В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название «обмирщение» культуры (от слова «мирской» — светский).
Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей — в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул.). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т. д. Расширению политических и культурных связей с странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.
4.Русская культура XVII века.docx
Русская культура XVII века.
В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием
ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую
культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот
процесс получил в литературе название «обмирщение» культуры (от слова
«мирской» — светский).
Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем
западное, «латинское» влияние. Московские правители XVII в., стремясь
ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев,
заставляли их селиться подальше от москвичей — в специально
отведенной для них Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул.). Однако
новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси.
Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься
дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники,
мануфактурном производстве и т. д. Расширению политических и
культурных связей с странами Западной Европы способствовало
воссоединение Украины с Россией.
География:
1.1632г. – казаки добрались до Лены, основали Якутск; Елисей Буза открыл
Яну, Индигирку, а Копылов добрался до Охотского моря (1639г.)
2. 1643г. Колесников дошёл до Байкала
3.16431646г. В. Поярков: экспедиция на Амур.
4.1648 г. – С. Дежнев: выход к проливу между Азией и Северной Америкой (за
80 лет до В. Беринга).
5.16491651 гг. Е. Хабаров: карта Приамурья; 4.В. Атласов: Камчатка и
Курильские острова;
6. 16751678гг. – экспедиция в Китай О.Н. Спафарий, составлено «Описание
первыя части Вселенныя, именуемой Азии», «Сказание о великой реке Амуре».
7.16921695гг. – голландец Исбрант Идес составил описание части России в
районе границы с Китаем.
8. 16971698 гг. в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и
Курильские острова.
9.1690г. морской офицер Дубровин составил карту Туркестана. Первая карта
Московского государства была составлена на рубеже 16 – 17 веков, 1640г.
«Роспись сибирским городам и острогам», а в 1672г. «Чертёж Сибирской
земли».
Учебные пособия: 1. «Букварь» Бурцева (1651 г.) 2. «Грамматика»
М.Смотрицкого 3. «Букварь Истомина» 4.Таблица умножения «Считание
удобное» (1682).
Учебные заведения: 1687г. Славяно – греко латинская академия. В 1687 г. в
Москве было основано первое высшее учебное заведение — Славяногреко
латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики,
диалектики, философии ... до богословия». Возглавили Академию братья
Софроний и Иоанникий Лихуды (после ссылки Лихудов 1701г. Академия
пришла в упадок), ученыегреки, окончившие университет в Падуе (Италия).
Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В.
Ломоносов.
Особенности
культуры
XVII века.
Наука и
просвещение
Литература Жанры: житие, исторические повести, сатира, драматургия, публицистика.
Житие:1. «Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное им самим».
Историческая повесть: 1. «Сказание Авраама Палицына» (о Смуте); 2. «Повесть об Азовском осадном сидении» (победа над турками 1641г.)
Сатира: 1. «Повесть о Ерше Ершовиче»; 2. «Повесть о Шемякином суде»; 3.
«Калязинская челобитная» (высмеивается монастырь)
Драматургия: основатель Симеон Полоцкий. 1. «О Навуходоносоре царе»; 2.
«Притча о блудном сыне»
Публицистика: 1.Ю. Крижанич: «Думы политичны» (идея: социальный мир и
смягчение угнетения); 2. С. Полоцкий: «Политика». Идея: цель
самодержавного правления – установление равноправного суда монарха над
всеми поддаными.
Стили:
1. начало 30ые годы XVII века – шатровый стиль;
2. 40ые 70ые годы XVII века – «нарышкинское» (московское) барокко: а)
чёткость; б) симметричность; в) многоярусность; г) сочетание красного и
белого кирпича. Архитекторы: Т. Константинов, Т.Шарутинов, Л.Ушаков,
Б.Огурцов. Архитектурные памятники: 1.Кремлёвский Теремной дворец;
2.Воздвигнут шатёр над Спасской башней Кремля в Москве; 3. Церковь Покрова
в Филях (барокко); 4.Дворец Алексея Михайловича в Коломенском (деревянный;
Петров и Михайлов).
3.XVII в. – «русское узорочье» художественный приём, связанный с
многообразием применяемых красок, форм, сюжетов, декоративность линий.
Образец: Теремной дворец. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно
любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками
окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные
«солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое
обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли
«каменным узорочьем, дивным узорочьем».
Симон Ушаков (стремился «выписать» детали, придать объём).
Произведения: 1. «Троица»; 2.Спас Нерукотворный 3.Картина «Насаждение
древа государства» XVII век: появляются парсуны – портреты. Наиболее
известная – изображение М.В. Скопина – Шуйского.
1672 г. – придворный театр.
Архитектура
Архитектур
а
Живопись
Театр
Церковь Покрова в Филях (1693г.)
Город – Москва
Правитель – Иван и Петр Алексеевичи
Архитектурный стиль – «нарышкинское»
барокко.
Церковь является образцом нарышкинского
барокко, в котором многоярусность
традиционного русского деревянного
зодчества сочеталась с западноевропейским
по стилю декором.
Теремной дворец Михаила Федоровича (1935
1935 гг.)
Архитекторы Б.Огурцов, А. Константинов, Т. Шарутин,
Л.Ушаков.
Город – Москва, Кремль.
Правитель – Михаил Федорович.
Деревянный дворец Алексея Михайловича в
селе Коломенском.
Живопись
Симон Ушаков – иконописец. Отказался от традиционного «византийского» изображения
схематичных плоскостных бестелесных образов и стремился придать им сходство с реальной
жизнью, придать объем. Произведения: 1. «Троица»; 2.Спас Нерукотворный 3.Картина
«Насаждение древа государства» 4. «Богоматерь Владимирская»
«Спас нерукотворный» «Тайная вечеря» «Насаждение древа государева» «Троица ветхозаветная» «Богоматерь Владимирская»
Парсуны – портретные изображения. Они во многом похожи на иконы, но в них уже проглядываются
реалистичные черты. Самыми известными парсунами являются изображения Ивана Грозного, князя
СкопинаШуйского, царей Федора Ивановича и Алексея Михайловича, Никона.
Федор Иванович Алексей Михайлович Никон СкопинШуйский
Иван Грозный
Материал по истории "Русская культура XVII века"
Материал по истории "Русская культура XVII века"
Материал по истории "Русская культура XVII века"
Материал по истории "Русская культура XVII века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.