Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
Оценка 4.8

Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)

Оценка 4.8
Контроль знаний +4
docx
обществознание
10 кл
30.05.2017
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
Публикация является частью публикации:
Семейное право 10 класс (2).docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО»  Тема: «Семейное право» 1. Требования к результатам изучения темы Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов личностных: ­ осознание значимости правового регулирования семейных отношений; ­ понимание важности юридического оформления брака; метапредметных: ­ умение устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях семейных правоотношений,  имеющих определенные юридические последствия; ­ способность давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов  семейного права и приводить нормы соответствующей отрасли права, регулирующей  проявляющиеся в этом поведении семейно­брачные отношения; ­ умение строить рассуждения, раскрывающие смысл высказываний о юридической стороне брака; ­ умение выполнять познавательные проблемные задачи на правовом материале; предметных: ­ знание базовых понятий «семейные правоотношения», «семейное законодательство», владение  понятиями «семья», «брак», «усыновление», «опека», «попечительство»; ­ знание правовых основ семейно­брачных отношений; ­ целостное представление об основных нормах семейного права; ­ умение применять знания основных норм семейного права в ситуациях повседневной жизни. Задачи занятия: ­ познакомиться с Семейным кодексом и основами семейного права; ­   конкретизировать   теоретические   представления   о   порядке   и   условиях   заключения   и расторжения брака, определить личные и имущественные права и обязанности супругов, родителей и детей в семье; ­ довести до учащихся специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений. Оборудование   урока:  компьютер,   проектор,   экран.   Обществознание:   учебник   для учащихся   10   кл.   общеобразовательных   учреждений:   базовый   уровень/(Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014. Тип   урока:  урок   изучения   нового   материала   в   форме   лабораторно­практического занятия. Формы работы: Работа в группах, использование элементов технологии критического мышления. 2. План изучения нового материала. 1. Что такое семейное право? 2. Условия вступления в брак и препятствия к заключению брака.  3. Права и обязанности супругов  4. Права и обязанности родителей и детей  Ход урока I. Вводная часть. Мы продолжаем работать над темой “Права человека и гражданина”. Изучая эту  большую тему, мы с вами знакомились с некоторыми аспектами важных документов и  законов. ­Кто может назвать эти документы? ­ Да, это  Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка,  Конституция РФ, первичное знакомство с международным гуманитарным правом. II. Изучение нового материала. 1. Сообщение темы и цели урока. ­Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам послушать мелодию. Звучит марш Мендельсона. Думаю, всем вам знакома эта мелодия, знаменитый марш Мендельсона. В каких  случаях он звучит? ­Сформулируйте   тему урока. ­Да, тема нашего урока «Семейное право». ­Исходя из темы урока, определим   цели урока. Что мы узнаем, на какие вопросы мы можем получить ответы? Для чего нужна отрасль «Семейное право»? (Для решения проблем в семье.) Хотели бы вы научиться решать семейные проблемы, которые могут возникнуть и в ваших семьях?  ­ На сегодняшнем уроке мы познакомимся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотрим некоторые проблемы, возникающие на различных этапах существования  семьи, попытаемся сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов,  родителей и детей. Что такое семья мы с вами говорили в предыдущем учебном году, темы материального благополучия семьи, нравственной основы семьи будем обсуждать в  дальнейшем. (слайд). ­В течение урока вы будете оценивать свою работу  с помощью карточек самооценки,  которые находятся у вас на партах. ­Сейчас вы будете работать в группах 2. Учитель организовывает самостоятельную работу учащихся в группах с тестом  учебника. Выполнение учащимися заданий.  Группа № 1. Прочитать часть пункт параграфа: “Что такое семейное право” стр. 253 ­254  Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к  аргументации ответа на вопрос, подготовить формулировку (если это необходимо)  определений терминов и понятий. (5­6минут).  Вопросы:   Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ.  В чём сущность, цели и принципы семейного права?  Что такое семейное право?   Что является основным источником семейного права?   Каковы основные цели семейного законодательства?   Что составляет основу правового регулирования определяет и его основные  принципы семейного права?  Сформулируйте определение понятия семейное право. Группа № 2. Прочитать пункт параграфа “ Вступления в брак и расторжение брака” стр.254 ­256 . Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к  аргументации ответа на вопрос, подготовить формулировку (если это необходимо)  определений терминов и понятий. (5­6 минут).  Вопрос:   Каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению?  Сформулируйте определение понятия брак, брачный возраст. При ответе использовать статьи Семейного кодекса.  Группа № 3. Прочитать пункт “ Права и обязанности супругов”. Стр. 256 – 258 Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к  аргументации ответа на вопрос, подготовить формулировку (если это необходимо)  определений терминов и понятий. (5­6минут).  