Торгашова Валентина Константиновна
учитель русского языка и литературы,
Першина Лариса Васильевна
учитель математики
МБОУ Гимназия №4 г.Кстово
Нижегородская область.
Интегрированный урок по литературе и математике
в 6 классе
«По следам русских богатырей»
УМК:
1.Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией В.Ф. Чертова - М., Просвещение,2015
2.Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М., 2015.
Тип урока – интегрированный (литература – математика)
Идея урока – проследив в былине путь русского богатыря, рассмотрев средства изображения былинного героя и выполнив определенные математические действия, создать «карту пути богатыря» и художественную задачу на основе математической
Задачи урока:
· Повторить особенности былин как произведений устного народного творчества
· Повторить содержание былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
· Совершенствовать вычислительные умения учащихся
· Закрепить умение решать задачи на нахождение расстояний на карте, зная масштаб карты
· Вспомнить художественные особенности былин
· Развивать умения работы в группах, обобщать, анализировать, делать выводы
· Устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи с темами курса математики, географии, и литературы
· Воспитывать интерес к учебным дисциплинам; формировать чувства прекрасного, чувства патриотизма.
Дидактический материал: тексты былин, раздаточный материал
Оборудование: доска, экран (презентация), математические инструменты (линейки, карандаши), клей
Ход урока:
1. Оргмомент
Приветствие, проверка готовности к уроку. Учащиеся разделены на 3 группы.
Слайд 1
2. Сообщение темы урока. Учитель сообщает тему урока, его тип. На этом этапе учитель литературы (УЛ) зачитывает отрывок из былины и задает ученикам вопросы:
Ø Отрывок из какого произведения УНТ прозвучал?
Ø По каким признакам вы это определили?
В ответах учеников звучит мысль о том, что это былина, она читается речитативом, некоторые языковые средства тоже подтверждают это.
Целеполагание
УЛ предлагает ребятам сформулировать предмет разговора на уроке:
Ø О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Ø Как же можно связать былину и математику?
Ученики скажут, что на уроке мы будем говорить о былинах, богатырях. А математика нужна для того, чтобы рассчитать путь богатыря, скорость, с которой он ехал на богатырском коне, время нахождения в пути и др.
Учитель математики (УМ) сообщает задачи урока:
- Действительно, пройдя по дорогам русских богатырей, мы постараемся перенести их жизненный опыт в наше время, решим математические задачи и сами составим художественную задачу на основе математической. Для этого мы воспользуемся раздаточным материалом, математическими инструментами, которые лежат на столах.
3. (фронтальный опрос)
Слайд 2
УЛ: Повторим особенности былин как произведений УНТ:
Ø Кто такие богатыри?
Ø Каких богатырей вы знаете?
Ø Каким музыкальным инструментом сопровождалось исполнение былин?
Слайд 3
Ø Знаете ли вы, какие подвиги совершили богатыри? Назовите их.
Слайд 4
Ø Какие места на географической карте России связаны с былинными богатырями?
Слайд 5
4. УМ: особую роль в УНТ играет число. С числом мы связываем некоторые события. Произведения УНТ позволяют стать числам «знаменитыми».
Устная разминка: ее цель – повторить вычислительные навыки учащихся и темы, необходимые при выполнении творческого задания. Ответами на математические примеры станут числа, которые встречаются в произведениях УНТ (3, 30, 1000, 500).
В пятом задании учитель математики читает отрывок из былины и спрашивает:
За какое время планировал Илья Муромец приехать в город Киев, если утренняя служба начинается в 6 часов, а в обед – в 12 часов?
В задании шестом:
Отрезок какой длины изобразим на карте по данному условию?
|
Устная разминка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Слайд 6
Работа с текстом былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
УЛ задает вопросы, которые позволяют учащимся сосредоточиться на содержании былины, вспомнить ее построение (композицию):
Ø Откуда, куда и зачем направляется Илья Муромец?
Ø Какие подвиги совершает он по дороге?
Ø Можно ли победу над злыми силами под Черниговом и над Соловьем-разбойником считать богатырским подвигом? Почему?
Ø Почему Илья Муромец отказался быть воеводой в Чернигове и как его это характеризует?
Ответы учащихся сводятся к тому, что Илья Муромец выехал из Мурома в «стольный Киев-град» на службу к князю. По дороге он «потоптал злую силушку» и победил Соловья-разбойника. Герой не захотел стать воеводой, так как считает, что его задача – охранять границы Руси.
Эти вопросы подготовят ребят к выполнению математической задачи.
6. Слайд 7
УМ: поможем другому былинному богатырю решить математическую задачу.
Задача. Алеша Попович составлял маршрутную карту и задумался: отрезком какой длины нужно изобразить расстояние от Мурома до Чернигова, если на своем коне он преодолел это расстояние со скоростью 12 вёрст/ч за 63 часа и масштаб карты: 1см – 30вёрст?
На доске записывается условие и решение задачи. Учитель акцентирует внимание на том, что для рационального вычисления целесообразно составить дробное выражение. В процессе сократить и ответ записать в десятичных дробях.
7. Слайд 8
УЛ: снова возвращаемся к тексту былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»:
Ø Посмотрим, каким изображен здесь Илья Муромец? Охарактеризуйте его.
Ø Какие средства художественной выразительности помогают создать такой образ?
Слайд 9,10
Ученики отвечают, что это эпитеты, сравнения, метафоры, просторечные слова, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и др.
УЛ дает задание: найти примеры таких средств в былине и занести их в таблицу (рабочий лист в раздаточном материале).
Слайд 11
|
Изобразительно – выразительные средства |
Примеры |
|
Гиперболы |
Он стоял заутреню во Муроме, А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
|
|
Постоянные эпитеты |
Богатырский конь, дородный добрый молодец, тугой лук, каленые стрелы
|
|
Просторечные слова и выражения |
Заколодела дорожка, замуравела; злодей – разбойник; али идти не хошь, али нести не мошь.
|
|
Уменьшительно – ласкательные суффиксы |
Удаленький, силушка, лесушки, речушки, плеточка, обеденка, Мужички |
Затем ученики делают вывод о том, что такие изобразительно-выразительные средства нужны в былине для создания сильного, отважного, мужественного богатыря. Учитель акцентирует внимание на том, что эти художественные средства нам понадобятся при выполнении творческого задания.
Вывод по 1-й части урока
Слайд 12
УЛ: сильного, мужественного Илью Муромца мы увидели на его пути от Мурома до Киева. А теперь и вам предстоит выполнить задание. Один представитель от каждой команды выбирает задание, в которых герой былины путешествует на разных транспортных средствах (конь, автомобиль и Змей-Горыныч)
Слайд 13
УМ объясняет суть творческого задания:
1 часть задания: решить математическую задачу
2 часть задания: работа с картой пути богатыря (отметить пункты следования Ильи Муромца и подписать их)
3 часть задания: составить художественную задачу на основе математической, используя те изобразительно-выразительные средства, которые занесены в таблицу.
На выполнение творческого задания отводится примерно 15 минут. Далее учащиеся защищают составленную карту пути богатыря и читают составленную художественную задачу. Слайд 14,15,16
Две команды оценивают работу третье команды по критериям.
Слайд 17 УМ акцентирует внимание на скорости былинного коня и на его реальной скорости:
- Какое художественное средство позволило приписать былинному коню такую скорость? (гипербола)
Выводы по 2 части урока
УЛ: - Подумайте, как путь, проделанный Ильей Муромцем, его богатырский опыт и наши действия на уроке могут пригодиться на других уроках и в жизни?
8. Слайд 18
Конечные выводы по уроку учащиеся формулируют самостоятельно, опираясь на текст слайда, где пропущено слово.

