Математика

  • docx
  • 06.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 27.docx

Торгашова Валентина Константиновна

учитель русского  языка и литературы,

Першина Лариса Васильевна

учитель математики

МБОУ Гимназия №4  г.Кстово

Нижегородская область.

 

 

 

 

Интегрированный урок  по литературе и математике

в 6 классе

 «По следам русских богатырей»

УМК:

 1.Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией В.Ф. Чертова - М.,  Просвещение,2015

2.Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М., 2015.

 

Тип урока – интегрированный (литература – математика)

Идея урока – проследив в былине путь русского богатыря, рассмотрев средства изображения былинного героя и выполнив определенные математические действия, создать «карту пути богатыря» и художественную задачу на основе математической

Задачи урока:

·        Повторить особенности былин как произведений устного народного творчества

·        Повторить содержание былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

·        Совершенствовать  вычислительные умения учащихся

·        Закрепить умение решать задачи на нахождение расстояний на карте, зная масштаб карты

·        Вспомнить художественные особенности былин

·        Развивать умения работы в группах, обобщать, анализировать, делать выводы

·        Устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи с темами курса математики, географии, и литературы

·        Воспитывать интерес к  учебным дисциплинам; формировать чувства прекрасного, чувства патриотизма.

 

Дидактический материал: тексты былин, раздаточный материал

Оборудование: доска, экран (презентация), математические инструменты (линейки, карандаши), клей

Ход урока:

1.     Оргмомент

Приветствие, проверка готовности к уроку. Учащиеся разделены на 3 группы.

Слайд 1

2.     Сообщение темы урока. Учитель сообщает тему урока, его тип. На этом этапе учитель литературы (УЛ) зачитывает отрывок из былины и задает ученикам вопросы:

Ø Отрывок из какого произведения УНТ прозвучал?

Ø  По каким признакам вы это определили?

В ответах учеников звучит мысль о том, что это былина, она читается речитативом, некоторые языковые средства тоже подтверждают это.

Целеполагание

УЛ предлагает ребятам  сформулировать предмет разговора на уроке:

Ø О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Ø Как же можно связать былину и математику?

Ученики скажут, что на уроке мы будем говорить о былинах, богатырях. А математика нужна для того, чтобы рассчитать путь богатыря, скорость, с которой он ехал на богатырском коне, время нахождения в пути и др.

Учитель математики (УМ) сообщает задачи урока:

- Действительно, пройдя по дорогам русских богатырей, мы постараемся перенести их жизненный опыт в наше время, решим математические задачи и сами составим художественную задачу на основе математической. Для этого мы воспользуемся раздаточным материалом, математическими инструментами, которые лежат на столах.

3.    (фронтальный опрос)

Слайд 2

УЛ:  Повторим особенности былин как произведений УНТ:

Ø Кто такие богатыри?

Ø Каких богатырей вы знаете?

Ø Каким музыкальным инструментом сопровождалось исполнение былин?

Слайд 3

Ø Знаете ли вы, какие подвиги совершили богатыри? Назовите их.

Слайд 4

Ø Какие места на географической карте России связаны с былинными богатырями?

Слайд 5

4.     УМ: особую роль в УНТ играет число. С числом мы связываем некоторые события. Произведения УНТ позволяют стать числам «знаменитыми».

Устная разминка: ее цель – повторить вычислительные навыки учащихся и темы, необходимые при выполнении творческого задания. Ответами на математические примеры станут числа, которые встречаются в произведениях УНТ (3, 30, 1000, 500).

В пятом задании учитель математики читает отрывок из былины и спрашивает:

За какое время планировал Илья Муромец приехать в город Киев, если утренняя служба начинается в 6 часов, а в обед – в 12 часов?

В задании шестом:

Отрезок какой длины изобразим на карте по данному  условию?                                                                   

        

 

 

 

                                                Устная разминка

 

 

5.     Слайд 6

Работа с текстом былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

УЛ задает вопросы, которые позволяют учащимся сосредоточиться на содержании былины, вспомнить ее построение (композицию):

Ø Откуда, куда и зачем направляется Илья Муромец?

Ø Какие подвиги совершает он по дороге?

