ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ РОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОЛИМПИАДЫ
по дисциплине *ОП.12 Инженерная геодезия
для обучающихся по специальности
13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
2024
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора Директор ГБПОУ «ДПЭК»
_____________Е.В.Донченко ______________И.А. Караван
«28» ноября 2024г. «29» ноября
2024г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОЛИМПИАДЫ
по дисциплине *ОП.12 Инженерная геодезия
для обучающихся по специальности
13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
2024
Составитель - Василевская Марина Николаевна, преподаватель дисциплин общепрофессионального учебного цикла Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Донецкий промышленно-энергетический колледж
Методическая разработка включает порядок проведения Олимпиады, задание, критерии оценки, список необходимых материалов и оборудования для выполнения работ, подробную методику выполнения работ, необходимые приложения.
Методическая разработка рекомендована для внедрения в учебно-воспитательный процесс с целью раскрытия и развития индивидуальных познавательных процессов и интересов студентов.
Методическая разработка может быть использована преподавателями в учебных заведениях СПО по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование.
Методическая разработка олимпиады
по дисциплине *ОП.12 Инженерная геодезия
рассмотрена и одобрена на заседании
ЦК комиссии теплотехнических и
металлургических дисциплин
ПЦК________ В.А.Шатович
Протокол №___ от «___» ________ 2024г.
ВВЕДЕНИЕ
В научно-техническом прогрессе, в познании мира измерения всегда занимали большое место. Техника измерений, их точность и разнообразие, как правило, соответствовали своему времени, эпохе и зависели от общего уровня научно-технического развития вообще и в данной сфере, в частности. Менделееву Д.И. принадлежат известные слова: «В природе мера и вес - главные орудия познания. Наука начинается тогда, когда начинают измерять». При этом среди всех видов измерений роль геодезических в общем социально-экономическом и научно-техническом прогрессе всегда имела большое значение.
Не многие из современных наук обладают столь древней историей как геодезия. Не относясь изначально к фундаментальным наукам, геодезия дала жизнь некоторым из них и этот феномен даже у историков не нашел еще должного, достаточно разумного и приемлемого объяснения. В историческом же плане очень важными являются связи геодезии с геометрией, астрономией и географией.
Поскольку человеческая цивилизация существует в мире универсальных категорий и понятий - пространстве, времени и движении, то уровень ее эффективности и скорость развития зависели всегда от умения физически оценивать и измерять соответствующие три величины. Взаимосвязанность и взаимообусловленность пространства, времени и движения предопределили взаимосвязь и первых наук и прогресс в теории познания и практике.
Геодезия первоначально изучала пространство в отрыве от времени и движения, используя лишь второстепенные системы ориентации и отсчета.
Поэтому, естественно, что к настоящему времени она стала одной из фундаментальных систем знаний о пространстве.
Олимпиада по дисциплине «Инженерная геодезия» проводится среди студентов специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование и призвана способствовать повышению качества профессионального образования. Олимпиада расширяет круг профессиональных умений по специальности, совершенствует навыки самостоятельной работы и развивает профессиональное мышление, выявляет остаточные знания и умения, а также демонстрирует сформированность профессиональных компетенций у студентов.
Олимпиада представляет собой очные соревнования, предусматривающие выполнение заданий с последующей оценкой их качества.
Сценарий студенческой олимпиады
по дисциплине *ОП.12 Инженерная геодезия
Вид: олимпиада по дисциплине *ОП.12 Инженерная геодезия
Цели: Формирование общих и профессиональных компетенций. Выявление уровня знаний по курсу дисциплины *ОП.12 Инженерная геодезия.
обучающие:
Ø усиление мотивации студентов к изучению дисциплины;
Ø повышение уровня знаний студентов в области инженерной геодезии;
Ø контроль и коррекция знаний, умений, навыков студентов.
развивающие:
Ø формирование и развитие профессиональных компетенций;
Ø развитие умения объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать факты из истории развития геодезии;
Ø раскрытие и развитие индивидуальных познавательных процессов и интересов студентов;
Ø развитие познавательного интереса к изучаемой дисциплине; показ необходимости широкого и свободного использования в жизни приобретенных знаний;
воспитательные:
Ø повышение уровня общения;
Ø воспитание общей культуры;
Ø воспитание эстетического восприятия окружающего;
Ø стимулирование студентов к высказыванию, к использованию различных способов выполнения заданий;
Ø формирование самостоятельности, воспитание интеллектуальных качеств;
Ø создание ситуации успеха для каждого студента, воспитание уважения к сопернику, уверенности в своих силах и знаниях, воли к победе, умения работать в команде;
Ø поощрение оригинальности, рациональности путей и способов выполнения задания;
Ø раскрытие и развитие индивидуальных познавательных процессов и интересов студентов.
