Материал к занятию по внеурочной деятельности "Мой гений-Леонардо да Винчи"

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 27.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Задание Мой гений.docx

       Термин «гениальность» употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности, предполагая врожденную предрасположенность к продуктивной деятельности в той или иной области и достижение выдающегося результата. Гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, он связан с созданием качественно новых творений. Четко разграничивает гении и таланты формула: «Гений делает то, что должен, талант ‑ то, что может».

       По Бюффону, гениальность заключается в необычайной мере выдержки. Уордсворт определил гениальность как акт обогащения интеллектуального мира каким-то новым элементом. Гете утверждал, что исходной и завершающей особенностью гения является любовь к истине и стремление к ней. Согласно Шопенгауэру, сутью гения является способность видеть общее в частном и беспрестанно "влекущее вперед изучение фактов, чувство подлинно важного. По Карлейлю, гениальность – это, прежде всего, необычайная способность преодолевать трудности. По Рамон-и-Кахалю ‑ это способность в период созревания идеи к полному игнорированию всего, не относящегося к поднятой проблеме, и доходящая до транса способность концентрации. По В.Оствальду ‑ это самостоятельность мышления, способность наблюдать факты и извлекать из них правильные выводы. По Люкка: «Если оценивать продуктивность объективно, а именно как превращение налично существующего в ценность, как превращение временного в вечное, то гениальность идентична наивысшей продуктивности, а гений ‑ продуктивен непрерывно, потому что именно творчество является его сущностью, именно превращение слова в дело» (по 19). Следовательно, решающую роль в повышенной творческой отдаче играет вовсе не сверхнормальное дарование, а повышенное стремление к реализации, очень сильная установка, ведущая к непрерывным поискам самого себя. Гении нередко долго не находят ту область, в которой они наиболее одарены.

       Согласно определению оксфордского словаря, гений ‑ это природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему воображения, оригинального мышления, изобретения или открытия. Таким образом, главным в феномене гениальности оказывается повышенный тонус, способность концентрации, мощность жизненных сил.

       Мое видение конкретного образа гения установилось достаточно давно. Для меня это величайший представитель Итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. Он был величайшим гением, одинаково талантливым во всех областях науки и искусства, которыми занимался. Художник и писатель, музыкант и скульптор, анатом и архитектор, изобретатель и философ – все это Леонардо да Винчи. Сегодня такой разброс интересов кажется удивительным. И действительно, такие гении, как Леонардо, рождаются даже не раз в столетие, а еще реже.

       Леонардо да Винчи появился на свет 15 апреля 1452 года в селении Анкиано в окрестностях городка Винчи, что неподалеку от Флоренции. Собственно, «да Винчи» это и означает «из Винчи». Он был сыном 25-летнего нотариуса Пьеро ди Бартоломео и его возлюбленной крестьянки Катерины. Таким образом, Леонардо родился не в браке – жениться на простой крестьянке нотариус не собирался. Первые годы детства Леонардо провел с матерью. Его отец Пьеро тем временем женился на богатой девушке своего круга. Но детей у них не было, и Пьеро решил забрать трехлетнего Леонардо на воспитание. Так мальчика навсегда разлучили с матерью.

       Через десять лет умерла мачеха Леонардо. Отец, оставшись вдовцом, женился повторно. Он прожил 77 лет, имел 12 детей, был женат четыре раза. Что касается юного Леонардо, то Пьеро сначала пытался приобщить сына к профессии правоведа, но отрок был к ней совершенно равнодушен. И отец, в конечном итоге, смирился и отдал 14-летнего Леонардо в мастерскую Верроккьо подмастерьем к художнику.

      Мастерская находилась во Флоренции – тогдашнем центре наук и искусств, культурной столице Италии. Именно здесь Леонардо да Винчи постигал не только основы изобразительного искусства, но и гуманитарные и технические науки. Юноша интересовался рисованием, скульптурой, черчением, металлургическим делом, химией, изучал литературу и философию. В мастерской Верроккьо, кроме Леонардо, обучались Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, часто бывал Боттичелли. Пройдя курс обучения, в 1473 году 20-летний Леонардо да Винчи был принят мастером в Гильдию Святого Луки.

       Таким образом, основной профессией Леонардо все же можно считать изобразительное искусство. Он занимался им всю жизнь, и именно рисование было основным источником средств к существованию.

