"Поэзия Великой Отечественной войны"
Содержание
1.Введение………………………………………………………………..3стр.
2. Поистине — «запомним это имя!»………………………………….5стр.
2.1. Поэзия Юлии Друниной ……………………………........................5стр.
2.2. Поэзия Иосифа Уткина……………………………………………..5 стр.
2.2. Поэзия Мусы Джалиля……………………………………………..6 стр.
2.3. Поэзия Алексея Суркова ……………………………………………6 стр.
2.4. Поэзия Константина Симонова…………………………………….7стр.
2.5. Поэзия Александра Твардовского…………………………………..9стр.
3. Заключение……………………………………………………………12 стр.
Введение
Мир литературы - это сложный удивительный мир, и в то же время очень противоречивый. Особенно на рубеже веков, где вновь вливающееся, новое сталкивается с тем, что подчас усматривает или становится образцовым, классическим. Либо одна формация заменяется другой: соответственно меняются взгляды, идеология, бывает, даже мораль, рушатся устои. Все изменяется. И сегодня в 21 веке мы это ощущаем на себе. Неизменным остается одно: память. Мы должны быть благодарны тем писателям и поэтам, которые после себя оставили когда-то признанный, а порой непризнанный труд. Эти произведения заставляют нас задуматься над смыслом жизни, вернуться в то время, посмотреть на него глазами писателей разных течений, сравнить противоречивые точки зрения. Эти произведения - живая память о тех художниках, которые не оставались обыкновенными созерцателями происходившего. «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека»,- пишет В.Распутин. И пусть нашей благодарной памятью художникам слова будет наше неравнодушное отношение к их творениям.
Особую актуальность поэтому сейчас приобретают научные работы, в которых бы ставилась цель показать особенности поэтического мастерства, поэтики, эволюции творческого пути поэтов-фронтовиков, наметить широкий литературный фон, ведь изучить военное поэтическое наследие в одночасье невозможно.
Предлагаемое исследование является первой попыткой обзорного изучения, краткого анализа и осмысления поэтического творчества поэтов-фронтовиков. В нем предполагается раскрыть основные темы и мотивы военной лирики. Все это и определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования заключается в изучении поэтического творчества поэтов с точки зрения неповторимой индивидуальности как мастера-лирика, художника слова. В соответствии с означенными целями в реферате решаются задачи:
— обзорное знакомство с творчеством поэтов-фронтовиков;
— роль их творчества в национальной духовной культуре;
— показ героического в лирике поэтов и художественные принципы их воплощения;
— особенности художественного решения и видения темы Великой Отечественной войны.
Объектом изучения становится творчество поэтов 40-х годов.
Духовное наследие поэтов многообразно и сочетает в себе острую публицистичность, тонкий лиризм и эпическое начало. Участие в войне породило глубочайшее чувство ответственности за жизнь вообще, как общечеловеческую, вселенскую ценность. В то же время война дала понимание подвига как способности "преодолевать самого себя", осознав ценность своей жизни, преодолеть страх смерти, пойти на самопожертвование во имя родины и народа. Война дала глубину постижения человеческой души, через мироощущение которой дается оценка происходящего.
Произведения о войне, написанные на основе только лишь документов, воспоминаний и т.д., авторами, не имеющими личностного военного опыта, возможны и существуют, но это, говоря словами В.Астафьева, "другая война", у ее авторов - иные нравственные ориентиры, они лишены неповторимых, глубоко индивидуальных переживаний, нашедших выражение в нерасторжимой слитности писателя и его героев, в судьбах которых отразилась судьба поколения.
Отличительная особенность художественного воспроизведения Великой Отечественной войны - изображение героического характера, героической судьбы, героического подвига и лиричности. Несмотря на все ужасы войны.
Чтобы лучше понять лирики военного времени, я обратилась к критической литературе, которая освещает эту важную тему. Она важна для нас сегодняшних людей как пять - это прежде всего. Мы не должны забывать историю своей страны. Во-вторых, необходимо понять истоки героизма русского народа в годы Великой Отечественной, в-третьих, выявить значимость поэзии в период войны.
