Обобщение опыта работы по формированию личностных УУД в условиях школы закрытого типа. В материале представлены различные варианты организации внеклассной работы с обучающимися отбывающими наказание в исправительной колонии при заочной форме обучения. Обучающиеся школы ограничены во времени подготовки к мероприятий и могут использовать только материалы из школьной библиотеки.
интеграция.docx
Интеграция урочной и внеурочной деятельности как фактор
развития личностных результатов обучения
Сколь бы много человек ни изучал,
он не может познать, не действуя.
Осел, груженый книгами, не станет мыслителем.
Не постигший сути, каково же его знание –
Несет он дрова ли, книги ли? !
Г.Спенсер
Согласно требованиям стандартов второго поколения, в результате изучения всех
без исключения предметов должны быть созданы условия для развития у обучающихся
личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.
Когдато очень давно Герберт Спенсер (английский философ и социолог) сказал:
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Это высказывание четко
определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование
совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы
образовательного и воспитательного процесса и дают возможность учащимся
самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение
учиться.
Так как воспитание – это приоритетная составляющая образовательного процесса в
пенитенциарной школе, то в своей статье я остановлюсь на формировании личностных
универсальных учебных действий в процессе изучения истории. Следует отметить что,
личностные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию обучения, поэтому
применительно к учебной деятельности можно выделить три вида личностны действий:
Личностные
УУД
Действия
нравственно-
этического
оценивания
Действия
самоопределе
ния
Действия
смыслообразов
ан
Учитывая то, что обучающийся УКП – это уже сложившаяся личность (осуждённые,
взрослые люди, в возрасте от 18 лет и старше) то набор компонентов определяющих
содержание формируемых личностных УУД скорректирован с учётом специфики
контингента.
Действия самоопределения – это адекватная самооценка, активное определение
своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, обретение
своего ценностносмыслового единства и его реализация, правильное представление об
основных приёмах самоопределения, проектирования жизненных планов и карьеры.
Действия смыслообразования – это понимание сущности усвоенного содержания
учебного материала, сформированная учебная мотивация, стремление к изменению собственной личности в решении проблем конструктивного и успешного возвращения в
гражданское общество на основе знаний, полученных в процессе образования, личная
ответственность.
Действия нравственноэтического оценивания – понимание нравственного смысла
учения, стремление избавиться от преступных взглядов, наклонностей, установок, заменить
криминальный опыт на социальноориентированный смысл собственных поступков,
сформированность положительных нравственных качеств и навыков конструктивного
взаимодействия.
Так как в основе развития всех УУД лежит системнодеятельностный подход,
предполагающий активность самих обучающихся в достижении развивающих целей
образования, то от учителя требуется поновому выстраивать образовательное
пространство, менять сложившиеся стереотипы педагогической деятельности. С учётом
психологических и возрастных особенностей контингента обучающихся, условий их
содержания в исправительном учреждении, ограниченности ресурса времени на
аудиторные занятия в заочной форме обучения, для эффективного решения задач в сфере
развития личностных универсальных учебных действий была выбрана интеграционная
модель учебновоспитательного процесса, которая реализуется на уроках, в рамках
надпредметных курсов (кружков, элективов и др.).так и во внеурочной деятельности
посредством следующих образовательных программ:
1. Базовой основой для формирования личностных УУД является Основная
общеобразовательная программа по истории. Её содержание ориентировано на:
осознание обучающимися своей идентичности как гражданина страны, члена
семьи, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
человека;
свобод
прав
и
уважение
поведению
осмысление социальнонравственного опыта предшествующих поколений,
формирование способности к определению своей позиции и ответственному
обществе;
понимание учащимися культурного многообразия мира, уважение к культуре
современном
в
своего и других народов, толерантность.
