Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа имени Д.И. Коротчаева»
г. Новый Уренгой
«Рассмотрено» Руководитель МО __________/С.Л.Мирошниченко/ ФИО Протокол № _ от «__»_августа__2018 г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СШ им. Д.И.Коротчаева» _____________/Л.Н.Попова/ ФИО «____»___________2018 г. |
«Утверждено» Директор МБОУ «СШ им. Д.И.Коротчаева» _____________/Н.А.Силкина/ ФИО Приказ № _____ от «____»___________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Борзенец Юлия Григорьевна,
высшая квалификационная категория
Математика в искусстве, искусство в математике
Внеурочная деятельность
9 класс
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № ______
от __»___________2018 г.
2018 - 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Математика в искусстве, искусство в математике» реализуется на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года).
2. Волошинов А.В. Математика и искусство: Кн. Для тех, кто не только любит математику и искусство, но и желает задуматься о природе прекрасного и красоте науки.- 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Просвещение, 2000. - 399с.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год, в 9 классе 1 час в неделю, итого 34 часов в год.
В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Программа внеурочной деятельности «Математика в искусстве, искусство в математике» рассчитана на 34 часа, включает знания многих разделов математики. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 4 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Основные цели программы
В связи с тем, что в основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, основными целями являются:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного состава;
— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— ориентация на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи реализации программы
– показать учащимся красоту математики, расширить их знания по предмету;
– интегрировать знания, полученные на самых различных уроках, и получить новые знания по математике;
– показать, как взаимодействуют и взаимно обогащаются две великие сферы человеческой культуры – наука и искусство; показать единство науки и красоты, истины и красоты;
– показать, что глубинные фундаментальные закономерности, присущие всем видам искусства, находят адекватное выражение на языке математики, например, геометрические фигуры – это лишь модели реальных объектов природы, а функции, изучаемые в школе – лишь абстрагированные обобщённые закономерности, отражающие множество реальных закономерностей, существующих в природе.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Кол-во часов |
||
1 |
Искусство, наука, красота |
4 |
|
|
2 |
Математика и музыка |
4 |
|
|
3 |
Математика и архитектура |
5 |
|
|
4 |
Математика и живопись |
5 |
|
|
5 |
Математическое изобразительное искусство |
6 |
||
6 |
Математика и литература |
6 |
||
7 |
Резерв |
4 |
||
Содержание курса
1 Искусство, наука, красота (4 ч).
Наука и искусство - два основных начала в человеческой культуре, две дополняющие друг друга формы высшей творческой деятельности человека. Красота математики среди наук недосягаема, а красота является одним из связующих звеньев науки и искусства.
1.1 Эстетика: наука о прекрасном. Математика: прекрасное в науке. Раздумья о красоте научного поиска, о величии человеческого духа никогда не переставали волновать мыслящих людей. Математика несет красоту в любую науку. Особая роль математики в науке и ее особая эстетическая ценность.
1.2 Наука и искусство - грани творчества. Что же сближает и что разъединяет науку и искусство? Прежде всего, наука и искусство - две грани одного и того же процесса - творчества. Таким образом, цель и у науки, и у искусства одна - торжество человеческой культуры, хотя достигается она разными путями.
1.3 Симметрия, пропорция, гармония - слагаемые прекрасного. Пифагорейцы пытались математически обосновать идею единства мира, утверждали, что в основе мироздания лежат симметричные геометрические формы. Об использовании пропорции в искусстве Леонардо да Винчи. Таким образом, пропорциональность, соразмерность частей целого является важнейшим условием гармонии целого и может быть выражена математически посредством пропорций.
2 Математика и музыка (4 ч).
2.1 Пифагор и пифагорейское учение о числе. Пифагорова гамма. Именно в математике, в познании количественных отношений, видели пифагорейцы ключ к разгадке мировой гармонии, постижение которой и составляло смысл их жизни. Звездчатый пятиугольник, или пентаграмма, пифагорейский символ здравия и тайный опознавательный знак. Обет молчания, даваемый пифагорейцами, нашел отражение в символе "бык на языке", что на современный лад означает "держи язык за зубами". Именно в музыке была первые обнаружена таинственная направляющая роль чисел в природе. По преданию, сам Пифагор установил, что приятные слуху созвучия получаются лишь в том случае, когда длины струн, издающих эти звуки, относятся как целые числа первой четверки: 1:2, 2:3, 3:4.
2.2 "Космическая музыка": от Платона до Кеплера. Задолго до нашей эры, во времена, когда человечество "летало" только на восковых крыльях в мифах о Дедале и Икаре, была своя "космическая музыка", многим, возможно, покажется удивительным. По преданию, слово "космос", первоначально означавшее прекрасно устроенный, ввел в обиход Пифагор. Космос для пифагорейцев - это гармоничное, пропорциональное строение мира. Сами же пропорции, как мы уже видели, мыслились греками музыкально" поэтому и весь космос оказывался гармонично устроенным и музыкально звучащим телом. Учение о музыке сфер - самый туманный и вместе с тем поэтичный мотив пифагорейской эстетики. Он имел тысячи вариантов, оттенков и тысячелетнюю традицию, начиная от Пифагора и Платона до "Гармонии мира" Иоганна Кеплера, написанной уже в XVII веке.