Многие имена за последнее время возвращаются в литературу. Говоря о литературе, посвященной Великой Отечественной войне, оценивая ее, мы обычно в качестве эталона художественного совершенства обращаемся к поэзии Великой Отечественной войны ХХ века. Великая Отечественная война советского народа, которую он вел на протяжении четырех долгих лет с германским фашизмом, отстаивая как независимость своей Родины, так и существование всего цивилизованного мира, явилась новым этапом и в развитии советской литературы. В разгар войны, летом 1944 года, Константин Симонов, поэтическая слава которого была тогда в зените, напечатал статью «Подумаем об отсутствующих», в которой обращал внимания на то, что среди фронтовиков с каждым месяцем выявляется все больше литературно высокоодаренных людей; они такие же труженики войны, как миллионы других людей, впитавшие в себя такой богатый запас впечатлений для своей писательской жизни, какой дай нам Бог всем иметь.
Война вошла в их жизнь, они не только пошли на нее добровольно, не только участвовали в ней, но и много думали над тем, что делает с душой человека война. Потрясение войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Сергей Наровчатов, Михаил Луконин, Михаил Львов, Александр Межиров, Юлия Друнина, Сергей Орлов, Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Константин Вашенкин, Григорий Поженян, Булат Окуджава, Николай Панченко, Анна Ахматова, Муса Джалиль, Петрусь Бровка и многие другие.
Известно, что Великая Отечественная война не застала поэтов врасплох: в первые же дни сражений большинство их уехали на фронты - в качестве солдат, офицеров, военных корреспондентов, санинструкторами.
Поистине — «запомним это имя!»
Война оставила тяжёлые, на долгие десятилетия незаживающие раны в сердцах людей.
Поэзия Юлии Друниной
...ушла из детства в грязную теплушку,
в эшелон пехоты, в санитарный взвод.
От Прекрасной Дамы в мать перемать,
потому что имя ближе, чем Россия,
не могла сыскать.
(Ю. Друнина)
Естественность, "непридуманность" стихов поэтессы проявляется в отчетливой связи произведений Друниной с реальными событиями и лицами. Таково стихотворение «Зинка» — едва ли не лучшее в творчестве поэтессы ("Знаешь, Зинка, я против грусти. / Но сегодня она не в счет…") — по тональности торжественно-сдержанное, трагическое и светлое, как реквием, по разговорной стилистике трепетное и горькое, как прощание с близким, обращение к "светлокосому солдату", юной девушке, убитой на войне, которой автор, такая же юная фронтовичка, говорит с отчаянием, представляя ее старенькую маму, одиноко живущую где-то в маленьком захолустье: "И старушка в цветастом платье / У иконы свечку зажгла… / Я не знаю, как написать ей, / Чтоб тебя она не ждала". Лирику Юлии Друниной можно назвать поэзией сестры милосердия — так много в ней, даже в строках, посвященных любовным переживаниям мотивов сердечного утешения и высокой духовности.
Поэзия Иосифа Уткина
На следующий день после объявления войны появляется стихотворение Иосифа Уткина «Гнев миллионов», которое наполнено непоколебимой убеждённости в победе. Уткин писал о подвигах наших лётчиков, партизан, машинистов, о народной смекалке, о готовности каждого человека отдать свою кровь и жизнь за родную землю: «Дружба соколов», «Старый партизан», «Машинист», «Народная сметка», «Народный фонд» и другие. Многие из этих стихотворений создавались уже непосредственно на фронте — в блиндажах и окопах, а потом печатались на походных типографских станках — в шалашах, в чаще брянских лесов, — там помещалась редакция газеты «На разгром врага». И всюду, как правило, поэт был на передовых позициях, не зная, что такое страх, и умея быть настоящим агитатором среди бойцов, видевших в нём своего «комиссара», служа им примером мужества и спокойствия.
