Математика, 4-й класс
Урок 45.
Тема: § 2.18. Единицы объёма.
(Урок обобщения знания)
Цели:
– обобщить имеющиеся знания;
– продолжать учиться переводить значения величин из одних единиц измерения в другие.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока Ход урока Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
I. Этап актуализации знаний и постановка проблемы. 1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа. 1 2 6 3 4 5
У доски или по карточкам работают 3–6 учащихся.
Дидактический материал.
С. 107, № 9.
4. Работа в учебнике.
Задание № 1.
Текст в рамке.
(Постановка проблемы и формулирование нового.)
Носителем информации в данном задании является рисунок или дидактический материал по математике. Необходимо показать, что длина стороны каждого единичного куба может быть разделена на десять меньших единиц измерения. Делаем вывод: объём куба равен произведению длин трёх его сторон. Если сторона куба уменьшается в 10 раз, то его объём уменьшается в 1 000 раз. Значит, кубический дециметр – это тысячная часть кубического метра и т.д.
– Посмотрите на разворот учебника. Как вы думаете, что нам сегодня необходимо делать на уроке?
– Давайте составим план урока. Познавательные УУД
Развиваем умения:
1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;
II. Повторение и закрепление изученного.
3 4 3 2 1 6 7 2
1. Самостоятельная работа в парах.
Задание № 2.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Какова цель задания?
– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
– Какого уровня сложности было задание?
– Оцените свою работу.
2. Фронтальная работа.
Задание № 3.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Какова цель задания?
– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
– Какого уровня сложности было задание?
– Оцените свою работу.
– Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?
3. Фронтальная работа.
Задания № 4, 5.
Задание № 6
Поскольку на плане озеро занимает 12 полных квадратиков и 26 неполных квадратиков, причём каждый квадратик имеет сторону 1 см, то площадь поверхности озера на плане приближённо равна 12 см2 + 26 см2 : 2 = 25 см2.
При приближённом нахождении площади озера в реальности очень важно понимать, что если все линейные размеры в реальности больше в 1 000 раз, чем на плане, то площади больше в 1 000 · 1 000 =
= 1 000 000 раз, чем на плане. Таким образом, площадь озера в реальности равна 1 000 000 · 25 см2 = 25 000 000 см2 = 2 500 м2 = 25 а.
Изложенное в предыдущем абзаце правило очень непростое для восприятия большинством учащихся. Для его лучшего понимания очень полезно рассмотреть другое решение задачи. Каждому квадратику на плане соответствует аналогичный квадрат в реальности, только его сторона в 1 000 раз больше, чем на плане, т.е. равна 1 000 см, или 10 м. Известно, что площадь такого квадрата равна 1 а.
А дальше воспроизводится первый абзац с заменой квадратного сантиметра на ар. Поскольку в реальности озеро занимает 12 полных квадратов и 26 неполных квадратов, причём каждый квадрат имеет площадь 1 а, то площадь поверхности озера в реальности приближённо равна 12 а + 26 а : 2 = 25 а.
Ответ: площадь озера на плане приближённо равна 25 см2. Площадь озера в реальности приближённо равна 25 а. 5. делать выводы на основе обобщения умозаключений;
6. преобразовывать информацию из одной формы в другую;
7. переходить от условно-схематических моделей к тексту.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
4. читать про себя тексты учебников и при этом ставить
вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя,
отделять новое от известного,
выделять главное, составлять план;
5. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные результаты
1. придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Регулятивные УУД
Развиваем умения:
1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного
III. Итог урока. – Что нового сегодня узнали?
– Чему ещё учились? (Учились ставить цели работы, планировать свою работу, работать в соответствии с заданным планом, оценивать результат своей работы.)
– Всё ли получалось?
– Над чем ещё надо поработать? обсуждения совместно с классом;
2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3. составлять план решения отдельной учебной задачи;
4. работая по плану, сверять
свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;
IV. Возможное
домашнее задание. Задание № 12, с. 109, «Дидактический материал».
5. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.Математика 4 класс. Единицы объёма.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.