Задачи:
- выявление и поддержка одаренных и талантливых студентов, мотивированных к учебно-познавательной и творческой деятельности;
- повышение общего образовательного уровня в области инженерной геодезии;
- развитие кругозора и мышления у студентов, интереса к профессии, коммуникативных умений студентов.
Форма проведения: олимпиада.
Тип мероприятия: занятие контроля и оценки знаний; совершенствование знаний, умений и навыков.
Методы проведения мероприятия: проблемно-поисковый, эвристический, наглядно-демонстрационный (интерактивный).
Оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор.
Приложения: Пакет конкурсных заданий; бланки для выполнения конкурсных заданий; ответы для конкурса «Разминка»; ответы для конкурса «Блиц-опрос»; ответы-решение для конкурсных заданий.
Участники: студенты 3-го и 4-го курсов специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование группы ТС-22-1/д и ТС-21-1/д
Дата проведения: 24.12.2024г.
Время проведения одимпиады: 90 мин
Место проведения: аудитория 311 второго учебного корпуса
Содержание занятия
Элементы |
Время |
Организационный момент |
2′ |
«Разминка» |
7′ |
Блиц–опрос |
13′ |
Решение конкурсных заданий |
60′ |
Подведение итогов игры |
8′ |
Организационный момент
Вступительное слово преподавателя.
Итак, мы начинаем нашу Олимпиаду! Я рада приветствовать вас, в этой аудитории. Пусть здесь Вам будет светло, уютно и очень легко! Пусть сегодняшнее занятие принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем. Будьте все внимательны!
Сегодня меж вами сраженье
Но пусть обид не будет среди нас,
Ведь победитель или побежденный
Сегодня будет среди вас.
Мы будем рады, если вы в сраженьях
Покажите находчивость свою
Уменье, знанье и веселье
Позволит вам сыграть вничью.
- Пускай кипит борьба,
Пускай сильнейший победит в соревновании.
И пусть итог игры решают ваши знания!
«Разминка»
Вопросы для разминки:
1.Дорога имеется - ехать нельзя, земля есть - пахать нельзя, луга есть - косить нельзя. В реках, морях воды нет …
2. Страны без людей, города - без домов, лес - без деревьев, моря - без воды. Что такое?
3.Бежать, бежать - не добежать. Лететь, лететь - не долететь …
4. Старший среди них – экватор. И от севера до юга
Эти линии, ребята, Параллельны все друг другу.
Догадаться вы сумели, Что же это? …
5. У меня в ладонях страны, реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус? Я держу руками …
6. Глобус делит ровная - Линия условная.
Выше – север, ниже – юг. Назови границу, друг …
7. Глобус весь пересекают, сходятся на полюсах.
Постепенно подвигают стрелки на любых часах.
Через сушу, океаны пролегли …
8. Прибор этот верно Дорогу подскажет,
Магнитная стрелка на север укажет …
«Блиц–опрос»
Блиц-опрос относится к контролю знаний по теоретической части. Это вопросы, которые относятся к заданию открытой формы (дать ответ).
1. Дайте определение понятия «дирекционный угол»…
2. Дайте определение понятия «румб»…
3. Румб направления определяется по …
4. Назовите в какой четверти находится дирекционный угол α = 195°…
5. Приращение координат – это…
6. Назовите знаки приращения координат во II четверти?
7. Перечислить координаты четвертей и их название…
8. Угловое значение дирекционных углов в IV координатной четверти…
9. Назовите знаки приращения координат в III четверти?
10. На сколько градусов отличается обратный дирекционный угол от прямого…
11. Формула зависимости дирекционного угла и румба в III координатной четверти…
12. Дайте определение понятия «азимут»…
13. Склонения магнитной стрелки – это …
14. Формула зависимости дирекционного угла и румба во II координатной четверти…
15. Назовите различие между прямым и обратным румбом…
Формы участия в конкурсе: Индивидуальное участие.
