Конспект урока.
Тема: «Использование обыкновенных дробей в музыке».
Слайд 1
Сегодня мы с вами проведем необычный урок – совместный урок музыки и математики. Тему урока вы узнаете, выполнив задание на карточке.
Слайд 2
Самостоятельная работа (Группам раздаются примеры, распределяют примеры между собой. Каждый в группе получает пример, решает, далее все вместе составляют слово)
Вариант 1.
Выполните действия, ответы расположите в порядке возрастания и прочитайте слово.
1. 1(4/9) - 4/9. д 4. 2(5/6) + 1(3/4).Б
2. 17(2/3) + 5. и 5. 1(3/7) х 2(1/10). Р
3. 10 - 6(2/9). о
(Ответ: Дроби)
Вариант 2.
Выполните действия, ответы расположите в порядке убывания и прочитайте слово.
1. 13(5/8) - 1(5/8). з 4. 8(1/8) - 6(3/4). к
2. 12 + 18(3/5). м 5. 1(5/18) х 18. А
3. 4(2/5) + 3(5/6). ы 6. 4(1/2) х 5(1/3). У
(Ответ: Музыка)
Слайд 3 Краткая беседа об «Использовании обыкновенных дробей в музыке».
Тема нашего урока: «Использование обыкновенных дробей в музыке». Сегодня мы попробуем ответить на вопрос: «Какое значение имеют дроби в музыке?». Вспомните, что вы уже знаем о дробях.
Опрос
Записи какого вида называют обыкновенными дробями?
Что показывает знаменатель дроби?
Что показывает числитель дроби?
Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше, а какая больше?
Как изображаются равные дроби на координатном луче?
Приведите пример двух равных дробей с различными числителями.
Сегодня на уроке мы раскроем с вами секрет тесной связи между математикой и музыкой. И в этом нам помогут ваши знания по теме "Обыкновенные дроби".
Музыка «математична», а математика музыкальна. Нет такой области музыки, где не использовались бы числа, например, ритм делит время на единицы и устанавливает между ними числовые связи. К тому же музыка – это процесс, а математика описывает самые разнообразные процессы. В математике красота и гармония ведут за собой творчество, так же как и в музыке.
Композиторы часто признаются, что их методы немногим отличаются от математических.
Дроби широко используются в музыке для обозначения длительностей нот.
Слайд 4
Давайте вспомним длительности, которые вы знаете ( на доске писать : слева нота, справа обыкновенная дробь)

Как вы думаете, почему удобнее опираться на дроби в обозначениях длительностей нот?
(Ответ: Сразу понятно, насколько один звук должен быть короче или длиннее другого.)
Слайд 5 «Сравнение»
Задание №1 (работа в парах)
Сравним длительности. Нужно поставить соответствующие знаки <, >, =.

Переведем и запишем в тетрадь данные сравнения на языке математики.
Слайд. Музыкальный размер
Ритмичное чередование сильных (ударных) и слабых (безударных) долей в музыке образует музыкальный размер. Он обозначается цифрами в виде дроби в начале нотной строки.
Числитель дроби указывает на количество долей в такте.
Знаменатель – на длительность этих долей.
Слайд 6 «Неоконченный такт»
Задание 2.Решим музыкальную задачу.
Гном сочинял мелодию в размере 4/4. Последний такт остался незаконченным и выглядел так:
Как можно записать его на математическом языке?
Сколько четвертей не хватает в такте?

Каков будет ответ?
(Ответ: в такте не хватает двух четвертей, потому что размер мелодии 4/4, а в такте есть одна четверть и две восьмые, которые по длительности равны еще одной четверти, значит, в такте не хватает двух четвертей.)
Каков ритмический рисунок получился в такте?
(Ответ: четверть, восьмая, восьмая, четверть, четверть)

Решение задачи изобразите схематически в тетради. Запишите его на языке математики. Возможно несколько вариантов записи. Ответ учащиеся прохлопают свой вариант ( з группы)
Слайд 7 «Варианты»





![]()
![]()
![]()
![]()
Слайд 8 «Ребус»
Задание № 3.
Разгадаем ребус.

Единичный отрезок равен 8 клеток. Отметьте на координатном луче точки.
Какое слово зашифровано?
(Ответ: опера)
Что такое опера?
(Ответ: Опера – это музыкально-сценический жанр, в котором главные герои выражают свои эмоции и чувства, главным образом, с помощью пения.)
Опера состоит из увертюры, нескольких действий и финала.
Именно опере посвящена наша следующая задача.
Слайд 9
Работа на МАС. Критерии оценивания: !!!!!!!!!!!!!!!!!
ШАГ 1 (Слушают произведение композитора, который им хорошо знаком. Слушание музыки: И.С. Бах. Ария из оркестровой сюиты.)
Обратите внимание на мелодию, подумайте, какие по длительности звуки использует композитор? Какова мелодия произведения? Какие длительности, на ваш взгляд, преобладают в мелодии, почему? Что получится, если перевести данные длительности на язык математики.
Ответ- Целые или половинные, потому что медленный темп и звуки долго тянутся. Целая нота – это целое число, половинная – это дробь 1/2
Штрафстоянка: Справка – подсказка.
Шаг 2
Решить задачу по ее
краткому условию:

