Материал для подготовки к ОГЭ
Оценка 5

Материал для подготовки к ОГЭ

Оценка 5
Раздаточные материалы
doc
русский язык
9 кл
08.11.2018
Материал для подготовки к ОГЭ
Данный готовый материал для подготовки учащихся к итоговой аттестации в 9 классе. В нём содержатся тексты вариантов для задания С 15.2. Учащиеся смогут проверить свои знания и закрепить их на практике, написав сочинение-рассуждение. Этот материал ,несомненно, послужит для успешной сдачи экзамена.
Тексты для С15.2..doc
Фотогpафии. (I)Мы жили далеко от дома, я и моя ceстренкa, которой было шесть лет. (2)Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил cecтpeнкy в нашу холодную спальню, сажал на кpовaть и доставал конвертик с фотографиями. (3)­ Смотри, Люда, вот наша мама. (4)Она дома, она сильно болеет. (5)­ Болеет.... ­ повторяла девочка. (6)­ А это папа наш. (7)Он на фронте, фашистов бьет. (8)­ Бьет... (9)­ Вот это тетя. (10)У нас неплохая тетя. (11)­ А здесь? (12)­ Здесь мы с тобой. (13)Вот это Людочка.(14)А это я.. (15)И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я. Людочка и я...» (16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бежать из детдома куда­нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.  (21)­ Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка.   (22)­ А мама? (23)­ Мама? (24)Где же мама? (25)Наверное, затерялась...(26)Но я потом найду. (27)3ато смотри, какая у нас тетя. (28)У нас очень хорошая тетя. (29)Шли дни, месяцы. (30)В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша  принесла маленький листок. (31)Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. (32)И что­то коченело в животе. (33)Два  дня я не приходил к сестренке. (34)А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.  (35)­ Вот наша тетя. (36)Посмотри, какая у нас удивительная тетя! (37)Просто замечательная тетя.(38)А здесь Людочка и я. (39)­ А где же папа? (40)­ Папа? (41)Сейчас посмотрим. (42)­ 3атерялся, да? (43)­ Ага. (44)3атерялся. (45)И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза: (46)­ Насовсем затерялся? (47)Шли месяцы, годы. (48)И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (49)Нас обошли с тетрадкой и  спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников.(50)А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в  бумаги, правленые карандашом: (51)­ Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников.(52) Мы оставляем и тебя с сестренкой. (53)Мы  написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. (54)Она, к сожалению… (55)Мне зачитали ответ. (56)В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. (57)Ребята готовились в Москву. (58)Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. (59)Мы разглядывали фотографии. (60)­ Вот Людочка. (61)А вот я. (62)­А еще? (63)­ Еще? (64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66)И меня много. (67)Ведь нас очень много, правда?                                                                                                                                                                (По А. Приставкину) C15.2 Напишите сочинение­рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Ведь нас очень  много, правда?» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ВОЛК НА ЁЛКЕ (1 )В новогоднюю ночь старый Волк особенно остро почувствовал свое одиночество. (2)Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие  ёлки, он шёл по лесу и размышлял о жизни. (3) Да, ему никогда не везло. (4)Самые лучшие куски у него выхватывали из­под носа другие. (5)Волчица — и та оставила его,  потому что он мало приносил зайцев. (6) Эти зайцы, сколько из­за них неприятностей! (7) У кого их много — перед теми все на  задних лапах стоят, а у кого мало... (8) Да, в волчьем мире зайцы решают всё. (9) Ёлки, ёлки... (10) «Ёлки­палки, — думал Волк, — когда же всё это кончится? (11)Никуда не денешься от этих ёлок, хоть из  лесу беги!» (12)И вдруг.. (13)Волк присел на хвост, потёр глаза: неужели правда? (14)Под ёлкой сидит самый настоящий, самый живой заяц.  (I5)Он сидит, задрав голову, и смотрит куда­то вверх, и глаза его горят так, словно ему там невесть что показывают. (16)«Интересно, что он там увидел? — подумал Волк. — (17)Дай­ка и я погляжу». (18)И он поднял глаза на ёлку.(19) Сколько  ёлок видел он на своём веку, но такой ему видеть не приходилось. (20)Она вся искрилась снежинками, переливалась лунным  светом, и казалось, что её специально убрали к празднику, хотя на ней не было ни одной ёлочной игрушки. (21)— Ёлки­палки! — сказал Волк и замер с открытым ртом. (22)Бывает же на свете такое чудо! (23)Посмотришь на него — и  чувствуешь, как у тебя внутри что­то переворачивается — не в желудке, нет, а повыше. (24)И уже ничего не хочется — только  сидеть и смотреть. (25)Так и сидели они рядышком — Заяц и Волк под новогодней ёлкой, и смотрели на неё, и внутри у них что­то  переворачивалось. (26)И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое­что посильнее волков, а Волк подумал, что ведь не в зайцах счастье...                                                                                                                                                          (Ф. Кривин) C15.2 Напишите сочинение­рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое­что посильнее волков, а Волк подумал, что ведь не в зайцах счастье...» Приведите в  сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. (1)Новенький сидел на последней парте. (2)Его нельзя было не заметить: у него были ярко­рыжие волосы. (3)­ Твоя фамилия? (4)­ Княжин. (5)­ А как ты занимался по физике? (6)­ Это мой любимый предмет. (7)Я начал объяснять новые формулы. (8)Каждый раз, когда я поворачивался к доске, чтобы написать формулу или нарисовать  чертеж, двоечник Левушкин шептал и хихикал за моей спиной. (9)­ Не мешай слушать, ­ донесся до меня голос Княжина. (10)Я оглянулся: у Левушкина был такой удрученный вид, точно он хлебнул горячего чаю, сильно обжегся и не знал, то ли  выплюнуть этот чай, то ли проглотить. (11)­ Княжин, ­ сказал я, ­ подойди к доске и реши задачу по новой формуле. (12)Он быстро решил задачу, четко, без запинки, все объяснил. (13)После звонка, когда я выходил из класса; то услышал  разгоряченный голос Левушкина: (14)­ Видали, какой? (15)Я ему мешаю. (16) Тоже мне, голова! (17)Пошевельнуться нельзя. (18)Рыжий, да еще подлиза. (19)­ Я и сам знаю, что рыжий, ­ спокойно ответил Княжин. (20)­ А ты дурак, раз дразнишься, и не  надувай губы. (21) Через неделю я увидал списки ребят, записавшихся в разные кружки. (22)В физический кружок первым записался Княжин.  (23)Я полистал списки других, кружков и не поверил своим глазам: в каждом наталкивался на фамилию Княжина. (24)«Прелестно, ­ иронически подумал я и на перемене окликнул его. (25)­ 3ачем ты записался во все кружки? ­ спросил я. (26)­ Мне надо, ­ ответил он. (27)­ Может быть, ты не знаешь, что увлекает тебя больше всего? (28)­ Нет, я знаю, ­ упрямо ответил он. (29)­ Но мне надо. (30)Это моя тайна.  (31)­ Тайна это или не тайна, ­ сказал я, ­но на занятия физического кружка можешь не приходить. (32)Ты преувеличиваешь свои  возможности: если ты будешь работать в зоологическом, математическом и спортивном кружках, то на физику у тебя времени  будет в обрез. (33)Княжин очень расстроился и даже побледнел, но преодолел себя. (34)­ Я должен все знать, я должен быть незаменимым,­ сказал он. (35)­ Я буду пилотом космического корабля.. (86)Я никому  этого не говорил, но вы меня заставили. (37)­ А­а!­ протянул я.  (38)И впервые посмотрел ему прямо в лицо. (39)Под рыжим чубом у него был крутой лоб, а глаза были голубые и отчаянные. (40) «Этот долетит, ­ подумал я, ­ этот долетит!» (41)3а три месяца он не пропустил ни одного занятия физического кружка, все впитывая как губка.    ( по В. Железнякову) C15.2 Напишите сочинение­рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения текста: «Этот долетит, ­ подумал я,  ­ этот долетит!» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ (l)Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками. (2)Рыбок было десять. (3)Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4)Рыбки были золотые и очень  красивые­ розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях. (5)Девочек тоже было десять. (б)Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть.  (7)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8)А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9)Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам  сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. (10)Ho никто никогда не  вспоминал про маленькую Люсеньку. (11)Никто не спрашивал, что она кушает. (12)Для этого были воспитатели.(13) И вдруг  золотые рыбки стали исчезать. (14)Их оказалось сперва девять, потом восемь. (15)В углу обнаружились обглоданные головы.  (16)Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. (17)Они только  шевелили задумчиво радужными плавниками.  (18)И девочки решили поймать вора. (19)Они не спали всю ночь и тихо лежали. (20)Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (21)Перед ними стояла маленькая Люсенька. (22)Она прижимала к животу мокрую рыбку. (23)­ Ага, попалась, рыбка! ­ крикнула громко одна из девочек.  (24)И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. (25)Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки  застыли, пораженные странным сходством. (26)Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (27)Молча они разглядывали  худенькое, без кровинки, тельце. (28)Кожа на руках Люсеньки была розовато­прозрачная, с голубыми жилками. (30)Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала: (31)­ Полуночники! (32)Опять, что ли, золотая рыбка пропала? (33)И Инна ответила: (34)­ Нет, нянечка, не пропала. (35)Теперь не пропадет ... Теперь мы уследим.                                                                                                                                                                                      (По А. Приставкину) C15.2 Напишите сочинение­рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Теперь не  пропадет ... Теперь мы уследим.» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши  рассуждения (1)Прекрасно помню историю из своего детства, когда мы с Васькой поехали за грибами. (2)Доехав до места, мы пошли ходко по  знакомым местам, поеживаясь и засунув руки в карманы. (3)В корзинах у нас лежал; и свежеиспеченный хлеб с луком, варенные  вкрутую яйца, огурцы с собственного огорода, а у меня ­ книга. (4)Я в ту пору всюду таскал; за собой книжки, особенно я любил  фантастику. (5)Эта книга, как сейчас помню, тоже была фантастическая. (б)В общем, там какие­то люди прилетели на Луну и на  особых аппаратах продвигались к тому месту, где начиналась неведомая часть планеты, потому что Луна повернута к нам одной  стороной. (7)Я как раз успел прочитать строки, как они перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого и их глазам  открылось совершенно необычное зрелище ... (8)Что открылось их глазам, я так и не узнал и до сих пор не знаю, потому что я потерял в лесу свою книжку. (9)Я заметил потерю в тот момент, когда мы взбирались на железнодорожное полотно, чтобы идти обратно к станции. (10)­Эх, теря­растеря, ­ сказал Васька, усаживаясь на холодный рельс. (11)­ Ты посмотри, может, она под грибами лежит? (12)­ Нет, Васька, нет ее под грибами. (13)Вот как сейчас помню, я положил ее под кустик, а потом... (14)Короче, я без книги не  уеду. (15)Мы до ночи нагибались к каждому кусту и ползали по траве. (16)Мы забрели в заросли ягоды голубики, которой никогда  здесь прежде не встречали. (17)Ягоды были синие, с ноготь мизинца, точно виноград. (18)Потом мы любовались яркой, как пожар, калиной на опушке. (19)В сыроватой низине нашли несколько листьев ландыша с  красной, как пуговица, завязью. (20)Ландыши и завязь мы сорвали и выбросили, но их длинные корни забрали: их можно было  посадить в горшок с землей, поливать теплой водой, и тогда бы в январе вырос настоящий цветок ландыша. (21)Васька, ползая по земле и раздвигая папоротник, вдруг сказал: (22)­ Смотри, змеиная кожа! (23)Мы, не прикасаясь, приятно холодея от страха и риска, пристально рассматривали серые слитки чешуи, которые, как  оказалось, сохраняли форму своей хозяйки. (24)Потом мы потрогали их палкой – они рассыпались в прах. (25)­ Они перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого, и их глазам открылось совершенно... (26)­ Иди сюда, тут родник! ­ закричал Васька. (27)Это была ямка, выложенная по краям топкими стволиками, чтобы не обвалилась земля. (28)В темной, но видимой глубине  словно бы извергались крошечные вулканчики, нося над собой серую пыль. (29)По стенам, как живые, шевелились белые  червеобразные корни от светлых поднимающихся струй, и пугливый лягушонок сидел, уцепившись за лист и закрыв от страха  глаза... (30)Смыкаясь головами и не дыша, мы тихо смотрели в глубь родника .... (31)­ Васька, отчего родник? (32)От слова родной? (33)­ Не знаю. (34)Родился, может быть. (35)Или от того, что здесь его родина. (35)Ведь он из нутра земли идет. (36)Вечерело, и мы пошли к станции. (37)­ Они перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого, и их глазам открылось совершенно необычное зрелище...­  сказал на память Васька и задумчиво посмотрел на меня. (38)­ Как ты думаешь, что им все­таки открылось? (39)­ Им открылась страна, которой они никогда прежде не видели… (40)Правда, Васька? (41)­ Ага, ­ сказал Васька и оглянулся на лес.                                                             ( По А. Приставкину ) C15.2 Напишите сочинение­рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения текста: «Им открылась страна,  которой они никогда прежде не видели» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши  рассуждения. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­      (1)Меня, одиннадцатилетнего парнишку, отправили учиться в город: у нас в деревне была только начальная школа. (2)Так  началась моя самостоятельная городская жизнь.     (3)Учился я хорошо, не ладилось только с французским из­за произношения. (4)Я шпарил слова на манер деревенских  скороговорок, половину звуков проглатывая, а вторую выпаливая короткими лающими очередями. (5)Лидия Михайловна,  учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза. (6)Ничего подобного она, конечно, не  слыхивала. (7)Снова и снова она показывала, как произносятся французские звуки, но все было впустую.      (8)После школы на меня наваливалась тоска: я не был готов жить среди чужих людей. (9)К тому же я недоедал, и мне нужны  были деньги: на них на базаре можно было купить молока, по рублю за стеклянную баночку. (10) Молоко мне было наказано пить  от малокровия.   (11)Я стал ходить на песчаный пустырь и играть с ребятами на деньги. (12) Но не позволял себе чересчур  увлекаться игрой: мне нужен был только рубль на молоко. (13)Однажды старшие ребята не отдали мне честно заработанный  выигрыш и сильно избили.     (14)Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало: нос раздулся, под левым глазом синяк. (15)Как идти в школу в таком виде!     (16)Прикрывая глаз рукой, я юркнул в класс, сел за свою парту и опустил голову. (17)Первым уроком был французский, и  Лидия Михайловна, конечно, все увидела. (18)Я кожей чувствовал, как при взгляде ее внимательных и добрых глаз все мои беды  становились очевидными. (19) Посмотреть, конечно, было на что: перед ней на парте крючился тощий диковатый мальчишка с  разбитым лицом, неопрятный и одинокий. (20)После уроков Лидия Михайловна, увидев меня в коридоре, завела в класс и неожиданно сказала:     – (21)Придется с тобой заниматься индивидуально: другого выхода нет.      (22)Так начались для меня мучительные и неловкие дни. (23)С утра я со страхом ждал того часа, когда мне придется после  уроков остаться наедине с Лидией Михайловной и, ломая язык, повторять неудобные для произношения слова. (24)Я покрывался  потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки и без жалости заставляла меня мозолить бедный мой язык. (25)Я тянул свою французскую лямку. (26)Впрочем, лямку ли? (27)Как­то незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус  к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик, заглядывал в дальние в учебнике тексты. (28)Наказание  превращалось в удовольствие…                                                                                                                                                             (По В.Г. Распутину)  C15.2 Напишите сочинение­рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Наказание  превращалось в удовольствие…» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,подтверждающие ваши  рассуждения. (1)Серёга был настоящим художником. (2)Нет, рисовать он не умел.  (3)Но, например, он умел быть желанным гостем. (4)Он  удивлял меня тем, что у него всегда находилась идея, с которой можно к кому­нибудь прийти. (5)Либо у него оказывалось  несколько диковинных конфет. (6)Либо он дарил хозяевам какую­нибудь необыкновенную свечку. (7)Если он знал, что идёт в  гости к девушкам или там есть хозяйка дома, он не забывал купить цветы. (8)А какие тогда можно было купить цветы? (9)Только  несколько астрочек или гвоздичек. (10)И он обычно покупал три гвоздички. (11)Но как он их преподносил!.. (12)Если же у Серёги совсем не было денег ни на что, у него были рассказы. (13)И он всегда создавал особенную атмосферу не  просто ужина или чаепития, а вечера с художником.  (14)Однажды Серёге пришло в голову отметить Новый год в своей квартире. (15)Денег у нас было мало, и мы купили то, что  смогли. (16)Всё выбирал хозяин, и мне оставалось только удивляться, зачем, например, нужны два десятка белых бумажных  скатертей. (17)Когда мы пришли к нему, он сказал: ­ (18)Мы назовём наш праздник «Бумажный Новый год». (19)Помогай! (20)Сам же снял со стены большое зеркало. ­ (21)Это будет наш стол, ­ заявил он. (22)Потом застелил всю комнату белыми скатертями. (23)Посреди комнаты он положил зеркало, красиво разбросав на нём  несколько яблок, мандарины, орехи. (24)Расставил свечи, подготовил музыку. (25)Из оставшихся скатертей мы сделали бумажные накидки.  (26)Когда пришли гости, в доме вдруг вырубилось электричество. (27)Весь дом забегал, засуетился, люди пытались наладить свет. ­ (28)Вот это подарок! – радостно сказал Серёга. – (29)Зажжём свечи! (30)Это был лучший Новый год в моей жизни. (31)Без телевизора, музыки, обжорства. (32)Мы сидели у зеркала в бумажных  накидках, шелестели этими одеждами, разговаривали. (33)Свечи горели, и мы чувствовали себя частью странной, но красивой  картины, спектакля и книги вместе, которую Серёга никогда не напишет.                                                                                                                                                             (По Е. Гришковцу.)   C15.2 Напишите сочинение­рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Свечи горели, и  мы чувствовали себя частью странной, но красивой картины, спектакля и книги вместе, которую Серёга никогда не  напишет.» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­  (1)Человек полз. (2)Немцы, должно быть, вскоре заметили его. (3)Он не слышал боли, но почувствовал страшное онемение в  правом боку и, оглянувшись, увидел, что за ним по снегу тянется розовый след. (4)Больше он не оглядывался. (5)Метров через  триста он нащупал среди вывороченных обледенелых комьев земли колючий конец провода. (б)Близко упавшая мина порвала  провод и далеко в сторону отбросила другой конец кабеля. (7)Надо было отыскать другой конец оборванного провода, проползти  до него, снова срастить разомкнутую линию. (8)И он нашёл оборванный провод.   (9)Он силится сблизить руки, ему нужно свести концы провода вместе. (10)Он напрягает мышцы до судорог. (11)Смертная обида томит его. (12)Она горше боли и сильнее страха... (13)Всего лишь несколько сантиметров разделяют теперь концы провода.  (14)Человек зубами зажимает один конец кабеля и в исступлённом усилии, перехватив обеими руками другой, подтаскивает его  ко рту. (15)Он последним рывком дёргает провод и успевает закусить его, до боли, до хруста сжимая челюсти. (16)Есть ток!  (17)Только бы не разжать... (18)Немцы, осмелев, с криком набегают на него...       (19)...Человек не вернулся обратно. (20)Мёртвый, он остался в строю, на линии. (21)Он продолжал быть проводником для  живых. (22)Навсегда онемел его рот, но, пробиваясь слабым током сквозь стиснутые его зубы, из конца в конец поля сражения  неслись слова, от которых зависели жизни сотен людей и результат боя. (23) Смерть заморозила его сердце, оборвала ток крови в  оледеневших сосудах, но яростная предсмертная воля человека торжествовала в живой связи людей, которым он остался верен и  мёртвый.         (24)Когда в конце боя передовая часть, получив нужные указания, ударила немцам во фланг и ушла от окружения, связисты,  сматывая кабель, наткнулись на человека, полузанесённого позёмкой. (25)Он лежал ничком, уткнувшись лицом в снег. (26)Бойцы  поняли, как была восстановлена линия связи...        (27)Так крепко были стиснуты зубы, зажавшие концы кабеля, что пришлось обрезать провод в углах окоченевшего рта.  (28)Иначе  не освободить было человека, который и после смерти стойко нёс службу связи. (29)И все вокруг молчали, стиснув  зубы от боли, пронявшей сердце, как умеют молчать в горе русские люди — наши люди, у которых никакой мукой, никакими  пытками не разжать стиснутых зубов, не вырвать ни слова, ни стона, ни закушенного провода...                     (По Л. Кассилю)  15.2Напишите сочинение­рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста «И все вокруг молчали, стиснув зубы  от боли, пронявшей сердце, как умеют молчать в горе русские люди — наши люди, у которых никакой мукой, никакими  пытками не разжать стиснутых зубов, не вырвать ни слова, ни стона, ни закушенного провода...». (1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел  какого­то парусника (З)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим  одноклассникам (4)Петька  вытащил ее из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское  небо, с которого, словно пух, падал редкий снег. (6)— Санек, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! — восхищенно улыбаясь, произнес Петька и пожал мне руку. (8)В это время в класс вошел мой сосед по парте — Колька Бабушкин. (9)Носатый, долговязый, нескладный... (10)У него не было  отца. (11 )Его и маленькую сестренку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу,  чтобы разобраться с обидчиками ее детей. (12)Но такое заступничество только усиливало наше презрительно­высокомерное  отношение к ее жалкому отпрыску. (1З)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул  на него (14)Он поставил изжеванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине  парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял ее в руки. (17)— Санек, глянь! — толкнул меня Петька.  (18)Я от возмущения разинул рот. (19)Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (20)Он посмотрел на нас и вдруг сказал:  — Спасибо за подарок! (21)— Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я. (22)Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. (23)Все засмеялись. (24)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю,  густо покраснел, торопливо поднял ее и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней  прикоснуться. (25).— Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что... (26)Тридцать лет прошло с тех пор. (27)Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему­ то  думаю, что всему виной не какие­то исторические закономерности, не какие­то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я  нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашел в себе мужества исправить  ошибку. (28)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших. (29)А эта книга... (30)Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (З1)Да мы бы все тебе отдали! (32)Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (32)Боль стала  моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая  жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.                                                                                                                                                  (по В. Дроганову) C15.2 Напишите сочинение­рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает:  человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай  того, что у тебя просят.» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ (l)Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками. (2)Рыбок было десять. (3)Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4)Рыбки были золотые и очень  красивые­ розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях. (5)Девочек тоже было десять. (б)Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть.  (7)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8)А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9)Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам  сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. (10)Ho никто никогда не  вспоминал про маленькую Люсеньку. (11)Никто не спрашивал, что она кушает. (12)Для этого были воспитатели.(13) И вдруг  золотые рыбки стали исчезать. (14)Их оказалось сперва девять, потом восемь. (15)В углу обнаружились обглоданные головы.  (16)Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. (17)Они только  шевелили задумчиво радужными плавниками.  (18)И девочки решили поймать вора. (19)Они не спали всю ночь и тихо лежали. (20)Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (21)Перед ними стояла маленькая Люсенька. (22)Она прижимала к животу мокрую рыбку. (23)­ Ага, попалась, рыбка! ­ крикнула громко одна из девочек.  (24)И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. (25)Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки  застыли, пораженные странным сходством. (26)Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (27)Молча они разглядывали  худенькое, без кровинки, тельце. (28)Кожа на руках Люсеньки была розовато­прозрачная, с голубыми жилками. (30)Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала: (31)­ Полуночники! (32)Опять, что ли, золотая рыбка пропала? (33)И Инна ответила: (34)­ Нет, нянечка, не пропала. (35)Теперь не пропадет ... Теперь мы уследим.                                                                                                                                                                                      (По А. Приставкину) C15.2 Напишите сочинение­рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Теперь не  пропадет ... Теперь мы уследим.» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши  рассуждения Бумажная победа (1 )У Гены от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой. (2)Он вышел во двор, едва  оправившись после весенне­ зимних болезней. (З)И воздух, и земля — все было разбухшими переполненным, а особенно голые  деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.(4)Гена стоял посреди двора, радуясь теплу.  (5)Первый ком земли упал рядом с мальчиком, брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. (6)Второй комок попал в спину, а  третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. (7)Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок: — Генка хромой, сопли рекой! (8)Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались, — враг всех,  кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр. (9).. .Вечером, когда Гена спал, мать и бабушка долго сидели за столом. (10)— Почему? (11)Почему они его всегда обижают? — горьким шепотом спросила, наконец, бабушка. (12)— Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, — ответила мать. (13)— Ты с ума сошла, — испугалась бабушка, — это же не дети, это бандиты. (14)— Я не вижу другого выхода, — хмуро отозвалась мать. (15)Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник. (16)— Позови из класса кого хочешь и из двора, — предложила она. (17)— Я никого не хочу. (18)Не надо, мама, — попросил Гена. (19)Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят. (20)К четырем часам на раздвинутом столе стоил мелко нарезанный  винегрет, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом. (21)Гена старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся враги...  (22)Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом. (23)Он был великим мастером этого бумажного искусства. (24)Тысячи дней своей жизни Гена проводил в постели. (25)Болезни он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, придумывал много удивительных вещей... (26)Гости пришли ровно в четыре, всей гурьбой. (27)Белесые сестрички поднесли большой букет желтых одуванчиков. (28)Прочие пришли без подарков. (29)После обеда мать предложила: давайте поиграем в фанты. (З0)Она объяснила, как играть, но оказалось, что ни у кого нет фантов. (31 )Айтыр положил на стол недоделанный Геной  бумажный кораблик и сказал: — Это будет мой фант. (32)Гена придвинул его к себе и несколькими движениями завершил постройку. (33)— Гена, сделай девочкам фанты, — попросила мать и положила на стол бумагу. (34)Гена взял лист, мгновение подумал и  сделал продольный сгиб... (35)Детские головы склонились над столом. (З6)Лодка... кораблик... кораблик с парусом... стакан... солонка... хлебница...  рубашка... (3 7)Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука. (38)Все забыли и  думать про игру. (39)Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили.  (40)Такое чувство он испытывал только во сне. (41)Он был счастлив. (42)Они восхищались его чепуховым талантом, которому  сам он не придавал никакого значения. (43)Он словно впервые увидел их лица: они были совершенно не злые... (44)Айтыр распустил кораблик и пытался сделать заново, а когда не получилось, подошел к Гене и, впервые в жизни обратившись  к нему по имени попросил: — Ген, посмотри­ка, а дальше как... (45)Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слезы в мыльную воду. (46)Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки...          (по Л. Улицкой) C15.2 Напишите сочинение­рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Счастливый  мальчик раздаривал бумажные игрушки...» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие  ваши рассуждения. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ВОЛК НА ЁЛКЕ (1 )В новогоднюю ночь старый Волк особенно остро почувствовал свое одиночество. (2)Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие  ёлки, он шёл по лесу и размышлял о жизни. (3) Да, ему никогда не везло. (4)Самые лучшие куски у него выхватывали из­под носа другие. (5)Волчица — и та оставила его,  потому что он мало приносил зайцев. (6) Эти зайцы, сколько из­за них неприятностей! (7) У кого их много — перед теми все на  задних лапах стоят, а у кого мало... (8) Да, в волчьем мире зайцы решают всё. (9) Ёлки, ёлки... (10) «Ёлки­палки, — думал Волк, — когда же всё это кончится? (11)Никуда не денешься от этих ёлок, хоть из  лесу беги!» (12)И вдруг.. (13)Волк присел на хвост, потёр глаза: неужели правда? (14)Под ёлкой сидит самый настоящий, самый живой заяц.  (I5)Он сидит, задрав голову, и смотрит куда­то вверх, и глаза его горят так, словно ему там невесть что показывают. (16)«Интересно, что он там увидел? — подумал Волк. — (17)Дай­ка и я погляжу». (18)И он поднял глаза на ёлку.(19) Сколько  ёлок видел он на своём веку, но такой ему видеть не приходилось. (20)Она вся искрилась снежинками, переливалась лунным  светом, и казалось, что её специально убрали к празднику, хотя на ней не было ни одной ёлочной игрушки. (21)— Ёлки­палки! — сказал Волк и замер с открытым ртом. (22)Бывает же на свете такое чудо! (23)Посмотришь на него — и  чувствуешь, как у тебя внутри что­то переворачивается — не в желудке, нет, а повыше. (24)И уже ничего не хочется — только  сидеть и смотреть. (25)Так и сидели они рядышком — Заяц и Волк под новогодней ёлкой, и смотрели на неё, и внутри у них что­то  переворачивалось. (26)И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое­что посильнее волков, а Волк подумал, что ведь не в зайцах счастье..                                                                                                                                                                                                         (Ф. Кривин) C15.2 Напишите сочинение­рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое­что посильнее волков, а Волк подумал, что ведь не в зайцах счастье...» Приведите в  сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения (1 )С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, и у меня кончилась спокойная и размеренная жизнь.  (2)Я снова стал вести полное случайностей и треволнений существование дикого охотника за марками... (3)Я выпрашивал, выменивал, выклянчивал, покупал. (4)Я надоел до смерти всем своим друзьям и знакомым, имеющим хоть  какой­нибудь намек на почтовую корреспонденцию. (5)Наше совместное увлечение стоило немалых денег, и я бросил курить.  (6)Эта филателистическая жертва несказанно обрадовала жену. (7)— Ну что ты волнуешься? — приводила она вечные резоны, благоразумная, как всякая мать семейства, пораженного тяжким  недугом. (8)— У мальчика это возрастная болезнь вроде кори. (9)Переломный этап. (10)Это пройдет... (11 )Пройдет... (1 2)Святое материнское заблуждение! (13)Если бы она знала, что из заначек, которые теперь значительно  превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы  так легкомысленно... (1 4)Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся  финансовую течь. (15)И во всем были виноваты марки! (16)Прямоугольные кусочки раскрашенной бумаги... (17)В конце концов я смирился. (18)Оказалось, что вечные страдания приносят и некоторые душевные радости. (1 9)Мне уже  мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя... (20)— Ну­с, брат, — обратился я как­то к сыну после вечернего чая, в блаженном предвкушении потирая руки. (21)— Мне  удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы. (22)Сейчас мы их, родимых, вклеим куда следует.  (23)Доставай­ка свой альбомчик... (24)— Понимаешь, папа... — сын посмотрел на меня распахнутыми до дна глазами. (25)— Я давно хотел тебе сказать... (26)У  меня... (27)У меня нет альбома... (28)— Потерял?! — всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван­кровать. (29)— Ну что ты, папочка! — снисходительно пожал плечами сын, видимо несколько шокированный такой вопиющей глупостью  родителя. (30)— Просто у меня сейчас его нет.  (31)­ Ага... — радостная догадка осенила меня. (32)— Ты на время дал посмотреть его своему товарищу? (З3)Молодец! (34)А  далеко он живет, этот твой товарищ?! (35)— Папа... (36)Это мальчик, над которым наша школа держит шефство. (37)У него осложнение после полиомиелита. .  (38)Парализованы обе ноги. (39) Он не может ходить, понимаешь — совсем не может! (40)Никуда не может ездить.(41)Разве в его  коляске далеко уедешь? (42)Я... (43)Я подарил ему свой альбом. (44)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (45)Я ведь  могу пойти и в музей и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны (46)— А ты не жалеешь о своем альбоме? — безжалостно спросил я (47)— Только честно? (48) — Да, папа, жалею... (49) Сначала — очень, а теперь — чуть­чуть... (50) Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал  (51)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал! (52) Неужели от радости тоже можно плакать? (53) А, пап? (54) И мне теперь  очень­очень хорошо. (55) Так ты не сердишься? (56)Ну что я мог сказать? (57) У него в руках был целый мир, и он щедро подарил его другому (58)Это был мой сын, и он стал  взрослым. (59) Поэтому я не обнял его и не поцеловал как раньше, в щеку, а только молча протянул ему руку . (60)И мы  обменялись крепким понимающим рукопожатием.                                                                                                                                                         (по Л. Куклину) C15.2 Напишите сочинение­рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «И мы  обменялись крепким понимающим рукопожатием.» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,  подтверждающие ваши рассуждения. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ (1)Меня, одиннадцатилетнего парнишку, отправили учиться в город: у нас в деревне была только начальная школа. (2)Так  началась моя самостоятельная городская жизнь.     (3)Учился я хорошо, не ладилось только с французским из­за произношения. (4)Я шпарил слова на манер деревенских  скороговорок, половину звуков проглатывая, а вторую выпаливая короткими лающими очередями. (5)Лидия Михайловна,  учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза. (6)Ничего подобного она, конечно, не  слыхивала. (7)Снова и снова она показывала, как произносятся французские звуки, но все было впустую.      (8)После школы на меня наваливалась тоска: я не был готов жить среди чужих людей. (9)К тому же я недоедал, и мне нужны  были деньги: на них на базаре можно было купить молока, по рублю за стеклянную баночку. (10) Молоко мне было наказано пить  от малокровия.   (11)Я стал ходить на песчаный пустырь и играть с ребятами на деньги. (12) Но не позволял себе чересчур  увлекаться игрой: мне нужен был только рубль на молоко. (13)Однажды старшие ребята не отдали мне честно заработанный  выигрыш и сильно избили.     (14)Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало: нос раздулся, под левым глазом синяк. (15)Как идти в школу в таком виде! (16)Прикрывая глаз рукой, я юркнул в класс, сел за свою парту и опустил голову. (17)Первым уроком был французский, и  Лидия Михайловна, конечно, все увидела. (18)Я кожей чувствовал, как при взгляде ее внимательных и добрых глаз все мои беды  становились очевидными. (19) Посмотреть, конечно, было на что: перед ней на парте крючился тощий диковатый мальчишка с  разбитым лицом, неопрятный и одинокий. (20)После уроков Лидия Михайловна, увидев меня в коридоре, завела в класс и неожиданно сказала:     – (21)Придется с тобой заниматься индивидуально: другого выхода нет.      (22)Так начались для меня мучительные и неловкие дни. (23)С утра я со страхом ждал того часа, когда мне придется после  уроков остаться наедине с Лидией Михайловной и, ломая язык, повторять неудобные для произношения слова. (24)Я покрывался  потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки и без жалости заставляла меня мозолить бедный мой язык.      (25)Я тянул свою французскую лямку. (26)Впрочем, лямку ли? (27)Как­то незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус  к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик, заглядывал в дальние в учебнике тексты. (28)Наказание  превращалось в удовольствие…                                                                                                                                                             (По В.Г. Распутину)  C15.2 Напишите сочинение­рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Наказание  превращалось в удовольствие…» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Материал для подготовки к ОГЭ

Материал для подготовки к ОГЭ

Материал для подготовки к ОГЭ

Материал для подготовки к ОГЭ

Материал для подготовки к ОГЭ

Материал для подготовки к ОГЭ

Материал для подготовки к ОГЭ

Материал для подготовки к ОГЭ

Материал для подготовки к ОГЭ

Материал для подготовки к ОГЭ

Материал для подготовки к ОГЭ

Материал для подготовки к ОГЭ

Материал для подготовки к ОГЭ

Материал для подготовки к ОГЭ

Материал для подготовки к ОГЭ

Материал для подготовки к ОГЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2018