математика

  • docx
  • 26.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 50.docx

Учитель математики Никитина Н.Н

Предмет: алгебра

Класс: 8 класс,

 

Тема урока: Квадратичная функция.

Тип урока: Урок закрепления пройденного материала.

Цели урока: Обучающая цель: систематизировать знания о различных видах преобразований графиков функций; закрепить ранее приобретенные знания о квадратичной функции, навыков построения ее графиков, умения применять свойства функции при решении задач; познакомиться с алгоритмом построения  графика функции с помощью математического ПО ADVANCED GRAPHER.

Развивающая цель: совершенствовать умения логически мыслить и выражать свои мысли вслух, развить логическое мышление, волю, эмоции;

Воспитательная цель: воспитывать у обучающихся стремление к совершенствованию своих знаний; воспитывать интерес к предмету.

Оборудование урока: видео проектор, презентация PowerPoint (PP),  , чертёжные инструменты, карточки с заданиями.

Ход урока.

I.       Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята!

/Далее на доске появляется изображение лягушонка/

/На экране компьютера медленно вырисовываются в разных цветах части парабол, которые в итоге дают изображение лягушки./(слайд 1)

 

Учитель: Заметили ли вы, что детали для рисунка предоставила нам очень интересная функция? Какая?

Ученики: Это квадратичная функция.

Учитель: Да, это квадратичная функция, построение графиков которой – одна из целей нашего урока.

   Наша жизнь полна различными явлениями, процессами, событиями и во всем этом мы хотим увидеть какую-то закономерность, или представить информацию в удобном для нас виде. Как раз в этом нам и помогают функции. В 8 классе мы существенно пополнили запас функций, графики которых умеем теперь не только строить, но и исследовать, т.е. читать. После освоения материала (на него уйдет не один урок) каждый сможет сам рисовать с помощью графиков функций (и не только квадратичной), а проверять свои художества можно, используя компьютер.

Итак, цели нашего урока:

1)      Систематизировать знания о различных видах преобразований графиков функций (уметь по графику определить, какое выполнено преобразование и, зная порядок преобразований, построить график этой функции);

2)      Закрепить ранее приобретенные знания о квадратичной функции, навыков построения ее графиков, умения применять свойства функции при решении задач.

Ставлю перед вами задачу: показать умение строить графики по формуле, определять основные элементы параболы, по графику задавать функцию формулой.

 

II.    Повторение.

1.      Математический диктант с последующей самопроверкой (8 мин.)

Учитель. Итак, первый этап – математический диктант. На карточке № 1 по вертикали указаны номера заданий, по горизонтали – номера ответов.

Карточка №1

Математический диктант

Фамилия __________________

Имя ______________________

Вариант ___________________

Задание

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы должны внимательно послушать задание, посмотреть на экран выбрать номер правильного ответа, затем в строке с номером задания под номером выбранного вами ответа поставить знак «+».

Задания математического диктанта.

Задание. Укажите график функции. Читает учитель.

Вариант 1                                    

Вариант 2

1.      y = kx (k>0).

1.y = kx (k<0).

2.      y = x2 .

2. y = .

3.      y = |x|.

3. y =  (k>0.)

4.      y =  (k<0).

4. y = – x2

5.      y = .

5. y = – |x|.

Через 5 минут верхняя часть карточки № 1 сдается, а нижняя остается у учащихся для самопроверки (слайд …). Ученики выставляют отметки за математический диктант.

Надпись: 3 Надпись: 2 Надпись: 1

Надпись: 6 Надпись: 5 Надпись: 4

Надпись: 9 Надпись: 8 Надпись: 7

Фронтальный опрос (8 мин.)

Для определения степени освоения учащимися знаний правил построения графиков функций у =ах²  выполняется следующее задание (письменно):

1.      Соотнесите графики с  формулами соответствующих функций.

/  у = - 0,5х2; у = 1,5х2; у = -2х2; у = 0,25х2  /

Ответы заслушать с места.

Надпись: 4 Надпись: 3 Надпись: 2 Надпись: 1   

 

2.      Устная работа с классом( Итак, виды функций вспомнили. А сейчас устный опрос.)

 

1)      Что является графиком квадратичной функции?