УЛ: мы думаем, что опыт русских богатырей вам тоже пригодится: вы так же, как и они будете любить Россию, а если будет нужно, то и защищать ее.
Раздаточные материалы
1 группа
Математическая задача
Используя масштаб карты, отметьте точкой и подпишите:
1) место, где находился крест Леванидов, если до
встречи с Соловьём Разбойником Илья Муромец
проехал на своем коне без отдыха
57 часов со скоростью 15 вёрст/ч;
2) Город Киев, если после победы над Соловьем – Разбойником Илья Муромец проехал еще
9 часов с той же скоростью.
Масштаб карты: 1см – 30 вёрст.
Художественная задача
Используя масштаб карты, отметьте точкой и подпишите:
1) место, где находился крест Леванидов, если до
встречи с Соловьём Разбойником Илья Муромец
проехал на своем___________________ коне
держа в руках ______________________лук
со стрелами _________________________________
без отдыха 57 часов со скоростью 15 вёрст/ч;
2) Город Киев, если после победы над сил…..ой великой
(над__________________________________________)
Илья Муромец проехал еще 9 часов с
той же скоростью.
Для иллюстрации карты воспользуйтесь раздаточным
материалом - картинками
2 группа
Математическая задача
Используя масштаб карты, отметьте точкой и подпишите:
1) место, где находился крест Леванидов, если до
встречи с Соловьём Разбойником Илья Муромец
на автомобиле без отдыха 9,5 часа со скоростью 90 вёрст/ч;
2) Город Киев, если после победы над Соловьем – Разбойником Илья Муромец проехал еще
1,5 часа с той же скоростью.
Масштаб карты: 1см – 30 вёрст
Художественная задача
Используя масштаб карты, отметьте точкой и подпишите:
1) место, где находился крест Леванидов, если до
встречи с Соловьём Разбойником Илья Муромец
проехал ______________________________полем,
над которым _____________________ворон не пролётывал,
на автомобиле без отдыха 9,5 часа со
скоростью 90 вёрст /ч;
2) ____________________ Киев-град,
если после победы над сил…..ой великой
(над__________________________________________)
Илья Муромец проехал еще 1,5 часа с
той же скоростью.
Для иллюстрации карты воспользуйтесь раздаточным
материалом - картинками
3 группа
Математическая задача
Используя масштаб карты, отметьте точкой и подпишите:
1) место, где находился крест Леванидов, если до встречи с Соловьём – Разбойником Илья Муромец пролетел на Змее Горыныче без отдыха 4,75 часа со скоростью 180 вёрст/ч;
2)город Киев, если после победы над Соловьём – Разбойником Илья Муромец проехал еще 0,75 часа с той же скоростью.
Масштаб карты : 1см – 30 вёрст
Художественная задача
Используя масштаб карты, отметьте точкой и подпишите:
1) место, где находился крест Леванидов, если до
встречи с Соловьём ___________________________
_______________________________Илья Муромец,
держа в руках ______________________лук
со стрелами_________________________________ ,
пролетел на Змее Горыныче без отдыха 4,75 часа со
скоростью 180 вёрст /ч;
2) ____________________ Киев-град,
если после победы над сил…..ой великой
(над__________________________________________)
Илья Муромец проехал еще 0,75 часа с
той же скоростью.
Для иллюстрации карты воспользуйтесь раздаточным
материалом - картинками
Карта пути (склеить)
|
Критерии оценки |
|
1.Правильное решение задачи 2.Умение найти и использовать изобразительно- выразительные средства 3.Умение проиллюстрировать задачу |
МАСШТАБ КАРТЫ
1СМ– 30 ВЁРСТ критерий есть – 2 балла; критерий отсутствует – 0 баллов

|
|
|
|
|
|
1 участок |
|
|
|
|
2 участок |
|
|
|

Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.