       Двадцати лет от роду Леонардо стал работать самостоятельно. Кроме очевидного таланта к живописи и скульптуре, он обладал широким кругозором в гуманитарных и естественных науках, отличался прекрасной физической подготовкой – умело фехтовал, демонстрировал большую силу. Но во Флоренции, которая была перенасыщена талантливыми людьми, Леонардо не нашлось места. Несмотря на таланты Леонардо, правивший в городе Лоренцо Медичи имел других любимых художников. И Леонардо да Винчи отправился в Милан.

       Именно в Милане прошли следующие 17 лет жизни великого художника, здесь он превратился из юноши в зрелого мужа, приобрел широкую известность. Леонардо разработал звуковые и технические спецэффекты представлений двора герцога Лодовико Моро, придумал художественную составляющую театрализации, изобрел механизм вращающейся сцены. Гений да Винчи настолько уникален, что ко двору пришлись его песенные и музыкальные импровизации (он не знал нот и играл на слух), он сочинял басни, выступал с бестиариями и «пророчествами», баловал публику фокусами, загадками и шарадами собственного сочинения. Интересно, что здесь да Винчи реализовался и как изобретатель и инженер. Так, по поручению миланского герцога Лодовико Моро он занялся прокладкой водопровода и канализации. Затем да Винчи начал работать в монастыре Санта Мария делле Грацие над фреской «Тайная вечеря». Это была одна из самых удачных его работ.

       Интересной работой была и скульптура, изображающая всадника – герцога Франческо Моро, отца Лодовико. Эта статуя, к сожалению, не сохранилась до настоящего времени. Но есть рисунок да Винчи, по которому можно представить себе, как она выглядела. В 1513 году да Винчи приехал в Рим, участвовал в росписи Бельведерского дворца, а затем перебрался во Флоренцию. Здесь он расписывал палаццо Веккио.

       Очень интересны революционные для своего времени идеи Леонардо да Винчи, каждую из которых можно назвать гениальным футуристическим проектом. Так, Леонардо да Винчи разработал концепцию витрувианского человека, опираясь на пропорции римского механика Витрувия. Эскиз да Винчи сегодня узнаваем во всем мире – он изображает серьезного мужчину с идеальной мускулатурой.

       Еще одно гениальное изобретение Леонардо – самодвижущаяся повозка. Еще тогда, более пятисот лет назад, да Винчи задумывался о том, как создать транспортное средство, которое бы перемещалось самостоятельно, без помощи лошадей, мулов или ослов. И разработал конструкцию деревянного «протоавтомобиля», который двигался за счет взаимодействия пружин с колесами. Уже в наше время по чертежам Леонардо инженеры воссоздали точную копию повозки и увидели, что она действительно способна ехать самостоятельно.

       Именно Леонардо впервые пришла идея разработать некий прототип современного вертолета. Конечно, конструкция вряд ли могла бы подняться в воздух, но это не умаляет смелости научного поиска автора. Управлять подобной машиной должна была команда из четырех человек. Не менее впечатляют и разработки парапланов с хлопающими крыльями. Для да Винчи полет человека над землей был настоящей мечтой, и он надеялся, что кто-нибудь ее осуществит. Прошли столетия, и то, что казалось невероятным в XVI веке, осуществилось. Человек полетел не только в небо, но и в космос, появились не только парапланы, самолеты и вертолеты, но и космические корабли.

       Большой интерес Леонардо да Винчи проявлял и к строительству, к городской архитектуре. В частности, он разработал концепцию двухуровневого города, который должен был быть более удобным для жизни и чистым, чем современные художнику итальянские города. Кстати, когда да Винчи жил в Милане, Европу поразила эпидемия чумы. Страшная болезнь была вызвана, в том числе, и колоссальной антисанитарией в тогдашних европейских городах, поэтому да Винчи и задумался о проекте более совершенного города. Он решил создать два уровня города. Верхний предназначался бы для наземных и пешеходных дорог, а нижний – для грузового транспорта, который бы выгружал товары в подвалы домов и лавок. Таким образом, да Винчи предвосхитил идеи современных урбанистов.

       Кроме того, хотя Леонардо да Винчи никогда не имел отношения к вооруженным силам, он, как и многие передовые изобретатели и мыслители своего времени, задумывался и над тем, как улучшить действия войск, морского флота. Так, Леонардо разработал концепцию вращающегося моста. Он считал, что именно такой мост будет оптимальным для быстрого передвижения. Мост из легких и прочных материалов, прикрепленных к канатно-роликовой системе, позволит войску быстрее передвигаться и разворачиваться в необходимом месте.

