Материал к родительскому собранию
«Развитие ребенка 13 лет»
Физическое развитие ребенка
Тело ребенка начинает стремительно меняться. У девочек этот процесс происходит быстрее, у мальчиков – чуть медленнее. Ребенок может очень резко прибавить в росте, масса тела может, как увеличиться, так и снизиться. Начинается половое созревание. У одних детей изменения на физиологическом уровне могут начаться раньше, у других – позже. Из-за того, что тело резко поменялось, у ребенка нарушается координация. Подростки бывают немного неуклюжими, потому что пока только привыкают к своему новому облику.
Интеллектуальное развитие
Ребенок в этом возрасте учится аргументировать, доказывать свою точку зрения, у него активнее развивается абстрактное мышление. Тем не менее, подростки часто живут сегодняшним днем. Они не думают о последствиях своих поступков. Например, могут попробовать курить, хотя знают, как плохо это сказывается на здоровье. Но ребенок не задумывается, что эти последствия коснутся именно его.
Психологическое развитие
Чаще всего ребенок сосредоточен на общении со своими сверстниками. Учеба отходит на второй план. Помимо общения с друзьями может возникать тяга к противоположному полу. Дружба в этом возрасте очень экспрессивна, ее может разрушить любая ссора. В целом ребенок может стать агрессивнее, эмоциональнее. Или, напротив, «уйти в себя».
Основные моменты кризиса в психологии подростка 12-13 лет
Путь от чистого ребенка до подростка. Каждый этап взросления ребенка обладает интересными особенностями. Зачастую родителей пугает такая перспектива неизвестности, их просто шокирует поведение подростка. В некоторых случаях они теряются и не знают, какие действия им предпринять. Поэтому им необходимо знать, какие изменения происходят в организме подростка в 12-13 лет. А также необходимо четко осознавать, чем же отличается психология взрослеющего ребенка в 13 и 16 лет.
Все дело в том, что многие родители не видят в своем ребенке уже взрослого мальчика или девочку, невзирая на их «солидный» возраст.
Изменения у подростков в 12 лет
12 лет – это период активных физиологических и психологических изменений в жизни ребенка. Это может проявляться в виде перенимания чужих манер, чтобы казаться немного старше. Мальчик в 12 лет начинает обращать внимание на свое нынешнее физическое состояние.
Вопрос о том, как он выглядит, обретает для него особую важность. Девочка в этом возрасте начинает активно заниматься своей внешностью. Тут начинаются первые эксперименты с косметикой.
Рассвет подросткового периода
Психология подросткового периода поистине многогранна и порой непредсказуема.
13 лет – это возраст, когда детский организм переживает изменения гормонального фона. Именно поэтому у подростка может происходить быстрая смена настроения. Если мальчик вдруг становится шустрее, резче в суждениях, то это вовсе не значит, что в семье растет «трудный» ребенок.
На самом деле все обстоит иначе. Эти изменения у детей являются вполне нормальным психологическим фактором.
Выросший ребенок начинает интерпретировать себя в качестве взрослого человека, имеющего свои собственные мысли, желания.
Подобное поведение принято считать нормой, несмотря на то, что многие родители от таких перемен начинают паниковать. Это первые шаги детей к предстоящей самостоятельности и отделению от родителей. Конечно же, примириться с этим фактом родителям бывает очень непросто, порой, даже невозможно. Они совершают в этот период непоправимую ошибку, стремясь подавить любые стремления и чаяния ребенка. Это может привести к необратимым последствиям
Подростковая психика очень хрупкая и восприимчивая в этот период, важно, чтобы ребенок вынес из этого какой-то определенный опыт, а не чувствовал себя связанным по рукам и ногам.
13 лет – это период, когда усиливается влечение к противоположному полу, особенно это часто наблюдается со стороны девочек. Мальчик начинает ощущать нечто подобное немного позже, но интерес к противоположному полу у них тоже присутствует.
Все подростки очень самокритичны, их внешность беспокоит их очень сильно, появляется желание быть похожим на их кумира, обладающего идеальной фигурой, шикарными волосами и выразительными глазами.
Девочка раньше начинает предъявлять свои права на свободу, чем подросший мальчик.
Они добиваются этого таким способом, как они этого понимают, начинают проверять на практике, действительно ли имеют место те запреты, которые ставили их родители.
Ребенку уже не скомандуешь «садись за уроки», а с другой стороны пускать ситуацию на самотек тоже не является выходом. Тут главное, что нужно сделать, — создать доверительные отношения с подростком
Совет для родителей: Все, что раньше находилось под строгим запретом, потихоньку отвоевывается ребенком. И это нормально, не стоит пугаться этого.