Поэзия Мусы Джалиля
Февраль 1942 года. Старший политрук Муса Джалиль - фронтовой корреспондент армейской газеты "Отвага" на Волховском фронте. На фронте он написал более тридцати стихотворений. В июне 1942 года в составе Волховского фронта попал в окружение. Тяжелораненый, оказался в плену (под Мясным Бором). Гитлеровцы бросили Мусу Джалиля в Моабитскую тюрьму. Там (1942-1944) были созданы всемирно известный цикл стихов - "Моабитские тетради". Эти стихи были удостоены в 1957 году Ленинской премии. Первая моабитская самодельная записная книжка размером 9,5Х7,5 см содержит 60 стихотворений. Второй моабитский блокнот - тоже самодельная записная книжка размером 10,7х7,5 см. В ней содержится 50 стихотворений. Эти тетради хранятся в Государственном объединенном музее Республики Татарстан. Муса Джалиль был казнен в Моабитской тюрьме 26 августа 1944 года.
Люди кровь проливают в боях:
Сколько тысяч за сутки их мрет!
Чуя запах добычи вблизи,
Рыщут волки всю ночь напролет.
Что там волки! Ужасней и злей -
Стаи хищных двуногих зверей.
Любовь к жизни, ненависть к противостоящему ей фашизму, уверенность в победе, нежные послания жене и дочери - вот основное содержание лирики Мусы Джалиля. За исключительную стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза и присуждена Ленинская премия за цикл "Моабитская тетрадь".
Поэзия Алексея Суркова.
В годы Великой Отечественной войны и поэзия Алексея Суркова обрела широчайшую популярность, и его по праву называли "солдатским поэтом". Стихи Суркова учили мужеству. Их печатали дивизионных и армейских газетах, заучивали наизусть. И неудивительно, что самые заветные их строки до сих пор живут в пожелтевших солдатских треугольниках, в памяти людей старшего поколения:
Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти четыре шага.
Некоторые сравнительно ранние произведения поэта отмечены значительной художественной самостоятельностью и почти не уступают многим более поздним его созданиям ("Рассказ фронтовика", "О войне и детях" и др.). "Бьется в тесной печурке огонь...". Кажется, устами поэта здесь говорит сама горестная и гневная поздняя осень, почти зима сорок первого года, сама армия, еще прижатая натиском врага к Москве, но уже накопившая яростную жажду возмездия. От грустно-раздельной "Землянки" веет силой, негасимой любовью к женщине, к жизни, к родной земле. Как будто в лютый мороз первой военной зимы послышалось дыхание еще далекой, но неизбежной весны! В стихах "Декабрьского дневника" Сурков как бы еще только всматривается в "лица походных друзей" - воюющего народа. Теперь же они ярко вырисовывались перед ним в трагическом зареве огромнейшей битвы. Поэтому чувство горя, ненависти, гнева сочетаются в стихах Суркова с ликующим чувством сопричастности величию и подвигу народа.
"Злая правда", горчайшие картины войны, "приправленные" невеселой солдатской шуткой, помог ли поэту закалять и вооружать сердца читателей жаром ненависти к врагу и жаждой возмездия. В годы Великой Отечественной войны он особенно остро ощутил, что эта драгоценная "эстафета" в значительной степени доверена поэзии. И благодаря его стихам до нас доныне долетают гневный призыв, горячая клятва, глубоко интимные признания, с нежданной силой отзывающиеся в миллионах сердец. Навсегда вошли в историю, неотделимо спаявшись огромным всенародным переживанием, что зовется Великой Отечественной войной, лучшие стихи Алексея Суркова тех лет, и никогда не будет допета его "Землянка", которую подхватывают все новые и новые поколения. Лучшие стихотворения становились песнями. И сейчас многие не знают их авторов, но поют эти песни.