       Знаменит и проект скафандра для ныряния. Леонардо да Винчи жил в эпоху Великих географических открытий. Многие знаменитые путешественники того времени были его земляками – выходцами из Италии, а итальянские города Венеция и Генуя «держали» средиземноморскую морскую торговлю. Да Винчи разработал подводный костюм из кожи, который был соединен с тростниковой дыхательной трубкой и колокольчиком, находившемся на поверхности воды. Примечательно, что модель скафандра включала даже такую пикантную деталь как мешочек для сбора мочи – изобретатель заботился о максимальном комфорте ныряльщика и предусматривал даже самые тонкие нюансы погружения под воду.

       Все мы пользуемся в жизни штопором. Но разработан этот безобидный предмет кухонной утвари был совершенно с другими целями. Леонардо да Винчи придумал некий прообраз торпеды, которая должна была вкручиваться в обшивку корабля и пробивать ее. Это специфическое изобретение да Винчи полагал использовать в целях подводных сражений.

       В 1502 году Леонардо да Винчи создал чертеж, на котором, по мнению многих современных историков, изображен некий прообраз подводной лодки. Но этот чертеж не был подробным, и изобретатель, по его собственному признанию, избежал подробностей вполне сознательно. Леонардо, бывший гуманистом, написал рядом с чертежом, что не публикует метод создания приспособления, с помощью которого люди получат возможность длительного нахождения под водой, для того, чтобы некие злобные люди не занялись бы «предательскими убийствами на дне морей, разрушая корабли и топя их вместе с командой». Как видим, да Винчи предугадал появление подводного флота и его использование для атак на надводные корабли и суда.

       Был у Леонардо и чертеж некоего подобия современного танка. Конечно, это не танк, но специфическая боевая повозка. Круглую и закрытую со всех сторон повозку приводили в движение семь членов экипажа. Сначала да Винчи полагал, что двигать повозку могут лошади, но затем он понял, что люди, в отличие от животных, не испугаются замкнутого пространства. Главной задачей такой боевой повозки было наступление на противника с целью давить и расстреливать его из мушкетов, расположенных по всей окружности повозки. Правда, как и в случае с подводной лодкой, этот проект Леонардо да Винчи тоже остался лишь на бумаге.

       Нельзя не вспомнить и эспрингаль – «попрыгун». Это  устройство, напоминающее катапульту, работающую по принципу скрученной резинки. Однако, при всей гениальности да Винчи, это его изобретение серьезно уступало старинной римской катапульте.

       Еще один проект да Винчи в сфере вооружения – знаменитый пулемет. Он был разработан Леонардо потому, что стрельба из огнестрельного оружия в то время требовала постоянной перезарядки стволов, которое отнимало очень много времени. Для того, чтобы избавиться от этой досадной необходимости, Леонардо придумал многоствольное орудие. По задумке изобретателя, оно должно было стрелять и перезаряжаться практически одновременно.

       Последние годы жизни Леонардо да Винчи прошли во Франции. Король Франции Франциск I, ставший покровителем и другом художника, в 1516 году пригласил да Винчи поселиться в замке Кло-Люсе, рядом с королевским замком Амбуаз. Леонардо да Винчи был назначен главным королевским художником, архитектором и инженером Франции и получил ежегодное жалование в тысячу экю.

       Таким образом, под конец жизни художник добился официального титула и признания, пусть и в другой стране. Наконец он получил и возможность спокойно мыслить и действовать, пользуясь финансовой поддержкой французской короны. И королю Леонардо да Винчи платил заботой о королевских празднествах, планированием нового королевского дворца с изменением речного русла. Он проектировал канал между Луарой и Сеной, спиральную лестницу в замке Шамбор.