Вопрос:   В чем суть личных и имущественных правоотношений супругов?   Каковы имущественные права супругов?  Каковы личные неимущественные супругов?  Сформулируйте определение понятия законный режим имущества супругов.   Каковы условия решения имущественных вопросов после разводов супругов?  Что такое брачный договор? Сформулируйте определение понятия  брачный договор,  договорной режим супружеской  собственности Группа № 4. Прочитать пункт “Права и обязанности родителей и детей”. Стр. 258 ­ 260  Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к  аргументации ответа на вопрос, подготовить формулировку (если это необходимо)  определений терминов и понятий. (5­6 минут).  Вопрос: Что понимается под родительскими правами?  Какими правами и обязанностями  обладает ребенок? Почему семья является приоритетной формой воспитания детей?  ­ Заканчиваем работу в группах. Предлагаю каждой группе представить свои выводы по  предложенным заданиям. Остальные группы, опираясь на информацию, полученной от  выступающей группы, должны будут ответить на вопросы 3. Заслушивается отчёт группы №1 о работе. По ходу отчёта и подведение учителем итогов учащиеся заполняют опорную таблицу для записей на уроке по теме “Семейное право”.   (слайд) Учитель Вариант ответа в тетради: Семейное право ­ совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между  людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей. Вариант ответа в тетради: Семейное право ­ совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между  людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей.  (слайд). Цели семейного законодательства:    укрепление семьи и построение семейных отношений на основе любви и уважения,  взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов; обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и их  защита, не допущение произвольного вмешательства кого­либо в дела семьи. Основные принципы: добровольность брачного союза; равенство прав супругов в семье;  разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; приоритет семейного  воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии; обеспечение приоритетной  защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи. (Слайд) Основной источник ­ Семейный кодекс Российской Федерации, введенный в действие в  1996 г. Учитель . Вопросы к классу.  Что такое семейное право?  Что является основным источником семейного права?   Каковы основные цели семейного законодательства?  (слайд) ­ Группа №1 оцените свою работу в соответствии с материалом, предложенном на слайде.  Все ли вопросы вы раскрыли?  4. Заслушивается отчёт группы №2 о работе (слайд) Учитель ­ Группа №2 оцените свою работу в соответствии с материалом, предложенном на слайде.  Все ли вопросы вы раскрыли? ­ А теперь для закрепления данного материала попробуем решить следующие задачи:  (Слайды)  5. Заслушивается отчёт группы №3 о работе.  ( слайд) . Учитель: ­ Группа №3 оцените свою работу в соответствии с материалом, предложенном на слайде.  Все ли вопросы вы раскрыли? решаем правовые задачи.  Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод,  разбитое корыто, хижина) старика и старухи ­ героев “Сказки о рыбаке и рыбке  А.С.Пушкина. Объясните, почему.  (старику достался бы невод (предмет его профессиональной деятельности), старухе – разбитое корыто. Хижину поделили бы так: один из супругов, скорее всего старуха (как женщина) осталась бы в ней жить, а старику присудили бы половину ее стоимости в  деньгах.)  Татьяна составила с Олегом брачный контракт, согласно которому все имущество,  купленное в браке, принадлежит Тане и останется за ней после развода. Однако через 2  года совместной жизни супруги развелись, и Олег потребовал, чтобы недвижимое  имущество было разделено поровну. Он ссылался на нормы СК РФ. Как разрешить  конфликт?  (Конфликт будет решен на основании брачного контракта.)  3. Жена продала своей знакомой картину, которая являлась совместной собственностью  супругов. Муж потребовал возврата картины и, получив отказ, обратился с иском в суд о  признании сделки недействительной. В процессе судебного разбирательства он доказал, что знакомая, которая часто бывала в их доме, знала о его возражении против продажи  картины, т. е. действовала недобросовестно. Подумайте, какое решение примет суд. Аргументируйте ответ. Каковы юридические  последствия этого решения? 5. Заслушивается отчёт группы №4 о работе.  ( слайд №24 ­ 26) Учитель ­ Группа №4 оцените свою работу в соответствии с материалом, предложенном на слайде.  Все ли вопросы вы раскрыли? : решаем задачу. Пятнадцатилетняя Ольга как­то заявила своим родителям: “Вы обязаны обеспечить мне  достойную жизнь. Я должна, как Светлана {ее лучшая подруга), заниматься с  репетиторами, ходить на дорогостоящие курсы английского языка, ездить отдыхать за  границу...” Родители попытались объяснить дочери, что у них нет таких средств, как у отца Светланы,  директора одного из крупнейших российских банков. В ответ Ольга процитировала статью  27 Конвенции о правах ребенка, где говорится о признании права ребенка на уровень  жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и  социального развития. Решение этой задачи Конвенция возлагает прежде всего на  родителей. “Почему же вы ее не решаете?” — обиженно спросила она и вышла из комнаты. Выскажите ваше мнение, права ли Ольга. Ответ поясните. Если бы вы были родителями  Ольги, что возразили бы дочери? Как поступили бы в этой ситуации? Почему? ­Подведем итоги нашего урока. ­ Назовите тему нашего урока. ­На какие вопросы мы должны были ответить в течение урока? ­На все ли вопросы мы получили ответы? ­Давайте повторим. Закрепление. Слайды Рефлексия. Что показалось вам на этом уроке особенно неожиданным? Что бы вам хотелось взять на  вооружение и использовать в своих личных отношениях? III. –Теперь я предлагаю оценить вашу работу на уроке. Самооценивание  и оценивание групп (заполнение карточки) IV. Домашнее задание. Слайд Группа № 1. Прочитать часть пункт параграфа: “Что такое семейное право”  стр.253 ­254  Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к  аргументации ответа на вопрос, подготовить формулировку (если это необходимо)  определений терминов и понятий. (5­6минут).  