Материал для проведения воспитательного мероприятия по Безопасности жизнедеятельности

  • docx
  • 20.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала УРОК-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО БЖД.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ РОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОНЕЦКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

                                                                               

 

 

 

                                                                               

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

воспитательного мероприятия

по дисциплине  ОП.06 Безопасность жизнедеятельности

для обучающихся по  специальности

09.02.06 Сетевое и системное администрирование

на тему «Межличностные конфликты и пути их разрешения. Профилактика (предупреждение) конфликтов в группах между студентами ОУ

среднего профессионального образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОНЕЦКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

СОГЛАСОВАНО                                                    УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора                                                        Директор ГБПОУ  «ДПЭК»

                                 
_____________Е.В.Донченко                               ______________И.А. Караван
«25» сентября 2024г.                                                 «26» сентября 2024г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

воспитательного мероприятия

по дисциплине  ОП.06 Безопасность жизнедеятельности

для обучающихся по  специальности

09.02.06 Сетевое и системное администрирование

на тему «Межличностные конфликты и пути их разрешения. Профилактика (предупреждение) конфликтов в группах между студентами ОУ

среднего профессионального образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024

Составитель  -  Василевская Марина Николаевна, преподаватель дисциплин общепрофессионального  учебного цикла Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Донецкий промышленно-энергетический колледж

 

 

В данной методической разработке на тему «Межличностные конфликты и пути их разрешения. Профилактика (предупреждение) конфликтов в группах между студентами ОУ среднего профессионального образования» дана методика проведения воспитательного мероприятия с использованием проблемного метода обучения, цель, которого способст-вовать систематизации, закреплению и углублению знаний теоретического характера и их применению в профессиональной деятельности - анализировать конфликтные ситуации, применять правила рационального поведения в ситуациях межличностного взаимодействия, находить альтернативы для разрешения конфликтов, быть гибким перед лицом быстрых изменений, нести ответственность за себя и за других, стремиться и быть готовым к познанию и самосовершенствованию.

Цель данной разработки – приобретение навыков, которые будут необходимы при формировании субъектной позиции обучающегося в отношении собственной деятельности, общения и самого себя, развитии самостоятельности, дифференцированного подхода к заданиям, умения принимать решения, развитии навыков коррекции собственной деятельности, создании в образовательном учебном заведении системы профилактики конфликтов, что намного улучшит качество воспитательного процесса.

 

 

 

 

Методическая разработка на тему 

«Межличностные конфликты и

пути их разрешения. Профилактика

(предупреждение) конфликтов в

группах между студентами ОУ

среднего профессионального образования»

рассмотрена и одобрена на заседании

ЦК комиссии физического воспитания

ПЦК________ А.П. Соколова

Протокол №___ от «___» сентября 2024г.

Тема занятия: «Межличностные конфликты и пути их разрешения. Профилактика (предупреждение) конфликтов в группах между студентами ОУ среднего профессионального образования».

 

Цель занятия: Ознакомление участников с понятием «конфликт», с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях, выделить причины конфликтов, определить их виды и найти способы конструктивного решения предконфликтных и конфликтных ситуаций.

 

Проблема: Осознание участниками роли конфликтов в жизни человека и необходимости конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, разо-браться в природе конфликтов, определить их положительные и отри-цательные стороны, предупредить конфликты.

 

Задачи занятия:

 

Образовательная:

1.   Проработать, закрепить теоретический материал о конфликте, его видах, структуре.

2.   Формировать умение анализировать конфликтные ситуации.

3.   Находить альтернативы для разрешения конфликтов.

4.   Помочь обучающимся систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера.

5.   Обеспечивать развитие творческой активности личности студента, его научного мышления и речи; способствовать росту обучающихся как творческих работников.

6.   Способствовать формированию конфликтной компетентности.

7.   Изучить причины возникновения конфликтов и методы их разрешения.

8.   Практически научиться применять полученные знания.

 

Воспитательная:

1.   Воспитание умения формулировать проблему и предлагать пути её решения, умения работать в команде, способствовать повышению грамотности устной  речи.

2.   Продолжить формирование качеств личности – эмпатия, толерант-ность, искренность.

3.   Повысить мотивацию обучающихся путём ориентации обучения на последующую практическую деятельность.

4.   Обосновать необходимость работы по профилактике конфликтов в образовательном учебном заведении.

5.   Диагностирование межличностных отношений в группе студентов.

 

Развивающая:

1.   Развитие самостоятельности, дифференцированного подхода к заданиям, умения принимать решения, развитие навыков коррекции собственной деятельности.

