Конспект урока математики в 1 классе УМК «Школа России»
Тема: «Прибавить и вычесть число 2. Решение задач.»
Цели:
Обобщение, систематизация и проверка знаний учащихся по теме;
Продолжить работу над задачами;
Развивать навыки счета;
Работать над развитием мышления учащихся.
Задача:
1. Образовательные:
Закрепить изученные приемы сложения и вычитания числа 2, навыки устного счета;
Формировать умение анализировать арифметические задачи, решать их;
Повторить состав чисел в пределах 10;
Повторение изученного геометрического материала;
2. Развивающие:
Развитие познавательной активности учащихся;
Умения работать сообща и дружно с одноклассниками;
Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы;
Развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
Развивать мелкую моторику кистей рук;
Развивать устную и письменную речь;
Развивать психологические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.
3. Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, уверенность при выполнении заданий, ответственность, любознательность, любовь к сказкам, интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, карточки цифр, счетные палочки.
Тип урока: Урок обобщения, систематизации, проверки знаний учащихся.
Форма урока: Урок – сказка
Методы:
Словесная (беседа);
Практические (задания сказочных героев);
Наглядные: презентация.
Этап урока |
Цель |
№ слайда |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты Формируемые УУД |
|||||||||||||
1. Организа ция начала урока (мотива-ция к учебной деятель-ности)
|
Создать эмоцио-нальный настрой на урок, мотивиро-вать обучаю- щихся на работу. |
Слайд № 1 |
Долгожданный дан звонок, Начинаем мы урок. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Сегодня у нас необычный урок, в классе много гостей. Давайте им улыбнемся, теперь давайте улыбнемся друг другу.
- Ребята, перед тем как мы начнем наш урок, покажите, пожалуйста, своё настроение. Сегодня мы отправимся в путешествие по сказке. Один сказочный герой очень просит помочь ему. А кто он догадайтесь сами: Круглый, румяный, умеет петь песенки.
|
Приветствуют учителя. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
Показывают смайлики:
Отгадывают загадку.
Ответ - Колобок.
|
|
|||||||||||||
2.Поста- новка учебной задачи |
На основе соотнесе-ния своих знаний и предлагае-мых заданий опреде- лить тему урока, цель. |
Слайд № 2
Слайд № 3 |
Ребята, Колобок решил вернуться к бабушке и дедушке, но для этого ему надо выполнить математические задания зверей, повстречавшихся ему на пути. А он совсем не знает математику и просит помочь. Вспомним, кого повстречал Колобок? Посмотрите, какие задания они предлагают. Подумаем, сможем ли мы помочь? Раз мы все это знаем, то какую цель поставим для себя? Да. Нам нужно будет воспользоваться своими знаниями, чтобы помочь Колобку. Давайте определим тему урока. Для этого прочитаем несколько тем и выберем подходящую для нас: 1. Число 10. Запись числа 10. 2. + 1, - 1. Знаки +, -, =. 3. Прибавить и вычесть 1. 4. Прибавить и вычесть 2. Сегодня на уроке мы повторим способы сложения и вычитания +,-2. Будем решать задачи, сравнивать числа, вспомним изученные нами геометрические фигуры, линии.
|
Зайца, волка, медведя, лису. -решить задачу, назвать линии, фигуры, решить примеры -+1,2 - мы сможем помочь, так как все это уже умеем
- вспомним и применим свои знания
Тема урока № 4.
|
Регулятивные принимать участие в обсуждении и формулировании учебной задачи урока Коммуникатив-ные: уметь аргументировать свою позицию, свой ответ; ясно формулировать ответы на вопросы учителя, оформлять свою речь в устной форме на уровне одного предложения |
|||||||||||||
3. Актуали- зация знаний.
|
|
|
Устный счет |
|
|
|||||||||||||
Научить приме- нять приобретённые знания, организо-вать автомати зацию умствен-ных действий.
|
Слайд № 4 |
Итак, сказка начинается: Жили-были дед да баба. Испекла баба колобок и положила его остужать: А колобок лежал, лежал и показалось ему скучно. Спрыгнул с подоконника и покатился по тропинке… И стал считать сколько колокольчиков на полянке, да сколько над ними пчёлок и мы поможем ему: 1) На лугу три коровы и два теленка. Сколько их всего? 2) Над васильками 6 бабочек, одна улетела. Сколько осталось? 3) В озере 9 гусей, а уток на 1 больше. Сколько уток? 4) Какое число идёт за числом: 9? 5) Какое число идёт перед числом: 5? 6) Какое число стоит между числами: 3 и 5? 7) Назовите соседа справа у числа: 6. 8) Назовите соседа слева у числа: 4. 9) 1 слагаемое – 8, 2 слагаемое – 2, чему равна сумма этих чисел?
