Математика

  • docx
  • 06.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4.docx

МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»

 

 

 

Проект «За страницами учебника геометрии»

 

 

 

 

 

 

Выполнили ученики 6 классов

МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик

Саратовского района Саратовской области»

Научный руководитель: Пучкова Наталья

Николаевна – учитель математики

 

 

2015 год

 

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………….  3-5

2.Основная часть…………………………………………………………….6-8

3.Заключение…………………………………………………………………9

4.Используемая литература…………………………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Высшее проявление духа – это разум.

Высшее проявление разума – это геометрия.

Клетка геометрии – треугольник. Он так же

неисчерпаем, как и вселенная.

Клавдий Птолемей

    Геометрические фигуры  встречаются человеку в течение всей его жизни. Первичные геометрические знания  у человека появляются до того, как он способен их исследовать или осмыслить. 

    Геометрическая деятельность является первой интеллектуальной деятельностью человечества и каждого человека в отдельности. Геометрия - это не только раздел математики, школьный предмет, это, для начала, феномен общечеловеческой культуры, являющийся носителем собственного метода познания мира. 
Основополагающий вопрос: «Что изучает предмет «Наглядная Геометрия?»

Цели проекта:
1.Расширить знания учащихся  о геометрии как с математической точки зрения, так и  с других точек зрения  (исторической, географической, в повседневной жизни).

2.Развить творческую активность учащихся, умение делать обобщения на основе данных, полученных в результате исследований.
3.Развить познавательную деятельность учащихся, которая в свою очередь, способствует развитию разносторонней личности.
4. Воспитывать у учащихся стремление к самосовершенствованию, удовлетворению познавательных потребностей.


Основными задачами проекта являются:
— формирование у учащихся основных геометрических понятий;
— развитие исследовательских навыков;
— развитие познавательного интереса для их дальнейшего самообразования;
— формирование навыков проектной работы.


Прогнозируемые результаты:
В результате выполнения проекта «За страницами учебника геометрии» учащиеся должны:
- знать определения треугольника, квадрата, прямоугольника и трапеции, формулы их площадей, виды многогранников, понятия симметрии;

-уметь красочно оформлять творческие работы;

- получать навыки анализа и систематизации полученных ранее знаний; навыки выполнения проектной работы;
- самостоятельно работать с дополнительной литературой.


Проект формирует следующие компетентности:

1. В сфере самостоятельной деятельности:

- умение самостоятельно добывать информацию;

- систематизировать знания, полученные на уроках геометрии;

- умение работать с фигурами.

- умение анализировать полученную информацию и отбирать необходимое для работы в проекте.

2. В сфере гражданско-общественной деятельности:

- расширяется кругозор учащихся.

3. В сфере социально-трудовой деятельности:

- учащиеся выполняют работу самостоятельно, делают работу своими руками.

4. В бытовой сфере:

- для выполнения работы необходимы элементарные компоненты (ножницы, бумага, линейка), развивается мышечная активность.

5. В сфере культурно - досуговой деятельности:

- свободная активность ребенка, творчество, участие в жизни социума, мышечная активность.

Проект преследует:

1. Дидактические цели:

- формирование пространственного воображения учащихся;

- умение связывать изучение плоских и пространственных фигур;

- находить их площади.

2. Методические цели:

- развить пространственное воображение учащихся;

- соединить изучение плоских и пространственных фигур.

 

 

 

 

2. Основная часть.

Как мы работали над проектом по  наглядной геометрии «За страницами учебника геометрии».

 Основополагающий вопрос: «Что изучает предмет «Наглядная Геометрия?»

1  этап (начало проекта).

Идея проекта «За страницами учебника геометрии» родилась у нас на уроке наглядной геометрии, когда мы на первом уроке знакомились с оглавлением учебника. Учитель сообщила нам  о том, чем мы будем заниматься. Естественно, возник вопрос: почему геометрию называют наглядной? Ответа мы  не знали. А почему бы не узнать? Идея нам понравилась. Есть объект исследования. Наметили цель, примерный план действий. Во внимание брались все  наши предложения. Все объединилось одним словом - проект, т.е.  исследование будет всесторонним, будет полезна любая информация. Стало ясно, что проект – это творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться. Иными словами, идея направила  нас на результат, который будет достигнут благодаря решению теоретически и практически уже значимой проблемы.

