Очень часто молодые мамы и папы, чьи малыши посещают ясельную или младшую группу детского сада, сталкиваются со множеством вопросов относительно развития своих детей. Родителей волнует проблема выбора подходов к воспитанию, развивающей методики, полезных и практичных игрушек. Конечно, в век современных технологий найти любую информацию не составляет труда. Гораздо сложнее не запутаться во множестве предлагаемых вариантов. Кроме того, на занятия и просто на общение со своим малышом достаточно трудно выбрать время: его у современной женщины всегда не хватает. Сегодня мамы вынуждены работать наравне с папами или же вместо папы, а ведение ими домашнего хозяйства никто не отменял. Неслучайно, что львиную долю свободного от основной работы времени женщина проводит на кухне. Так как же совместить ведение домашних дел, занятия с малышом и его ранее развитие? Оказывается, выход есть.
Собрание с родителями воспитанников группы для детей с ОВЗ
Кухня – это интересно!
Очень часто молодые мамы и папы, чьи малыши посещают ясельную или младшую группу
детского сада, сталкиваются со множеством вопросов относительно развития своих детей.
Родителей волнует проблема выбора подходов к воспитанию, развивающей методики, полезных и
практичных игрушек. Конечно, в век современных технологий найти любую информацию не
составляет труда. Гораздо сложнее не запутаться во множестве предлагаемых вариантов. Кроме
того, на занятия и просто на общение со своим малышом достаточно трудно выбрать время: его у
современной женщины всегда не хватает. Сегодня мамы вынуждены работать наравне с папами или
же вместо папы, а ведение ими домашнего хозяйства никто не отменял. Неслучайно, что львиную
долю свободного от основной работы времени женщина проводит на кухне. Так как же совместить
ведение домашних дел, занятия с малышом и его ранее развитие? Оказывается, выход есть. Давайте
попробуем сделать ребенка активным участником этого процесса.
Многие родители отмечают, что малыши гораздо охотнее орудуют с мамиными
половниками и кастрюльками, устраивая на кухне оркестр «ударных» инструментов, нежели с
игрушками из «Детского мира». Также их привлекают папины отвертки, веники, пылесосы,
тряпочки – словом, всё «настоящее», что они видят в руках у взрослых. Родители так часто ругают
малыша за то, что он с грохотом вываливает закрытые ящики, высыпает крупы. Но какими мы
хотим видеть наших детей? Разумеется, такими, которые как можно раньше учились подолгу
самостоятельно заниматься какимнибудь делом и потом в школе развивали в себе многосторонние
интересы и увлечения, не так ли? Но как это произойдет, если мы станем отказывать ребенку уже в
первых попытках обследовать окружающий мир? Может, стоит разрешить ему пощупать, потрогать
эту жестяную коробочку и лишь тогда, когда она ему надоест, сказать: «Смотри, а сейчас мы
поставим ее на место, хорошо?» Может быть, пришло время «впустить» ребенка на кухню и
показать, как правильно закрывать шкафы, завинчивать крышечки, пересыпать крупу, переливать
воду, замешивать тесто? Эти игры чрезвычайно полезны для малыша: он учится решать задачи из
практической жизни и развивает мелкую моторику рук.
Мария Монтессори, педагог, врач, психолог, известна во всем мире благодаря
разработанной ею системе обучения. Она открыла сензитивные периоды в развитии ребенка, то есть
время, в течение которого он особенно восприимчив к некоторым стимулам. Если родители знают
об этих периодах, можно сделать очень многое.
Мария Монтессори доказала, что обучение начинается при рождении и первые шесть лет
жизни самые важные. Заострим наше внимание на том, что возраст 2–3,5 года – период интереса к
мелким предметам, к правде и реальности жизни, а следовательно, развития мелкой моторики
рук. Мелкая моторика рук – умение выполнять точные, скоординированные движения кистями ипальцами рук. Чтобы ребенок смог выполнить упражнение для развития мелкой моторики, его
мышечная, костная и нервная системы должны работать синхронно.
Переоценить важность своевременного развития мелкой моторики рук невозможно.
Педагоги и психологи уже давно установили прямую зависимость между уровнем умственного
развития малыша и уровнем развития мелкой моторики его рук. У детей с развитой моторикой
лучше функционирует нервная система, внимание, память, восприятие, усидчивость и речь.
Оказывается, в головном мозге речевой и моторный центры расположены рядом. И при активизации
участка мозга, отвечающего за моторику рук, происходит стимуляция речевого центра. Уже давно
замечено, что чем раньше малыш начинает регулярно играть в игры, которые стимулируют мелкие
движения пальцев, тем раньше он начинает говорить, тем быстрее его речь становится внятной и
разнообразной. А еще развитие мелкой моторики улучшает ловкость рук ребенка и скорость его
реакции, что в дальнейшем положительно влияет на умение быстро и красиво писать.