2.3 Математический строй музыки. Пропорции музыкальной гаммы. Музыкальная гамма разделена на пропорциональные части; она буквально пронизана пропорциями, а пропорциональность, как мы знаем, является одним из объективных критериев красоты. Пифагорова комма. 12-звуковая равномерная темперация.
3 Математика и архитектура (5 ч).
3.1 Архитектура = (наука + техника)*искусство. "Прочность - польза - красота",- говорит формула архитектуры Витрувия. "Прекрасно то, что хорошо служит данной цели",- учит Сократ. "Дома строят для того, чтобы в них жить, а не для того, чтобы ими любоваться",- вторил Сократу через 2000 лет Фрэнсис Бэкон. Англичанина Рескина поддерживал француз Теофил Готье: "По-настоящему прекрасным является только то, что ничему не служит". Вся история архитектуры - это история поисков гармонического единства "функции - конструкции - формы", это история непрерывного восхождения на пути к вершине, имя которой "прочность - польза - красота ". В формуле архитектуры, данной известным советским архитектором, лауреатом Государственных премий Ф. А. Новиковым, искусство стоит не слагаемым, а сомножителем: архитектура = (наука + техника) * искусство.
3.2 Тайны золотого сечения. Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них - это теорема Пифагора, а другое - деление отрезка в среднем и крайнем отношении ... Первое можно сравнить с мерой золота; второе же больше напоминает драгоценный камень (И. Кеплер) Ряд золотого сечения и тесно связанный с ним ряд Фибоначчи обладают массой исключительных математических свойств, которые каким-то поразительным образом сошлись в этих феноменах. Но золотое сечение и числа Фибоначчи имеют не менее удивительные приложения не только в искусстве, но и в живой природе.
3.3 Пропорции: от Парфенона до Нотр-Дама. "Человек - мера всех вещей..." Этот знаменитый афоризм древнегреческого философа-софиста Протагора (ок. 490 - ок. 420 до н. э.) является ключом к разгадке тайны пропорций Парфенона, его поразительной гармонии и спокойствия. Но если греческое сознание всегда было обращено к человеку, если даже в дорических колоннах греки видели торжественное могущество мужского тела, а в изящных завитках ионических волют - женскую грацию и кокетство, то ни о каких реминисценциях с пропорциями человеческого тела в готической архитектуре не могло быть и речи.
3.4 Пропорции: от Покрова на Нерли до Модулора ле Корбюзье. Шедевр древнерусского зодчества церковь Покрова Богородицы на Нерли. Система мер, существовавшая в Древней Руси. Основные древнерусские меры длины и геометрическая взаимосвязь между ними. "Как мера и красота скажет..." - союз математики (мера) и искусства (красота) в создании архитектурных памятников. Система модульной унификации – модулор.
3.5 Пропорция - математика архитектурной гармонии. Пропорции являются важным и надежным средством зодчего для достижения хрупкого и тонко сбалансированного равновесия между целым и его частями, имя которому - гармония. Гармония в природе и гармония в архитектуре - две стороны единого великого процесса созидания.
4 Математика и живопись (5 ч).
4.1 "Законы красоты" человека. Во все времена, от наскальной живописи в Сахаре до полотен Сальвадора Дали, человек был и остается главной темой изобразительного искусства. С древнейших времен пропорции человека составляли предмет изучения художника, его "математическую лабораторию". Три древнеегипетских канона. Греческое искусство. Леонардо да Винчи. Труды Дюрера. Да, человек - мера всех вещей - настолько разнообразен, что его нельзя втиснуть в рамки дискретных канонов. Теория пропорций сегодня не умерла, а лишь замерла в ожидании качественно нового скачка, в ожидании перехода от "арифметического" к "аналитическому" и даже "компьютерному" выражению.
4.2 Перспектива - геометрия живописи. Все проблемы Перспективы можно пояснить при помощи пяти терминов Математики: точка, линия, угол, поверхность и тело. (Леонардо да Винчи). Развитие понятия перспективы. Начертательная и проективная геометрия. Важнейшие виды проекций: центральные (а), параллельные (б) и ортогональные (в).
4.3 Геометрия и живопись: страницы истории. Геометрия дарила живописи новые изобразительные возможности, обогащала язык живописи, а живопись эпохи Возрождения стимулировала исследования по геометрии, дала начало проективной геометрии. "Ортогональная" живопись Древнего Египта. "Параллельная" живопись средневекового Китая и Японии. Линейная перспектива Возрождения. Обратная перспектива живописи Древней Руси.
5 Математическое изобразительное искусство (6 ч).
5.1 Выдающиеся люди в истории математического изобразительного искусства.