2.   Способствовать развитию речи, мышления, творческих способностей, коммуникативных умений, сенсорной сферы (оттенков речи).

 

Изучение темы позволит развивать у студентов следующие компетенции:

Профессиональные: способность применять знания и умения в профессиональной деятельности - анализировать конфликтные ситуации; применять правила рационального поведения в ситуациях межличностного взаимодействия.

Социальные: умение организовать свою работу; умение сотрудничать и работать в группе, команде; улаживать разногласия и конфликты; умение договариваться.

Личностные: способность самостоятельно принимать решения; проявлять инициативу; войти в группу, коллектив и внести свой вклад; показать стойкость перед трудностями.

Индивидуальные: способность быть гибким перед лицом быстрых изменений; нести ответственность за себя и за других; готовность и стремление к познанию и самосовершенствованию.

 

Студенты должны знать:

-  определения: «конфликт», «конфликтогенность»;

-  классификацию конфликтов;

-  способы реагирования в конфликтных ситуациях;

-  способы выхода из конфликтов;

-  видеть позитивные стороны личности собеседника, оппонента.

 

Студенты должны уметь:

-  определять вид конфликта по предложенной ситуации или визуальному образу;

-  находить альтернативные решения;

-  давать достойный ответ на эмоционально отрицательно окрашенные реплики;

 

Ожидаемый результат:

-  открытость и дипломатия в общении студентов;

-  умение слушать и желание быть услышанным.

 

Сценарий воспитательного мероприятия

 

Для других мы создатели правила,

для себя исключения»

Лемель

 

Приветственное слово преподавателя.

Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить очень важную, жизненную тему «Межличностные конфликты и пути их разрешения. Профилактика (предупреждение) конфликтов в группах между студентами ОУ среднего профессионального образования».

Согласитесь, что данная тема очень актуальна, ведь в повседневной жизни мы являемся свидетелями, а зачастую и участниками различных конфликтов. Мы с вами живем в обществе, для которого конфликты - повседневная реальность. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно. Поэтому каждому современному молодому человеку необходимо научиться разбираться в природе конфликтов, определять их положительные и отрицательные стороны, а главное – научиться предупреждать конфликты.

Действительно, конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того, чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек стремится обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия. Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Конфликтные ситуации мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности образовательного заведения. Конфликты между студентами отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на всю группу. В группе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, студенты плохо усваивают программный учебный материал, простая обида может привести к проявлению жестокости в отношении противников. Заниматься своевременной профилактикой конфликтов в группах студентов крайне необходимо.

Во-первых, профилактика конфликтов будет способствовать повышению качества учебного процесса.

Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликта, может быть причиной серьезных заболеваний.

В-третьих, именно в образовательном учреждении у подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые встречаются в жизни каждого человека.

Создание в образовательном учебном заведении системы профилактики конфликтов намного улучшит качество воспитательного процесса, а для начала нужно познакомиться с природой конфликта.

На сегодняшнем мероприятии мы прикоснёмся к природе  конфликта и способам выхода из него, возможно у кого то из нас  будет возможность по другому взглянуть на это в дальнейшем.

Сегодня мы рассмотрим понятия конфликт, конфликтогены, стили поведения в конфликтной ситуации, стратегии выхода из конфликта, а так же основные модели поведения личности в конфликтной ситуации.

 

Слово передается ведущим нашего мероприятия.

 

Первый ведущий

Слово «конфликт» в переводе с латинского обозначает «столкновение».

Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными  лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения и цель, и мешает другой стороне сделать то же самое.

Конфликт не всегда явление нежелательное, то есть конфликт имеет две стороны – негативную и позитивную. Во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными. Конфликты, препятст-вующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными. Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены.

Конфликтогены - это слова, действия ( или бездействия), могущие при-вести к конфликту.

У всех конфликтов есть несколько причин. Больно и обидно бывает, когда:

·достается за то, за что ты не несешь от-ветственности;

·тебя не спрашивают при решении вопросов, в которых ты компетентен;

·награды за то, что сделал ты, достаются другим;

·тебя  считают не способным что-то сделать самостоятельно;

·ты выдвигаешь идеи и предложения, кто-то выдает их за свои.

Много и других подобных примеров. Именно так возникают интриги, и рушится взаимное доверие. Этому подвержен каждый.

В образовательном учреждении закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

Один из наиболее распространенных  видов конфликтов в учебной деятельности - конфликт между студентами. Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов, они обусловлены особенностью возраста – формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению. По наблюдениям психологов, путь к лидерству в подростковой среде связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности.