Задание для конкурса:
Содержанием конкурсных заданий является решение практических заданий (Конкурсный пакет – см. Приложение 1). Пакет практических заданий состоит из учебно-тренировочных заданий третьего (продуктивного) уровня сложности (нетиповые вопросы и задачи, но без получения новых знаний), выполнение которых рассчитано на закрепление полученных знаний.
Критерии оценивания:
За каждый правильный ответ участнику присваивается 5 баллов. 74-75 баллов - диплом победителя 1-й степени. 64-65 баллов - диплом победителя 2-й степени. 54-55 баллов - диплом победителя 3-й степени. До 45 баллов участникам выдаются дипломы участника.
Если задача не выполнена, или ответ у нее абсолютно не верен, то за задачу выставляется 0 баллов.
За незначительные ошибки в расчетах оценка снижается на 0,25-0,75 баллов, за грубые ошибки оценка снижается на 1,5 балла.
Каждое правильно выполненное задание оценивается по пятибальной системе. Общая оценка выставляется с учетом правильности и последовательности выполнения заданий, исходя из общей суммы баллов.
Инфраструктурный список: В Инфраструктурном списке перечислено все оборудование, материалы и устройства, которые необходимы для проведения конкурса.
Наименование |
Количество, шт. |
Бланки для выполнения конкурсных заданий (см. Приложение 2) |
10 |
Калькулятор |
7 |
Карандаш |
10 |
Ластик |
5 |
Приложение
к Олимпиаде
по дисциплине *ОП.12 Инженерная геодезия
общепрофессионального учебного цикла
Приложение 1
КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Дана высота сечения рельефа h = 15м. Определить отметку точки А:
Отметьте только один овал.
55м;
30м;
45м;
35м.
2. Знак, который имеет превышение («+» или «-») означает:
Отметьте только один овал.
точка лежит выше уровенной
поверхности Земли;
точка лежит ниже уровенной
поверхности Земли;
направление уклона
поверхности Земли;
превышение
прямое либо обратное.
3. Масштаб 1:5000. Дать пояснение масштабу:
Отметьте только один овал.
в 1см на плане 5000м
соответственно на местности;
в 1см на плане 5000см
соответственно на местности;
в 1м на плане 5000см
соответственно на местности;
в
1мм на плане 5000см соответственно на местности
4. Какая длина линии на местности, если на плане масштабом 1:500 она составляет 14,3см?:
Отметьте только один овал.
2,8м;
7,15м;
71,5м;
7150м.
5. Отметки горизонталей 45,25м; 45,50м. Какая высота сечения горизонталей?
Отметьте только один овал.
45м;
0,50м;
1,50м;
0,25м.
6. Вычислите расстояние на местности L, если известны масштаб карты и длина отрезка на карте.
№В |
l (карта) |
Масштаб карты (М) |
L (местность) |
1 |
4см |
1׃5 000 |
|
7. Именованный масштаб заменить численным:
в 3см - 600м
8. Дан масштаб 1׃10, сколько сантиметров содержится в 4мм этого масштаба.
9. Определить азимут магнитный АМ, если известны азимут истинный АИ и склонение магнитной стрелки δ.
№В |
АИ |
δ |
АМ |
1 |
76°00′ |
+6°00′ |
|
10. Определить азимут истинный АИ и азимут магнитный АМ, если известны дирекционный угол α, склонение магнитной стрелки δ, угол сближения γ.
№В |
α |
δ |
γ |
АИ |
АМ |
1 |
95°00′ |
-2°30′ |
+3°10′ |
|
|
11. Выполнить схемы и определить румбы линий
r (ОВ) = СЗ : 35°;
r (ОЕ) = СВ : 60°;
r (ОД) = ЮВ : 30°;
r (ОА) = ЮЗ : 70°.
12. Вычислить румбы направлений r по данным азимутам АИ этих линий.
№В |
1 |
2 |
азимуты АИ |
131°40' |
210°15' |
румбы r |
|
|
13. Вычислите азимуты направлений АИ по данным румбам r этих линий.