5.2 Общие темы в математическом искусстве. Многогранники. Искажённые и необычные перспективы. Оптические иллюзии. Лента Мёбиуса. Фракталы . Математические изобразительное искусство процветает сегодня, и многие художники создают картины в стиле Эшера и в своем собственном стиле. Эти художники работают в различных направлениях, включая скульптуру, рисование на плоских и трехмерных поверхностях, литографию и компьютерную графику. А наиболее популярными темами математического искусства остаются многогранники, тесселляции, невозможные фигуры, ленты Мебиуса, искаженные системы перспективы и фракталы.
6 Математика и литература (6 ч).
6.1 Математики-поэты. Математика и поэзия. Что роднит их, казалось, на первой взгляд они такие разные… Ученым не чужда поэзия. Как показывает история науки, еще со времен пифагорейцев выдающиеся математики увлекались поэзией и даже сами пробовали писать. Ученые и поэзия. Женщина-математик Софья Васильевна Ковалевская. Великий русский ученый М. В. Н.И. Лобачевский. Пушкин и математика.
6.2 Математика в литературных произведениях. Старинные сказочные литературные задачи. Задачи со словами.
6.3 Вечер поэзии:
- стихи, посвящённые великим математикам;
- стихи, в которых встречаются математические понятия;
- стихи – задачи.
Резерв (4 ч).
Невозможно навести "математический" порядок в искусстве, а то и вовсе "математизировать" искусство, как это происходит сегодня со многими науками. Английский художник У. Хогарт писал о сущности художественного метода: "Все математические представления следует совершенно устранить из нашего метода, потому что они для него не имеют никакого смысла". А вот французский скульптор Антуан Бурдель (1861-1929) считал: "Искусство - это завуалированная алгебра, отнимающая жизнь у тех, кто стремится приподнять ее покрывало". Однако есть третье мнение, отражающее глубокое понимание диалектики искусства, мнение, которое высказал в дискуссии ученых и художников профессор М. Каган: "... невозможно проверить алгеброй гармонию и невозможно проверить - т. е. познать - гармонию без алгебры". Искусство - это не только "содержание", но и "форма". Последняя, по всей видимости, имеет сходные законы построения (формообразования) как в природе, так и в искусстве. И, как все закономерное форма, должна подчиняться прежде всего математическим законам. Красота не является избранницей только искусства. Красота есть всюду. Есть она и в науке, и в особенности в ее жемчужине - математике. К сожалению, эстетика науки до сих пор живет на положении Золушки и о красоте науки сказано мало. Но те, кто собирается посвятить свою жизнь науке, должны ясно представлять, что наука во главе с "царицей всех наук" - математикой - откроет перед ними сказочные сокровища красоты.
Календарно-тематическое планирование.
№ |
Тема, раздел |
Кол-во часов |
Дата/ план |
Дата/ факт |
1 |
Искусство, наука, красота |
4 |
|
|
1.1 |
Эстетика: наука о прекрасном. Математика: прекрасное в науке |
2 |
|
|
1.2 |
Наука и искусство - грани творчества |
1 |
|
|
1.3 |
Симметрия, пропорция, гармония - слагаемые прекрасного |
1 |
|
|
2 |
Математика и музыка |
4 |
|
|
2.1 |
Пифагор и пифагорейское учение о числе. Пифагорова гамма |
1 |
|
|
2.2 |
"Космическая музыка": от Платона до Кеплера |
1 |
|
|
2.3 |
Математический строй музыки. Пропорции музыкальной гаммы |
2 |
|
|
3 |
Математика и архитектура |
5 |
|
|
3.1 |
Архитектура = (наука + техника)*искусство |
1 |
|
|
3.2 |
Тайны золотого сечения. |
1 |
|
|
3.3 |
Пропорции: от Парфенона до Нотр-Дама |
1 |
|
|
3.4 |
Пропорции: от Покрова на Нерли до Модулора ле Корбюзье |
1 |
|
|
3.5 |
Пропорция - математика архитектурной гармонии |
1 |
|
|
4
|
Математика и живопись |
5 |
|
|
4.1 |
"Законы красоты" человека |
2 |
|
|
4.2 |
Перспектива - геометрия живописи |
2 |
|
|
4.3 |
Геометрия и живопись: страницы истории |
1 |
|
|
5 |
Математическое изобразительное искусство |
6 |
|
|
5.1 |
Выдающиеся люди в истории математического изобразительного искусства |
2 |
|
|
5.2 |
Общие темы в математическом искусстве |
4 |
|
|
5.2.1 |
Многогранники |
1 |
|
|
5.2.3 |
Искажённые и необычные перспективы |
1 |
|
|
5.2.4 |
Лента Мёбиуса |
1 |
|
|
5.2.5 |
Фракталы |
1 |
|
|
6 |
Математика и литература |
6 |
|
|
6.1 |
Математики-поэты (Ломоносов М.В., Ковалевская С.В., Лобачевский Н.И., Омар Хайам,..) |
2 |
|
|
6.2 |
Математика в литературных произведениях |
2 |
|
|
6.3 |
Вечер поэзии: - стихи, посвящённые великим математикам; - стихи, в которых встречаются математические понятия; - стихи – задачи |
2 |
|
|
|
Резерв |
4 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.