Поэзия Константина Симонова
Военная лирика сделала имя Симонова широко известным. Стихи Симонова учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху. Более того, они помогали не только воевать, но и жить. Именно в суровую военную пору, точнее, в самые тяжелые первые месяцы военной страды созданы почти все поэтические шедевры Симонова: "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Жди меня, и я вернусь", "Если бы нас своим могуществом...", "Майор привез мальчишку на лафете...".
«Жди меня…» — послание Симонова любимой женщине. Автор не полагал, что оно получит общественную огласку. Послание сурово сдержанно. В нём нет нежных слов, признаний в любви. Но при всей строгости содержания читатель ощутит всю силу чувств поэта. Об этом говорит его убеждённость, что она, любимая, умеет ждать, “как никто другой”, а её преданность поможет ему всё преодолеть: «Не понять неждавшим, им,/Как среди огня/Ожиданием своим/Ты спасла меня.
Через некоторое время «Жди меня…» обрело особую популярность. Его переписывали, заучивали на память, читали и пели. В своём произведении Симонов выразил типичное настроение людей, находящихся на фронте, их жён, любимых, близких. Чем труднее было на войне, тем больше солдаты тянулись к воспоминаниям о доме, простых человеческих радостях, а дома беспокоились за своих. И вера в то, что всё завершится хорошо, нужна была и тем и другим. Вот почему так страстно звучат слова поэта:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
И этот неоднократно повторяющийся призыв звучит как мольба и приказ: ждать и надеяться, и ничто не должно поколебать эту веру:
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Даже когда самые близкие люди — мать и сын, друзья — устанут ждать, — жди! Любовь сильнее родственных и дружеских чувств. Слово жди, начинающее многие строки, повторится в стихотворении одиннадцать раз. И ныне «Жди меня…» продолжает волновать многих. В длительных и опасных командировках находятся наши военные, уходят надолго в море подводники и моряки, далеко уплывают на промысел рыбаки. Дома беспокойно ждут их возвращения. И симоновское стихотворение вселяет веру в счастливый исход неизбежных разлук.
Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.
Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.
В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ.
Это нашло отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи о Москве Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Бергольц, о Смоленщине Исаковского.
Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы Великой Отечественной войны свое вдохновение наша лирика.
В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую (баллады, поэмы). В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью.
Поэзия Александра Твардовского
Поэзия Александра Трифоновича Твардовского
— поэзия своего времени. Все творчество А. Т. Твардовского было неразрывно
связано с жизнью своей страны, своего народа. Страшные годы военного
лихолетья, когда сам А. Т. Твардовский был корреспондентом газеты «Красная
звезда», не могли не найти своего отражения на страницах его поэтических
произведений: «22 июня 1941 года», «Я убит подо Ржевом», «9 мая», и др. Все
тяготы солдатской доли поэт прочувствовал на себе:
Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
«Война — жесточе нету слова…» (1944)
Все стихотворения военной тематики проникнуты чувством глубокой любви к родине,
к русской земле, погибнуть за свободу которой автор считает лучшей долей:
Я долю свою по-солдатски приемлю,
Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя.
«Пускай до последнего часа расплаты…» (1941)
Многие стихотворения представляли собой поэтические агитационные «листовки»,
призывающие на борьбу с фашизмом:
За Починками, Глинками
И везде, где ни есть,
Потайными тропинками
Ходит зоркая месть.
Ходит, в цепи смыкается,
Обложила весь край,
Где не ждут, объявляется
И карает…
Карай!
«Партизанам Смоленщины» (1942)
Особенности произведений военной тематики. Многие стихотворения А. Т.
Твардовского имеют сюжетную основу. Героями таких произведений становятся
простые солдаты, вчерашние мальчишки, быстро взрослеющие на войне:
Соленый пот глаза слепил
Солдату молодому,
Что на войне мужчиной был,
Мальчишкой числясь дома.
«Иван Громак» (1943)
Такие мальчики воевали до последнего патрона, до последнего вздоха, не
уступая в храбрости своим отцам и старшим братьям:
Вот — на бросок гранаты враг,
Громак его гранатой.
Вот рядом двое. Что ж Громак?