№В |
1 |
2 |
румбы r |
Ю3:32°30' |
С3:28°20' |
азимуты АИ |
|
|
14. Определить дирекционные углы (α), если румбы направления линий равны׃
rСВ = 12°40΄50"; rЮВ = 18°11΄45"; rСВ = 64°04΄30"
15. Определить направление румбов и их значение, если известно, что дирекционные углы равны׃
α1 = 14°17΄24"; α2 = 103°40΄15"
Приложение 2
БЛАНКИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНКУРСНЫХ ЗАДАНИЙ
*Обязательный вопрос
Имя Фамилия*
____________________________________________________________
Группа*
____________________________________________________________
1. Дана высота сечения рельефа h = 15м. Определить отметку точки А:
Отметьте только один овал.
55м;
30м;
45м;
35м.
2. Знак, который имеет превышение («+» или «-») означает:
Отметьте только один овал.
точка лежит выше уровенной
поверхности Земли;
точка лежит ниже уровенной
поверхности Земли;
направление уклона
поверхности Земли;
превышение
прямое либо обратное.
3. Масштаб 1:5000. Дать пояснение масштабу:
Отметьте только один овал.
в 1см на плане 5000м
соответственно на местности;
в 1см на плане 5000см
соответственно на местности;
в 1м на плане 5000см
соответственно на местности;
в
1мм на плане 5000см соответственно на местности
4. Какая длина линии на местности, если на плане масштабом 1:500 она составляет 14,3см?:
Отметьте только один овал.
2,8м;
7,15м;
71,5м;
7150м.
5. Отметки горизонталей 45,25м; 45,50м. Какая высота сечения горизонталей?
Отметьте только один овал.
45м;
0,50м;
1,50м;
0,25м.
6. Вычислите расстояние на местности L, если известны масштаб карты и длина отрезка на карте.
№В |
l (карта) |
Масштаб карты (М) |
L (местность) |
1 |
4см |
1׃5 000 |
|
7. Именованный масштаб заменить численным:
в 3см - 600м
8. Дан масштаб 1׃10, сколько сантиметров содержится в 4мм этого масштаба.
9. Определить азимут магнитный АМ, если известны азимут истинный АИ и склонение магнитной стрелки δ.
№В |
АИ |
δ |
АМ |
1 |
76°00′ |
+6°00′ |
|
10. Определить азимут истинный АИ и азимут магнитный АМ, если известны дирекционный угол α, склонение магнитной стрелки δ, угол сближения γ.
№В |
α |
δ |
γ |
АИ |
АМ |
1 |
95°00′ |
-2°30′ |
+3°10′ |
|
|
11. Выполнить схемы и определить румбы линий
r (ОВ) = СЗ : 35°;
r (ОЕ) = СВ : 60°;
r (ОД) = ЮВ : 30°;
r (ОА) = ЮЗ : 70°.
12. Вычислить румбы направлений r по данным азимутам АИ этих линий.
№В |
1 |
2 |
азимуты АИ |
131°40' |
210°15' |
румбы r |
|
|
13. Вычислите азимуты направлений АИ по данным румбам r этих линий.
№В |
1 |
3 |
румбы r |
Ю3:32°30' |
С3:28°20' |
азимуты АИ |
|
|
14. Определить дирекционные углы (α), если румбы направления линий равны׃
rСЗ = 12°40΄50"; rЮВ = 18°11΄45"; rСВ = 64°04΄30".
15. Определить направление румбов и их значение, если известно, что дирекционные углы равны׃
α1 = 14°17΄24"; α2 = 103°40'15"
Приложение 3
ОТВЕТЫ ДЛЯ КОНКУРСА «РАЗМИНКА»
1.Дорога имеется - ехать нельзя, земля есть - пахать нельзя, луга есть - косить нельзя. В реках, морях воды нет (географическая карта)
2. Страны без людей, города - без домов, лес - без деревьев, моря - без воды. Что такое? (карта)
3.Бежать, бежать - не добежать. Лететь, лететь - не долететь (горизонт)
4. Старший среди них – экватор. И от севера до юга
Эти линии, ребята, Параллельны все друг другу.
Догадаться вы сумели, Что же это? …(параллели)
5. У меня в ладонях страны, Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус? Я держу руками …(глобус)
6. Глобус делит ровная - Линия условная.
Выше – север, ниже – юг. Назови границу, друг (экватор)
7. Глобус весь пересекают, сходятся на полюсах.
Постепенно подвигают стрелки на любых часах.
