Выступление на педагогическом совете.
Презентация "Повышение учебной мотивации школьников"
Анкета "Уровень мотивации"
Задания по группам "Мотивация", "Приемы" . Рисуночный тест с ключом для учителей "Кактус"
Брошюра для учителей "Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в контексте ФГОС"
Повышение учебной
мотивации школьников
Выполнила
учитель Аносова Елена Николаевна
Мозг хорошо устроенный стоит
гораздо больше, чем мозг
хорошо
наполненный.
М.Монтень
Чтобы дети, сидя в классе, учились и
осваивали новые знания и умения в форме
полноценной учебной деятельности, ее
нужно правильно организовать.
В.В.Давыдов
Ничему меня не
научит, то, что
тычет, толдычет и
жучит
Б.Слуцкий
«Мотив сложное психологическое
образование, которое должен построить сам
субъект» (Е.П. Ильин)
Смысл учения
Мотив учения
Постановка целей
Внутреннее
отношение
ученика
к учению
Побудительная
причина
к действию
Направленность
ученика на
выполнение
действий
Эмоции
Реакция
ребёнка на
воздействие
внешних и
внутренних
раздражителей
Интересы
Познавательно
эмоциональное
отношение
школьника
учению
М О Т И В А Ц И О Н Н А Я С Ф Е Р А У Ч Е Н И Я
«Мотив сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект» (Е.П. Ильин)
Задание для I группы:
формирование компонента мотивационной сферы
учения –
смысл учения.
формирование компонента мотивационной сферы учения
–
мотив учения.
Задание для II группы:
формирование компонента мотивационной сферы
учения –
постановка целей.
Задание для III группы:
формирование компонента мотивационной сферы
учения – эмоциональный настрой.
Задание для IV группы:
формирование компонента мотивационной сферы
учения –
интерес к учению
В задачу групп входит:
1. Из предложенного установок и действий
учителя списка выбрать только те, которые
способствуют формированию одного из компонентов
мотивационной сферы учения. Если Вы считаете, что
каких-то установок и действий недостаточно в
предложенном ниже списке, то можете добавить
свои.
2. Выбранные Вами утверждения нужно
написать на отчетный лист в порядке значимости.
3. Кратко прокомментировать свой выбор.
Установки и действия педагога:
• совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели
предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
• выбор средств, адекватных цели;
• учет возрастных особенностей школьников;
• выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
• использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
• нестандартная форма проведения уроков;
• создание ситуации успеха;
• создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на
уроке;
технологий;
• использование групповых и индивидуальных форм организации
учебной
деятельности;
• эмоциональная речь учителя;
• использование познавательных и дидактических игр, игровых
• применение поощрения и порицания;
• вера учителя в возможности ученика;
• формирование адекватной самооценки учащихся;
• стимулирование учеников к выбору и самостоятельному
разных способов выполнения заданий без
использованию
боязни ошибиться;
• оценка деятельности ученика не только по конечному результату
(правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
Главная задача мотивации
учения:
организация учебной деятельности,
которая максимально способствовала бы
раскрытию внутреннего мотивационного
потенциала личности ученика.
Задание для I группы:
приём «Оратор»
Задание для II группы:
приём «Автор»
Задание для III группы:
приём «Фантазёр»
Задание для IV группы:
приём «Кумир»
Пути разрешения проблемы мотивации
1) Выяснить основные причины нежелания
учиться и постараться их минимизировать.
2) Максимизировать то, что вызывает и
поддерживает учебную мотивацию учащихся.
Главные направления работы,
направленные на процесс развития
учебной мотивации могут быть
следующими:
- использование ситуации выбора;
- эмоциональный тренинг;
- продуманная система поощрений учащихся за
успехи и наказаний за неудачи в учебной
деятельности, и др.
Причины мотивационного кризиса учащихся.
