Математика и космос

  • Документация
  • docx
  • 10.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Любой прогресс невозможен без математики. Сегодня покажем на уроке какова роль математики для полета в космос.
Иконка файла материала Урок 08.02.docx

Любой прогресс невозможен без математики. Сегодня  покажем на уроке какова роль математики для полета в космос.

В астрономии математика помогла сделать многие открытия. Новые алгоритмы, разработанные математиками, переходили на службу астрономам.

         Законы движения планет Солнечной системы основаны на математических законах Иоганна Кеплера – великого немецкого ученого начала XVII века.      

                   В наши дни с помощью математики предсказываются многие астрономические явления. Например, математическими методами рассчитали, что в 1982 году состоится 4 солнечных затмения, а 16 октября 2126 года в Москве произойдёт полное солнечное затмение.

Изучение перспектив космических исследований показывает, что уже в ближайшие десятилетия станут реальными космические путешествия человека на другие планеты.

Об этом и многом другом мы поговорим сегодня на уроке, но для начала надо вспомнить азы тригонометрии которое позволить ответить на многие вопросы сегодня и в будущем.

Задач перед нами много и сегодня вы сможете попробовать себя в роли математика художника ,математика экономиста,  математика астронавта 

Устно:

Какому выражению соответствует значение ?

А)            В)

Выбрать верное равенство:

А)       Б)     В)

Какой из углов является углом 2 четверти?

А)       Б) -145

 В каких четвертях  имеют разные знаки?

А) 2 и 4  Б) 1 и 3  В) 1 и 4

 Каким выражением можно заменить   +?

А)         Б)         В)

Определите знак  выражения   

Вычислить

Назовите угол α из промежутка [0; π/2], для которого sinα = ½

Используя основные формулы тригонометрии, упростите выражение:

1.     (sin a – 1) (sin a + 1)                                            

2.     sin2 a – 1 +  cos2 a                                               

3.     sin2 a + tg a ctg a +  cos2 a   

4.                         

 

 

 

 

Продолжим решать тригонометрические уравнения, применяя нужный метод.

Задание №1.

Решить уравнение  sin2 х + 5 sin х - 6 =0.

 

Задание №2

Решите уравнение  2sinx cos5xcos5x = 0;

 

Задание №3

Решите  уравнение 2 sin2 х  - 3 sinх  cos х - 5 cos2х =0

Учащиеся решают уравнение

2 sin2 х  - 3 sinх  cos х - 5 cos2х =0

2 sin2 х  - 3 sinх  cos х - 5 cos2х =0  | : cos2х ≠ 0

2 tg 2x - 3 tg x - 5 = 0

замена    tg x = t

2 t2 – 3 t – 5 =0

t= -1;  t2  = 2,5

Выполняем обратную замену и решаем уравнения

1) tg х = -1

х = -π/2 + πk , k   Z.

2) tg х = 2,5

х = arctg 2,5+ πnn  Z.

Ответ: -π/2 + πk , arctg 2,5+ πnn, k   Z.

Задание №4.

Решить  уравнение  sin xcos x = 1

Учащиеся решают уравнение

sin xcos x = 1  │ :2

Ответ:

 

Сегодня в день науки очень важно говорить об открытиях и  ученных . Мы готовились к этому дню и  провели   некоторые исследования в группах, котрые сейчас   дети   представят .

 

3. Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой результатов работы

Учитель:  А теперь  выберите два уравнения и самостоятельно решите их.

*Работа выполняется под копирку. Оригинальный вариант сдается учителю для проверки и выставления отметки, а второй - остается у учащихся для самопроверки.

На экране проецируется задание.

На оценку

1 вариант

2 вариант

«3»

 

«4»

 

«5»

 

3 sin x+ 5 cos x = 0

5 sin2 х  - 3 sinх  cos х - 2 cos2х =0 

3 cos2х + 2 sin х cos х =0

5 sin2 х  + 2 sinх  cos х - cos2х =1

2 sin x -  5 cos x = 3

1- 4 sin 2x + 6 cos2х  = 0

2 cos x+ 3 sin x = 0

6 sin2 х  - 5 sinх  cos х + cos2х =0 

2 sin2 x – sin x  cosx =0

4 sin2 х  -  2sinх  cos х - 4 cos2х =1

2 sin x - 3 cos x = 4

2 sin2 х  -  2sin 2х  +1 =0

Учитель:   Ребята, проверьте свое решение с  ответами и поставьте оценку.

*Ответы записываются на доске с обратной стороны, пока учащиеся работают. После того, как собраны работы, проводится самопроверка, и учащиеся выставляют себе предварительную оценку.

 

1 вариант

2 вариант

«3»

 

 

«4»

 

 

«5»

 

- arctg 5/3+ πkk   Z.

π/4 + πk;   - arctg 0,4 + πn,   k, n   Z.

 

π/2 + πk;   - arctg 1,5 + πn,   k, n   Z.

π/4 + πk;   - arctg 0,5 + πn,   k, n  Z.

 

 arctg ( - 1 ± √5) + πk,   k   Z.

π/4 + πk;    arctg 7 + πn,   k, n   Z.

- arctg 2/3+ πk,  k   Z.

arctg 1/3+ πk;    arctg 0,5 + πn,   k, n   Z.

 

πk;    arctg 0,5 + πn,   k, n   Z.

-π/4 + πk;   - arctg 5/3 + πn,   k, n   Z.

 

arctg ( 2 ± √11) + πk,   k   Z.

π/4 + πk;    arctg 1/3 + πn,   k, n   Z.

 

 

 

*Дифференцированное домашнее задание. Задание выводится на экран, в электронном журнале загружается файлом

 

Решите уравнения

Оценка «3»:

1.    

2.  

3.  

Оценка «4»:

4.  

5.  

Оценка «5»:

6.    

7.      Найдите наибольший отрицательный корень уравнения

 

 

Учитель: Подведем итоги урока. Сегодня на уроке мы вспомнили числовые значения тригонометрических функций, вспомнили формулы решения простейших тригонометрических уравнений, рассмотрели общие подходы решения тригонометрических уравнений, закрепили навыки и проверили умения решать тригонометрические уравнения, познакомились со способом отбора корней при решении тригонометрических уравнений.

Я уверена, что у вас сложилось более полное представление о тригонометрических уравнениях и разнообразии способов их решения, и с решением тригонометрических уравнений большинство из вас справится.

- Что нового узнали на уроке?

- Испытывали ли вы затруднения при выполнении самостоятельной работы?

- Испытывали ли вы затруднения при выборе самостоятельной работы?

- Какие проблемы у вас возникли по окончании урока?

Учитель: Спасибо вам за насыщенную работу на уроке. Я благодарю всех, кто принял активное участие в работе. Урок окончен. До свидания!

 


 

Посмотрите также