Урок- исследование
по теме
« Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»
Цели:
1. Образовательная: Вывести формулы квадратов суммы и разности двух чисел. Сформировать умение практически их применять.
2. Развивающая: развитие математического мышления, творческо-поисковой деятельности учащихся, математической речи, память, интерес к математике, умение рассуждать.
3. Воспитательная: воспитание познавательной деятельности учащихся, активности, внимательности, самостоятельности.
(6 слайд )
Оборудование: Урок проводится с использованием компьютерной техники, геометрических фигур, карточки с заданиями для контроля, кубика с заданиями.
План урока.
1. Орг момент.(Рефлексия)
2. Мотивационно - ориентировочный этап.
3. Актуализация опорных знаний. Групповая работа.
4. Сравнительный анализ и вывод формулы.(работа в группах)
5. Геометрический смысл.
6. Физкультминутка
7. Закрепление.
8. Задание на дом. (разноуровневое)
9. Итог урока. Выставление отметок.
Ход урока .
1.
Здравствуйте ребята. Садитесь.
Рефлексия (1 слайд)
2. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, поэтому и начнем мы его не обычно.
Эпиграф нашего урока
Китайская мудрость гласит,
«Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю, (2 слайд)
я делаю – я понимаю»
сегодня мы попробуем следовать ее указаниям.
Прочитайте следующие выражения.
Прочитайте выражения.
а) х + у в) р – у д) (а –b)2 (3 слайд)
б) с2 + р2 г) с2 – х2 е) (к + 1)2
А что значит вот это выражение в квадрате ?
-значит, оно умножается на себя два раза.
Как бы вы стали упрощать данное выражение?
-Умножать многочлен на многочлен.
Введение.
Ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные. Первые общие утверждения о тождественных преобразованиях встречаются у древнегреческих математиков, начиная с шестого века до н.э. Среди математиков Древней Греции было принято выражать все алгебраические утверждения в геометрической форме. Вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, произведение двух чисел истолковывали как площадь прямоугольника. Отказ от геометрической трактовки наметился у Диофанта Александрийского, жившего в 3 веке. В его работах появляются зачатки буквенной символики и специальных обозначений. Формулы квадрата суммы и разности двух выражений знали еще в Древнем Вавилоне, а древнегреческие математики знали ее геометрическое истолкование.
Так появились формулы сокращённого умножения. Их несколько. Сегодня вам предстоит сыграть роль исследователей и «открыть» две из этих формул.
(4 слайд)
Итак, тема нашего урока - «Квадрат суммы и разности двух выражений».
- А как вы думаете для чего нужны формулы?
Правильно они упрощают вычисления.
Еще с помощью формул которые вы выведете можно возводить большие числа в квадрат и довольно быстро.
Но чтобы их открыть нам необходимо, вспомнить, что мы знаем и умеем.
3. Актуализация опорных знаний.
(5 слайд)
Устные упражнения.
1. Найдите квадраты выражений.
b ; - 3 ; 6а ; 7х2 у3. 13а как найти квадрат 13? Правильно в таблице квадратов
2. Найдите произведение 5 b и 3 с.
3. Чему равно удвоенное произведение этих выражений?
4. Как найти площадь квадрата со стороной а? Площадь прямоугольника со сторонами а и в?
5. Представьте в виде квадрата
36; 49; 25с2; х2у2; с4х6; 9у4
6. Перемножьте данные многочлены.
( 4 – а) · (3 + а).
7. Как умножить многочлен на многочлен?
(7,8,9 слайд)
4. Новый материал.
(10 слайд)
Исследовательская работа.
Для исследовательской работы учащиеся объединяются в группы. В них входят ребята с разной математической подготовкой. Каждой группе предлагается заполнить на доске три строки таблицы, перемножив пары двучленов, приведённых в этой строке. После того как ребята справились с заданиями, один из них выходит к доске и записывает в правом столбце таблицы полученный ответ. Средняя часть таблицы закрыта.
Задание: Найти произведение данных многочленов
|
1 |
2 |
3 |
|
(а+ b)(а+ b) |
(а +b)2 |
= а 2 + 2 аb + b2 |
|
(с + d )(d +c) |
(c + d)2 |
= c2 + 2 cd + d2 |
|
(х+у)(х+у) |
(x +y)2 |
= x2 + 2 xy + y2 |
|
(a- в)(a -в) |
(а - в) 2 |
= а 2 – 2 аb + b2 |
|
(c - d) (c -d) |
(c -d)2 |
= c2 - 2 cd + d2 |
|
(x – y) (x – y) |
(x – y)2 |
= x2 – 2 xy + y2 |
Вопросы: 1) Есть ли нечто общее в условиях и ответах?