       Судя по всему, в 1517 году у Леонардо да Винчи произошел инсульт, в результате которого онемела правая рука. Художник с трудом передвигался. Последний год жизни он провел в постели. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи скончался, окруженный своими учениками. Великого Леонардо похоронили в замке Амбуаз, а на могильной плите выбили надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

      Личность Леонардо да Винчи всегда привлекала к себе внимание ученых, в том числе и психологов. Это был красивый высокий брюнет с карими глазами, поджарый, грациозный, обладавший недюжинной силой (мог распрямлять железные оковы). Исследователи пытались сквозь толщу времени рассмотреть черты характера этого «универсального человека» Возрождения, среди которых можно назвать осторожность, остроумие, наблюдательность, скрупулезность, замкнутость, дипломатичность, немногословность, чувство юмора, жажда знаний, интуиция, склонность к одиночеству, зависимость от сильных мира сего, умение продавать свой талант не без возможности блефовать, периодическая бесшабашность, музыкальность, ограниченное милосердие, брезгливость. Многочисленные исследования подтверждают наличие у гения уникального физического здоровья и… психических аномалий.

       Исследуя детство Леонардо да Винчи, ученый Валентин Бадрак предполагает: «Из-за того, что отец не проявлял подлинного интереса к сыну, а связь с матерью, скорее всего, также напрочь отсутствовала, Леонардо рос духовно обделенным, слаборазвитым и исключительно замкнутым ребенком с целым комплексом психологических проблем». Не поэтому ли разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать ее образ в своих шедеврах?
Когда 14-летний Леонардо работал подмастерьем в мастерской скульптора
Верроккьо, в силу своей любознательности он часто отвлекался от начатого дела, производя впечатление некоторой разбросанности. Юношу да Винчи знали как «красавца-экстраверта, который своей манерой одеваться бросал вызов строгим культурным нормам. В то время, как большинство мужчин того времени предпочитали темные плащи, Леонардо носил яркие короткие туники». Рядом с Леонардо почти никогда не было женщин, а в его записных книжках нет ни одного упоминания о дружеских или иных отношениях с женщиной. Зато о гомосексуальных отношениях да Винчи писалось неоднократно.

       Вызывает интерес тот факт, что Леонардо писал левой рукой справа налево. По-видимому, у него не было типичного для абсолютного большинства людей доминирования левого полушария над правым. Оба полушария были развиты одинаково, возможно, это и обеспечило достижения да Винчи как в науке, так и в искусстве.
В рукописях Леонардо встречаются многочисленные сокращения, загадочные словосочетания и многостраничные записи, напоминающие шифровки, многие из которых остаются неразгаданными и по сей день. Зашифрованные записи можно попробовать прочесть в зеркальном отражении, в конструкторских чертежах исследователи обнаружили намеренные ошибки. Ученые предполагают, что, будучи очень подозрительным человеком, да Винчи всегда опасался, что его идеи украдут, используют и таким образом отнимут у него славу и материальный успех.  

       Характер уже ставшего знаменитым Леонардо да Винчи окружающие считали очень странным. Например, он не выказывал никаких эмоций ни по какому случаю, был до неправдоподобности равнодушен и ко всему, что принято считать добром, и ко всему, что принято считать злом, то есть в своих проявлениях напоминал заводную куклу, но никак не живого человека. Так что Леонардо недаром считался загадочным человеком, склонным к сознательному одиночеству. Никогда не ел мяса – считал несправедливым отнимать жизнь у божьих созданий. Когда у мастера появлялись деньги, он шел на базар, скупал там всех певчих птиц и выпускал на волю. И этот же мягкосердечный человек мог спокойно смотреть на мучения казнимых преступников и зарисовывать их конвульсии! Во второй половине своей жизни Леонардо стал уже настолько нелюдимым, а его одиночество и эгоцентризм настолько острыми, что он не мог жить в согласии с окружающим миром. Профессор искусствоведения Л. Ю. Лиманская считает, что «неустанная жажда исследования у Леонардо – это результат его необыкновенной способности к сублимации. Анализируя особенности дневниковых записей, ошибок, оговорок, помет, Фрейд приходит к выводу, что отсутствие матери и недостаточность отцовского авторитета перенесла часть либидо в интеллектуально-познавательное русло».

       Ни одного из своих трактатов Леонардо не завершил, ни одной из замышленных энциклопедий не составил. Нет свидетельств, что хотя бы одно из множества изобретений было «внедрено» при его жизни. Многие картины остались незаконченными, другие дописывались учениками, а фрески начали разрушаться еще на его глазах из-за неудачных экспериментов с красками. Поэтому список начатых и брошенных работ Леонардо впечатляет больше, чем список его завершенных творений.