Через сушу, океаны пролегли …(меридианы)
8. Прибор этот верно Дорогу подскажет,
Магнитная стрелка на север укажет (компас)
Приложение
4
ОТВЕТЫ ДЛЯ КОНКУРСА «БЛИЦ-ОПРОС»
1. Дайте определение понятия «дирекционный угол» … горизонтальный угол, который отсчитывают от северного направления осевого меридиана по ходу часовой стрелки до заданного направления.
2. Дайте определение понятия «румб» … это острый горизонтальный угол от ближайшего направления меридиана (северного или южного) до направления ориентирной линии.
3. Румб направления определяется по … четверти, в которой находится.
4. Назовите в какой четверти находится дирекционный угол α = 195°… находится в III координатной четверти.
5. Приращение координат – это … разница между координатами последующей и предыдущей точек.
6. Назовите знаки приращения координат во II четверти? Приращения координат во II четверти имеют знаки׃ ∆Х – ; ∆У +.
7. Перечислить координаты четвертей и их название … Координаты четвертей имеют следующие названия׃ I(СВ) 0°-90°; II(ЮВ) 90°-180°; III(ЮЗ) 180°-270°; IV(СЗ) 270°-360°.
8. Угловое значение дирекционных углов в IV координатной четверти … находится в пределах от 270° до 360°.
9. Назовите знаки приращения координат в III четверти? Приращения координат в III четверти имеют знаки׃ ∆Х – ; ∆У –.
10. На сколько градусов отличается обратный дирекционный угол от прямого … Обратный дирекционный угол отличается от прямого на 180°.
11. Формула зависимости дирекционного угла и румба в III координатной четверти … Формула зависимости дирекционного угла и румба в III координатной четверти׃ r = α – 180°.
12. Дайте определение понятия «азимут» … горизонтальный угол, который отсчитывают от северного направления географического меридиана по ходу часовой стрелки до заданного направления.
13. Склонения магнитной стрелки – это … угол, образованный между магнитным и истинным меридианом.
14. Формула зависимости дирекционного угла и румба во II координатной четверти … Формула зависимости дирекционного угла и румба во II координатной четверти׃ r = 180° – α.
15. Назовите различие между прямым и обратным румбом … Прямой и обратный румб в одной и той же точке данной линии равны между собой по численному значению, но имеют индексы противоположных четвертей.
Приложение 5
ОТВЕТЫ-РЕШЕНИЕ ДЛЯ КОНКУРСНЫХ ЗАДАНИЙ
1. Дана высота сечения рельефа h = 15м. Определить отметку точки А:
Отметьте только один овал.
55м;
30м;
45м;
35м.
2. Знак, который имеет превышение («+» или «-») означает:
Отметьте только один овал.
точка лежит выше уровенной
поверхности Земли;
точка лежит ниже уровенной
поверхности Земли;
направление уклона
поверхности Земли;
превышение
прямое либо обратное.
3. Масштаб 1:5000. Дать пояснение масштабу:
Отметьте только один овал.
в 1см на плане 5000м
соответственно на местности;
в 1см на плане 5000см
соответственно на местности;
в 1м на плане 5000см
соответственно на местности;
в
1мм на плане 5000см соответственно на местности
4. Какая длина линии на местности, если на плане масштабом 1:500 она составляет 14,3см?:
Отметьте только один овал.
2,8м;
7,15м;
71,5м;
7150м.
5. Отметки горизонталей 45,25м; 45,50м. Какая высота сечения горизонталей?
Отметьте только один овал.
45м;
0,50м;
1,50м;
0,25м.
6. Вычислите расстояние на местности L, если известны масштаб карты и длина отрезка на карте.
№В |
l (карта) |
Масштаб карты (М) |
L (местность) |
1 |
4см |
1׃5 000 |
4см – 200м |
Решение: Предположим, известно, что расстояние от села Куткан до села Новое на карте 4см. Масштаб карты М = 1׃5 000. Расстояние на местности L определяют таким образом׃
1׃5 000 → в 1см – 50м → в 4см – 200м → L = 200м,
т.е. 4см на карте соответствует 200м на местности.
7. Именованный масштаб заменить численным:
в 3см - 600м
Решение: в 3см 600м → 3см ׃ 600 00см → 1׃200 00
8. Дан масштаб 1׃10, сколько сантиметров содержится в 4мм этого масштаба.
Решение: 1׃10 → в 1см - 10 см → в 1мм - 1см → в 4мм - 4см.
