Тест 5
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко
находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки
препинания охотно ей повинуются». Михаил Евграфович Салтыков-
Щедрин
Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные
предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно
предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением
пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.
С этим высказыванием трудно не согласиться. Нельзя составить предложение из не
связанных между собой слов. Например, набор слов: снег, идти, засыпать, вчера,
тропинки – не выражает никакой мысли. Чтобы выразить мысль, нужно связать их
между собой по смыслу, употребив правила морфологии и синтаксиса, то есть изменить в
определённой форме и расставить знаки препинания (вчера шёл снег, который засыпал
тропинки). Связь морфологии и синтаксиса очень тесная. Попробуем доказать эту мысль,
обратившись к тексту.
Тест 9
«Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить
любую мысль о любом предмете». Лев Васильевич Успенский
В языке всё взаимосвязано: слова имеют лексическое значение, но если они употреблены не по
грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи организованными
грамматически, они становятся предложением и приобретают смысловую и интонационную
законченность.
Слово само по себе не выражает мысли, а имеет только своё значение. И только в
предложении слова наполняются смыслом. Но для более точного выражения мысли мы
используем знаки препинания. Примером может служить знаменитая фраза «казнить
нельзя помиловать», в которой конкретизация действия зависит от одной запятой. Важен
и порядок слов. Если мы хотим выделить какую-то определённую мысль, заключённую в
слове, можем использовать порядок слов. Например: Мы поедем на море - Мы на море
поедем. - На море поедем мы. В каждом предложении логическое и смысловое ударение
падает на разные слова и по-разному расставляет акценты. Найдём примеры в тексте…,
подтверждающие наши размышления
Тест 15
«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения?
Это синтаксис».
Александр Александрович Реформатский
Функция общения заключается во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива.
Высказывание как единица сообщения обладает смысловой целостностью и строится в
соответствии с синтаксическими нормами.
На первый взгляд слова А.А. Реформатского непонятны. Мы привыкли к тому, что
общение происходит через использование слов. При чём же здесь синтаксис? Конечно, в
устной речи достаточно слов, чтобы выразить мысль. Но в письменной необходимо ещё
знание законов синтаксиса и правил пунктуации. Например, нельзя записать разговор
двух людей , не применив правила записи диалога. Только правильно оформленный
диалог помогает увидеть участников разговора, передать их чувства и мысли. Докажем
это текстом. Тест 16
«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи.
Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в
системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».
Светлана Ивановна Львова
Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему –
понять их. В системе письма каждый знак выполняет определённую функцию (знаки выделяющие
и отделяющие). Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также
содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики.
Можно ли согласиться с тем, что знаки препинания, подобно нотам, имеют своё место в
системе языка? Думаю, что это правильное утверждение. Например, с помощью
вопросительного знака мы выражаем только вопрос, недоумение, а вот восхищение,
радость мы не можем передать вопросительным знаком. Это делает знак
восклицательный. У каждого знака препинания своя задача. Одни разделяют члены
предложения, например простые в составе сложного, другие выделяют какие-то мысли
или единицы языка, как это делают вводные слова или обращения. Попробуем доказать
это, обратившись к тексту
Тест 20
«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
Ираида Ивановна Постникова
Соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и
грамматически, называется словосочетанием. Связь между словами выражается окончаниями
зависимых слов, предлогами, союзами, интонацией.
Способы подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.
Словосочетание – единица синтаксиса. Нельзя построить словосочетания, просто
объединив между собой слова. Составляя словосочетания, мы используем союзы (мороз и
солнце, неширокая, но глубокая), предлоги (поехать в лес), то есть составляем
словосочетания по законам языка, используя подчинительные способы связи:
согласование, управление, примыкание. Обратимся к тексту и докажем справедливость
этих рассуждений.
Тест 36
«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста,
вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Нина Сергеевна Валгина
Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Функции абзаца в
диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения
реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для
выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и
эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой
принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и
индивидуально-авторскую особенность оформления текста.
Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Функции
абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для
разграничения реплик разных лиц, а в монологической речи - для выделения значимых
частей текста, его микротем. Деление текста на абзацы зависит от замысла автора,
поэтому можно согласиться, что абзац «отражает индивидуально-авторскую особенность
оформления текста». Найдём доказательства в тексте….
Материал для подготовки к сочинению ОГЭ 9 класс С1
Материал для подготовки к сочинению ОГЭ 9 класс С1
Материал для подготовки к сочинению ОГЭ 9 класс С1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.