• колоссальная избыточность учебного материала;
• отсутствие уверенности у детей в сохранении
собственной психологической безопасности (страх
и стресс как доминирующие условия образования);
• все в порядке с «кнутом», недостаточно того, что
называется «пряником»;
• в классе сидят дети с разными способностями,
поэтому особое желание выполнять те или иные
действия возникает у них только тогда, когда они
могут соответствовать ожиданиям учителя и есть
гарантия успешно справиться с предложенной
задачей.
похвалой.
• Как можно меньше использовать на уроке ситуации
соревнования. Лучше приучать ребёнка анализу и сравнению
своих собственных результатов и достижений.
• Стараться не навязывать учебных целей «сверху». Совместная
работа с ребёнком по выработке целей задач может оказаться
значительно эффективнее.
• Помнить о том, что наказание за неправильное решение
учебной задачи является крайней и наименее эффективной
мерой, которая вызывает негативные эмоции и отрицательно
влияет на отношение ребёнка к учебной деятельности.
Способы повышения внутренней мотивации.
По возможности исключить награждения и призы за правильно
выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и
• Стараться избегать установления временных ограничений там,
где это предоставляется возможным. «Быстрый интеллект - это
хороший интеллект – неправильная фраза» т.к. действительно
хороший интеллект всё взвешивает и анализирует, а на это
нужно время.
• Следить за тем, чтобы учебные задания не только
соответствовали возрастным ограничениям, но и имели уровень
оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства
и компетентности ребёнка. Регулировать уровень сложности
заданий, повышая его с каждым разом.
• Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны
и непредсказуемости, что способствует формированию
Задание для I группы:
Приём «Фантастическая добавка»
Задание для II группы:
Приём «Удивляй»
Задание для III группы:
Приём «Отсроченная отгадка»
Задание для IV группы:
Приём «Прогнозирование»
Мотивационная сила учебной ситуации
становится больше в случае, если учащимся
предложены:
• значимый, интересный для них материал;
• задания, предполагающие разнообразные умения
для их выполнения;
• положительная обратная связь;
• предлагаются задания с очевидным результатом;
• возможность действовать самостоятельно при
условии сформированности навыка самостоятельных
действий у учащихся;
• продумать «изюминку» урока.
Памятка учителю.
• Учитель учит внешним видом, делом, словом.
• Требуешь от детей — будь образцом во всем.
• Не кричи, а учи!
• Познай каждого ученика.
• Учитель учится всегда.
• Доводи любое дело до конца, делай его только
хорошо.
• Помни истоки свои, учи детей любить отчий край.
• Дети — зеркало нравственной жизни взрослых.
Памятка «Начни урок, как песню»
• Начинай урок со звонком.
• Радуйся встрече с классом.
• Организуй погружение в свой предмет.
• Используй доску как информационное табло.
• Четко ставь цели и определяй план урока,
продумывай домашнее задание.
• Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на
особенности класса.
• Снимай трудности, предотвращай ошибки.
• Слушай внимательно ответы, не перебивай.
• Люби детей и себя.
Памятка
"Психотерапия неуспеваемости"
1. "Не бить лежачего"
2. Не более одного недостатка в минуту
3. "За двумя зайцами погонишься…"
4. Хвалить исполнителя, критиковать
исполнение
5. Сравнивайте сегодняшние успехи
учащегося с его собственными вчерашними
неудачами
6. Не скупитесь на похвалу
7. Техника оценочной безопасности
8. Ставьте перед учащимися предельно
конкретные и реальные цели
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки
10. Сравнивайте достижения
Правила предотвращения конфликта и
спасения ситуации
• Не начинать с категорических требований.
• Предоставлять выбор.
• Предлагать действия, в которых взрослый
может оказаться желанным помощником.
• Искать поводы для взаимного соревнования.
• Превратить задание в игру с неожиданным
концом.
За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
«Барабанить не стану!
Нет настроенья,
Нет обстановки,
Нет подготовки!
Не вижу морковки!»