9. Определить азимут магнитный АМ, если известны азимут истинный АИ и склонение магнитной стрелки δ.
№В |
АИ |
δ |
АМ |
1 |
76°00′ |
+6°00′ |
70°00′ |
Решение: Из формулы зависимости между магнитным и истинным азимутами выразим׃
АМ = АИ ± δ
Так как в задании склонение магнитной стрелки δ восточное (положительное), которое находится к востоку от географического меридиана, магнитный азимут будет меньше, чем истинный, таким образом׃
АМ = АИ – δ = 76°00′ - 6°00′ = 70°00′
10. Определить азимут истинный АИ и азимут магнитный АМ, если известны дирекционный угол α, склонение магнитной стрелки δ, угол сближения γ.
№В |
α |
δ |
γ |
АИ |
АМ |
1 |
95°00′ |
-2°30′ |
+3°10′ |
98°10′ |
100°40′ |
Решение: Воспользуемся формулами зависимости между магнитным и истинным азимутами, а также между истинным азимутом и дирекционным углом׃
АИ = АМ ± δ
АИ = α ± γ
Находим׃
АИ = α ± γ = 95°00′ + 3°10′ = 98°10′
АМ = АИ ± δ = 98°10′ + 2°30′ = 100°40′
11. Выполнить схемы и определить румбы линий.
r (ОВ) = СЗ : 35°;
r (ОЕ) = СВ : 60°;
r (ОД) = ЮВ : 30°;
r (ОА) = ЮЗ : 70°.
Решение: С
r (ОВ) = СЗ : 35°, означает, что линия направлена в северо-западную сторону, угол с северным направлением меридиана составляет 35°.
r (ОЕ) = СВ : 60°, означает, что линия направлена в северо-восточную сторону, угол с северным направлением меридиана составляет 60°.
r (ОД) = ЮВ : 30°, означает, что линия направлена в юго-восточную сторону, угол с южным направлением меридиана составляет 30°.
r (ОА) = ЮЗ : 70°, означает, что линия направлена в юго-западную сторону, угол с южным направлением меридиана составляет 70°.
12. Вычислить румбы направлений r по данным азимутам АИ этих линий.
№В |
1 |
2 |
азимуты АИ |
131°40' |
210°15' |
румбы r |
ЮВ׃48°20' |
ЮЗ : 30°15' |
Решение: Воспользуемся формулами зависимости между истинным азимутами и румбами.
Заданное направление с углом 131°40' находится в юго-восточной части (ЮВ). От южного направления меридиана угол составляет
r = 180° - АИ = 180° - 131°40' = 48°20'
Румб данной линии равняется r = ЮВ : 48°20'.
Заданное направление с углом 210°15' находится в юго-западной части (ЮЗ). От южного направления меридиана угол составляет
r = АИ - 180°= 210°15' - 180° = 30°15'
Румб данной линии равняется r = ЮЗ : 30°15'.
13. Вычислите азимуты направлений АИ по данным румбам r этих линий.
№В |
1 |
3 |
румбы r |
Ю3:32°30' |
С3:28°20' |
азимуты АИ |
212°30' |
331°40' |
Решение: Воспользуемся формулами зависимости между истинным азимутами и румбами.
Так как азимуты отсчитываются от северного направления меридиана, и заданный угол (Ю3:32°30') находится в юго-западной части, то
АИ = 180° + r = 180° + 32°30' = 212°30'
Так как азимуты отсчитываются от северного направления меридиана, и заданный угол (С3:28°20') находится в северо-западной части, то
АИ = 360° - r = 360° - 28°20' = 359°60' - 28°20' = 331°40'
14. Определить дирекционные углы (α), если румбы направления линий равны׃
rСЗ = 12°40΄50"; rЮВ = 18°11΄45"; rСВ = 64°04΄30".
Решение: Воспользуемся формулами зависимости между дирекционными углами и румбами.