Громак — давай лопатой.
О подвигах воинов должна была знать вся страна, они должны были
воодушевлять и придавать силы. Стихотворения А. Т. Твардовского достигали
своей цели — поднимали боевой дух и вели защитников вперед:
Москвы не видел, но ему
Москва салютовала.
«Иван Громак» (1943)
Героями на войне становились, сами того не осознавая, даже дети. Об одном из
таких парнишек «лет десяти-двенадцати» повествуется в стихотворении «Рассказ
танкиста» (1941). В гари и копоти, в страшном месиве войны, такие ребятишки
воевали наравне со взрослыми, внося свой неоценимый вклад в общее дело Победы:
Был трудный бой. Все ныне, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
Для лирического героя жизнь остановилась в самый разгар боя, и он не успел
узнать, чем закончилось сражение. Любовь к родине, стремление спасти свободу
своей земли оказывается сильнее страха смерти:
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она — спасена.
Те, кто не дошел, кто не выжил, получают право требовать ответа у живых, что
сделали они для Победы и как продолжили борьбу. Монолог мертвого становится
одновременно судом над войной и наказом живыми:
Пусть не слышен наш голос, —
Вы должны его знать.
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье —
Эта кара страшна.
В стихотворении повторяющиеся обращения к живым как бы требуют ответа, отчета
совести прежде всего перед собой, как они распорядятся доставшимся богатством —
жизнью. Павшие никого не обвиняют (И никто перед нами // Из живых не в долгу),
но братская связь тех, кто был в одном окопе, никогда не позволит живым «спать
спокойно». На них ложится ответственность за будущее страны и за сохранение
памяти без вести павших, своей жизнью заплативших за свободу последующих
поколений.
Своим долгом гражданина и поэта А. Т. Твардовский считал необходимость
сохранить память о простых солдатах, погибших рядовых, тела которых до сих пор
не преданы земле. Память о кровопролитной войне должна быть сохранена, чтобы
никогда ни у кого не возникало желания, преследуя амбициозные или меркантильные
цели, лишать человека бесценного сокровища — жизни.
Заключение
В памятное тревожное утро 22 июня 1941 года, когда предутреннюю тишину советского пограничья нарушили первые залпы немецких орудий, рев танков со свастикой на броне, вой падающих бомб, наш народ встал во весь рост на защиту Отечества.
В общем строе сражающегося народа нашла свое место и многонациональная советская литература: ее прозаики, поэты, драматурги, критики. В самые трудные для народа дни войны громко звучали голоса советских поэтов.
Листая страницы книг, написанных в дни военных потрясений, мы словно листаем страницы памяти своего сердца. Из глубины времени перед нами воскресают события, наполненные чудовищным грохотом невиданно жестокой, разрушительной и истребительной войны, насквозь пропитанные человеческой кровью и слезами. И пусть многие поэты пали смертью храбрых на пути к солнечному Дню Победы, они и сегодня остаются с нами, потому что слово, рожденное в огне, написанное кровью сердца, бессмертно. Неудивительно, что большинство бытовавших в окопах песен, рожденных войной, таких как «Синий платочек», «Темная ночь», «Бьется в тесной печурке огонь...», «В лесу прифронтовом», «Огонек», были сугубо лирическими. Эти песни отогревали солдатское сердце, продрогшее на холодном ветру суровой военной жизни. Война вошла в жизнь каждого человека, и в каждую жизнь она внесла тревоги и волнения, заботы и горести.
Время требовало от литературы строгости и точности в передаче дум и чаяний народа, в раскрытии характера человека. Стихи, созданные в те годы о войне, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. В них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало. Хотя во времена стародавние и бытовала истина о том, что, когда разговаривают пушки, музы молчат, живой опыт человечества начисто опроверг ее.
В войне против немецко-фашистских претендентов на господство над миром советская поэзия стояла в авангарде всех литературных жанров, заплатив за свое право разговаривать от имени воюющего народа жизнью многих поэтов.
Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы — нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.