 Мы сразу поняли, работа не на один день, значит, проект долгосрочный.

 По характеру деятельности участников проект определился как исследовательско-информационный с элементами творчества.

 2 этап (сбор и обработка информации).

 В роли единомышленников выступили наши  родители, помощь их оказалась неоценимой.  Поток информации оказался огромный, в одиночестве справиться с ним – непосильный труд. У нас  появились собственные папки, куда собирался весь материал. Но работать над таким объемным проектом в одиночку сложно. Из наиболее заинтересовавшихся ребят была создана творческая группа.  Оказалось, в группе работается легче. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата.

С каждым днем материала становилось больше и больше. Исследования затронули разные сферы жизни. Раз в неделю мы собирались, внимательно изучали, систематизировали  информацию, обсуждали дальнейшие действия, показывали  учителю и друг другу что мы подготовили за неделю в предполагаемом разделе будущего проекта, формировали  общий (лучший) ответ на заданный пункт проекта.

3 этап (разработка собственного варианта решения проблемы).

 Содержание проекта 5 класса:

1.Классификация на плоские и пространственные фигуры.

2.Составление задач по теме «Смежные и вертикальные углы.

3.Биссектриса угла.

4.Куб и его свойства.

5.Треугольники. Составление рисунка.

6.Правильные многогранники.

7.Геометрические головоломки.

8.Измерение длины, площади и объема.

9.Окружность.

10.Фигурки из кубиков и их частей.

11.Мини-сочинение «Что дал тебе проект?»

По итогам года состоялся урок защиты проектов, на котором были названы лучшие: Плющевой А., Кортунова А., Букаевой Т.

При оценивании проекта мы использовали « Лист оценка защиты выполненного проекта ученика». (Приложение -1)

Содержание проекта 6 класса:

1.Параллелограммы

2.Координаты.

 3.Оригами.

 4.Замечательные кривые.

5.Симметрия.

6.Бордюры.

7.Орнамент.

8.Задачи, головоломки.

4 этап (защита проекта).

Завершение работы – выступление участников проекта,  электронная презентация  на  научно-практической конференции. (Приложение- 2)

 

 

 

 

 

 

 Заключение

       Есть в школьной геометрии особая тема, которую ждёшь с нетерпением, предвкушая встречу с невероятно красивым материалом. Здесь не только открывается удивительный мир геометрических тел, обладающих неповторимыми свойствами, но и интересные научные гипотезы.

       Создавая этот проект, мы поставили перед собою задачу: создать подборку материала по теме «наглядная геометрия», которая может применяться учителям при изучении  данной теме на уроках геометрии так и вне урока.

        В результате работы над проектом мы научились оформлять выводы, делать презентацию, отбирать задачи математического содержания, встречающиеся в быту и повседневной жизни,  распределять работу между собой, оформлять папки. Большой иллюстративный материал, который включён в проект, поможет ближе познакомиться с началом геометрии. Работая с учебниками геометрии, мы пришли к выводу, что материал, а именно теория очень древняя. Насчитывается очень много лет до нашей эры. 

                Собирая и обрабатывая весь материал, мы учились выделять самое главное, что будет интересно узнать ученикам.    Если бы геометрию изучали осознано, то наши красивые дома, аквапарки и крытые рынки не складывались бы как карточные домики. А вот Египетские пирамиды стоят 4 000 тысячи лет и ещё простоят много.

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1.     «История математики в школе. VII — VIII классы». Автор — Г.И. Глейзер.

2.     «Математика в понятиях, определениях и терминах» Авторы — О. В. Мантуров и др.

3.     «Математическая энциклопедия» Авторы — М. Ю. Серебряков, Л. В. Кузнецова

4.     «Наглядна геометрия 5-6 класс». Авторы –И.В. Шарыгин и др.

5.      «Справочник по начальной математике» Автор — С. Лукьянченко.

6.     «Школьникам о математике и математиках» Автор — М.М. Лиман.