Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку(5 класс)
Оценка 5

Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку(5 класс)

Оценка 5
Подготовка к тестированию +1
docx
русский язык
5 кл
12.02.2017
Материал для  подготовки к олимпиаде  по русскому языку(5 класс)
Вопросы олимпиады по русскому языку для 5 класса.Олимпиада состоит из двух вариантов.I вариант Расставьте ударения в следующих словах. Алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева. Подберите синонимы к словам смелый, ласковый, строгий. Иногда мы употребляем выражение от а до я, что означает «все на свете», «от начала до конца». Почему до реформы русской азбуки (1918 г.) в этом случае говорили от аза до ижицы?Олимпиада
Вопросы олимпиады по русскому языку для 5.docx
I вариант 1. Расставьте ударения в следующих словах.       Алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай,       хозяева. 2. Подберите синонимы к словам смелый, ласковый, строгий. 3. Иногда мы употребляем выражение  от а до я, что означает «все на свете», «от начала  до  конца».  Почему   до  реформы   русской   азбуки   (1918  г.)  в  этом  случае говорили от аза до ижицы? 4. Какой частью речи могут быть слова покрой, жгут, стих, пила? 5. Слова базар и рынок – синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означают выражения птичий базар и птичий рынок? 6. Какое   из   данных   слов   является   родственным   слову  нос?   Носильщик,   поднос, переносица, подношение, занос. 7. Во что превратятся глаголы  мели,  окуни,  пряди,  соли, если перенести ударение с последнего слога на первый? 8. В каком предложении неправильно определена грамматическая основа? 1) Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника. 2) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М. Лермонтов) 3) Хмуро тянется непогожий день.  9. Найдите   однокоренные   слова   в   следующем   тексте.   Как   называется   подобные явления в языке? Дождик льет – кругом вода, Мокнут столб и провода,  Мокнут кони и подвода,  Дым над крышами завода,  От бегущих быстрых вод Задрожал водоотвод. Протекает небосвод­ На земле водоворот, А по лужам у ворот Дети водят хоровод. (Л. Яхнин) 10.  Напишите слова, значение которых дано ниже. 1) Место на реке, где ее можно перейти; 2) Наука о небесных светилах;  3) Место, где скрещиваются улицы; 4) Речь, произнесенная одним актером.   II вариант 1. Расставьте ударения в словах. Агент, верба, взяла, гнала, комбайнер, крапива, премирование, ракушка, магазин, свекла, средства, темно, цемент. 2. Подберите антонимы к словам. Недруг, близко, вверх, холодный, смелый, защита. 3. У   А.   С.   Пушкина   в   «Сказке   о   рыбаке   и   рыбке»   дед,   возмущенный   жадностью старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?» Что это за белена и к кому в народе относят слова: «Он точно белены объелся»?  4. Объясните   разницу   в   значении   слов  абонент  –  абонемент,  факт  –  фактор, болотный  –  болотистый,  эффектный  –  эффективный. Как называются такие слова? 5. Какие звуки выделены в следующих словах? Яма, куль, роса, подъезд. 6. Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается звук [с]. Через поле и лесок Подается голосок. Он бежит по проводам, Скажешь здесь, а слышно там. 7. Как правильно сказать? У рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей или – у рыб нет зуб?  8. Окончился спектакль. Зал аплодировал. Вдруг сосед справа стал кричать «бис». Я объяснил ему, что так кричать нельзя. Почему? 9. Прочитайте   отрывок   из   рассказа   И.   Бунина   «Антоновские   яблоки».   О   чем   он повествует?   Найдите   и   выпишите   словосочетания,   с   помощью   которых   автор описывает раннюю осень, укажите их структуру. Вспоминается  мне  ранняя погожая  осень.  Помню  большой,  весь  золотой, подсохший   и   поредевший   сад,   помню   кленовые   аллеи,   тонкий   аромат   опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести… 10. В каком предложении неправильно определена грамматическая основа? 