1. Цели урока
1.1. Направленность на личностное развитие учащихся
1.2. Участие самих учеников в определении целей урока
1.3. Самоопределение школьников на результат урока
1.4. Определение учителем целей через соответствующие условия и ситуации
1.5. Использование целей в качестве показателей оценки деятельности на уроке
2. Учащиеся
2.1. Уровень мотивации и познавательная активность
2.2. Степень влияния учащихся на цели, содержание и методы работы
2.3. Наличие оценочной деятельности самих учеников
2.4. Участие учеников в диалоге, дискуссиях
2.5. Создание школьниками собственных образовательных продуктов
анализ урока
Материал к методике системного
анализа урока с позиции личностноориентированного подхода
1. Цели урока
1.1.Направленность на личностное развитие учащихся
1.2.Участие самих учеников в определении целей урока
1.3.Самоопределение школьников на результат урока
1.4.Определение учителем целей через соответствующие условия и
ситуации
1.5.Использование целей в качестве показателей оценки деятельности на
уроке
2. Учащиеся
2.1.Уровень мотивации и познавательная активность
2.2.Степень влияния учащихся на цели, содержание и методы работы
2.3.Наличие оценочной деятельности самих учеников
2.4.Участие учеников в диалоге, дискуссиях
2.5.Создание школьниками собственных образовательных продуктов
3. Учитель
3.1.Направленность на стратегию сотрудничества на уроке
3.2.Владение знаниями по предмету, умение пробудить интерес к теме
урока
3.3.Умение создавать образовательные ситуации развивающего типа
3.4.Умение гибко реагировать на изменение ситуации в классе
3.5.Речь (темп, дикция, образность, эмоциональность, грамотность
4. Содержание урока
4.1.Научность и доступность для учащихся, связь с жизнью
4.2.Наличие проблемных ситуаций
4.3.Учет субъективного опыта учащихся
4.4.Наличие деятельностного содержания урока
4.5.Наличие образовательных продуктов учащихся
5. Организация урока, формы, методы и средства обучения
5.1.Общая атмосфера урока
5.2.Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы
5.3.Преобладание активных методов обучения
5.4.Обеспечение деятельности учащихся необходимыми материалами
5.5.Валеологическая оценка урока
6. Результат урока
6.1.Степень оригинальности образовательных продуктов учащихся
6.2.Участие учеников в оценке деятельности и результатов уроков
6.3.Обнаружение школьниками нерешенных ими проблем
6.4.Наличие самоопределения учащихся на дальнейшую работу по теме
6.5.Степень удовлетворенности уроком учащихся и самого учителяанализ урока
ПАМЯТКА ДЛЯ САМОАНАЛИЗА ЗАНЯТИЙ
А. Каков был замысел, план проведенного занятия и почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1.Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
1.2.Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1.3.Как он (урок) работает на последующие уроки, темы, разделы (в том
числе другие предметы)?
1.4.Как были учтены при подготовке к уроку программные требования,
образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?
1.5.В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особые
предназначения?
1.6.Как (и почему?) была выбрана именно предложенная форма занятия (и
тип урока)?
2. Какие особенности учащихся, класса были учтены при подготовке к уроку
(и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия
учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание,
такие методы, средства, формы обучения?
6. Какие условия (социальнопсихологические,
учебноматериальные,
гигиенические, эстетические, темпоритмические) были созданы для
проведения урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с
данным планом в ходе урока, если – да, какие, почему и к чему они
привели?
В. Удалось ли:
Решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные
задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
Избежать перегрузки и переутомления учащихся?
Сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение,
самочувствие? Какова общая самооценка урока?
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы
неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало
бы сделать иначе, подругому?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?анализ урока
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОЛНОГО АНАЛИЗА УРОКА
Анализ цели урока:
I.
Вопросы для анализа:
1. Правильность и обоснованность цели урока с учетом:
a) Программных требований
b) Содержания материала
c) Необходимого уровня знаний и умений учащихся
d) Места урока в системе уроков по данной теме
e) Подготовленности класса
f) Возможностей самого учителя
g) Прогнозов на конечный результат обучения.
2.Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность
этих форм и методов.
3. Степень достижения поставленной цели.
II.
Соответствие структуры урока его цели и типу.
Логическая последовательность и взаимосвязь этапов
Целесообразность распределения времени по этапам
использования оборудования
Анализ структуры и организации урока:
1.
2.
урока.
3.
урока.
4.
кабинета.
5.
6.
7.
8.
Рациональность
Научная организация труда учителя и учащихся.
Организация начала и конца урока.
Оптимальный темп ведения урока.
Наличие плана и степень его выполнения.