Это время активных проб и множества ошибок. К сожалению, многие родители глубоко заблуждаются, что могут в этом возрасте что-то запретить.
Закладка всех жизненных ценностей и приоритетов происходит в возрасте от 3 до 5 лет.
Влияние компании на подростка
Именно в это время велико желание подростка подражать своим друзьям, с которыми он находится в тесном контакте.
Чем больше воюют родители со своим подростком дома, тем больше он будет тянуться к тем, кто находится на улице.
Даже очень порядочные взрослые хоть раз пробовали закурить либо выпить в подростковом периоде.
Совет: Важно знать, чем живет ваша девочка или мальчик? Что их связывает с компанией?
Совет родителям: доверие, еще раз доверие. Нужно быть твердо убежденным и выражать то, что вы твердо верите в то, что все неурядицы – это просто случайность, ваш мальчик знает, как вести себя правильно в данной ситуации
Если вы будете паниковать и прокручивать в голове самые страшные сценарии, то ваш ребенок неосознанно может оправдать ваши худшие ожидания. Такова психология детей, от нее никуда не денешься, через этот период проходят все.
Подростковый период у детей существует с целью выработки необходимого жизненного иммунитета – попробовать многое, чтобы сделать правильный выбор.
Это период, когда у детей наблюдается разочарование в их родителях, присутствует непонимание. Именно тогда и создаются основные жизненные ценности, которые сопровождают человека всю жизнь.
Подростки стараются сделать все наперекор родительской воле, активно выражая свою надуманную независимость.
Совет: Родителям на этот период придется запастись терпением.
Подросток в этот период испытывает скрытую потребность в одобрении и поддержке со стороны родителей. Именно в этот период у подростков наблюдаются пониженная самооценка, принятие и оценивание самих себя, низкая значимость для самих себя.
Первые проявления личности
Здесь самое главное зависит не от того, как подросток учится в школе, а от того, какими способами он сможет утвердиться в собственном дворе.
Подросток начинает активно отстаивать свои позиции в классе и во дворе.
Основной деятельностью в этот период является общение. От того, как он утвердится среди сверстников, зависит его дальнейшее положение в обществе. Он все больше времени проводит со сверстниками.
Начинается перераспределение ролей в обществе, заучки не пользуются должным уважением, в обществе начинается распределение ролей на лидеров, козлов отпущения, нейтральных лиц. Ими движет желание получить признание своих сверстников, быть похожими на них, но в то же время они хотят выделяться среди них.
У детей этого возраста проявляется конфронтация во время сотрудничества со взрослыми, что приводит ко многим инцидентам во время взаимодействия. Мнение остальных ребят о подростке является главной мотивирующей силой для дальнейшей работы над собой.
Мальчишки начинают самоутверждение за счет дружбы с более взрослыми подростками, употребления жаргонов, курения, вызывающей одежды, проявления грубости, дурашества либо чрезмерной услужливости более сильному.
Совет родителям: для вас очень важно в это время перестроить отношения со своими повзрослевшими детьми от родительского авторитета, всеобщего послушания, к дружественным, партнерским отношениям.
Иначе от своих детей ничего, кроме вечного противостояния и войны ожидать не стоит. Взрослые должны проявить чуткость и предупредительность в своих действиях, нужно избегать необдуманных срывов гнева и агрессии на своего ребенка, даже если он сам раздул конфликт из-за расхождения во взглядах. Помогая ребенку справиться с трудностями, не ругайте обидчиков, а постарайтесь выяснить, почему он в такой ситуации оказался.
Главное — наладись с подростком доверительные отношения
Совет: Наибольший комфорт в этот период будет ощущаться у детей, выросших в семьях, где дети избавлены от чрезмерной родительской опеки, в отношениях ощущается тепло и понимание вместе с ясными, совместно прорабатываемыми правилами, строгим контролем над их выполнением.
Родители имеют право контролировать выбор профессии и дополнительных занятий их ребенка, а эстетические предпочтения могут исходить от сверстников. Предоставьте это им.
Совет: ни в коем случае не ставьте себя выше своего ребенка, избегайте высокомерия при общении с ним, тогда и пережить этот период будет намного легче.
Первое, что нужно понять и принять: ребенок вырос. Он уже не так явно нуждается во взрослом, как младенец, но по-прежнему созависим со старшими. Это его и напрягает. Также как и изменения в организме, естественные признаки взросления, социальные отношения с одноклассниками и масса других проблем.
Задача взрослого на данном этапе – помочь, а не усугубить
В суете детского возраста многие родители полностью отдаются жизни ребенка. Общие прогулки, общие занятия, общее время. Пора разделиться. И вспомнить о себе. Это обеспечит два приятных момента:
1. появится довольство собой – внешним видом, новыми знакомыми, хобби, увлечениями;
2. уменьшится акцентирование на ребенке – снизится частота ссор, в доме настанет более мирная и приятная атмосфера.
