+Математика и развитие сенсорного восприятия (двигательного и тактильного)4
Оценка 4.6

+Математика и развитие сенсорного восприятия (двигательного и тактильного)4

Оценка 4.6
docx
23.08.2021
+Математика и развитие сенсорного восприятия (двигательного и тактильного)4
+Математика и развитие сенсорного восприятия (двигательного и тактильного)4.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ «Камчатская

школа-интернат  для                                                                                                                                      обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»                                                                            

 

Протокол №___от ____2019 г.

Председатель_______________

Н.С. Терентьева

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская 

школа-интернат  для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2019г.      

«Утверждаю»

Директор КГОБУ «Камчатская  школа-интернат  для обучающихся                                                                                                                                      ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                  ___________Логачева О.Д.

 «____»________2019г.

 

Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью  по математике и развитие сенсорного восприятия дошкольной группы 

«Звездочки»

(четвертого года обучения)

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель-дефектолог  Коломиец В.В.

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский

2019г.

 

Пояснительная записка

Программа по математике и развитию сенсорного восприятия составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного  отделения  КГОБУ  «Камчатская школа-интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья».

Ребенка с первых дней жизни окружает множество предметов, людей, однородно повторяющихся звуков и движений. Познание ребенком  количественной стороны действительности помогает ему более полно и точно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем. Умения сравнивать группы предметов по количеству, считать, выполнять элементарные арифметические действия необходимы ребенку уже в дошкольном возрасте при организации различных видов деятельности (игровой, изобразительной, элементарной трудовой) и являются немаловажным фактором социальной приспособленности. Математическое развитие ребенка в дошкольном возрасте идет в единстве с процессом развития восприятия.

 Цель: продолжать формировать простейшие измерительные навыки.

Задачи:

-                     Формировать математические представления во взаимодействии с другими видами деятельности (изобразительной, конструктивной и игровой).

-                     Создавать условия для использования детьми полученных на занятиях математических знаний и умений в самостоятельной игровой и практической деятельности.

-                     Продолжать развивать познавательные способности детей: умение анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, устанавливать закономерности, связи и отношения, планировать предстоящие действия.

-                     Расширять и углублять математические представления детей. Учить пользоваться условными символами (цифрами) при решении арифметических задач, выполнении арифметических действий.

-                     Учить самостоятельно составлять арифметические задачи.

-                     Знакомить с цифрами в пределах пяти.

-                     Учить устному счету до десяти в прямом порядке и от семи в обратном порядке.

-                     Способствовать осмыслению воспитанниками последовательности чисел и места каждого из них в числовом ряду.

-                     Учить счету от заданного числа в пределах десяти. Продолжать формировать измерительные навыки, знакомить детей с использованием составных мерок

Организация работы по программе.

На коррекционные индивидуальные занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные занятия. На занятия отводится  20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком  проводятся  не менее 2-х раз в неделю. 

Структура коррекционного занятия.

Каждое занятие дефектолога включает  3 структурные части:

         - Вводная часть (организационный момент)  -  установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.

         - Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого  и ребенка.

         - Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.

 

 

Специальные методы и приемы работы.

Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.

   По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.

      Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:

·                     Проигрывание действий педагогом на глазах у детей

·                     Совместное проигрывание действий педагогом и детьми

·                     Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом

·                     Выполнение действий ребенком по словесной  инструкции

·                     Самостоятельное выполнение детьми игровых действий

·                     Сопровождение ребенком речью выполняемых действий

Формы контроля: тестовые задания практического характера.

 

Основное содержание работ.

-                     Повторять материал предыдущего года обучения (счет и различные операции с множествами в пределах пяти)

-                     Учить пересчитывать предметы и изображения предметов на картинках в пределах шести при одинаковом и разном количеством пальцев

-                     Упражнять в сравнении по количеству двух групп предметов, находящихся на расстоянии, изображенных на картинках картинок как способы проверки

-                     Упражнять в преобразовании множеств

-                     Отсчитывать заданное количество предметов из множества в пределах шести

-                     Продолжать учить определять отношения между смежными числами, осуществлять счет в обратном порядке и

-                     Продолжать формировать представления о сохранении количества: определенное количество предметов не меняется зависит от их размера

-                     Упражнять детей в сравнении непрерывных множеств, используя практические способы сравнения; в преобразовании

-                     Продолжать учить детей измерять протяженные, жидкие и сыпучие тела, пользуясь условной меркой

-                     Учить осуществлять преобразование непрерывных множеств, используя счет

-                     Знакомить с порядковым счетом в пределах шести, учить понимать вопрос какой по счету? и отвечать на него

-                     Учить выполнять арифметические действия на наглядном материале в пределах шести

-                     Учить решать арифметические задачи на нахождение суммы и остатка в пределах шести