2) Можно ли выражения в I cтолбце записать короче?
Получив ответы, учитель открывает II столбец.
( Открыть II столбец)
- Вы уже приступили к исследованию темы урока, поскольку находили произведение двух одинаковых двучленов (1 столбец таблицы), т.е. возводили в квадрат сумму и разность двух выражений (2 столбец таблицы).
Обсуждение полученных результатов
(10 слайд)
Анализ III столбца:
1) После приведения подобных членов подсчитайте, сколько получилось членов в каждом многочлене? (ответ: трёхчлен)
2) Что представляет собой 1й, 2й и 3й члены по сравнению с 1-м и 2-м выражениями, стоящими в основании соответствующей степени?
1-й член – квадрат первого выражения.
2-й член – удвоенное произведение первого и второго выражений.
3-й член – квадрат второго выражения.
Итог. (10 слайд)
Учащиеся записывают общую формулу квадрата суммы двух чисел и дают словесное описание.
(а + b)2 = а 2 + 2аb + b2 - формула сокращённого умножения.
(подчёркивается, что эта формула в дальнейшем будет применяться для возведения в квадрат суммы двух выражений).
Исследование начинается с вопросов:
1) Изменяется ли результат, если возвести в квадрат не (а + b)2, а (а – b)2?
2) Как можно проверить наше предположение?
Учащиеся (проверка происходит в группах) проверяют результат и выясняют, что « - » стоит только перед удвоенным произведением.
(а – b)2 = а 2 – 2аb + b2
(11,12 слайд)
5. Геометрическая интерпретация
Геометрическое истолкование. Используя геометрические фигуры выполняют учащиеся под руководством учителя.
Используемые геометрические фигуры: квадрат со стороной в, квадрат со стороной а, два прямоугольника со сторонами а и в.
Геометрическое истолкование формулы (а+в) 2= а 2 + 2аb + b2
объясните геометрический смысл выражения (а+в)2
Ответ: площадь квадрата со стороной а+в. Смоделируем данный квадрат.
Чему равна площадь данного квадрата?
Ответ: Сумме площадей квадрата со стороной а, двух площадей прямоугольника со сторонами а и в и площади квадрата со стороной в.
Задание: Сформулируйте эти две формулы, а затем прочитайте по учебнику на стр. 152 – 153.
(13 слайд)
6. Физкультминутка
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо)
И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки. ( встряхнули кистями рук)
7. Закрепление нового материала
Работа с учебником:
№ 799 а),б),д),ж),и)
№ 803 а),б),д)-з)
№ 805 (с коментарием учителя)
Групповая работа. Каждая группа работает самостоятельно, получив тестовое задание.
Выбрать правильный ответ.
|
Задания |
А |
Б |
В |
|
1) (с + 11)2 |
c2 + 11c +121 |
c2 - 22c + 121 |
c2 +22c + 121 |
|
1) ( 9 - у )2 |
81 - 9у + y2 |
81 - 18у + y2 |
81 + 18у +y2 |
|
2) ( а+12 )2 |
а2 + 24а + 144 |
а2 + 24а + 24 |
а2+12а + 144 |
|
4) (2x – 3y)2 |
4x2 -12xy + 9y2 |
81 – 72y + 64y2 |
4x2 – 6xy + 9y2 |
(14 слайд)
Результаты работы с тестами учащиеся записывают на доске.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
В
|
Б
|
А
|
А |
(15 слайд)
Если остается время кубик –зкзаменатор с заданиями
Игра «Кубик – экзаменатор».
На каждой грани, записан квадрат суммы или разности двух выражений. Вызванный по желанию ученик, подбрасывает кубик и комментирует выпавшую ему на верхней грани часть формулы, называет многочлен, в который можно преобразовать данный квадрат двучлена.
|
|
(4zy – 3р)2
|
|
|
|
|
|
(b – 3)2 |
(g + 5c)2
|
(4c2- 5t)2
|
(1/2x + 1)2 |
||
|
|
(7c + 5p)2
|
|
|
|
|
8.Итог урока:
-Молодцы! Как вы считаете вы справились с исследовательской деятельностью?
- Кто может сказать какие формулы вы сегодня вывели? Какой материал нужно повторить?
- Как звучат правила в словесном описании?
- Все ли было понятно?В чем были затруднения?
Оценки за урок.
(16 слайд)
9. Давайте запишем домашнее задание. (17 слайд)
Рефлексия. (18 слайд)
![]() |
![]() |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.