Ø Можно ли победу над злыми силами под Черниговом и над Соловьем-разбойником считать богатырским подвигом? Почему?

Ø Почему Илья Муромец отказался быть воеводой в Чернигове и как его это характеризует?

Ответы учащихся сводятся к тому, что Илья Муромец выехал из Мурома в «стольный Киев-град» на службу к князю. По дороге он «потоптал злую силушку» и победил Соловья-разбойника. Герой не захотел стать воеводой, так как считает, что его задача – охранять границы Руси.

Эти вопросы подготовят ребят к выполнению математической задачи.

6.     Слайд 7

УМ: поможем другому былинному богатырю решить математическую задачу.

Задача.  Алеша Попович составлял маршрутную карту и задумался:    отрезком какой длины нужно изобразить    расстояние от Мурома до Чернигова, если на своем   коне он преодолел это расстояние со скоростью 12  вёрст/ч  за 63  часа  и  масштаб карты: 1см – 30вёрст?   

 На доске записывается условие и решение задачи. Учитель акцентирует внимание на том, что для рационального вычисления целесообразно составить дробное выражение. В процессе сократить и ответ записать в десятичных дробях.

7.     Слайд 8

УЛ: снова возвращаемся к тексту былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»:

Ø Посмотрим, каким изображен здесь Илья Муромец? Охарактеризуйте его.

Ø Какие средства художественной выразительности помогают создать такой образ?

 Слайд 9,10

Ученики отвечают, что это эпитеты, сравнения, метафоры, просторечные слова, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и др.

УЛ дает задание: найти примеры таких средств в былине и занести их в таблицу (рабочий лист в раздаточном материале).

Слайд 11

 

Изобразительно – выразительные средства

Примеры

 

Гиперболы

Он стоял заутреню во Муроме,

А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

 

 

Постоянные эпитеты

Богатырский конь, дородный добрый молодец, тугой лук, каленые стрелы

 

 

Просторечные слова и выражения

Заколодела дорожка, замуравела; злодей – разбойник; али   идти не хошь, али нести не мошь.

 

Уменьшительно – ласкательные суффиксы

Удаленький, силушка, лесушки, речушки,  плеточка, обеденка,

Мужички

 

Затем ученики делают вывод о том, что такие изобразительно-выразительные средства нужны в былине для создания сильного, отважного, мужественного богатыря. Учитель акцентирует внимание на том, что эти художественные средства нам понадобятся при выполнении творческого задания.

Вывод по 1-й части урока

Слайд 12

УЛ: сильного, мужественного Илью Муромца мы увидели на его пути от Мурома до Киева. А теперь и вам предстоит выполнить задание. Один представитель от каждой команды выбирает задание, в которых герой былины путешествует на разных транспортных средствах (конь, автомобиль и Змей-Горыныч)

Слайд 13

УМ объясняет суть творческого задания:

1 часть задания: решить математическую задачу

2 часть задания: работа с картой пути богатыря (отметить пункты следования Ильи Муромца и подписать их)

3 часть задания: составить художественную задачу на основе математической, используя те изобразительно-выразительные средства, которые занесены в таблицу.

На выполнение творческого задания отводится примерно 15 минут. Далее учащиеся защищают составленную карту пути богатыря и читают составленную  художественную задачу. Слайд 14,15,16

Две команды оценивают работу третье команды  по критериям.  

Слайд 17  УМ акцентирует внимание на скорости былинного коня и на его реальной скорости:

- Какое художественное средство позволило приписать былинному коню такую скорость? (гипербола)

Выводы по 2 части урока

УЛ: - Подумайте, как путь, проделанный Ильей Муромцем, его богатырский опыт и наши действия на уроке могут пригодиться на других уроках и в жизни?

8.     Слайд 18

Конечные выводы по уроку учащиеся формулируют самостоятельно, опираясь на  текст слайда, где пропущено слово.

 

 

УЛ: мы думаем, что опыт русских богатырей вам тоже пригодится: вы так же, как и они будете любить Россию, а если будет нужно, то и защищать ее.