|
Учащиеся с помощью математического веера показывают ответ. |
Предметные: знать названия и последовательность чисел от 1 до 10, компоненты сложения, выполнять сложение и вычитание вида + 2, - 2.
|
||||||||||||||
|
|
|
Работа с геометрическим материалом. |
|
|
|||||||||||||
|
|
Слайд № 5 |
Покатился Колобок к озеру, а навстречу ему Заяц. Спел Колобок песенку, а заяц ему и говорит: «Если ты решишь задание, на волю отпущу». Три дорожки идут к капустному полю. Какая самая короткая?
Чтобы выполнить это задание, вспомним, какие бывают линии? Какие линии мы видим? Какой путь всегда короче?
Что мы знаем о ломаной линии?
Работаем в парах: ученик 1 варианта составляет ломаную из 4 звеньев. Ученик 2 варианта называет количество вершин. Ученик 2 варианта делает эту линию замкнутой. Ученик 1 варианта называет количество вершин. Осуществляют взаимопроверку.
|
Учащиеся вспоминают слова сказки: Колобок, я тебя съем. Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: я Колобок, по коробу скребен, по сусекам метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти!
прямые, кривые, ломаные. Самый короткий путь по прямой. Ломаная состоит из отрезков, имеет вершин. Бывают ломаные замкнутые и незамкнутые. |
Регулятивные: выполнять работу в паре, помогая друг другу Познавательные: осуществлять анализ объектов. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Отвечать на вопросы учителя Личностные: умение общаться в паре Коммуникатив-ные: сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия |
|||||||||||||
|
|
Слайд № 6 |
Физкультминутка: Только в лес мы вошли, Появились комары. Руки - вверх, хлопок над головой, Руки – вниз, хлопок – другой. Снова дальше мы идем, Перед нами водоем Прыгать мы уже умеем, Прыгать будем мы смелее Раз – два, раз – два Позади уже вода Дальше по лесу шагаем И медведя мы встречаем. Руки на голову кладём И вразвалочку идём. Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса. Мы лисичку обхитрим, На носочках пробежим. Зайчик скачет быстро в поле, Очень весело на воле. Подражаем мы зайчишке, Непоседы – шалунишки. |
Выполняют движения по тексту, осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке |
Регулятивные: уметь осуществ- лять пошаговый контроль своих действий, ориен-тируясь на показ движений учителя. |
|||||||||||||
|
|
|
Измерение отрезков. Сравнение чисел. |
|
|
|||||||||||||
|
Прове- рить уровень приобре- тённых знаний. |
Слайд № 7 |
Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Волк. В колобках он знает толк. Чтобы волк его не съел, Колобочек наш запел. А волк отвечает: «С песней, Колобочек, не спеши, Если ты задание решишь, Дальше смело побежишь». Помоги мне перебраться через ручей. Нет мостика, но есть два бревнышка на берегу. Не знаю, какое бревнышко взять, если их длина 5 см и 7 см, а ширина ручья 6 см? поможем Колобку выполнить задание волка? Что мы должны для этого знать и уметь? Выполнение задания № 1 на проверочном листе: Измерь длину каждого отрезка, запиши ответы в окошки, сравни.
|
Учащиеся продолжают вспоминать слова сказки.
Мы должны уметь сравнивать числа и знать знаки <, >, =. Возьмем бревно длиной 4 см, т. к. 5 ‹ 6- не подойдет; 7 › 6 - подойдет.
|
Коммуникативные: уметь аргументировать свою позицию, свой ответ, анализировать свои действия и управлять ими. Познавательные: ориентироваться на проверочном листе. Предметные: уметь пользоваться линейкой для измерения отрезков, записывать результат проведенных измерений и проводить сравнение. |
|||||||||||||
|
|
|
Решение и составление задач. |
|
|
|||||||||||||
|
Прове- рить уровень приобретённых знаний. |
Слайд № 8
|
Отпустил волк колобка. Не попал он волку в лапы. Вдруг навстречу медведь.
