МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
Проект «За страницами учебника геометрии»
Выполнили ученики 6 классов
МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик
Саратовского района Саратовской области»
Научный руководитель: Пучкова Наталья
Николаевна – учитель математики
2015 год
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………………. 3-5
2.Основная часть…………………………………………………………….6-8
3.Заключение…………………………………………………………………9
4.Используемая литература…………………………………………………10
Введение
Высшее проявление духа – это разум.
Высшее проявление разума – это геометрия.
Клетка геометрии – треугольник. Он так же
неисчерпаем, как и вселенная.
Клавдий Птолемей
Геометрические фигуры встречаются человеку в течение всей его жизни. Первичные геометрические знания у человека появляются до того, как он способен их исследовать или осмыслить.
Геометрическая
деятельность является первой интеллектуальной деятельностью человечества и
каждого человека в отдельности. Геометрия - это не только раздел математики,
школьный предмет, это, для начала, феномен общечеловеческой культуры,
являющийся носителем собственного метода познания мира.
Основополагающий вопрос: «Что изучает предмет «Наглядная
Геометрия?»
Цели проекта:
1.Расширить знания учащихся о геометрии как с математической точки зрения, так
и с других точек зрения (исторической, географической, в
повседневной жизни).
2.Развить творческую
активность учащихся, умение делать обобщения на основе данных, полученных в
результате исследований.
3.Развить познавательную деятельность учащихся, которая в свою очередь,
способствует развитию разносторонней личности.
4. Воспитывать у учащихся стремление к самосовершенствованию, удовлетворению
познавательных потребностей.
Основными задачами проекта являются:
— формирование у учащихся основных геометрических понятий;
— развитие исследовательских навыков;
— развитие познавательного интереса для их дальнейшего самообразования;
— формирование навыков проектной работы.
Прогнозируемые результаты:
В результате выполнения проекта «За страницами учебника геометрии» учащиеся должны:
- знать определения треугольника, квадрата, прямоугольника и трапеции,
формулы их площадей, виды многогранников, понятия симметрии;
-уметь красочно оформлять творческие работы;
- получать навыки
анализа и систематизации полученных ранее знаний; навыки выполнения проектной
работы;
- самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Проект формирует следующие компетентности:
1. В сфере самостоятельной деятельности:
- умение самостоятельно добывать информацию;
- систематизировать знания, полученные на уроках геометрии;
- умение работать с фигурами.
- умение анализировать полученную информацию и отбирать необходимое для работы в проекте.
2. В сфере гражданско-общественной деятельности:
- расширяется кругозор учащихся.
3. В сфере социально-трудовой деятельности:
- учащиеся выполняют работу самостоятельно, делают работу своими руками.
4. В бытовой сфере:
- для выполнения работы необходимы элементарные компоненты (ножницы, бумага, линейка), развивается мышечная активность.
5. В сфере культурно - досуговой деятельности:
- свободная активность ребенка, творчество, участие в жизни социума, мышечная активность.
Проект преследует:
1. Дидактические цели:
- формирование пространственного воображения учащихся;
- умение связывать изучение плоских и пространственных фигур;
- находить их площади.
2. Методические цели:
- развить пространственное воображение учащихся;
- соединить изучение плоских и пространственных фигур.
2. Основная часть.
Как мы работали над проектом по наглядной геометрии «За страницами учебника геометрии».
Основополагающий вопрос: «Что изучает предмет «Наглядная Геометрия?»
1 этап (начало проекта).
Идея проекта «За страницами учебника геометрии» родилась у нас на уроке наглядной геометрии, когда мы на первом уроке знакомились с оглавлением учебника. Учитель сообщила нам о том, чем мы будем заниматься. Естественно, возник вопрос: почему геометрию называют наглядной? Ответа мы не знали. А почему бы не узнать? Идея нам понравилась. Есть объект исследования. Наметили цель, примерный план действий. Во внимание брались все наши предложения. Все объединилось одним словом - проект, т.е. исследование будет всесторонним, будет полезна любая информация. Стало ясно, что проект – это творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться. Иными словами, идея направила нас на результат, который будет достигнут благодаря решению теоретически и практически уже значимой проблемы.
