Математика

  • docx
  • 06.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 31.docx

 

Технологическая карта интегрированного урока географии и математики

Тип урока Систематизация и обобщение знаний и умений

Роль математики в изучении атмосферы.

Цель Выявить взаимодействия разных областей человеческих знаний (математики и географии), как средство формирования целостной картины мира.

Формы работы

Фронтальная  Работа в группах   Индивидуальная

 

1.Постановка цели и задач урока.

1.Учитель географии: Ребята, а вы любите загадки? Начнем наш урок с загадки:

Есть ли, дети, одеяло,

чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватало,

Да притом не видно было?

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?!

- Знакомо ли вам это понятие «атмосфера»?

- А почему сегодня мы проводим урок совместно с учителем математики?

Учитель математики:

-Как вы думаете, какие  математические знания  используют при изучении атмосферы?

 - (Надо уметь строить диаграммы и графики, выполнять действия с рациональными числами, уметь находить среднее арифметическое.)

Сформулируем тему урока:( высказывания детей)

Как вы думаете чем будем заниматься на уроке?

         Запишем тему урока:  Роль математики в изучении атмосферы.

2. Актуализация знаний 

 Устный счет

Учитель географии: Давайте вспомним состав атмосферы: (на доске появляются  проценты) Соотнесите проценты с  составом атмосферы

Отвечают: -  Азот, кислород, углекислый газ и другие газы; 78%, 21%, 1%.

Учитель математики:

Что поможет нам наглядно увидеть состав атмосферы?(диаграмма)

Задача: Постройте круговую  диаграмму состава атмосферы.

Проверка в презентации.

 Учитель географии: Атмосфера имеет ряд характеристик, которые мы повторим в ходе урока

Учитель математики:

Первую характеристику мы назовем, выполнив действия с положительными и отрицательными числами . Отрицательные числа-это новые для нас числа и как появились они нам расскажет:……Грянченко и Низовкина…………..     

ИЗ ИСТОРИИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

Все началось в Китае, примерно во II веке до н.э.   Там стали применять отрицательные числа и считали их «долгами», при этом  положительные  числа  называли «имуществом». Отрицательные числа записывали черным цветом, а положительные красным.  
Далее, в V-VI веках отрицательные числа стали использоваться  широко в Китае и Индии..

А  в Древнем Египте, отрицательные числа не использовали вовсе. А если при вычислении получалось отрицательное число, считалось, что решения нет.

Так и в Европе отрицательные числа не признавали очень долго. Их считали «мнимыми» и «абсурдными». Никаких действий с ними не совершали, а просто отбрасывали, если ответ получался отрицательным.

Позже, в 1544 году Михаил Штифель в книге «Полная арифметика» впервые ввел понятие отрицательных чисел и подробно описал действия с ними. «Нуль находится между абсурдными и истинными числами».

А  математик Рене Декарт предложил откладывать отрицательные числа на цифровой оси слева от нуля.

 

В 1831 году Гаусс назвал отрицательные числа абсолютно равнозначными с положительными. А в XIX веке Уильман Гамильтон и Герман Грассман создали полную законченную теорию отрицательных чисел. С этого времени отрицательные числа обрели свои права и сейчас уже никто не сомневается в их реальности. 

А теперь вспомним правила вычисления и угадаем слово
1) 7-8=                                                      7) -9+10,2=

2) -4,6+6,1=                                              8) -0,3-0,7=

3) 26-(-5)=                                                     9) -0,5+0,5=

4) 0,2-0,5=                                                   10) 5+(-7)=

5) -6,3+7,8=                                                 11) -30+31,2=

6) -5-(-3)=

------------------------------------------------------

Т(-1);   Ц(-2,1);   Е(1,5);   К(5);  М(31);  О(4,7);  П(-0,3);  Н(-7,6);  А(1,2);   В(9,1); У(0);  С(-0,8);  Р(-2)

                    ТЕМПЕРАТУРА

Учитель географии: Температура – одно из свойств воздуха атмосферы.

Как нагревается воздух?