Особенности конфликтов между студентами определяются спецификой возрастной психологии подростков. На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспи-тательного процесса, его организация в конкретном образовательном учреждении. Не маловажным фактором, воздействующим на взаимоотно-шения  обучающихся, является жизненный уклад и существующая соци-ально-экономическая ситуация.

 

 

Второй ведущий

Еще в 1942 г. американский социальный психолог  Мэри Паркер Фоллет указывала на необходимость разрешения конфликтов, а не подавления их. Далеко не все конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно уметь выходить из конфликта. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не несет серьезных потерь. В дальнейшем данный способ разрешения конфликта получил название «сотрудничество».

Принципиальное значение для того, каким способом завершится конфликт, имеет выбор оппонентом стратегии выхода из него.

Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента на его заключительном этапе.

Существует пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации (К. Томас):

1.Соперничество. Соперничество характеризуется активной борьбой ин-дивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для до-стижения поставленных целей: приме-нением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, ис-пользованием зависимости других уча-стников от него. Ситуация восприни-мается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.

Однако в жизни существует много примеров, когда соперничество оказывается эффективным. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, при дефиците времени при высокой вероятности опасных последствий.

 2.Компромисс. При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени. Сегодня компромисс – одна из наиболее часто используемых стратегий завершения конфликтов.

3. Сотрудничество. Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поисках решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.

4. Избегание, уход. Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Речь идет не о разрешении, а о затухании конфликта. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.

5. Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.

 

Третий ведущий

Выбор стратегии выхода из конф-ликта зависит от различных фак-торов. Можно указать следующие:

·личностные особенности оппо-нента;

·уровень нанесенного оппоненту ущерба и собственного ущерба;

·наличие ресурсов, статус оппо-нента;

·возможные последствия;

·значимость решаемой проблемы;

·длительность конфликта.

Универсальным средством разрешения конфликтов являются переговоры. Ими заканчиваются не только межличностные конфликты, но даже международные войны. Для переговоров должны созреть условия. Первое, что необходимо сделать на этом пути в случае возникновения конфликтной ситуации, не отвечать на оскорбления оскорблением, не дать втянуть себя в конфликт. Дайте возможность выговориться провоцирующей стороне. В случае если вы уже втянулись в конфликт, необходимо найти в себе силы и выйти из него в одностороннем порядке. Однако оставлять неразрешенной проблему не следует, необходимо найти причину конфликта и другие его элементы, оценить свои возможности для решения проблемы. После появления благоприятных условий можно искать пути к переговорам, которые следует вести на равных, не ущемляя интересов друг друга. К благополучному исходу в разрешении межличностного конфликта может вести только поведение, направленное на компромисс и сотрудничество.

 

Четвертый ведущий

Профилактика конфликтов – это их предупреждение.

Деятельность по предупреждению кон-фликтов могут осуществлять сами обуча-ющиеся и преподаватели, руководители обра-зовательных учреждений и органы управления ими, психологи. Работа может проводиться по нескольким направлениям:

·создание объективных условий, препят-ствующих возникновению и развитию пред-конфликтных ситуаций (доброжелательное отношение со стороны преподавателей и обучающихся, личный пример педагогов и родителей);

·оптимизация организационно-управленческих условий работы обра-зовательного учреждения (не скупиться на похвалы, одобрение, поощрения);

·устранение социально-психологических причин возникновения конфликтов (создать действующий орган при образовательном учреждении, куда за поддержкой и советом могут обращаться обучающиеся, их родители и педагоги);

·блокирование личностных причин возникновения конфликтов (проведение тренингов, классных часов, методических объединений педагогов).

Профилактика большинства видов конфликтов в образовательном учреждении должна вестись одновременно по всем направлениям.

 

Слово преподавателя

       В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вку-сами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохра-нить душевное, психическое и физическое здо-ровье, нужно научиться предотвращать конф-ликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Для закрепления темы и решения проблемы данного мероприятия предлагается решить практические задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

«Никогда не следует говорить,

вы меня не поняли. Лучше сказать:

«Я плохо выразил свою мысль»…

М. Робер

 

Анкета

Ответьте, по возможности честно и правдиво, на поставленные вопросы:

1.     Ты конфликтный человек?

2.     Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения?

3.     Что ты чувствуешь после того, как выяснил с кем-то отношения?

4.     Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь ли для себя какие-нибудь выводы?

5.     С кем ты чаще всего конфликтуещь?

6.     Что может стать поводом к конфликтной ситуации?

7.     Кто первым пытается разрешить конфликт – ты или другая сторона?

8.     Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?