1) Дети празднично украсили класс. 2) Вчера Коля купил тетрадь. 3) Отвели они девицу вверх во светлую светлицу. (А. Пушкин) Ответы             I вариант ′ ′ слу чай, хозя ева. ′ ′ ′ 1. Алфави т, парте р,  сре дства,  шофе р,  положи л,  краси вее,  докуме нт, киломе тр, ′ ′ ′ ′ ′ 2. Смелый  – бесстрашный, храбрый, неустрашимый, безбоязненный, мужественный и т.д.    Ласковый  –   любящий,   нежный,   умильный,   приветный.  Строгий  – требовательный, суровый, жесткий. 3. До реформы русской графики (1918 год) первой буквой в азбуке была буква аз, а последней ижица. 4. Покрой,  жгут,  стих,  пила  –  имена  существительные,  если   отвечают  на  вопрос что?  и   обозначают   предмет,   например:   прямой   покрой,   марлевый   жгут, благозвучный   стих,   острая   пила.   Эти   же   слова   могут   быть   формами   глагола   в зависимости от контекста, например:  покрой  (форма повелительного наклонения) голову;  жгут листья;  ветер стих;  пила воду  (форма изъявительного наклонения глагола). 5. Птичий базар – место массовых птичьих гнездований на морском берегу; птичий рынок – место, где производится продажа животных и птиц. 6. Переносица 7. При переносе ударения с последнего слога на первый глаголы мели′, окуни′, пряди′, соли′ превратятся в имена существительные: ме ли′ ′ , о куни , пря ди′ , со ли′ . 8. Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника. ­ Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника. 9. Вода,   вод,   водоотвод,   водоворот  –   однокоренные   слова.   В   словах  провода, подвода, завод, небосвод, водят, хоровод наблюдается омонимия корней. 10. Брод, астрономия, перекресток, монолог. 1. Аге нт, ве рба, взяла , гнала , комба йнер, крапи ва, премирова ние, раку шка, магази ′ ′ ′ II вариант ′ ′ ′ ′ н, свёкла, сре дства, темно , цеме нт. ′ ′ ′ ′ ′ 2. Недруг  –   приятель,   друг;  близко  –   далеко;  вверх  ­   вниз;  холодный  –   горячий, жаркий,   знойный,   теплый;  смелый  –   трусливый,   несмелый,   робкий;  защита  – нападение, обвинение. 3. Белена  – ядовитое растение семейства пасленовых.  Белены объелся  – обезумел (связано с симптомами отравления беленой). 4. Приведенные слова – паронимы. Это слова , сходные по строению, но имеющие разный смысл, образованные от одного корня с помощью разных аффиксов. Абонент – лицо, имеющее абонемент. Абонемент – документ, предоставляющий право на пользование чем­либо в течение определенного времени, а также само право на это. Факт   –   действительное   событие.   Фактор   –   движущая   сила,   причина   события, явление.  Болотный  – относящийся  к болоту. Болотистый – обильный  болотами, топкий.   Эффектный   –   производящий   сильное   впечатление.   Эффективный   – действенный, быстро приводящий к нужным результатам. 5. Яма – [й’а], куль – [л’], роса – [а], подъезд – [й’э]. 6. Телефон. Звук [с] встречается в загадке 6 раз. 7. У рыб нет зубов. 8. Бис  (франц.) –  повторять. Весь  спектакль  или  какое­то его  действие  повторить нельзя. 9. И. Бунин рассказывает об осени. Для ее описания он использует словосочетания, в основном   именные,   построенные   по   схеме   «прилагательное   +   существительное»: ранняя   погожая   осень;   большой   золотой   сад;   кленовые   аллеи;   тонкий   аромат; антоновских   яблок;   осенней   свежести.   Однако   есть   словосочетания   типа «существительное + существительное»: запах меда, запах яблок, аромат листвы. 10. Вчера Коля купил тетрадь.­ Вчера Коля купил тетрадь.

Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку(5 класс)

Материал для  подготовки к олимпиаде  по русскому языку(5 класс)

Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку(5 класс)

Материал для  подготовки к олимпиаде  по русскому языку(5 класс)

Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку(5 класс)

Материал для  подготовки к олимпиаде  по русскому языку(5 класс)

Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку(5 класс)

Материал для  подготовки к олимпиаде  по русскому языку(5 класс)
Скачать файл