 

 

Раздаточные материалы

1 группа

 

Математическая задача

Используя   масштаб  карты,  отметьте точкой и подпишите:

1)     место, где находился крест Леванидов, если до

встречи с Соловьём Разбойником  Илья Муромец

проехал на своем коне  без отдыха

57 часов со скоростью  15 вёрст/ч;

2)    Город Киев, если  после победы над Соловьем – Разбойником   Илья Муромец проехал еще 

9 часов с  той же  скоростью.

        

   Масштаб  карты:   1см – 30 вёрст.

 

 

 

Художественная  задача

Используя   масштаб  карты,  отметьте точкой и подпишите:

1)     место, где находился крест Леванидов, если до

встречи с Соловьём Разбойником  Илья Муромец

проехал на своем___________________ коне

держа в руках  ______________________лук

со стрелами _________________________________

 без отдыха 57 часов со скоростью  15 вёрст/ч;

2)    Город Киев, если  после победы над сил…..ой великой

 (над__________________________________________)

 Илья Муромец проехал еще  9 часов с

той же  скоростью.

        

   Для иллюстрации карты воспользуйтесь раздаточным

   материалом -  картинками

 

2 группа

Математическая   задача

         Используя   масштаб  карты,  отметьте точкой и подпишите:

1)  место, где находился крест Леванидов, если до

встречи с Соловьём Разбойником  Илья Муромец

на автомобиле без отдыха 9,5 часа со скоростью  90 вёрст/ч;

2)  Город Киев, если  после победы над Соловьем – Разбойником   Илья Муромец проехал еще 

1,5 часа   с  той же  скоростью.

Масштаб карты:  1см – 30 вёрст

 

                    Художественная задача

         Используя   масштаб  карты,  отметьте точкой и подпишите:

1)     место, где находился крест Леванидов, если до

встречи с Соловьём Разбойником  Илья Муромец

проехал ______________________________полем,

над которым _____________________ворон не пролётывал,

 на автомобиле без отдыха 9,5 часа со

скоростью  90 вёрст /ч;

2)    ____________________ Киев-град,

если  после победы над сил…..ой великой

 (над__________________________________________)

  Илья Муромец проехал еще  1,5 часа   с

  той же  скоростью.

 

Для иллюстрации карты воспользуйтесь раздаточным

   материалом -  картинками

 

3 группа

                       Математическая  задача

     Используя   масштаб  карты,  отметьте точкой и подпишите:

1) место, где находился крест Леванидов, если до встречи с Соловьём –  Разбойником  Илья Муромец   пролетел на Змее Горыныче без отдыха 4,75 часа со скоростью  180 вёрст/ч;

2)город Киев, если  после победы над  Соловьём –  Разбойником  Илья Муромец проехал еще                               0,75 часа с    той же  скоростью.

Масштаб карты :  1см – 30 вёрст

                       Художественная  задача

     Используя   масштаб  карты,  отметьте точкой и подпишите:

1)     место, где находился крест Леванидов, если до

встречи с Соловьём  ___________________________                        

         _______________________________Илья Муромец,

держа в руках  ______________________лук

со стрелами_________________________________ ,

пролетел на Змее Горыныче без отдыха 4,75 часа со

скоростью  180 вёрст /ч;

2)    ____________________ Киев-град,

если  после победы над сил…..ой великой

 (над__________________________________________)

Илья Муромец проехал еще  0,75 часа с

той же  скоростью.

   Для иллюстрации карты воспользуйтесь раздаточным

   материалом -  картинками

 

 

Карта  пути  (склеить)

 

 

 

 

П о    с л е д а м                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии  оценки

1.Правильное решение задачи

2.Умение найти и использовать изобразительно-

выразительные средства

3.Умение проиллюстрировать задачу

 

                                                                                                  

МАСШТАБ  КАРТЫ                                           

 1СМ– 30 ВЁРСТ                                критерий есть – 2 балла; критерий           отсутствует – 0 баллов

 

И л ь и   М у р о м ц а. 


                                                                             

 

https://i.ytimg.com/vi/ngFLklp7t5M/hqdefault.jpg

 


                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 участок

 

 

 

2 участок

 

 

 

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/17/349/17349214_12310207_11966716_4865529_25587101_1186825814_160397941.jpg