Материал по социальному устройству Дагестана в XVIII в.
Оценка 4.6
Лекции
docx
история
9 кл
09.10.2019
В данном документе приведен материал по социальному устройству Дагестана на рубеже 18-19 веков, до и после завершения Кавказской войны и присоединения к Российской империи. Материал может выступать и как в качестве дополнительного к параграфу учебника, так и в виде самостоятельной лекции.
Соцустройство.docx
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДАГЕСТАНА в XVIII в
Данный период характеризуется дальнейшим развитием феодальных
отношений. Социальная структура общества подвергается определенным
изменениям. На верхушке иерархической лестницы находились владетели
ханы, шамхалы, уцмии и т.д., которые обладали политической властью и
земельными владениями. Следом за ними шли феодалы беки или бии,
которые подразделялись на несколько категорий. Различались младшие
представители ханских домов, которые владели частью наследственного
удела. Имелись служивые беки, находившиеся в вассальной зависимости от
ханов и получавшие от них земельные владения на правах условной
собственности. Особую прослойку составляли Карачи беки, представители
древних родов, чьи корни уходили к тем временам, когда в Дагестане еще не
имелось шамхалов, ханов и т.д. Низшую ступень этого сословия составляли
чанкабеки, дети правителей или беков от неравных браков с простыми
женщинами. Они имели право на имущество, завещенное им при жизни отца.
Если такового не имелось по смерти родителя, чанки не имели право
предъявлять претензии на наследство.
К высшему сословию относились представители верховных слоев
мусульманского духовенства кадии и муллы. Также сюда входило такое
сословие как первостепенные уздени, так называемые салауздени,
существовавшие во владениях Засулакской Кумыки и цимирдал у лакцев.
Основную часть населения Дагестана составляли лично свободные крестьяне
уздени. Данное сословие также не являлось однородным. Различались
богатые, средние и бедные уздени. Первые в своем положении приближались к
правящим сословиям. Бедные уздени примыкали к зависимым категориям
населения, являясь при этом юридически свободными. В аварских районах
различались уздени, находившиеся на службе у правителя и имевшие земли на
правах феодалов. Также имелись уздени, принадлежавшие к сельским союзам и владевшие мюльками. В кумыкских владениях существовали несколько
категорий узденей, которые имели некоторые различия в своем положении
круглые уздени, карауздени и азатуздени. Круглые уздени, так называемые
догерекуздени были лично свободными, но не имели собственной земли и,
вследствие этого, они попадали в зависимость от феодалов. Азат уздени или
вольноотпущенники формировались из освободившихся крепостных или
рабов. Существовало и зависимое население, обязанное различными налогами
и повинностями в пользу феодала. Здесь в наиболее тяжелом положении
находились крепостные крестьяне, находившиеся в личной и земельной
зависимости от феодала. Эта категория населения формировалась за счет
рабов, отпущенных на волю, закабалившихся узденей и различных
переселенцев. Низшую ступень общества занимали рабыкулы, лаги и
караваши.
В Дагестане существовало патриархальное рабство. Рабы являлись
придомными работниками, слугами, выполняли сельскохозяйственные
работы. Главными источниками рабства являлись войны, а также долговое
рабство. Рабами становились и те, кто совершал определенные преступления,
кто не мог выплатить штрафы или нуждавшиеся в покровительстве кровники.
Рабами могли владеть не только отдельные лица, но и целые джамааты,
тухумы. Собственниками рабов являлись не только представители высших
сословий, но и уздени. Раб находился в безраздельной собственности хозяина
и не обладал никакими гражданскими правами. В сельских обществах
положение было несколько иным. Существовали совершенно независимые
сельские союзы, все население которых было однородным узденским. Те же
сельские общества, которые были покорены феодалами, попадали от них в
зависимость. В тоже время во многих владениях Дагестана существовали две
части узденская и райатская. Первая не несла повинностей в пользу
правителя, в то время как вторая находилась в полной зависимости от них. Так было в Кайтагском уцмийстве. Но и в независимых сельских общинах
Дагестана существовало имущественное неравенство.
Большинство пахотных и пастбищных земель принадлежало общинной
верхушке. В этот период, как и в предыдущий, основной ценностью остается
земля. Существуют различные формы земельной собственности, но основной
становится частное землевладение, известное как мюльк. Мюльками
назывались частновладельческие земли, находившиеся как в собственности
феодалов, так и в собственности лично свободных крестьян. Сохранялось и
условное землевладение, которое существовало в трех видах: земли,
пожалованные на срок службы, земли, пожалованные в пожизненное
пользование и земли, пожалованные с правом передачи по наследству. В
последнем случае они превращались в мюльк.
Сохранялось и общинное землевладение. Ее представляли несколько
категорий земель это собственность нескольких общин, тухумная
собственность, собственность одной общины, собственность нескольких
политических образований. Крупным земельным собственником являлась
церковь, так называемые вакуфные земли, принадлежавшие мечетям.
Материал по социальному устройству Дагестана в XVIII в.
Материал по социальному устройству Дагестана в XVIII в.
Материал по социальному устройству Дагестана в XVIII в.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.