Когда впоследствии школьные педагоги и психологи принимают решение о том, готов ли
малыш к обучению, они оценивают его по следующим критериям:
– умение связно говорить, концентрироваться, мыслить и рассуждать логически;
– степень развития внимания, памяти, воображения;
– подготовка руки ребенка к обучению письму.
Мелкая моторика в формировании этих способностей играет далеко не последнюю роль.
Взрослым следует помнить, что ребенок любит повторения и прекращает занятия тогда, когда его
потребность удовлетворена. Попробуйте предложить ребенку следующие игры на кухне:
Играем с крупами. Все детки любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько
разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Можно для игры использовать тарелки разных цветов.
Насыпав в них фасоль, считать – в какой больше всего, в какой меньше всего. Посадить разных
животных возле каждой тарелки, причем подобрать их по цветам: из зеленой тарелки кушает
лягушка, так как она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д. Можно насыпать на поднос манку и ри
совать по ней пальчиками. Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в «Золушку»
– отсортируйте одну крупу от другой. Можно предложить ребенку опустить руки в крупу и найти
там знакомый предмет, а затем назвать его.
Макароны – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их.
Так получатся отличные бусы для куклы.
Сортируем. Ложки и вилки отдельно. Большие ложки отделяем от маленьких.
Играем с крышечками. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки,
кастрюльки разного размера. Снимите с них крышечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к
каждой баночке свою крышечку.
Ежик. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть втыкает их в яблоко. Получится ежик.
Полезно и для мелкой моторики, и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны:маленьким деткам лучше не давать острые зубочистки или играть с ними под присмотром
взрослых.
Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелочки, одна из которых наполнена водой, а
другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной
емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать по
воде кораблики – губки или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль.
Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Еще можно взять коктейльные трубочки и
дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка. Можно также
предложить малышу переливать воду из различных емкостей (стакана, бутылочки, баночки) с
помощью воронки. Для интереса воду лучше подкрасить в любой цвет.
Играем с пинцетом. Берем большим пинцетом кусочки поролона и складываем их в тарелку.
Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут
взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка
расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только то, что можно
есть, потом всё остальное; сначала большие магниты, затем поменьше и т.д.
Природа наградила ребенка любопытством, которое способствует его развитию. Взрослые должны
всячески способствовать проявлению этого чувства. Оказывается, от любопытства идет путь к
познанию и открытию мира. Дети – прекрасные наблюдатели. Если на них чтото произвело
впечатление, они запоминают мельчайшие детали, они переполнены ими и непременно попытаются
повторить пережитое. Родители должны поддерживать их в этих порывах.
Кроме того, психологи утверждают, что речь тесно связана с яркими переживаниями, новыми
впечатлениями. Однообразная жизнь не способствует возникновению желания говорить, сообщать о
чемто. Гамма ярких впечатлений порой бывает лучшим стимулом к появлению речи. В
этом смысле много дают прогулки, наблюдения за животными, перемещение в иную обстановку и
представленные выше «необычные» игры с предметами домашнего обихода.
И в заключение… Вы когданибудь считали, сколько игрушек у вашего чада? В Швеции в 2004 году
на душу каждого среднестатистического ребенка дошкольного возраста приходилось 617 игрушек.
Оказывается, мы могли бы вообще ничего не покупать детям, и они обошлись бы пластмассовой
бутылкой, мамиными выходными туфлями, кастрюлями или оставленным без присмотра бусами.
Все эти предметы не менее полезны для развития маленького ребенка, чем любая специально
купленная игрушка: у бутылки можно скручивать и закручивать крышечку (мелкая моторика), в
туфлях пытаться ходить (физическое развитие), в кастрюли наливать воду, а в маминых
украшениях вообще столько чудес, что мы даже не можем себе представить.
Малыши нередко оставляют свои уже надоевшие игрушки и с упоением начинают исследовать
содержимое шкафов с одеждой и обувью, ящиков с посудой, инструментами и прочими
удивительными и загадочными для них предметами. Ребенок может часами открывать и закрыватькрышки кастрюль, бутылочек, насыпать и высыпать чтото кудато, закручивать, откручивать,
нажимать, стучать, ковырять… И при этом получать не только удовольствие, но и конкретные
практические навыки, которые пригодятся в реальной жизни.
Самое важное, что следует всегда помнить, – тот, кто является родителем, тот становится и
первым учителем ребенка, образцом для его подражания, символом его безопасности, источником
безоговорочной любви и заботы. Эта роль не заканчивается в детстве. Отец или мать всегда
остаются родителями, навсегда сохраняют в душе беспокойство о своем ребенке – независимо от
того, сколько ему лет и как далеко он находится.
Литература
1. Асеева И. Игры на кухне с малышом. М., 2015.
2. Ларечина Е.В. Игры в ванной, на кухне, в детской для малышей 1–3 лет. Спб., 2011.
3. Развитие мелкой моторики. https://www.babyblog.ru/cr/sovety/cr8/prazvitiemelkojjmotorikip
4. Хейнсток Э. Гениев учат с рождения. Система Монтессори у себя дома. М., 2012.
Е.