9.     Меняется ли твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал, или после того как конфликт разрешился, все остается в ваших взаимоотношениях по-прежнему?

10. Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Памятка «Как вести себя в конфликтной ситуации»

 

Любое взаимодействие, любой диалог

        партнеров предполагает

                нахождение «общего языка»,

                                                   который является  результатом

                                                   достижения понимания.

                                                                                 Ю. Хабермас

 

 

 

 

 

                             

 

 

 

·  Сохраняй спокойствие и самоконтроль, когда сердишься.

·  Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

·  Будь доброжелательным, уважительно относись к собеседнику.

·  Имей терпение выслушать собеседника.

·  Спокойно объясни свою точку зрения.

·  Подумай, из-за чего возник спор.

·  Попытайся мысленно встать на место собеседника и понять, какие события привели его в такое состояние.

·  Имей терпимость к слабостям собеседника.

·  Попытаться почувствовать: «А каково было бы мне в том состоянии?».

·  Разреши конфликт мирным путем.

·  Помни, что порой нет правильных и неправильных позиций и ответов.

 

 

 

 

Приложение 3

Тест "Самооценка рационального поведения в конфликте"

После прочтения каждого утверждения решите, свойственно ли вам то или иное поведение.

Оцените свой ответ:

·  1 – полное соответствие вашего поведения по той или иной позиции;

·  2 – для вас не характерно такое поведение.

Тестовое задание:

1. Критически оцениваю партнера.

2. Приписываю ему низменные или плохие намерения.

3. Демонстрирую знаки превосходства.

4. Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру.

5. Игнорирую интересы соперника.

6. Вижу все только со своей позиции.

7. Уменьшаю заслуги партнера.

8. Преувеличиваю свои заслуги.

9. Задеваю “больные точки” и уязвимые места партнера.

10. Предъявляю партнеру множество претензий.

11. Раздражаюсь, перехожу на крик.

Оценка результатов:

Отклонение вправо от показателя 3 по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными навыками рационального поведения в конфликте.

Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы не обладаете достаточными навыками рационального поведения. В этом случае вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

«Прав тот, кто искренен»

А.П.Чехов

 

Расставьте этапы протекания конфликта в правиль­ном порядке.

1.  Начало открытого конфликтного взаимодействия.

2.  Возникновение конфликтной ситуации.

        3.  Развитие открытого конфликта.

        4.  Осознание наличия конфликтной ситуации ее участниками.

        5.  Разрешение конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

«Жизнь в обществе невозможна,

без взаимных уступок»

Дж. Сэмюэль

Решите ситуационные задачи.

Задача 1. Две фирмы одновременно стремятся занять одно и то же помещение для работы. Определите правильную стратегию поведения в данной конфликтной ситуации.

Задача 2. Муж начал злоупотреблять спиртными напитками. Жена не хочет «выносить сор из избы», боится разрушить семью, поэтому делает вид, что ничего не происходит, скрывает ситуацию от родственников и друзей.

Какую стратегию поведения в данной ситуации выбрала жена? Правильно ли она поступает? Как вы считаете, какая стратегия по­ведения здесь наиболее эффективна?

Задача 3. Вы нечаянно толкнули в переполненном транспорте стоящую рядом пожилую женщину, она сделала вам резкое заме­чание. Определите правильную стратегию поведения в данной конфликтной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

«Ничто нам не хочется изменить,

как привычки других людей».

Марк Твен

Решите ситуационные задачи.

Внимательно прочитайте предложенный список пословиц. Данные пословицы отражают определенное отношение к окружающим людям и соответствующее поведение.

Определите к какой стратегии решения конфликтов можно отнести описываемый тип поведения.

Обоснуйте свое решение, дав толкование 3-х или более пословиц.

 

Задача 1.

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.

3. Кто ударит и убежит, тот может драться хоть каждый день.

4. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.

5. Кто спорит – ни гроша не стоит.

6. Лучший способ решать конфликты – избегать их.

7. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

 

Задача 2.

1. Если вы не можете заставить другого думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.

2. Кто сильнее, тот и правее.

3. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

4. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

5. Кто не отступает – тот обращает в бегство

6. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

7. В этом мире есть две породы людей: победители и побежденные.

 

Задача 3.

1.   Мягко стелет, да жестко спать.

2.   Не подмажешь – не поедешь.

3.   Убивай врагов своей добротой.

4.   Добро слово победит.

5.   Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый – ни одной.

6.   Кротость торжествует над гневом.

7.   Если в тебя швырнули камень – брось в ответ кусок ваты.

 

Задача 4.

1. Рука руку моет.

2. С паршивой овцы хоть шерсти клок.