Вопросы:   Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ.  В чём сущность, цели и принципы семейного права?  Что такое семейное право?   Что является основным источником семейного права?   Каковы основные цели семейного законодательства?  Что составляет основу правового регулирования, определяет основные принципы  семейного права?  Сформулируйте определение понятия семейное право. Группа № 2. Прочитать пункт параграфа “ Вступления в брак и расторжение брака” стр.254 ­256 . Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к  аргументации ответа на вопрос, подготовить формулировку (если это необходимо)  определений терминов и понятий. (5­6 минут).  Вопросы:   Каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению?  Сформулируйте определение понятия брак, брачный возраст. При ответе использовать статьи Семейного кодекса.               УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА            Статья 10. Заключение брака • • 2. 3. 4. 5. 1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. 2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации  заключения брака в органах записи актов гражданского состояния. Статья 11 . Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по  истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния. При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту  государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения  месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной  угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день  подачи заявления. 2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для  государственной регистрации актов гражданского состояния.       3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован  в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них). Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины,  вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. 2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего  Кодекса. 1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. 2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам,  достигшим возраста шестнадцати лет.  *          Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом  особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть  установлены законами субъектов Российской Федерации. Не допускается заключение брака между:     лицами, из которых хотя бы одно лицо       уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей  линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными  (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического  расстройства • • • Группа № 3. Прочитать пункт “ Права и обязанности супругов”. Стр. 256 – 258 Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к  аргументации ответа на вопрос, подготовить формулировку (если это необходимо)  определений терминов и понятий. (5­6минут).  Вопросы:   В чем суть личных и имущественных правоотношений супругов?   Каковы имущественные права супругов?  Каковы личные неимущественные супругов?  Сформулируйте определение понятия законный режим имущества супругов.   Каковы условия решения имущественных вопросов после разводов супругов?  Что такое брачный договор? Сформулируйте определение понятия  брачный договор,  договорной режим супружеской  собственности Группа № 4. Прочитать пункт “Права и обязанности родителей и детей”. Стр. 258 ­ 260  Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к  аргументации ответа на вопрос, подготовить формулировку (если это необходимо)  определений терминов и понятий. (5­6 минут).  Вопросы:  1.Что понимается под родительскими правами? 2.  Какими правами и обязанностями обладает ребенок?  3. Почему семья является приоритетной формой воспитания детей?

Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)

Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)

Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)

Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)

Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)

Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)

Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)

Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)

Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)

Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)

Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)

Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)

Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)

Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)

Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)

Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)

Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)

Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)

Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)

Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017