Мы сразу поняли, работа не на один день, значит, проект долгосрочный.
По характеру деятельности участников проект определился как исследовательско-информационный с элементами творчества.
2 этап (сбор и обработка информации).
В роли единомышленников выступили наши родители, помощь их оказалась неоценимой. Поток информации оказался огромный, в одиночестве справиться с ним – непосильный труд. У нас появились собственные папки, куда собирался весь материал. Но работать над таким объемным проектом в одиночку сложно. Из наиболее заинтересовавшихся ребят была создана творческая группа. Оказалось, в группе работается легче. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата.
С каждым днем материала становилось больше и больше. Исследования затронули разные сферы жизни. Раз в неделю мы собирались, внимательно изучали, систематизировали информацию, обсуждали дальнейшие действия, показывали учителю и друг другу что мы подготовили за неделю в предполагаемом разделе будущего проекта, формировали общий (лучший) ответ на заданный пункт проекта.
3 этап (разработка собственного варианта решения проблемы).
Содержание проекта 5 класса:
1.Классификация на плоские и пространственные фигуры.
2.Составление задач по теме «Смежные и вертикальные углы.
3.Биссектриса угла.
4.Куб и его свойства.
5.Треугольники. Составление рисунка.
6.Правильные многогранники.
7.Геометрические головоломки.
8.Измерение длины, площади и объема.
9.Окружность.
10.Фигурки из кубиков и их частей.
11.Мини-сочинение «Что дал тебе проект?»
По итогам года состоялся урок защиты проектов, на котором были названы лучшие: Плющевой А., Кортунова А., Букаевой Т.
При оценивании проекта мы использовали « Лист оценка защиты выполненного проекта ученика». (Приложение -1)
Содержание проекта 6 класса:
1.Параллелограммы
2.Координаты.
3.Оригами.
4.Замечательные кривые.
5.Симметрия.
6.Бордюры.
7.Орнамент.
8.Задачи, головоломки.
4 этап (защита проекта).
Завершение работы – выступление участников проекта, электронная презентация на научно-практической конференции. (Приложение- 2)
Заключение
Есть в школьной геометрии особая тема, которую ждёшь с нетерпением, предвкушая встречу с невероятно красивым материалом. Здесь не только открывается удивительный мир геометрических тел, обладающих неповторимыми свойствами, но и интересные научные гипотезы.
Создавая этот проект, мы поставили перед собою задачу: создать подборку материала по теме «наглядная геометрия», которая может применяться учителям при изучении данной теме на уроках геометрии так и вне урока.
В результате работы над проектом мы научились оформлять выводы, делать презентацию, отбирать задачи математического содержания, встречающиеся в быту и повседневной жизни, распределять работу между собой, оформлять папки. Большой иллюстративный материал, который включён в проект, поможет ближе познакомиться с началом геометрии. Работая с учебниками геометрии, мы пришли к выводу, что материал, а именно теория очень древняя. Насчитывается очень много лет до нашей эры.
Собирая и обрабатывая весь материал, мы учились выделять самое главное, что будет интересно узнать ученикам. Если бы геометрию изучали осознано, то наши красивые дома, аквапарки и крытые рынки не складывались бы как карточные домики. А вот Египетские пирамиды стоят 4 000 тысячи лет и ещё простоят много.
Используемая литература:
1. «История математики в школе. VII — VIII классы». Автор — Г.И. Глейзер.
2. «Математика в понятиях, определениях и терминах» Авторы — О. В. Мантуров и др.
3. «Математическая энциклопедия» Авторы — М. Ю. Серебряков, Л. В. Кузнецова
4. «Наглядна геометрия 5-6 класс». Авторы –И.В. Шарыгин и др.
5. «Справочник по начальной математике» Автор — С. Лукьянченко.
6. «Школьникам
о математике и математиках» Автор — М.М. Лиман.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.