       Он всегда работал медленно и основательно, что раздражало его заказчиков. Знаменитый «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», который является достопримечательностью парижского Лувра, Леонардо писал четыре года. Этот «непревзойденный шедевр», которым публика восхищается более четырехсот лет в парижском Лувре, также имеет свои загадки, и версий о ней существует немало. Одна из них – это изображение молодой беременной женщины, другая – матери художника, третья – собирательное изображение женских и мужских образов, четвертая – попытка Леонардо нарисовать себя так, если бы он был женщиной, пятая – женщина без бровей и ресниц – представительница древнейшей профессии. Помимо личности этой женщины, не меньший интерес для исследователей представляет ее улыбка. Это одна из самых горячо обсуждаемых тем как в научном сообществе, так и среди обычных поклонников творчества да Винчи. Действительно ли она ухмыляется над своим портретом? Или, быть может, Леонардо да Винчи рассказал ей забавную шутку, которая заставила ее улыбнуться? Или она была просто очень жизнерадостным человеком? А, возможно, у нее просто очень высокий уровень холестерина? 

       По типу темперамента Леонардо да Винчи стоит ближе к сангвиникам. Его поступки всегда были обдуманны, чаще он был жизнерадостен, благодаря чему его сопротивляемость трудностям жизни была высокой, так же высокой была работоспособность. Как видно из приведенных выше фактов жизни, Леонардо продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных ему дел. В противном случае он становился вялым, скучным, отвлекался. Легко вступал в контакты, был очень общительным,  но не отличается постоянством. Леонардо да Винчи обладал гибкостью мышления, высокой переключаемостью внимания.

       В образе великого гения эпохи Возрождения часто прочитывалась двойственность: незаметный и акцентированный одновременно. Он мог быть случайным и благородным, не надоедать, но быть близко, быть независимым, но соблюдать массу условностей, служить, но быть человеком свободной профессии. Да Винчи любил удивлять и быть неожиданным. Во всем любил отгадки, разрядки, эффекты, внезапность, появление чего-то из шляпы фокусника и обходился минимумом научной и прочей доказательной базы. Имел склонность во всем создавать системы, классифицировал все, что ему только попадалось на глаза или под руку: растения, уродов, мышцы, блюда праздничного стола… Сам того не ведая, нуждаясь в энциклопедии, он ее рождал, без мысли и надежды довести до ума, но так ему было проще - создать мир и описать его в картинках для памяти и порядка. Он рекомендовал (это был редчайший случай его искренности и прямого, незавуалированного высказывания) вглядываться в пятна, в плесень на стене, в клубы дыма, отпускать воображение и фиксировать фантазии, и сам так делал. Леонардо да Винчи не участвовал в соревнованиях: не мог допустить, что не выиграет, еще больше не хотел проиграть «низким» людям, а такими считал всех, находя для этого специальные основания. Себя считал человеком без места, "откуда-то", «всегда другим".

       Леонардо посвятил жизнь царственному капризу: никогда не делать того и тогда, чего и когда от него ждут. И это не только про нарушаемые сроки всех работ, придумывание одного, непрошенного, но развлекающего, вместо другого, на что был уговор. Его ритм непредсказуем, он прогуливается мимо, делает пару мазков картины или стоит рядом, отвернувшись; работает часами подряд или, не слишком отнекиваясь, забывает, как собирался вернуться…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     Леонардо да Винчи. Универсальный гений эпохи Возрождения. https://yandex.ru/turbo/topwar.ru/s/157511-leonardo-da-vinchi-universalnyj-genij-jepohi-vozrozhdenija.html (дата обращения: 04.10.2021)

2.     Кроль Л. Леонардо да Винчи. Реконструкция психологического портрета. https://kl-acc.livejournal.com/206882.html (дата обращения: 04.10.2021)

3.     Машура И. Леонардо da Vinci. Психологический портрет. https://proza.ru/2012/10/03/1050 (дата обращения: 04.10.2021)

4.     Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология. https://kpfu.ru/portal/docs/F_781190753/Nartova_Bochaver_Differencialnaya.psikhologiya.doc (дата обращения: 04.10.2021)

5.     Флорентийский гений Леонардо да Винчи. https://diletant.media/articles/45255194/ (дата обращения: 04.10.2021)

6.     Шувалов А. Леонардо да Винчи. Универсальный человек https://www.psyh.ru/leonardo-da-vinchi-universalnyj-chelovek/ (дата обращения: 04.10.2021)


 

Скачано с www.znanio.ru