-                     Знакомить с местом числа

-                     Учить детей отвечать на вопросы: «Какое число идет за числом 2? за числом 3?», «Назови соседей числа 4», «Найди между смежными числами (2 больше 1, 3 больше 2 и т. д.), используя наглядное моделирование числового ряда

-                     Закреплять умения измерять, отмерять, сравнивать и преобразовывать непрерывные множества, используя условную

-                     Знакомить с использованием составных мерок (для измерения протяженных величин можно использовать, например красные и голубые промежутки длиной по 10 см)

-                     Учить пересчитывать предметы в пределах семи, называя итоговое число

-                     Учить отсчитывать предметы в пределах семи

-                     Учить детей осуществлять счет в обратном порядке и от заданного до заданного числа в пределах семи

-                     Учить детей устному счету в пределах десяти

-                     Учить детей соотносить количество реальных предметов с условными символами и значками в пределах шести

-                     Продолжать учить определять отношения между смежными числами, используя наглядный материал и без наглядности

-                     Учить осуществлять порядковый счет в пределах семи. Использовать для этого практические ситуации и фрагменты из сказок. (Сказка «Репка»: «Кто первым пришел тянуть стоит внучка?»)

-                      Продолжать формировать представления о сохранении количества

-                     Знакомить с цифрами 4 и 5, узнавать цифры путем зрительного и осязательно-двигательного обследования; соотносить

-                     Знакомить детей со структурой задачи (условие, вопрос), учить детей придумывать и решать задачи по представлению Упражнять детей в счете элементов множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений

-                     Учить сопоставлять по количеству предметы и звуки, предметы и движения, -звуки и движения в пределах семи

-                     Упражнять детей в сравнении непрерывных множеств, используя практические способы сравнения; в преобразовании

-                     Закреплять умения измерять, отмерять, сравнивать и преобразовывать непрерывные множества, используя условную

-                     Упражнять в измерении, используя составные мерки

Игры и упражнения: «Найди пропущенное число», «Числовые штанги», «Считалочка»,  и т.п.

Целевые ориентиры к концу учебного года.

Ребенок  может научиться:

-                     осуществлять количественный счёт в прямом и обратном порядке, счет от средних членов ряда, порядковый счет в пределах семи;

-                      пересчитывать предметы и изображения предметов на картинках, расположенных в ряд, при разном их расположении; предметы и изображения предметов, имеющих различную величину, цвет, форму;

-                      осуществлять преобразования множеств, предварительно проговаривая действие;

-                      определять место числа в числовом ряду и отношения между смежными числами; решать задачи по представлению и отвлеченно в пределах пяти;

-                      измерять, отмеривать непрерывные множества, используя условную мерку; уметь использовать составные мерки.

-                      Дети должны усвоить представление о сохранении количества; знать цифры от нуля до пяти, соотносить их с числом предметов.

Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса.

I. Литература, используемая учителем в работе над программой:

1.                 Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – СПБ. Издательство «Союз», 2003 - 320 с. – (Коррекционная педагогика).

2.                 Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью/ Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова. - СПб,2012

3.                 Стребелева А. А., Катаева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников», Москва. «БУК – МАСТЕР», 1993 г

4.                 Л. Б. Баряева, А. П. Зарин «Обучение игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии» Методическое пособие.

II. Техническое обеспечение образовательного процесса.

1.                 Орг. техника (компьютер, принтер)

2.                 Интерактивная панель «Солнышко».

III.  Материалы учебно-методического комплекта.

1.                 Методические пособия.

2.                 2.Диагностические задания.

3.                 Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:

4.                 Методическая литература.

5.                 Методические рекомендации.

6.                 Литература с содержанием педагогических методов работы.

7.                 Презентации по темам

8.                 Раздаточный материал

9.                 Развивающие игры.

10.             Конструкторы

11.            Наглядные пособия


 

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Программа по математике и развитию сенсорного восприятия составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного отделения

Пояснительная записка Программа по математике и развитию сенсорного восприятия составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного отделения

Учить самостоятельно составлять арифметические задачи

Учить самостоятельно составлять арифметические задачи

Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка

Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка

Учить пересчитывать предметы и изображения предметов на картинках в пределах шести при одинаковом и разном количеством пальцев -

Учить пересчитывать предметы и изображения предметов на картинках в пределах шести при одинаковом и разном количеством пальцев -

Закреплять умения измерять, отмерять, сравнивать и преобразовывать непрерывные множества, используя условную -

Закреплять умения измерять, отмерять, сравнивать и преобразовывать непрерывные множества, используя условную -

Закреплять умения измерять, отмерять, сравнивать и преобразовывать непрерывные множества, используя условную -

Закреплять умения измерять, отмерять, сравнивать и преобразовывать непрерывные множества, используя условную -

Стребелева А. А., Катаева Е. А

Стребелева А. А., Катаева Е. А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2021