3. Честная сделка не вызывает ссоры.

4. Ты – мне, я – тебе.

5. Кто дарит – друзей наживает.

6. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.

7. Взаимные уступки прекрасно решают дела.

 

Задача 5.

1. Ум хорошо, а два лучше.

2. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все бают.

3. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

4. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин,

которыми обладают другие.

5. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.

6. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

7. Копай и копай без устали – докопаешь до истины.

 

Ключи ответов:

Задача 1: «Избегание» или «уход от конфликта».

Задача 2: «Доминирование» или «Соперничество».

Задача 3: «Приспособление».

Задача 4: «Компромисс».

Задача 5: «Сотрудничество».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Упражнение-притча “Невидимая нить”.

Участникам предлагается  встать в круг. Ведущий заходит внутрь круга и рассказывает притчу.

«Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинная седая борода и волосы, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришёл, но говорили, что раньше он был  обыкновенным человеком, таким как все.

Менялись поколения, а мудрец все жил среди людей. И  они ощущали  себя под его защитой. И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь.  Он обошёл всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько  разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления. «Как  непросто всем уживаться друг с другом»: думал мудрец, «Что бы такое  предпринять?»: размышлял  он.

И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти  добрых сердцем людей и связать их этой чудесной тончайшей нитью.

(Далее ведущий продолжает рассказывать историю, обходя каждого  участника игры и вкладывая ему в руки нить).

«Воистину нить эта была уникальна, совершенно незаметна для че-ловека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими  людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рва-лась.

Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении  оборванные концы связывались вновь.

Такой узелок напоминал о прошлой ссоре.

Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, пе-редавая тайну из поколения в поколение.

Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество  узелков, да и характер его постепенно менялся и становился «узловатый». Но, главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити  к тем, кого он считал близкими и друзьями.

(Ведущий на последнем участнике игры, стоящем в кругу, отрезает нить  и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг).

Дорогие друзья! Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Какова она на ощупь? Гладкая, шелковая, тонкая, прохладная… Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет её на себя. Она натянется и станет «резать» руки. Такие отношения некоторые   называют  «натянутыми». А если, кто-то потянет нить на себя, а кто-то не  станет этого делать? Что  будет, давайте  попробуем….

Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом  положении, а  кто-то совсем в неустойчивом. О таких ситуациях говорят:  «Он тянет одеяло на себя».

Некоторые люди, предпочитают надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать?.. Те, кто сейчас сделал это, наверное, ощутили, как больно нить режет шеюПро такие ситуации люди говорят: «Посадил себе на шею».

Разные эксперименты можно проводить с этой нитью. Собственно, многие люди  посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, натянут  на шею, или вообще отпустят… В нашей команде это недопустимо!

 Не на это рассчитывал мудрец, делая людям чудесный подарок.

Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой  клеточкой  нашего тела.

Нить можно хранить среди ценных вещей и талисманов команды как символ связи между ее членами.

Выводы: Всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение связи помогает установить доверительные отношения в коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительное слово преподавателя

Познав самого себя,

Никто не останется тем, кто он есть»

Томас Манн

Специфика конфликтов между обучающимися среднего профессио-нального образования определяется возрастной психологией; межличност-ные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности образовательного учреждения.

Хорошим средством предупреждения конфликтов служит умение слушать собеседника, поскольку оно является критерием коммуника-бельности. От того, насколько собеседнику предоставлена возможность высказаться, во многом зависят его расположение и доверительность.

Предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает со-хранение нормальных отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.

Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно его раз-решить. Профилактика конфликтов важна, так как она требует меньших за-трат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные де-структивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешен-ный конфликт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационное обеспечение

1.   Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.- Изд-во ЮНИТИ, 2000.- 551 с.

2.   Козырев Г.И.Основы конфликтологии: учебник.- М.: ИД «ФОРУМ»:      ИНФРА-М, 2007.-320с.

3.   Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. — М: — Изд-во «Инфра-М», 1996 .

4.   Монина Г.Б., Лютова - Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство "Речь", 2007.С.40-43.

5.   Педагогическая диагностика в работе классного руководителя/ сост. Н.А.Панченко.- Волгоград: Учитель, 2007.-128с.

6.   Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М.: Наука, 1990.

7.   Шпаргалка по конфликтологии: учебное пособие/ Н.Н. Шаш.-М.: Издательство "Экзамен", 2007.С.55.

8.   http://socyus.ru/navigatsiya/kontseptsiya__upravleniya__m__follett.html.


 

9.   Скачано с www.znanio.ru