математика

  • doc
  • 26.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 78.doc

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

«Квадратные уравнения»

(алгебра 8 класс)

Составила учитель математики Бакланова Н.И., ГБОУ СОШ №10 "ОЦ ЛИК" г.о.Отрадный Самарской области

Календарно-тематическое планирование (10 часов) 

№ п/п

Кол-во уроков

Дата

Форма проведения

Тема

Результат

Характеристика  познавательных универсальных учебных действий

 

§3.   Решение квадратных уравнений – 10ч

 36-37

2

 

Диалогическая лекция с ИКТ

 Неполные квадратные уравнения. Решение квадратных уравнений по формуле. Теорема Виета. Разложение квадратного трёхчлена на множители. Сокращение дробей. Решение задач с помощью квадратных уравнений.           

Ученик научится:

- решать  неполные квадратные уравнения любого вида;

- решать полные квадратные уравнения с использованием формулы корней;

 - исследовать квадратные уравнения по дискриминанту и коэффициентам;

- раскладывать квадратный трёхчлен на множители и сокращать дроби.

Ученик получит возможность научиться:

владеть специальными приёмами решения квадратных уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики.

Распознавать квадратные уравнения

классифицировать квадратные уравнения по внешнему виду;

обосновывать выбор данного алгоритма решения  квадратного уравнения; моделировать ход  решения уравнения; строить и обосновывать ход решения данного квадратного уравнения; обосновывать  рациональность выбранного способа решения.

 

38-39

2

 

Урок-семинар

Семинар  по теме:

 «Решение квадратных уравнений. Решение задач с помощью квадратных уравнений»

40-42

3

 

Урок-практикум

 Практикум по теме:   «Решение квадратных уравнений»

43

1

 

Проверочная работа

Проверочная работа по теме:   «Решение квадратных уравнений»

44

1

 

Повторно-обобщающий

Обобщение по теме:   «Решение квадратных уравнений»

45

1

 

Урок контроля

Контрольная работа:  «Решение   квадратных уравнений»

 

I.     Структура темы

 

 

 


                                                                                                                       

 


                                                                                                                    

Text Box: Неполные Text Box:      Полные

·       а=0           bх + с = 0  (линейное уравнение);

·       b=0  ах2 + с = 0;

·       с=0   ах2 + bх = 0;

·       b=0 и с=0 ах2 = 0.

              

 

·        ах2 + bх + с = 0,

            где а, b и с отличны от нуля.

 
 

 


 

 

 

·        ах2 + 2kх + с = 0,

где а, k и с отличны от нуля.

 

 

           

 
 


                                                                                                                                                                                           

 

 

 

 

Алгоритм решения квадратного уравнения

Квадратное уравнение

1.Найти D

2.Сравнить значение D c 0

3.Найти корни

квадратного уравнения

ах2 + bx + с = 0

D = b2 – 4ac

D>0

 

D=0

D<0

корней нет

2 – 5х – 3 = 0

D = (-5)2 – 4 . 2 . (-3) = 49

D>0

 

2. Полные квадратные уравнения

а)   х2 - 7х + 10 = 0;

 б)  х2 - 10х + 25  = 0;

 в)  -х2 + х +3= 0;

 г)  2 – х = 3;

 д)  5х2 - 18х + 3 = 0.

 

 

 

 

 

 

1. Неполные квадратные уравнения

а)   2х2 - 18х = 0;

 б)  - х2 + 2х  = 0;

 в)  4х2 = 0;

 г)  2 – 11 = х2 – 11+ 9х;

 д)  х2 – 4х +4 =0;

 е) 16 - х2 = 0;

ж) х2 + 81 = 0.

 

 
Ключевые задачи

 

 

 

 

                                                                                                                                                    

 

 

 

                                                                                                                                                                 

Text Box: Сумма корней приведённого квадратного уравнения, равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.