Установите правильную последовательность:

1.     Солнце

2.     Нагрев воздуха

3.     Нагревание земной поверхности

Как изменяется температура с высотой? (  На каждый километр подъема температура понижается на 6 С0 )

От каких показателей  зависит температура воздуха? ( От времени суток, от широты места, от высоты места)

Учитель географии:  - Мы с вами знакомы с понятием  амплитуда (разница между самой высокой и самой низкой температурой за определенный период)

Учитель математики Чтобы разобраться в     правилах  нахождения амплитуды мы обращаемся к математике.

Правило нахождения амплитуды. Как вычислить амплитуду?(ответы детей)

 Решите задачу: максимальная температура воздуха за сутки  была +3°С, а минимальная  -6°С. Чему равна амплитуда колебания температуры (А°)?

На доске:  Ас = 3 – ( - 6) = 9°С

Учитель географии: Как меняется температура воздуха в течении суток?

- В какие часы наблюдается самая высокая температура воздуха? Самая низкая? В чем причина такой закономерности?

(Утром холодно. В полдень земная поверхность, а от нее и воздух нагревается сильнее. В 14,15 часов (через 2-3 часа после полудня) температура самая высокая. К вечеру становится прохладнее, так как земная поверхность постепенно охлаждается. Перед восходом Солнца температура самая низкая (холодная).

Солнце встает на востоке, поднимается все выше и выше, а затем начинает опускаться. Пока не зайдет за горизонт до следующего утра. Суточное вращение Земли приводит к тому, что угол падения солнечных лучей на поверхность меняется. А значит, меняется и нагрев этой поверхности. В свою очередь и воздух, который нагревается от поверхности Земли, получает в течение дня разное количество тепла. А ночью не получает его вовсе. Вот в чем причина суточной изменчивости.))

 

 

Учитель математики:

А как можно определить среднесуточную температуру?

Определите среднесуточную температуру воздуха по следующим данным:

10ч

14ч

22ч

-8С

-7С

+1С

-4С

 

Учитель географии   Каждое утро любой человек интересуется погодой. В лучшем случае мы смотрим на градусник,  просто выглядываем в окно, или слушаем прогноз по ТВ.  Люди каких профессий наблюдают за погодой, температурой воздуха?(…………)

Большинство людей не знают, чем синоптик отличается от метеоролога. Нас познакомят с этими профессиями Черниченко и Фролова

Метеоролог – это специалист, который занимается исследованиями погодных явлений. Он наблюдает  за теми изменениями, которые происходят в атмосфере, используя  различные технические приборы, а также получают дополнительные сведения от космических спутников. Метеоролог – это тот, кто на основе имеющихся данных составляет погодные предсказания на различные промежутки времени, а также рассчитывает время наступления стихийных бедствий.

 

Синоптик — человек, который занимается составлением прогноза погоды на ближайший срок. Он  на основании обработки результатов метеорологических наблюдений составляет синоптические карты, делает выводы и выдает краткосрочные и долгосрочные прогнозы погоды.   Чем более близкий период рассматривается, тем прогноз бывает, как правило, более точным.

 

Учитель географии: Предлагаю, отгадав загадку назвать следующую характеристику атмосферы:

Меряет его прибор,

Родственник термометра.

Людям служит с давних пор

Стрелочка барометра.

Если низкое оно,

То стучится дождь в окно.

Если вверх оно идет,

То дождя никто не ждет.(………..)

 

- А что такое атмосферное давление?

- Как изменяется атмосферное давление с высотой?

(На каждые 10 м подъема уменьшается на 1мм р.ст.)

 

Учитель математики   Определите  давление атмосферы на этой высоте, если у поверхности Земли (абсолютная высота 0 м)

 

Высота, м

                                                 Давление, мм

 

0

750

1500

2000

 

 

 

Учитель географии                  …..ветер

 

 

 

 

Как вы считаете,  необходимо ли  вести систематическое наблюдение за погодой Люди каких профессий должны получать данные о изменении погоды и температуры воздуха? (Использовать данные для работников сельского хозяйства, строителей, лётчиков, водителей, моряков, геологов. Предсказывать изменения климата).

