1. Какие бывают ломаные? (Замкнутые и незамкнутые ломаные линии)
- Чем отличается замкнутая ломаная от незамкнутой?
- Приведите пример замкнутой ломаной линии. Где мы с ними встречаемся? (Геометрические фигуры)

6. Применение полученных знаний.
Учебник №2.
- Что изображено? Что общего? (Ломаные линии. Есть звенья и вершины.)
- Какое задание вам придумала Точка? (Сказать сколько звеньев и вершин в многоугольнике и записать.)
- Выполните работу самостоятельно.
Самостоятельная работа
Проверка по образцу на интеракт. доске.

- Сколько вершин и звеньев у первой фигуры? Как называется? (так по всем фигурам)
- От чего зависит название многоугольника? (От количества вершин и звеньев.)

V. Обобщение знаний
- О каких линиях говорили? (О ломаных. О кривых.)
- Какие задачи перед собой поставили? Ответили мы на поставленные вопросы?
- Из чего ломаные линии состоят?
- Как называется часть ломаной линии?
- Какие ломаные существуют?
- У каждого из вас есть листочек . Возьмите его. Найдите ломаные линии.
(У детей листок с рисунками различных линий. Около каждой линии стоит номер)
- Под какими они номерами?

- Все ли загадки ломаной линии мы разгадали? (Нет)

- Ломаная линия таит в себе еще много загадок, а разгадывать мы их будем на наших следующих уроках.

- Сегодня на уроке мы исследовали ломаную линию по плану. Как вы думаете, по нему мы можем изучать только линии?
(-По этому плану мы можем изучать не только линии, но и буквы, и цифры)

VI. Рефлексия
- Кому на уроке было трудно? (учитель тоже поднимает руку)  Кому было легко?

- Какие открытия вы сделали сегодня на уроке? (ответы детей)

- С чем познакомились? (с ломаными линиями). Какие они бывают? (замкнутые и незамкнутые).

- Что вам понравилось? (ответы детей).

- Спасибо вам, ребята, за работу и за помощь Точке. Мы очень хорошо работали, и Точка прислала вам сюрприз. Это ваша награда за хорошую работу-«Орден Звездочки». Его получит каждый. Но вот загадка: почему орден звездочки? (Контур звездочки - это замкнутая ломаная линия)

Оценка работы


 

Учитель: ЗАХАРОВА О. Н.

Учитель: ЗАХАРОВА О. Н.

У неё четыре ножки. Ей навстречу – чёрный дог

У неё четыре ножки. Ей навстречу – чёрный дог

Как начертить? •Где можно увидеть? •Какие виды? -Сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями, займёмся исследованием, совершим маленькие «открытия» и, надеюсь, ответим на…

Как начертить? •Где можно увидеть? •Какие виды? -Сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями, займёмся исследованием, совершим маленькие «открытия» и, надеюсь, ответим на…

Работа по учебнику стр.4 - Каждая вершина имеет свое название

Работа по учебнику стр.4 - Каждая вершина имеет свое название
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020