Материал к уроку краеведения Туркестанской области по теме:"Культурно- исторические традиции моего края"
Оценка 5

Материал к уроку краеведения Туркестанской области по теме:"Культурно- исторические традиции моего края"

Оценка 5
Разработки уроков +1
docx
Междисциплинарный 3
5 кл—7 кл
03.08.2018
Материал к уроку краеведения Туркестанской области по теме:"Культурно- исторические традиции моего края"
Культурно-исторические традиции. Слово “культура” - латинского происхождения. В переводе оно означает “возделывание”. Под словом “культура” можно понимать все достижения человека в различных областях деятельности: в строительстве, науке, литературе, музыке, живописи, хозяйстве и др. Различают две крупные составные части культуры. Это материальная и духовная культуры.
2. Культурно- исторические традиции.docx
§2 Культурно-исторические традиции. лово “культура” ­ латинского происхождения. В переводе оно означает          С “возделывание”. Под словом “культура” можно понимать все достижения человека в  различных областях деятельности: в строительстве, науке, литературе, музыке, живописи,  хозяйстве и др. Различают две крупные составные части культуры. Духовная Под материальной культурой мы понимаем создание материалов и предметов из них. Например: кирпичи, бетон, сталь, железо, пластмассы, стекло ­ это материалы. Из них человек делает станки, детали. Строит дома, дворцы, города. Всё это относится к материальной культуре. Духовная культура ­ это произведения, возникшие в ходе мыслительной и чувственной  деятельности человека. Их не всегда можно потрогать руками. Это музыка, поэзия,  научные открытия, живопись, театр, образование, традиции, обычаи. Как правило, в результате духовной (мыслительной) деятельности человека появляются новые образцы материальной культуры. Например, художник задумал написать картину,  используя краски, кисти, холст. Он воплотил свои замыслы и появилась картина. Архитектор, создавая проект нового здания, сначала представил его в своём  воображении. Потом произвёл расчёты, выполнил чертежи, по которым строители  построили красивое здание. В Казахстане сохранилось много памятников материальной и духовной культуры, которые  достались нам в наследие от мастеров прошлого. Жители Южного Казахстана являются хранителями древних народных ремесел. Одно из  них сооружение жилищ, которое существует уже тысячелетия. Жилище   человека   всегда   являлось   показателем   культуры   народов,   показателем развития хозяйства. В древнейшие времена человек использовал для своего "дома” природные сооружения. Одним из первых жилищ являлась пещера. Например, в горах Каратау, учёные обнаружили пещеру, в которой люди жили 6-8 тысяч лет назад. Здесь были найдены орудия труда из камня, а также кости животных, которых человек использовал в пищу. Если люди жили на равнине, для жилья они использовали землянки. В земле они вырывали углубление, сверху его накрывали ветками деревьев и шкурами животных.Постепенно человек научился строить более сложное жильё. В районах, где росло много деревьев, стали строить дома из брёвен. В горных районах использовали камень. В степях использовали землю(глину) для строительства домов и целых городов. Постепенно, строители стали возводить более сложные жилища. Их стали украшать. Они становились всё более  удобными. За последние десятилетия появились новые строительные материалы. Дома  стали более высокими. Население городов увеличивалось, земли для строительства  в городах становилось меньше. Появились дома­небоскребы высотой до 200­300  метров и даже больше. Архитекторы сегодня создают красивые здания, которые  украшают города. В казахской степи, там,  где раньше в качестве жилищ использовались дома из  глины и юрты, выросли прекрасные, современные города и благоустроенные  посёлки. Традиционным жилищем казахов является юрта. Юрта легко собирается и  разбирается. Юрта В условиях жизни, когда часто приходится переезжать с места на место, в поисках лучших пастбищ для скота ­ юрта . незаменима. Она состоит из нескольких основных частей: кереге ­ решётчатая круглая основа; уыки ­ длинные жерди (палки), поддерживающие свод; шанырак ­ круглое отверстие в сводчатом потолке на деревянной с перекрестием основе. На кереге и уыки крепится войлок. Это позволяет сохранять тепло в юрте даже в  самые суровые зимы, а летом удерживать прохладу.Казахкая юрта (кииз уй) ­ считается  самым удобным жилищем среди всех народов, которые занимаются кочевым  скотоводством. У казахов всегда ценилась белая юрта (ак уй). Она была больше по  размерам и покрывалась белым войлоком. Такую юрту могли иметь только состоятельные  люди. Основная масса населения проживала в тёмных юртах (кара уй). Они были  поскромнее и меньших размеров. Интересно, что для молодожёнов ставили отдельные юрты. Они были маленького размера и назывались ­ отау уй. Существовали разновидности юрт для походов (жо­ лама уй), юрты  для пастухов (без кереге) ­ кос. В центре юрты устраивался очаг. Юрта была украшена орнаментами. Для  человека юрта олицетворяла целый мир. Лежа ночью, глядя сквозь шанырак на  звёздное небо, человек уносился в мечтах далеко за пределы своего жилища.  Сколько детей выслушали долгими, зимними вечерами, сидя возле огня в юрте,  сказок, легенд, рассказов. Для казахов юрта ­ это родное жилище ­ такое же как для русских изба, для  индейцев вигвам, для арабов шатёр. Юрта ­ это мир в доме. Юрта ­ это беззаботное  детство. Юрта ­ это счастливая старость. У многих народов существует приветствие, которое звучит примерно так:“Мир вашему дому.” Мы тоже можем сказать:»Мир  нашей юрте”, подразумевая под этими словами и мир в юрте, и мир в нашей стране.  Неслучайно на гербе Казахстана изображен элемент юрты ­ шанырак. Мы все живём на одной земле, под одним небом, в одном доме ­ Республике  Казахстан. Задания : 1. Подумайте и дайте ответ на вопрос:»Почему юрту называют  самым удобным жилищем для скотоводов».  2. Выполните рисунок или компьютерную графику на тему:»Как я  представляю жилище человека в будущем» или «Город будущего» 3.объясните ваши рисунки.

Материал к уроку краеведения Туркестанской области по теме:"Культурно- исторические традиции моего края"

Материал к уроку краеведения Туркестанской области по теме:"Культурно- исторические традиции моего края"

Материал к уроку краеведения Туркестанской области по теме:"Культурно- исторические традиции моего края"

Материал к уроку краеведения Туркестанской области по теме:"Культурно- исторические традиции моего края"

Материал к уроку краеведения Туркестанской области по теме:"Культурно- исторические традиции моего края"

Материал к уроку краеведения Туркестанской области по теме:"Культурно- исторические традиции моего края"

Материал к уроку краеведения Туркестанской области по теме:"Культурно- исторические традиции моего края"

Материал к уроку краеведения Туркестанской области по теме:"Культурно- исторические традиции моего края"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.08.2018