 

Как вы заметили, это  очень трудоёмкая работа наблюдать, сравнивать  и подсчитывать температуру.

Ребята как вы думаете, смогли ли вы выполнить все задания без знания математики?

Итог урока:

Учитель: 1- На сегодняшнем уроке, что вы узнали нового, полезного?

2  Что понравилось на уроке?

1 Как математика помогала  на уроке географии?

2 Доказали ли мы, что при изучении географии, необходимы математические знания .

2 урок

Девиз нашего урока: «Вместе возьмемся, всего добьемся.  Ошибок не пугайся, с ошибками справляйся.»

 

 Урок  Применения знаний и умений в новой ситуации

Учитель географии: Мы разобрали самые важные свойства атмосферы, которые используются при характеристике климата .  Вспомнили все действия с положительными и отрицательными числами.  На этом  уроке проведем игру, где вы сможете применить свои знания на практике.

Разделить на 3 команды.  Придумать название ,связанное с темой урока.

Даются задания, за каждое правильно выполненное задание 1 балл.

Конкурсы:1 «Флинт и Боцман»

Однажды капитан Флинт и боцман Билли Бонс решили спрятать на острове Скелета клад. Отправились сразу после обеда. Шли долго подгоняемые свежим морским ветром. Когда стемнело, остановились на ночлег. Проснувшись на рассвете, собрались идти дальше. Куда идти боцман? Видите ли капитан, я компас забыл на корабле, но я помню, что вчера ветер нам дул в спину. Значит и идти нам нужно так, чтобы он нам продолжал дуть в спину. Так они и пошли. Шли они долго и неожиданно вышли к берегу моря. К тому самому месту, от которого отправились в глубь острова.  «Боцман, черт возьми, мы шли, шли и опять пришли на тоже место?»  «Ничего не понимаю, ветер все время дул в спину». Что случилось с пиратами? Почему , все время двигаясь по ветру, они вернулись на то же место, с которого начали путь?

 

 

2.Составьте соответствие. Соедините стрелками.

.1 в полдень (12 часов)…

А. самая высокая t воздуха

2. в 14,15 часов (через 2-3 часа после полудня)…

Б. самая низкая t воздуха

3. перед восходом Солнца (4 часа) …

Г. нагревается земная поверхность

 

3.Вычислите амплитуду по следующим данным.                                                

T max

T min

 

-10

-15

 

 

4.     Реши задачу.

 

Б)Рассчитайте, какова температура воздуха за бортом самолёта, летящего на высоте 5 км, если у земной поверхности она равна 18°С.

5.  Найдите среднюю температуру воздуха

2часа

8 часов

14 часов

20 часов

-19

-18

-14

-17

 

 

6.     « Вспомни и допиши »

1.Числа со знаком минус называются… (отрицательные)

2.Самый нижний слой атмосферы……..          (Тропосфера)

3. Два числа ,отличающиеся друг от друга только знаком, называются…… (Противоположные)

4.Числа со знаком плюс называются ……………(Положительные)

5.Прибор для измерения температуры воздуха………………(Термометр)

6.Разница между максимальной и минимальной температурой………. (Амплитуда)

7.Число,не являющееся ни положительным, ни отрицательным. ………..(Нуль)

8.Человек, который разрабатывает прогнозы погоды………….. (Метеоролог)

 

7.Отгадай прибор.

Раздать картинки с изображениями приборов, надписать название и что измерять с его помощью.

Элемент измерения

Прибор измерения

1. атмосферное давление

А. линейка

. угол

Б. компас

температура

В. термометр

направление ветра

. барометр

длина

. флюгер

7. азимут

транспортир

 

Итог:    Выполнили  ли мы цель нашего урока? Докажите, что математические знания вам помогали в выполнении заданий.

Рефлексия

  Продолжи предложение

Я узнал…

Какая работа на уроке вам доставила радость….

С какими трудностями вы встретились…..

Мне может пригодится….

Выполнили мы цель нашего урока?

 

                               

 


 

Скачано с www.znanio.ru