Так как дирекционные углы отсчитываются от северного направления осевого меридиана, и заданный угол (rСЗ = 12°40΄50") находится в северо-западной части, то
α = 360° - r = 360° - 12°40΄50"= 359°59΄60" - 12°40΄50" = 347°19΄10"
Вспомним, что 1°= 60′
Так как дирекционные углы отсчитываются от северного направления осевого меридиана, и заданный угол (rЮВ = 18°11΄45") находится в юго-восточной части, то
α = 180° - r = 180° - 18°11΄45"= 179°59΄60" - 18°11΄45" = 161°48΄15"
Так как дирекционные углы отсчитываются от северного направления осевого меридиана, и заданный угол (rСВ = 64°04΄30") находится в северо-восточной части, то
α = r = 64°04΄30"
15. Определить направление румбов и их значение, если известно, что дирекционные углы равны׃
α1 = 14°17΄24"; α2 = 103°40'15"
Решение: Воспользуемся формулами зависимости между дирекционными углами и румбами. Заданное направление с углом 14°17΄24" находится в северо-восточной части (СВ). От северного направления меридиана угол составляет:
r = α = 14°17΄24"
Румб данной линии равняется г = СВ : 14°17΄24".
Заданное направление с углом 103°40'15" находится в в юго-восточной части (ЮВ). От южного направления меридиана угол составляет:
r = 180°- α
r = 180° - 103°40'15"
Вспомним, что 1°= 60′
r = 179°59'60" - 103°40'15" = 76°20'45"
r = ЮВ : 76°20'45".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общество развивается, повышается роль науки и техники, расширяется понятие геодезии, появляются ряд новых задач, которые ставила перед этой наукой жизнь. В наше время геодезия - наука о способах определения рельефа и размеров нашей планеты, изображения земной поверхности на планах и картах, методах проведения геодезических измерений на суше, в акваториях, под землей, в околоземном пространстве и даже уже на других планетах.
«Геодезия представляет одну из полезнейших отраслей знания. Все наше земное существование ограничено пределами Земли, и изучать ее вид и размеры, человечеству так же необходимо, как отдельному человеку - ознакомиться с подробностями своего жилья» - так охарактеризовал геодезию выдающийся ученый-геодезист Витковский В.В..
Геодезия дает множество преимуществ при изучении планеты: определение точного расположения объектов на плане, возможность создать и посмотреть будущий план объекта на компьютере, с помощью программ создания трехмерного изображения 3D-Max. Проведение геодезических работ, а в дальнейшем - на стадии проектирования, помогает с выбором вариантов планировки участка: прямоугольную, диагональную, круговую и др., также позволяет учитывать рельеф на данном участке: неровные поверхности, холмы, склоны, низины.
Геодезия, как и другие науки, постоянно впитывает в себя достижения математики, физики, астрономии, радиоэлектроники, автоматики и других фундаментальных и прикладных наук. Изобретение лазера привело к появлению лазерных геодезических приборов - лазерных нивелиров и свето- дальномеров; кодовые измерительные приборы с автоматической фиксацией отсчетов могли появиться только на определенном уровне развития микроэлектроники и автоматики. Что же касается информатики, то ее достижения вызвали в геодезии подлинную революцию, которая происходит сейчас на наших глазах.
Таким образом, совместное решение научных проблем геодезии с другими науками позволяет познавать и глубже изучать Вселенную и Землю, на которой мы живем, и способствовать развитию человечества, как части Вселенной.
Литература:
Основные источники:
Буденков Н.А., Нехорошков П.А. Курс инженерной геодезии. – М.: Изд-во МГУЛ, 2008.
Инженерная геодезия в строительстве./Под ред. О.С. Разумова . – М.:Высшая школа, 2008.
Г. А. Федотов Инженерная геодезия׃ учебник для вузов. – М.׃ Высшая школа, 2006. – 463 с.
Селиханович В. Г. Геодезия: учебник для вузов. – М.: Альянс, ч. 2 ., 2006. – 544с.
Селиханович В. Г. Практикум по геодезии: учебное пособие для вузов. – М.: Альянс, 2006. – 381с.
Дополнительные источники:
Учебник «Геодезия» А.В.Маслов, М.: КолосС, 2014 г.
Журнал «Геодезия и картография» № 4-2011 г.
Оглоблин Д.Н. Пятизначные таблицы натуральных значений тригонометрических функций для маркшейдеров. – М.׃ «Недра», 1970. – 192с.
Интернет-ресурсы:
http://geodesiya.ru/
http://www.mybntu.com/stroika/geodezia/sposoby-semki-situacii.html
http://geostart.ru/
http://geodesiya.ru/teodolitnaya semka.html
http://bankknig.com/knigi/2991-inzhenernaya-geodeziya.html
http://www.geodigital.ru/soft geo
http://www.geodigital.ru/forum geo
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.