III. Анализ содержания урока.
Вопросы для анализа:
1.
2.
Соответствие содержания урока требованиям стандарта.
Логичность изложения.
3.
4.
5.
Доступность изложения (соответствует ли уровень
изложения материала учителем понимания содержания
учениками).
Научность изложения (соответствует ли уровень
сложности изложения материала учителем уровню сложности
изложения в учебнике).
Выделение ведущих идей по данной теме.анализ урока
6.
7.
8.
Связь содержания урока с жизнью, профессиональная
направленность материала.
Связь содержания урока с потребностями и
интересами ученика.
Формирование самостоятельного мышления активной
учебной деятельности, познавательных интересов учащихся
средствами самого материала урока.
IV. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).
Вопросы для анализа:
1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с
учетом:
а) Темы урока
б) Цели урока
с) Возможностей класса
д) Возможностей самого учителя
е) Учебноматериальной базы
2.
Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Формирование у учащихся новых понятий (как
учитель определил новые понятия для данной темы и как
определил, являются ли данные понятия для учащихся
действительно новыми).
Актуализация опорных знаний (как учитель работает
с разнообразными точками зрения по теме урока).
Качественное освоение нового материала (как
определяется учителем качество освоения).
Использование средств обучения (наглядных пособий,
ТСО).
Организация учителем самостоятельной работы
виды
учащихся (характер тренировочных упражнений,
самостоятельных работ, вариативность, индивидуальный подход к
заданиям, инструктаж и т.д.).
Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция,
эмоциональность изложения, точность использования специальной
терминологии, умения в межличностном общении, приемы
влияния на учащихся.
Анализ работы учащихся на уроке.
V.
Вопросы для анализа:
1. Активность и работоспособность учащихся на разных этапах
2.
Интерес к теме или уроку.
урока.анализ урока
3. Владеют ли учащиеся приемами работы (НОТ на уроке). Культура
труда на уроке.
4. Выполнение учашимися единых требований (есть ли требования
учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они
выражаются, являются ли данные требования едиными для всех
предметников вашей школы).
5. Наличие навыков самоконтроля.
6. Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность
знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в
различных ситуациях).
7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность
суждений.
8. Культура межличностных отношений.
9. Реакция на оценку учителя.
VI. Анализ домашнего задания.
Вопросы для анализа:
Методы и приемы проверки домашнего задания.
Мотивировка домашнего задания на данном уроке,
1.
2.
его цели и осознание этих целей учащимися.
3.
4.
творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).
5.
6.
урока.
Объем домашнего задания (чем определяется).
Характер домашнего задания (тренировочный,
Посильность домашнего задания для всех учащихся.
Подготовленность домашнего задания всем ходом
Методика задания на дом, инструктаж
Материал к методике системного
анализа урока с позиции личностноориентированного подхода
7. Цели урока
7.1.Направленность на личностное развитие учащихся
7.2.Участие самих учеников в определении целей урока
7.3.Самоопределение школьников на результат урока
7.4.Определение учителем целей через соответствующие условия и
ситуации
7.5.Использование целей в качестве показателей оценки деятельности на
уроке
8. Учащиеся
8.1.Уровень мотивации и познавательная активностьанализ урока
8.2.Степень влияния учащихся на цели, содержание и методы работы
8.3.Наличие оценочной деятельности самих учеников
8.4.Участие учеников в диалоге, дискуссиях
8.5.Создание школьниками собственных образовательных продуктов
9. Учитель
9.1.Направленность на стратегию сотрудничества на уроке
9.2.Владение знаниями по предмету, умение пробудить интерес к теме
урока
9.3.Умение создавать образовательные ситуации развивающего типа
9.4.Умение гибко реагировать на изменение ситуации в классе
9.5.Речь (темп, дикция, образность, эмоциональность, грамотность
10.Содержание урока
Научность и доступность для учащихся, связь с жизнью
Наличие проблемных ситуаций
Учет субъективного опыта учащихся
Наличие деятельностного содержания урока
Наличие образовательных продуктов учащихся
10.1.
10.2.
10.3.
10.4.
10.5.
11.1.
11.2.
11.Организация урока, формы, методы и средства обучения
Общая атмосфера урока
Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм
работы
11.3.
11.4.
11.5.
Преобладание активных методов обучения
Обеспечение деятельности учащихся необходимыми материалами
Валеологическая оценка урока
12.Результат урока
12.1.
12.2.
12.3.
12.4.
Степень оригинальности образовательных продуктов учащихся
Участие учеников в оценке деятельности и результатов уроков
Обнаружение школьниками нерешенных ими проблем
Наличие самоопределения учащихся на дальнейшую работу по
теме
12.5.
