Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку(5 класс)
Оценка 5
Подготовка к тестированию +1
docx
русский язык
5 кл
12.02.2017
Вопросы олимпиады по русскому языку для 5 класса.Олимпиада состоит из двух вариантов.I вариант
Расставьте ударения в следующих словах.
Алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай,
хозяева.
Подберите синонимы к словам смелый, ласковый, строгий.
Иногда мы употребляем выражение от а до я, что означает «все на свете», «от начала до конца». Почему до реформы русской азбуки (1918 г.) в этом случае говорили от аза до ижицы?Олимпиада
Вопросы олимпиады по русскому языку для 5.docx
I вариант
1. Расставьте ударения в следующих словах.
Алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай,
хозяева.
2. Подберите синонимы к словам смелый, ласковый, строгий.
3. Иногда мы употребляем выражение от а до я, что означает «все на свете», «от
начала до конца». Почему до реформы русской азбуки (1918 г.) в этом случае
говорили от аза до ижицы?
4. Какой частью речи могут быть слова покрой, жгут, стих, пила?
5. Слова базар и рынок – синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг
от друга. Что означают выражения птичий базар и птичий рынок?
6. Какое из данных слов является родственным слову нос? Носильщик, поднос,
переносица, подношение, занос.
7. Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, если перенести ударение с
последнего слога на первый?
8. В каком предложении неправильно определена грамматическая основа?
1) Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника. 2) Белеет парус одинокий
в тумане моря голубом. (М. Лермонтов) 3) Хмуро тянется непогожий день.
9. Найдите однокоренные слова в следующем тексте. Как называется подобные
явления в языке?
Дождик льет – кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода,
От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
Протекает небосвод
На земле водоворот,
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод. (Л. Яхнин)
10. Напишите слова, значение которых дано ниже.
1) Место на реке, где ее можно перейти; 2) Наука о небесных светилах;
3) Место, где скрещиваются улицы; 4) Речь, произнесенная одним актером.
II вариант
1. Расставьте ударения в словах.
Агент, верба, взяла, гнала, комбайнер, крапива, премирование, ракушка, магазин,
свекла, средства, темно, цемент.
2. Подберите антонимы к словам.
Недруг, близко, вверх, холодный, смелый, защита. 3. У А. С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» дед, возмущенный жадностью
старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?» Что это за белена и к
кому в народе относят слова: «Он точно белены объелся»?
4. Объясните разницу в значении слов абонент – абонемент, факт – фактор,
болотный – болотистый, эффектный – эффективный. Как называются такие
слова?
5. Какие звуки выделены в следующих словах?
Яма, куль, роса, подъезд.
6. Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается звук [с].
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там.
7. Как правильно сказать?
У рыбов нет зубов,
у рыбей нет зубей
или – у рыб нет зуб?
8. Окончился спектакль. Зал аплодировал. Вдруг сосед справа стал кричать «бис». Я
объяснил ему, что так кричать нельзя. Почему?
9. Прочитайте отрывок из рассказа И. Бунина «Антоновские яблоки». О чем он
повествует? Найдите и выпишите словосочетания, с помощью которых автор
описывает раннюю осень, укажите их структуру.
Вспоминается мне ранняя погожая осень. Помню большой, весь золотой,
подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей
листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести…
10. В каком предложении неправильно определена грамматическая основа?
1) Дети празднично украсили класс. 2) Вчера Коля купил тетрадь. 3) Отвели они
девицу вверх во светлую светлицу. (А. Пушкин)
Ответы
I вариант
′
′
слу чай, хозя ева.
′
′
′
1. Алфави т, парте р, сре дства, шофе р, положи л, краси вее, докуме нт, киломе тр,
′
′
′
′
′
2. Смелый – бесстрашный, храбрый, неустрашимый, безбоязненный, мужественный и
т.д.
Ласковый – любящий, нежный, умильный, приветный.
Строгий –
требовательный, суровый, жесткий.
3. До реформы русской графики (1918 год) первой буквой в азбуке была буква аз, а
последней ижица.
4. Покрой, жгут, стих, пила – имена существительные, если отвечают на вопрос
что? и обозначают предмет, например: прямой покрой, марлевый жгут, благозвучный стих, острая пила. Эти же слова могут быть формами глагола в
зависимости от контекста, например: покрой (форма повелительного наклонения)
голову; жгут листья; ветер стих; пила воду (форма изъявительного наклонения
глагола).
5. Птичий базар – место массовых птичьих гнездований на морском берегу; птичий
рынок – место, где производится продажа животных и птиц.
6. Переносица
7. При переносе ударения с последнего слога на первый глаголы мели′, окуни′, пряди′,
соли′ превратятся в имена существительные: ме ли′
′
, о куни
, пря ди′
, со ли′
.
8. Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника. Дети с увлечением слушали
рассказ старого охотника.
9. Вода, вод, водоотвод, водоворот – однокоренные слова. В словах провода,
подвода, завод, небосвод, водят, хоровод наблюдается омонимия корней.
10. Брод, астрономия, перекресток, монолог.
1. Аге нт, ве рба, взяла , гнала , комба йнер, крапи ва, премирова ние, раку шка, магази
′
′
′
II вариант
′
′
′
′
н, свёкла, сре дства, темно , цеме нт.
′
′
′
′
′
2. Недруг – приятель, друг; близко – далеко; вверх вниз; холодный – горячий,
жаркий, знойный, теплый; смелый – трусливый, несмелый, робкий; защита –
нападение, обвинение.
3. Белена – ядовитое растение семейства пасленовых. Белены объелся – обезумел
(связано с симптомами отравления беленой).
4. Приведенные слова – паронимы. Это слова , сходные по строению, но имеющие
разный смысл, образованные от одного корня с помощью разных аффиксов. Абонент
– лицо, имеющее абонемент. Абонемент – документ, предоставляющий право на
пользование чемлибо в течение определенного времени, а также само право на это.
Факт – действительное событие. Фактор – движущая сила, причина события,
явление. Болотный – относящийся к болоту. Болотистый – обильный болотами,
топкий. Эффектный – производящий сильное впечатление. Эффективный –
действенный, быстро приводящий к нужным результатам.
5. Яма – [й’а], куль – [л’], роса – [а], подъезд – [й’э].
6. Телефон. Звук [с] встречается в загадке 6 раз.
7. У рыб нет зубов.
8. Бис (франц.) – повторять. Весь спектакль или какоето его действие повторить
нельзя.
9. И. Бунин рассказывает об осени. Для ее описания он использует словосочетания, в
основном именные, построенные по схеме «прилагательное + существительное»:
ранняя погожая осень; большой золотой сад; кленовые аллеи; тонкий аромат; антоновских яблок; осенней свежести. Однако есть словосочетания типа
«существительное + существительное»: запах меда, запах яблок, аромат листвы.
10. Вчера Коля купил тетрадь. Вчера Коля купил тетрадь.
Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку(5 класс)
Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку(5 класс)
Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку(5 класс)
Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку(5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.