Говорит он Колобку: «Повстречал тебя я на удачу, помоги решить задачу». Выручаем нашего колобка, для него задача непроста. Что мы знаем о задачах? Из каких частей состоит задача? - Что такое условие? - Что такое вопрос? - Что значит решить задачу? Вот задача такова: Было запасено у меня на зиму 6 бочонков мёда, за зиму я съел 2. Сколько бочонков у меня осталось? Что известно в задаче? Что надо узнать? Как узнать? 6 – 2 = 4 Почему вычесть? Как будем вычитать 2? А всего 2? А теперь составим задачу по рисунку. Что известно, что надо узнать? Выполнение задания № 2 на проверочном листе: Составьте схему к задаче, запишите решение и ответ.
Выполнение задания № 3 на проверочном листе: Вспомним, как прибавлять и вычитать 2. Решите примеры задания № 3
|
В задаче есть условие и вопрос. - условие (то, что мы знаем), вопрос (то, что мы не знаем). Ответить на вопрос – значит решить задачу. Нужно записать решение и ответ. - Было запасено у меня на зиму 6 бочонков мёда, за зиму я съел два. - Сколько бочонков у меня осталось? 6 – 2 = 4 Надо найти часть от числа. 1 и 1
Медведь на зиму заготовил 4 бочонка с малиновым вареньем и два – с клубничным. Сколько всего бочонков варенья он заготовил?
Прибавляем 2 – двигаемся вправо по числовому ряду на два шага, вычитаем – двигаемся влево. |
Предметные: уметь составлять задачи на основе предметных рисунков, произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач Коммуникатив-ные: уметь рассуждать и анализировать условие задачи, аргументировать свою позицию, свой ответ; ясно формулировать ответы на вопросы учителя Личностные: выслушивать мнения других
Предметные: выполнять сложение и вычитание вида + 2, - 2.
|
|||||||||||||
|
|
|
Физкультминутка: Ох, как долго мы писали, |
|
|
|||||||||||||
|
|
|
Задание на смекалку: сравнение, анализ, классификация объектов. |
|||||||||||||||
|
|
Слайд № 9 |
Покатился Колобочек дальше. Вот и ЛИСОНЬКА идет и такую речь ведет: «Съем тебя я, Колобок!» Мы, лиса, тебя проучим, Колобочка не получишь, Колобочка мы спасем, Бабе с дедом унесем. А Лиса в ответ: Отгадаете загадку или нет? Выполните задание на стр. 103 № 5. Какая картинка лишняя? Дайте разные ответы. Подумайте, по каким признакам мы можем проводить группировку?
|
Лису.
- цвет, размер, форма, количество. Ответ 1: лишняя 3 картинка, т.к. она заключена в круг, а остальные в квадрат. Ответ 2: лишняя 2 картинка, т.к. на ней изображен один предмет, а на других по два. Ответ 3: лишняя 4 картинка, т.к. эта фигура желтого цвета, а все остальные зеленого. Ответ 4: лишняя 1 картинка, т.к. на ней животные, а на остальных растения. |
Предметные: сравнивать и анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника. Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов решения заданий, проявлять творческий подход к выполнению заданий, уметь анализировать свои действия и управлять ими. |
|||||||||||||
4. Подведе- ние итогов.
|
Проверка способности к самооценке , как личност-ный результат |
Слайд № 10 |
Как вы думаете, мы справились с заданием. Чтобы нам дед с бабой сказали? Расшифруем их ответ, решив примеры и распределив ответы в порядке возрастания:
Мы помогли Колобку. Почему? Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
-Что мы с вами повторяли, помогая Колобку?
- Что было самым интересным? - А что было сложным, трудным?
|
Мы справились.
Потому что выполнили все задания. Повторить все, чему научились, что узнали. Как решать и составлять задачи, как прибавлять и вычитать 1,2, как сравнивать числа, какие бывают линии.
|
Личностные: принятие внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. Понимание причин успеха и неудач в собственной учебе.
Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности себе и класса |
|||||||||||||
5.Рефлек-сия |
Проверка способности к самооценке, как личност-ный результат |
|
Я хочу, чтобы вы показали с помощью смайликов настроение Колобка и ваше настроение. А как вы думаете, какое настроение у меня? Очень хорошее. А почему? Урок наш окончен и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам, За то, что упорно, усердно трудились! И знания ваши нам всем пригодились!
|
с помощью смайликов показывают настроение Колобка, своё, учителя
|
||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.