Дополнительный бонус: довольные и увлеченные родители – пример восхищения и подражания любого подростка!
Если учитесь общаться с подростком, то первым делом запомните это правило. Дыхание. В начале любого разговора нужно физически глубоко вдохнуть. Обязательно.
При этом неважно, назревает ругательная беседа или лирическое общение – просто вдох. А потом диалог. Зачем? Насыщение мозга кислородом даст заряд позитива и поможет реагировать без раздражения на разные мелочи и оговорки.
Но принять выросшее чудо – прямая обязанность любого родителя. Любым.
Да, колючий. Да, резкий. Да, хочет дреды и татуировку. Но это его становление и развитие. И яркость жизни сейчас ощущается особенно сильно – даже без всяких сфер жизненного баланса.
Поэтому просто принимайте и поддерживайте – «и в горе, и в веселье».
Подросток хочет видеть во взрослом партнера. Который принимает, понимает и одобряет его. И главное, который всегда поможет. Это может выражаться в любых мелочах. Например, приходит ребенок домой и просит: «Мама, налей мне чаю, пожалуйста». Он может и сам, но ему важно участие мамы даже в этом мелком жизненном моменте.
Конечно, это не значит, что надо срываться и бежать к подростку по первому требованию. Но выполнять некоторые его желания можно и нужно.
Приятный бонус: при наличии поддержки в мелочах, ребенок, возможно, не станет опускаться до категоричного поиска внимания. А это значит, ест шанс избежать требований «хочу пирсинг на лице», «дырку в ухе», «зеленые волосы по всему телу».
То, что это любимый ребенок, ваш ребенок, нужно напоминать себе постоянно. Особенно, когда начинаются проблемы и подросток не хочет общаться с родителями. Общаться он не хочет не потому, что родители плохие или не нужны. Нет.
Просто в данный момент времени для него важнее другое: новый фильм, высказывание одноклассника, потребность в одиночестве или творчестве.
Почему нужно вспоминать именно о любви? Потому что любимому человеку мы готовы многое прощать – даже безделье и безынициативность. Так и тут. Просто любите, понимайте и по возможности прощайте мелкие прегрешения.
Подростковый возраст тем и хорош, что можно обсуждать все. Своего начальника и роман подчиненных на работе. Финансовые отношения с банками и смешные события на улице. Почему это нужно делать именно взрослым? Чтобы сохранить связь с ребенком.
На ваш вопрос «как прошел день», ответ в лучшем случае будет «нормально». Потому как свое мнение на события подросток ваш уже высказал там, где хотел, и тем, кому хотел. Повторяться у него нет желания. И не ждите тут волшебного рецепта, как общаться с сыном или дочкой подростком.
Лучше расскажите про ваш день и ваши события. Это даст понять подрастающему ребенку, что в доме рады любым обсуждениям. И его услышат сразу, как он этого захочет.
Бонус: опосредовано через рассказы можно ненавязчиво формировать мнение подростка по разным темам, высказывать негативные и позитивные реакции на разные события. То есть воспитывать.
Это самый классный и интересный пункт.
Суть его такова: интересы родителей ребенок изучал до своих лет 10-12. Сейчас у него формируются собственные. И само-то родителям ими заняться.
Пусть дочь или сын расскажет о тенденциях музыки и научит играть вас, родителей, на гитаре. Или увлечет хоккеем. А, может, вы вместе начнете играть в компьютерную игру.
Новая растущая и развивающаяся личность – это же так здорово! Так ищите точки соприкосновения, и в семье не будет разлада.
Приятный бонус: можно открыть для себя действительно что-то классное и удивительное.
Всегда. Безоговорочно.
Дома можно отдыхать, психовать, беситься, смеяться и плакать. Никто не осудит, не наругает, не накажет. Дом – это тыл, куда всегда можно прийти.
Это должен знать и понимать каждый подросток, а задача родителей поддерживать это понимание максимально возможное время.
Всегда давать чуть больше самостоятельности, чем надо. Это поможет избежать насильственного расширения горизонтов и массы проблем.
Пусть мама/папа предложат сделать на лето ирокез, самостоятельно доехать до другого города к бабушке или починить сложную технику. Чем больше возможностей дается подростку, тем меньше он требует и митингует.
Как общаться с подростком? Сложно? Нет. Если делать все осознанно, вдумчиво и понимать: данный вредный и тяжелый возраст когда-нибудь закончится!
Сначала рассмотрим неправильный путь. Как действуют родители обычно?
Ставят временные рамки: «Играешь час и не больше!»