При формировании личностных УУД, как правило, ведущими являются
воспитательные технологи, но не менее успешно для качественного усвоения предметного
содержания учебных программ используются следующие образовательные технологии:
технологию проблемного диалога, которая стимулирует мотивацию учения,
повышает познавательный интерес, формирует самостоятельность и убеждения ("Русская
революция 19051907 гг.");
технологию ситуативного обучения, которая формирует умение демонстрировать
свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную
оценку других, навыки конструктивного взаимодействия ("Отечественная война
1812 года");
технологию уровневой дифференциации для развития навыков адекватной
самооценки, для саморазвития и самосовершенствования, для овладения учащимися
умения ставить цели ("Русь и Золотая Орда"); технология продуктивного чтения эффективна, если анализ текста учебника,
дополнительных источников информации порождает оценочные суждения ("Образование
Древнерусского государства").
Данные технологии позволяют трансформировать традиционные задания в
продуктивные, нацеленные не только на предметные результаты, а также и на
метапредметные, например: осмыслить (задание), найти нужную информацию (текст,
рисунок, диаграмму и т.д.), преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти
причину, выделить главное, дать оценку и т.д.)
Т.О. в сфере личностных универсальных учебных действий формируется
внутренняя позиция учащегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая
учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы.
2.
Образовательные программы,
выходящие за рамки основных
(надпредметные), представляют собой вариативную часть общего образования,
позволяющую обучающимся приобрести и максимально реализовать потребность в
познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и
профессионально:
элективный курс «Основы Конституционного строя Российской Федерации»
является одной из таких программ. Изучение данного курса помогает целенаправленному
формированию правового сознания обучающихся. Воспитанию у них гражданской позиции,
усвоению содержания Конституции основного правового документа Российской
Федерации. Способствует развитию умения ориентироваться в современной политической
ситуации, вести дискуссии по актуальным вопросам современности, развивает
исследовательские навыки. В конце изучения курса обучающиеся защищают рефераты на
заданные темы, например «Конституция России путь к правовому государству»,
«Становление института президентства в России» и др.
дискуссионный клуб «Точка зрения».
Данная форма образовательной
деятельности объединяет обучающихся, которым интересна история, это активная форма
обучения, направленная на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и
способности решать нестандартные задачи, т.е. способствует формированию активной
личности. В течение учебного года проводится 34 заседания клуба. В качестве темы
дискуссии, как правило, выступают значимые события истории, которые до сих пор
неоднозначно рассматриваются в исторической литературе и вызывают споры. Например,
2016 год Указом Президента Российской Федерации был объявлен годом Карамзина,
поэтому одно из заседаний клуба было посвящено 250летию со дня его рождения
«Карамзин есть первый наш историк и последний летописец». В рамках круглого стола
состоялся обмен мнениями по следующим вопросам:
1. Влияние биографии Карамзина на формирование его мировоззренческих взглядов.
2. Заслуги Н.М. Карамзина в русской культуре.
3. Н.М. Карамзин как историк.
4. Н.М. Карамзин и его «История государства Российского».
В этом учебном году одно из заседаний клуба прошло в форме дебатов.
Дискуссионная проблема была сформулирована так "Мы погибли!" воскликнул
французский офицер, когда узнал о вступлении Наполеона в Москву. Согласны ли вы с мнением офицера? В процессе дискуссии участники получили возможность высказать свое
мнение по поводу обсуждаемого вопроса и отстоять его.
3.
Программа внеурочной учебнопознавательной деятельности представляет
собой личностноориентированное образовательное пространство, в котором создаются
условия для реализации практического опыта каждого учащегося путём предоставления
ему возможности заниматься любым видом познавательной деятельности, участвовать в
любых мероприятиях.
Формы внеурочной деятельности разнообразны.
Они учитывают уровень
сформированности познавательного интереса обучающихся и ориентированы на
требования к результатам их личностного развития. Ежегодно от 30% до 40%
обучающихся принимают участие в олимпиаде по истории – это показатель развития у
обучающихся творческого отношения к учёбе, к предмету за рамками обязательной
программы и возможность проявить интерес в определённой области знаний,
самостоятельность в поиске дополнительной информации. Так в 2018 году учащаяся 12
класса стала не только победителем олимпиады по истории, но и
абсолютным
победителем среди всех участников предметных олимпиад, выполнив 97,5% олимпиадных
заданий. Исторические олимпиады вызывают интерес у обучающихся, количество
участников ежегодно увеличивается.