                  ах2 + pх + q = 0, а = 1
                   х1 +х2 = -p,    х1 * х2 = q.
Text Box:         Теорема Виета
 

 

 

 

 

 

 

 

 


  1. Найти сумму и произведение корней уравнения
  2. Найти подбором корни уравнения

а)  х2 + 16х +63 = 0;        б) х2 + 2х - 48 = 0.

  1. Задачи:

а) В уравнении  х2 + pх - 35 = 0 один из корней равен 7. Найдите другой корень и коэффициент p.

б) Один из корней уравнения  х2 - 13х +q = 0 равен 12,5. Найдите другой корень и коэффициент q.

 

 

 
Ключевые задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                         

Text Box: Формула для квадратного трёхчлена
Если x1 и x2 — корни квадратного трёхчлена ax2+bx+c, то справедливо тождество ax2+bx+c=a(x−x1)(x−x2)
Text Box: Вынесение общего множителя за скобки Text Box: Формулы сокращенного умножения Text Box: Способ группировки
 

 


                                                                               

8m2n – 4mn3 =

= 4mn(2m – n2)

 

16x2−9=(4x)2−32 =

 = (4x−3)(4x+3);

4x2 – 4x + 1 = (2x – 1)2 =

= (2x – 1) (2x – 1).

 

(5x +5y ) + (m x +my) = = x(5 +m) + y (5 +m) =

= (x +y) (5 +m)

 
 


                                                                          

 

                                         

            2x2-7x-15 =

= 2 (х+1,5)(х-5)=(2х+3)(х-5), где х1 = -1,5 и х2 = 5

 
 


                                                                                                                                       

Text Box:                                               Этапы решения задач алгебраическим способом
1. Анализ условия задачи и его схематическая запись.
2. Перевод естественной ситуации на математический язык (построение математической модели текстовой задачи).
3. Решение уравнения, полученного при построении математической модели.
4. Выбор ответа по условию задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


II. Задачи для  совместной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


III.         Задания  для самостоятельной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


IV.          Проверочная работа по теме:  «Решение квадратных уравнений»

1 вариант

 

1). Решите уравнение:

а). 2х2+7х – 9 = 0;

б). 3х2 = 18х;

в). 100 х2 – 16 = 0;

г). х2 – 16х + 63 = 0.

 

2). Периметр прямоугольника равен 20 см. Найдите его стороны, если известно, что площадь прямоугольника равна 24 см2.

 

3) Разложите на множители:

4) Сократите:

 

5). В уравнении х2 + рх – 18 = 0 один из корней равен – 9. Найдите другой корень и коэффициент р.

2 вариант

 

1). Решите уравнение:

а). 3х2+13х – 10 = 0;

б). 2х2 – 3х = 0;

в). 16 х2 = 49;

г). х2 – 2х – 35 = 0.

 

2). Периметр прямоугольника равен 30 см. Найдите его стороны, если известно, что площадь прямоугольника равна 56 см2.

 

3) Разложите на множители:

 

4) Сократите:

5). В уравнении х2 + 11х + q = 0 один из корней равен – 7. Найдите другой корень и свободный член q.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме:  «Решение квадратных уравнений»

                                  1 вариант.

 

1).  Решите уравнения:

 

2).  Решите задачу:

Когда от квадратного листа фанеры отрезали прямоугольную полосу шириной 2 м, площадь оставшейся части листа

составила 24 м2. Найдите первоначальную площадь листа.

 

 

3).  Сократите дробь:

                      .

 

4).  Один из корней уравнения  х 2 + kx + 45 = 0  равен  5. Найдите другой корень и коэффициент k.

 

                                 2 вариант.

 

1).  Решите уравнения:

 

2).  Решите задачу:

От прямоугольного листа картона длиной 16 см отрезали квадрат, сторона которого равна ширине листа. Площадь оставшегося прямоугольника равна 60 м2. Найдите ширину листа картона.

 

3).  Сократите дробь:

                      .

 

4).  Один из корней уравнения  х 2 – 26x + q = 0   равен  12.  Найдите другой корень и свободный член  q.