Напоминают о времени: «Через 10 минут выключишь».
Принудительно выключают при нарушении оговоренных сроков.
Итог такой политики весьма плачевен: родители взвинчены, дети психуют. И при этом все – заметьте все – хотят найти мягкий вариант решения проблемы. Чтобы отрыв от игры – на телефоне, планшете или компьютере – происходил безболезненно и быстро.
Неужели нет такого варианта? Он есть. Но для понимания метода нужно чуть-чуть вникнуть в природу гаджетов.
Компьютеры – самый простой способ получения эмоционального удовольствия.
Вместе с героем игры, фильма, сюжета видеоролика мы перемещаемся в миры, полные приключений и интересных событий. Сопереживание персонажам и виртуальная среда способствуют быстрой выработке гормона дофамина, отвечающего за удовольствия.
Экраны действую гипнотически. Мы кайфуем, погружаясь в интересные нам события. И вырываться из этого мира в реальную повседневность, полную дел, забот и задач, просто не хочется.
Зависимость от гаджетов формируется на химическом уровне. Выработка дофамина снимает стресс, вызывает удовольствие. Как только экран гаснет, уровень дофамина резко падает. И это создает сильнейший дискомфорт, иногда даже ощущаемый физически.
Резкое снижение уровня гормона и приводит к той резкой реакции, которую мы порой наблюдаем у детей, подростков, взрослых.
И так как вопрос упирается в физиологию, очень часто советы психологов, как оторвать ребенка от компьютера, просто напросто не работают.
Так как оторвать ребенка от телефона, компьютера, планшета
Способ, как оторвать сына от компьютера, подсказала Изабель Филльоза. Изабель Филльоза – клинический психолог, постоянно работающий над тем, чтобы у родителей и детей были мирные и комфортные отношения.
Вот что она предлагает для спокойного выхода из виртуального пространства:
1. Войдите в мир ребенка. Не говорите о просроченном времени и необходимости погасить экран, а станьте участником. Сядьте рядом – посмотрите игру, программу на телевизоре, ролик на Ютубе. Недолго. Можно всего полминуты.
2. Задайте вопрос. Любой, но касающийся событий на экране. Можно общего плана. Можно конкретный. Это привлечет внимание ребенка, вынудить его отвечать. Иногда первый вопрос бывает не услышанным. Это нестрашно. Просто побудьте рядом еще минутку и продублируйте свой интерес.
3. Выведите ребенка в реальный мир. Разговором. Пока будет идти диалог, связь с виртуальной реальностью ослабнет. Снижение дофамина произойдет плавно – без конфликта, истерики.
4. Напомните о договоренности. Когда мост между реальностью и виртуальностью построен, очень просто выключить компьютер, телевизор или планшет. Более того, дети иногда даже сами проявляют инициативу.
5. Проведите оставшееся время с пользой.
Вот так просто можно оторвать человека от телефона, игры на компьютере или телевизионной программы. Попробуйте. Это работает!
Тест: «Какой Вы родитель?»
Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.
Вопросы |
Баллы |
ВАШ ОТВЕТ |
1. Сколько раз тебе повторять? |
2 |
|
2. Посоветуй мне, пожалуйста. |
1 |
|
3. Не знаю, что бы я без тебя делала. |
1 |
|
4. И в кого ты только такой уродился?! |
2 |
|
5. Какие у тебя замечательные друзья! |
1 |
|
6. Ну на кого ты похож(а)? |
2 |
|
7. Я в твои годы... |
2 |
|
8. Ты моя опора и помощник(ца). |
1 |
|
9. Ну что за друзья у тебя? |
2 |
|
10. О чем ты только думаешь?! |
2 |
|
11. Какая (какой) ты у меня умница! |
1 |
|
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? |
1 |
|
13. У всех дети, как дети, а ты... |
2 |
|
14. Какой ты у меня сообразительный(ая)! |
1 |
|
Подсчитайте общее количество баллов.
От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
От 8 до 10 баллов. Намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11 баллов и выше. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Конечно, Вы понимаете, что это лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой Вы родитель, не знает никто лучше Вас самих.
………………………………………………………………………………………………………………………………
Анкета для родителей «Хорошие ли вы родители»
На вопросы этого теста нужно отвечать: «да», «нет», «не знаю».
1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.
2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.
3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.
4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.
5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.
6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.
7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас.
9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.
10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).
12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.
13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.
14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.
15. У вас конфликты с собственным ребенком.
За каждый ответ «да» на вопросы: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14,
а также «нет» на вопросы: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 ----- получаете по 10 очков.
За каждые «не знаю» получаете по 5 очков.
100 - 150 очков
Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка.
50-99 очков
Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.
0-49 очков
Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.