Степень удовлетворенности уроком учащихся и самого учителя
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. – Ростов
н/Д: ТЦ «Учитель», 2001 – 71 с.
Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ урока. М., 1999.
Симонов В.П. Педагогическая практика в школе. – М.: Московский
психологосоциальный институт. 2000. – 180 с.
ПАМЯТКА ДЛЯ САМОАНАЛИЗА ЗАНЯТИЙ
А. Каков был замысел, план проведенного занятия и почему?анализ урока
7. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
7.1.Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
7.2.Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
7.3.Как он (урок) работает на последующие уроки, темы, разделы (в том
числе другие предметы)?
7.4.Как были учтены при подготовке к уроку программные требования,
образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?
7.5.В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особые
предназначения?
7.6.Как (и почему?) была выбрана именно предложенная форма занятия (и
тип урока)?
8. Какие особенности учащихся, класса были учтены при подготовке к уроку
(и почему именно эти особенности)?
9. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
10.Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
11.Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия
учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание,
такие методы, средства, формы обучения?
12.Какие условия (социальнопсихологические,
учебноматериальные,
гигиенические, эстетические, темпоритмические) были созданы для
проведения урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с
данным планом в ходе урока, если – да, какие, почему и к чему они
привели?
В. Удалось ли:
Решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные
задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
Избежать перегрузки и переутомления учащихся?
Сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение,
самочувствие? Какова общая самооценка урока?
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы
неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало
бы сделать иначе, подругому?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?анализ урока
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОЛНОГО АНАЛИЗА УРОКА
VII. Анализ цели урока:
Вопросы для анализа:
1. Правильность и обоснованность цели урока с учетом:
h) Программных требований
i) Содержания материала
j) Необходимого уровня знаний и умений учащихся
k) Места урока в системе уроков по данной теме
l) Подготовленности класса
m) Возможностей самого учителя
n) Прогнозов на конечный результат обучения.
2.Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих
форм и методов.
3. Степень достижения поставленной цели.
VIII. Анализ структуры и организации урока:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Соответствие структуры урока его цели и типу.
Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.
Целесообразность распределения времени по этапам урока.
Рациональность использования оборудования кабинета.
Научная организация труда учителя и учащихся.
Организация начала и конца урока.
Оптимальный темп ведения урока.
Наличие плана и степень его выполнения.
IX. Анализ содержания урока.
Вопросы для анализа:
Соответствие содержания урока требованиям стандарта.
Логичность изложения.
3.
4.
5.
6.
Доступность изложения (соответствует ли уровень
изложения материала учителем понимания содержания учениками).
Научность изложения (соответствует ли уровень сложности
изложения материала учителем уровню сложности изложения в
учебнике).
Выделение ведущих идей по данной теме.
Связь содержания урока с жизнью, профессиональная
направленность материала.анализ урока
7.
ученика.
Связь содержания урока с потребностями и интересами
8.
Формирование самостоятельного мышления активной
учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами
самого материала урока.
Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).
X.
Вопросы для анализа:
1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом:
а) Темы урока
б) Цели урока
с) Возможностей класса
д) Возможностей самого учителя
е) Учебноматериальной базы
Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Формирование у учащихся новых понятий (как учитель
определил новые понятия для данной темы и как определил, являются
ли данные понятия для учащихся действительно новыми).
Актуализация опорных знаний (как учитель работает с
разнообразными точками зрения по теме урока).
Качественное освоение нового материала (как определяется
учителем качество освоения).
Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО).
Организация учителем самостоятельной работы учащихся
(характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ,
вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и т.д.).
Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция,
эмоциональность изложения, точность использования специальной
терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на
учащихся.
XI. Анализ работы учащихся на уроке.
Вопросы для анализа:
1. Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.
Интерес к теме или уроку.
3. Владеют ли учащиеся приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда
на уроке.
4. Выполнение учашимися единых требований (есть ли требования учителя
к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли
данные требования едиными для всех предметников вашей школы).
5. Наличие навыков самоконтроля.анализ урока
6. Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний,
умение вычленить главное, применять знания и умения в различных
ситуациях).
7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность
суждений.
8. Культура межличностных отношений.
9. Реакция на оценку учителя.
XII. Анализ домашнего задания.
Вопросы для анализа:
Методы и приемы проверки домашнего задания.
Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели
1.
2.
и осознание этих целей учащимися.
3.
4.
закрепляющий, развивающий, дифференцированный).
5.
6.
7.
Посильность домашнего задания для всех учащихся.
Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.
Методика задания на дом, инструктаж.
Объем домашнего задания (чем определяется).
Характер домашнего задания (тренировочный, творческий,