Материал для практического тренинга для педагогов по теме "Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в контексте ФГОС"

  • Карточки-задания
  • Конкурсы
  • Педсоветы
  • Презентации учебные
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • pptx
  • 17.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выступление на педагогическом совете. Презентация "Повышение учебной мотивации школьников" Анкета "Уровень мотивации" Задания по группам "Мотивация", "Приемы" . Рисуночный тест с ключом для учителей "Кактус" Брошюра для учителей "Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в контексте ФГОС"
Иконка файла материала презентация Повышение учебной мотивации школьников.pptx
Повышение учебной мотивации школьников Выполнила  учитель Аносова Елена Николаевна
Мозг хорошо устроенный стоит гораздо больше, чем мозг хорошо наполненный. М.Монтень
Чтобы дети, сидя в классе, учились и осваивали новые знания и умения в форме полноценной учебной деятельности, ее нужно правильно организовать. В.В.Давыдов Ничему меня не научит, то, что тычет, толдычет и жучит Б.Слуцкий
«Мотив­ сложное психологическое  образование, которое должен построить сам  субъект» (Е.П. Ильин) Смысл учения Мотив учения Постановка целей Внутреннее  отношение  ученика  к учению Побудительная  причина  к действию Направленность  ученика на  выполнение  действий Эмоции Реакция  ребёнка на  воздействие  внешних и  внутренних  раздражителей Интересы Познавательно­ эмоциональное  отношение  школьника   учению М О Т И В А Ц И О Н Н А Я    С Ф Е Р А   У Ч Е Н И Я  «Мотив­ сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект» (Е.П. Ильин)
Задание для I группы:  формирование компонента мотивационной сферы учения – смысл учения. формирование компонента мотивационной сферы учения – мотив учения.      Задание для II группы: формирование компонента мотивационной сферы учения – постановка целей.  Задание для III группы: формирование компонента мотивационной сферы учения – эмоциональный настрой. Задание для IV группы: формирование компонента мотивационной сферы учения – интерес к учению
В  задачу групп входит: 1. Из предложенного установок и действий учителя списка выбрать только те, которые способствуют формированию одного из компонентов мотивационной сферы учения. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои. 2. Выбранные Вами утверждения нужно написать на отчетный лист в порядке значимости. 3. Кратко прокомментировать свой выбор.
Установки и действия педагога: •   совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; •   выбор средств, адекватных цели; •   учет возрастных особенностей школьников; •   выбор действия в соответствии с возможностями ученика; •   использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; •   нестандартная форма проведения уроков; •   создание ситуации успеха; •   создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; технологий; •   использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности; •   эмоциональная речь учителя; • использование познавательных и дидактических игр, игровых • применение поощрения и порицания; •   вера учителя в возможности ученика; • формирование адекватной самооценки учащихся; • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному разных способов выполнения заданий без использованию боязни ошибиться; • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
Главная задача мотивации учения: организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
Задание для I группы:  приём «Оратор»      Задание для II группы: приём «Автор»  Задание для III группы: приём «Фантазёр» Задание для IV группы: приём «Кумир»
Пути разрешения проблемы мотивации 1) Выяснить основные причины нежелания учиться и постараться их минимизировать. 2) Максимизировать то, что вызывает и поддерживает учебную мотивацию учащихся. Главные направления работы, направленные на процесс развития учебной мотивации могут быть следующими: - использование ситуации выбора; - эмоциональный тренинг; - продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности, и др.
Причины мотивационного кризиса учащихся. • колоссальная избыточность учебного материала; • отсутствие уверенности у детей в сохранении собственной психологической безопасности (страх и стресс как доминирующие условия образования); • все в порядке с «кнутом», недостаточно того, что называется «пряником»; • в классе сидят дети с разными способностями, поэтому особое желание выполнять те или иные действия возникает у них только тогда, когда они могут соответствовать ожиданиям учителя и есть гарантия успешно справиться с предложенной задачей.
похвалой. • Как можно меньше использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребёнка анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. • Стараться не навязывать учебных целей «сверху». Совместная работа с ребёнком по выработке целей задач может оказаться значительно эффективнее. • Помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребёнка к учебной деятельности. Способы повышения внутренней мотивации. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и • Стараться избегать установления временных ограничений там, где это предоставляется возможным. «Быстрый интеллект - это хороший интеллект – неправильная фраза» т.к. действительно хороший интеллект всё взвешивает и анализирует, а на это нужно время. • Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но и имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребёнка. Регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом. • Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию
Задание для I группы:  Приём «Фантастическая добавка»      Задание для II группы: Приём «Удивляй»  Задание для III группы: Приём «Отсроченная отгадка» Задание для IV группы: Приём «Прогнозирование»
Мотивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если учащимся предложены: • значимый, интересный для них материал; • задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения; • положительная обратная связь; • предлагаются задания с очевидным результатом; • возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельных действий у учащихся; • продумать «изюминку» урока.
Памятка учителю. • Учитель учит внешним видом, делом, словом. • Требуешь от детей — будь образцом во всем. • Не кричи, а учи! • Познай каждого ученика. • Учитель учится всегда. • Доводи любое дело до конца, делай его только хорошо. • Помни истоки свои, учи детей любить отчий край. • Дети — зеркало нравственной жизни взрослых. Памятка «Начни урок, как песню» • Начинай урок со звонком. • Радуйся встрече с классом. • Организуй погружение в свой предмет. • Используй доску как информационное табло. • Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее задание. • Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности класса. • Снимай трудности, предотвращай ошибки. • Слушай внимательно ответы, не перебивай. • Люби детей и себя.
Памятка "Психотерапия неуспеваемости" 1. "Не бить лежачего" 2. Не более одного недостатка в минуту 3. "За двумя зайцами погонишься…" 4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение 5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами 6. Не скупитесь на похвалу 7. Техника оценочной безопасности 8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели 9. Учащийся не объект, а соучастник оценки 10. Сравнивайте достижения
Правила предотвращения конфликта и спасения ситуации • Не начинать с категорических требований. • Предоставлять выбор. • Предлагать действия, в которых взрослый может оказаться желанным помощником. • Искать поводы для взаимного соревнования. • Превратить задание в игру с неожиданным концом.
За уши зайца Несут к барабану. Заяц ворчит: «Барабанить не стану! Нет настроенья, Нет обстановки, Нет подготовки! Не вижу морковки!»