![]()
![]()
Увертюра - 1/6
этого времени
1 действие – 1/3 всего времени
2 действие – 1/2 от
Композитор сочинял оперу 12 месяцев. Увертюру он сочинял 1/6 этого времени, 1 действие – 1/3 всего времени, 2 действие – 1/2 от затраченного времени на сочинение увертюры и 1 действия. Сколько времени композитор затратил на сочинение финала?
Ответ: 1) 12 : 6 * 1= 2(м.) - сочинял увертюру
2) 12 : 3 * 1=4(м.) – сочинял 1 действие
3) 2 + 4 = 6 (м.) – сочинял увертюру и 1 действие
4) 6 : 2 * 1 =3(м.) – сочинял 2 действие
5) 6 + 3 = 9 (м.) - сочинял увертюру, 1 действие и 2 действие
6) 12- 9 = 3 ( м.)
Ответ: 3 месяца композитор сочинял финал.
Штрафстоянка: Справка – подсказка.( информация : что такое увертюра, действие, финал + решение)
ОПЕРА (итал. opera, букв. - сочинение), музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Увертюра - инструментальная оркестровая пьеса, служащая вступлением к музыкальным (и не только) произведениям. Увертюра может открывать оперу, балет, хоровые выступления, кинофильм, драматическую театральную постановку, инструментальные композиции и др. Термин "увертюра" происходит от французского ouverture, означающего открытие, начало, вступление. Также увертюра означает самостоятельное инструментальное концертное произведение.
Шаг3
В постановке оперы принимали участие кордебалет, оркестр и солисты – всего 90 человек. 1/3 от общего числа составляли танцоры кордебалета, 1/2 - музыканты оркестра. Сколько солистов участвовало в постановке оперы?
Ответ : 15 солистов участвовало в постановке оперы.
Штрафстоянка: Справка – подсказка.( информация о кордебалете, оркестре и солистах + решение) КОРДЕБАЛЕТ (франц. corps de ballet), ансамбль танцовщиц и танцовщиков, исполняющих в балете, опере, оперетте и др. массовые танцы, народные сцены.
Шаг 4
В записи решений найдите ошибку и выполните действия правильно.
1. 10 — 5/9 = 10(9/9) — 5/9 = 10(4/9).
2. 3(2/3) + 5(7/10) = 8(9/13).
3. 4(2/3) х 1(2/7) = (15 х 9 )/(3 х 7) = (15 х 3 )/(1 х 7)=45/7=6(3/7).
4. 4/5 : 4/7 = (4 х 4)/(5 х 7) = 16/35.
5. 6(2/3) + 4(1/3) = 10(3/3) = 10.
Ответ: 1. 9( 4/9); 2. 9 (11/30); 3. 6; 4. 1(2/5); 5. 11
Штрафстоянка: Справка – подсказка.( информация: правила сложения, вычитания, умножения и деления? смешанных чисел)
Вспомни правило ... умножения обыкновенных дробей:
Для выполнения умножения смешанных чисел, надо записать их в виде неправильных дробей, а затем воспользоваться правилом умножения простых дробей.
Задание 4
Раскраска.
Доп.вопрос: Какие музыкальные инструменты изображены на рисунке?
Доп. Задание на карточке:
Реши уравнение

Итог урока:
Лев Николаевич Толстой писал, что «Человек есть дробь… Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – своё мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к своему совершенству». Сегодня на уроке мы тоже приближались к совершенству, но к математическому, и закрепляли знания и умения по теме « Обыкновенные дроби» и « музыка». Без математики вместо музыкального произведения был бы набор звуков.
Слайд 10
Рефлексия:
На листочках рисуют свою руку. Пишут ответ. Далее обсуждение высказываний. Кто хочет поделиться ?
«М» (мизинец) – мысли, знания, информация.
- Что нового я сегодня узнал?
- Какие знания приобрёл?
«Б» (безымянный) – близость к цели.
- Что я сегодня сделал и чего достиг?
«С» (средний) – состояние духа.
- Каким было моё настроение, расположение духа?
- Что было связано с положительными эмоциями?
«У» (указательный) –услуга, помощь, сотрудничество.
- Чем я сегодня помог другим?
- Улучшились ли мои взаимоотношения с окружающими?
«Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние.
- Что я сегодня сделал для моего здоровья?
Слайд 11
Д/з
Найдите, как еще "дружит" математика с музыкой, используя информацию дополнительной литературы и сети Интернет. Спасибо, ребята, за работу на уроке.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.