2)      Графиком какой функции является гипербола?

3)      Какое значение принимает функция  в точке   ?

4)      При каком значении переменной   x   значение функции  равно  6  ?

5)      Принадлежит ли графику функции точка  с координатами   (-1;3) ?

 

Ответьте  на вопрос: при помощи каких преобразований можно получить график функции, если исходная функция у = х2 . прокомментируйте  динамические слайды.

 

1.      Как построить график функции   , зная график функции  ?

2.      Как построить график функции   , зная график функции  ?

3.      Как построить график функции   , зная график функции  ?

4.      Как построить график функции   , зная график функции  ?

5.      Как построить график функции  , зная график функции  ?

6.      Как построить график функции  , зная график функции  ?

Обобщите, что нужно знать, чтобы построить график данной функции:

у = а(х + l )2 + m.

Работа в парах на раздаточных  листах

Пока учитель заслушивает ответы по карточкам, остальные учащиеся выполняют задания 1,2,3 по раздаточным листам с последующей самопроверкой на экране

      Работа в тетрадях

      На отвороте доски подготовлены 3 системы координат и около каждой написаны задания №4, №5, №6 из «Дополнительные задания учащимся».

      Первый ряд  выполняет задание №4, второй ряд - №5, третий ряд – №6.

К доске так же вызывается 3 человека.  (Работа стоящих у доски оценивается с  

последующим выставлением в журнал.)

Задание №4:     Решить систему уравнений графически:

                                            ,

                                            

Задание №5:     Решить уравнение графически:

                         

                                          

Задание №6:      Найдите координаты точек пересечения графиков функций

                                      и      

 

Вопросы к классу: 

·         Что общего во всех этих примерах?

·         Чем они отличаются?

 

Пока дети работают в тетрадях, проверить МД

 

III.             Выполнение рисунков с помощью парабол. Самостоятельная работа. (Научить учащихся выполнять построение с помощью парабол на различных примерах.) Работы сдаются учителю.

Задание 7:

Графиками функций  сделать рисунок, дать ему название.

Например. Даны функции:

1. Рисунок 19[- 9; - 1]

2. Рисунок 20

3. Рисунок 21

4. Рисунок 22

5. Рисунок 23

6. Рисунок 24

7. Рисунок 25

Учащиеся строят графики, получают рисунок. Если не сделано ошибок, он должен выглядеть так, как показано:

 

Задание 3. После завершения работы над заданием 2, проверить правильность его выполнения на компьютере.

Итог урока.

Доклад.

Домашним заданием к этому уроку для отдельных учащихся было подготовить небольшие сообщения на тему  «Практическое применение функций». Заслушаем доклад  Крят Валерии «Квадратичная функция»

Рефлексия

Итак, Как вы думаете, вы справились с данной задачей?

Что было нового на уроке?

Что было интересно? А что не  очень?

Все ли у вас получилось?

Подведение итогов

Вы видели, ребята, как часто приходиться встречаться в жизни с графиками квадратичных функций. Умение владеть их преобразованием нужно и архитектору, и дизайнеру, и артиллеристу, и астроному. Вы сегодня успешно справились с поставленной перед вами в начале урока задачей. Успешно справились :                      . Я поставлю вам следующие оценки –(после проверки самостоятельной работы)---.

Домашнее задание:Нарисуйте графиками кусочных функций по готовым заданиям картину.

1.  У = -2(х-3)² +9              1,5≤х ≤5
2.   У = -2(х+3)² +9             -5≤х ≤-1,5
3.    У = -2(х-1,5)² +2,5       0,5≤х ≤2,5
4.     У = -2(х+1,5)² +2,5    -2,5≤х ≤-0,5
5.     У = - 0,5 –х                -2≤х ≤-1
6.     У = 2,5 –х                      1≤х ≤2
7.     У= 0,2 х² -2,5              -1,5≤х ≤1,5
8.     У = х² - 3,5                   -1≤х ≤1
9.      У = 0,5                        -2,5≤х ≤-0,5.    

10.    У = 0,5                        0,5≤х ≤2,5

 

Задание 2. Перед Вами тюльпан.  Напишите формулы функций, которые их определили, если они выполнены с помощью только трафарета графика функции  .