В этом учебном году 20 обучающихся приняли участие в международной
олимпиаде "Молодежное движение", 7 из них стали дипломантами.
Проводимые интеллектуальные викторины, конкурсные мероприятия обладают
широким спектром возможностей для комплексного решения учебных и воспитательных
задач, так как:
у обучающихся есть право выбора участия в том или ином мероприятии, в том или
ином виде познавательной деятельности;
деятельность не ограничена жёсткими временными рамками урока;
открываются пути для проявления самостоятельности, фантазии и творчества.
Обучающиеся реализуют познавательный интерес, участвуя в конкурсах
исторического эссе «Вопросы, заданные человечеству войной», «У воны не женское лицо»,
«Слова принадлежат веку, а мысли векам», в интеллектуальнопознавательных викторинах:
«Крылатые выражения русской истории», «Отечественные фильмы о Великой
отечественной войне», «Город древний, город славный», посвящённая 870летию Вологды
и другие.
Основной педагогический эффект от участия в конкурсных мероприятиях
заключается в том, что наряду с положительными эмоциями участники получают
удовлетворение от элемента соревновательности, расширения кругозора, умения
воспользоваться своими знаниями, обогатиться знаниями других. Наиболее сложной и
интересной является индивидуальная форма внеурочной работы с учащимися. К ней
относятся чтение исторической литературы, подготовка сообщений,
выполнение
творческих заданий. В этом году обучающимися 10 класса были подготовлены сообщения
«Крещение Руси», «Империя Чингизхана», «Дмитрий Донской защитник земли русской»,
«Семидневная царица» и др. 4.
Программа учебноисследовательской и проектной деятельности
направлена на интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, формирование
адекватной самооценки, позитивной Яконцепции, развитие навыков и умений
самоорганизации, стремления к дальнейшему образованию и самообразованию для
достижения личностных планов в профессиональной карьере.
Обучающиеся 1012 классов в течение учебного года работают над проектами. Это
проекты информационного типа, цель которых формирование исторического мышления –
способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической
обусловленности. Так в прошлом учебном году был подготовлен проект по теме «Мы
помним ваши имена», посвященный героям Великой Отечественной войны. В первом
полугодии этого учебного года учащиеся защитили проект « Октябрь 1917 года в
названиях улиц, памятников города Вологды». Ежегодно в учебноисследовательскую
деятельность вовлечены от 10 до 15% обучающихся 1012 классов. Работа над проектами
создает условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания
новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы
и строить умозаключения.
Вывод: таким образом, формирование личностных УУД происходит на всех этапах
образовательного процесса: на различных уроках, во внеурочной и внеклассной
деятельности. А представленная модель интеграции показывает как, сохранив целостность
учебновоспитательного процесса, можно эффективно формировать адекватнопозитивное
отношение обучающихся к процессу обучения, которое выражается в личных
результатах каждого учащегося:
в повышении мотивация учебной деятельности (мотивы внешние или внутренние);
в развитии познавательного интереса (от ситуативного до активного учебно
познавательного);
в способности к самооценке, к самоанализу собственных учебных результатов и
поступков;
в развитии этических гражданских качеств, проявляющихся в позитивном
отношении к получению образования, в активном участии в мероприятиях духовно
нравственной направленности, (нравственная ориентированность, уровень моральной
ответственности);
в правильной ценностной ориентации, в попытках смены мировоззрения (осознание
собственной жизненной цели, наличие и проявление необходимых знаний и способностей к
жизни в обществе после освобождения, с соблюдением норм права).
Результаты промежуточной диагностики и контрольные срезы по предмету
показывают, что формирование личностных УУД позволяет позитивно изменить
эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной
личности.
Материал из опыта работы
Материал из опыта работы
Материал из опыта работы
Материал из опыта работы
Материал из опыта работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.