Учитель Бабешко Т.А
Тема урока: деление положительных и отрицательных чисел
Цели урока:
Ввести правила деления отрицательных чисел и деления чисел с разными знаками, научить применять эти правила при выполнении упражнений.
Развивать логическое мышление учащихся.
Воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: урок усвоения новых знаний..
Ход урока:
I. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Устные упражнения
а. −18∙4 =−72
б. −
∙(−
) =![]()
в. 2
∙ (−
) =−![]()
г. −0,2∙ 0,4 =−0,08
д. ( −
)2 =(−
) ∙ (−
)=![]()
е. (−2)3 =−8
ж. −1.2 ∙ (−6) =7,2
з. (
−
) ∙ (−7) =−
∙ (−7)=
=1![]()
и. (−0,5 −0,3) ∙(−5) =−0,8 ∙ (−5)=4
II. Объяснение нового материала.
2.1. Деление отрицательных чисел имеет тот же смысл, что и деление положительных чисел. т.е. по заданному произведению и одному из множителей
находят второй множитель.
Назовите компоненты деления?
Например: −16 : (−4)=?
Что значит −16 : (−4)? (Значит, найти такое число х, что при −4∙х =−16)
Найдем знак числа х
Т.к. при умножении −4 на х получается отрицательное число −16, следовательно множители должны иметь разные знаки. Следовательно, х-положительное число.
Найдем модуль числа х.
Т.к. модуль произведения равен произведению модулей множителей,
следовательно, │−16│=│−4│∙│х│.
Следовательно, │х│=│−16│: │−4│,
т.к. х- положительное число, то следовательно х=4
Это записывается так:
(−16): (−4) = │−16│: │−4│=4
или короче
(−16) : (−4) =16:4 =4
Правило: чтобы разделить отрицательное число на отрицательное, надо
разделить модуль делимого на модуль делителя. (ученики читают правило про себя, а затем рассказывают всему классу).
2.2 Теперь разделим отрицательное число на положительное.
Например: −24:6=?
Что значит −24: 6? (Значит, найти такое число х, что при 6 ∙ х=−24)
Найдем знак числа х.
Т.к. при умножении 6 на х получается отрицательное число −24,
Следовательно, х - отрицательное число.
Найдем модуль числа х.
│6│∙│х│=│−24│,
Следовательно.
│х│=│−24│: │6│=24: 6 =4.
т.к. х -отрицательное число с модулем 4, то тогда х будет равен −4.
Получаем: −24: 6 =−4.
Аналогично получается при делении 24 : (−6) =−4.
И так, алгоритм деления чисел с разными знаками, (учащиеся пытаются сами составить алгоритм):
1. разделить модуль делимого на модуль делителя;
2. поставить перед полученным числом знак минус.
2.3. При делении нуля на любое число , не равное нулю, получается нуль.
И самое главное правило: делить на нуль нельзя!
3.Закрепление нового материала
1.Решить №1133 устно
Верно ли выполнено деление:
а) −36 : 2 = −18 верно
б) 60 : (−1,5) =−4 неверно
в) 2,7 : (−1) =2,7 неверно
г) −7,5 : (−5) =1,5 верно
2.Решить №1134 (а-в) на доске и в тетрадях.
а) −38 : 19 =−2
б) 45 : (−15) =−3
в) −36 : (−6) =6.
Самостоятельно №1134(г,д) (слайд 10)
г) 270 : (−9) =−30
д) −5,1 : (−17) =0,3.
3.Решить №1142 (а,б) на доске и в тетрадях, №1142(в,г)- с коммен-
тированием на месте.
а)
=3
б)
=−2
в)
=−3,5
г)
=−0,2.
4.Решить №1136(б,в) на доске и в тетрадях, №1136(а,д,е)-самостоятельно.(слайд 11)
а) −4∙(−5)−(−30) : 6=20−(−5)=20 + 5=25
б) 15:(−15)−(−24) : 8=−1−(−3)=−1+3=2
в) −8 ∙ (−3+12):36 +2=−8 ∙ 9 : 36 +2=−72: 36+2=−2+2=0
д) (−8+32) : (−6) −7=−4+(−7)=−11
е) −21 +(−3−4+5) : (−2)=−21+(−2) : (−2)=−21+1=−20
5) Повторение ранее изученного материала.
Решить №1150(а)
а) −2,3 ∙ 0,1 + 35 ∙(−0,01)−(−2,1) ∙(−0,2)=−0,23 −0,35−0,42=−1.
4.Итог урока
1.Что мы сегодня изучали на уроке?
2. Сформулируйте правило деления отрицательного числа на отрицательное. Привести свои примеры.
3.Сформулируйте правило деления чисел . имеющих разные знаки.
Привести свои примеры.
4.Чему равно частное
0 : а, где а ≠ 0?
5. Выполните деление: (устно)
а) −66 : 6 в) −10 : (−2,5)
б)
3,5 : (−9) г)−
:
(
)
5. Домашнее задание:
выучить правила п.36, решить №1156(а-г), №1158(а,б), №1160.
6. Литература
1. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. — 28-е издание, стереотипное — М.: Мнемозина, 2011. -288с.
2.Интернет ресурсы:
http://na-uroke.in.ua/index-244.html; https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2016/12/05/konspekt-uroka-po matematike-6-klass
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.